Регистрация / Вход
текстовая версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

США «не возражают», если войска Асада победят джихадистов самостоятельно
Рейдовые группы ИГ пользуются нежеланием сирийских солдат воевать
США проигрывают войну в Сирии: подконтрольные боевики снова подвели
США изложили России план по предотвращению конфликта между странами на территории Сирии
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Внешняя политика России - взгляд из Афганистана
13.05.17 10:08 ШОС и ситуация в Азии

В последнее два года отношения к России и российской внешней политике в мире меняется. Очевидно, мнения западной элиты по этому поводу отличается от взглядов представителей других стран. "Афганистан.Ру" решил поинтересоваться мнением афганской элиты по этому вопросу. В качестве первого собеседника на вопросы нашего кабульского корреспондента ответил молодой афганский политик, депутат нижней палаты парламента и один из лидеров движения "Роушнаи" Джафар Махдави.

Афганистан.Ру: Господин Махдави, после украинского кризиса и последующего роста напряженности в отношениях между Россией и западными странами заговорили о серьезных переменах в российской внешней политике, в частности, о повороте к Востоку. Как Вы оцениваете нынешнюю роль России в региональном раскладе?

Дж.М.: Оценить сегодняшнюю роль России в региональном политическом уравнении можно только в сравнении. Эта оценка будет зависеть от тех реалий, с которыми вы будете соизмерять нынешнее положение этой страны, от того, будет ли это сравнение с Советским Союзом, с периодом возникновения новой России, либо с ее мировыми конкурентами, такими как США, Европа или Китай. Моя краткая оценка России будет заключаться в сравнении ее только с двумя реальными и активными компонентами, а именно Соединенными Штатами Америки и новой Россией в первоначальный период ее существования.

В сравнении с Америкой прогресс России по-прежнему остается малозначимым в глазах мирового общественного мнения. Несмотря на то, что своими активными, прагматичными и решительными действиями в Грузии, Украине, Ливии, Сирии и других государствах эта страна смогла в краткие сроки продемонстрировать совсем иное, новое лицо в международной системе уравнений и стать первым и единственным государством, бросившим вызов дискурсу однополярного мира, который после окончания "холодной войны" и распада Советского Союза превратился в дискурс превосходства и гегемонии США, этот прогресс так и не превратился в факт, создающий у союзников России в мире и регионе ощущение "прочной безопасности". Это означает, что на практике ни мировая общественность, ни союзники России не рассчитывают на устойчивость дерзких подходов России в отношении противодействия мировой гегемонии и экспансионизму Америки. Отчего это происходит? В качестве ответа можно указать на несколько моментов.

Во-первых, России до сих пор не удалось отстоять тезис "всемирности и планетарности", в соответствии с которым она могла бы обосновать свои политические и военные действия в различных районах мира и региона. "Безопасность России", "безопасность стран СНГ", "поддержка интересов русских" и т.д. могут служить хорошим фундаментом и обоснованием лишь для отдельных политических шагов России, но не обосновывают тезиса всемирности. Универсальными понятиями и ценностями являются такие лозунги, как "социальная справедливость", "свобода", "демократия", "права человека", "свобода слова" и т.д., и в прошлом коммунистические режимы во главе с СССР в доброй половине мира, противопоставляя себя эксплуататорской капиталистической системе, вдохновлялись такими понятиями, как "справедливость и равенство". После распада Советского Союза новая Россия не оставила себе ничего от советских претензий на "равенство" и в то же время отказалась принять западный и американский дискурс. Это в определённой мере стало сюрпризом для США, которые, вынашивая идею однополярного мира, с помощью политических, военных, экономических и особенно культурных инструментов практически движутся в направлении "глобальной американизации". Для оправдания своих экспансионистских действий и военно-политического вмешательства в различных районах мира американцы используют такие понятия, как "демократия", "права человека", "свобода мнений и высказываний" и т.д. В тоже время ни для кого не секрет, что в практическом отношении Америка требует от других государств лишь подчинения и обеспечения американских интересов. Подобные политические режимы и правительства, будь они хоть монархиями, не признающими никакой демократии и прав человека, хоть авторитарными и репрессивными режимами, как арабские страны Персидского залива, всегда смогут расчитывать на абсолютную поддержку со стороны США.

Во-вторых, до сих пор сохраняется общемировая обеспокоенность неустойчивостью российского политического курса, в частности, в отношении Америки, что особенно ярко проявляется среди союзников России. Вопреки серьезной и решительной линии, которую Россия, особенно в последние годы, избрала в отношении американцев на мировом уровне, среди союзников и партнеров России по коалиции постоянно наблюдается скрытая озабоченность, связанная с высокой вероятностью российско-американской сделки, которая может быть продиктована совместными интересами России и союзников. И несмотря на предательство, совершенное США в отношении своих региональных приспешников, таких как Мохаммад Реза-шах в Иране, Хосни Мубарак в Египте, Зин эль-Абидин Бен Али в Тунисе и многих других стратегических приверженцев в Азии, Африке и Латинской Америке, уровень уверенности общественности в том, что Америка продолжит поддерживать своих союзников, в сравнении с уверенностью в продолжении поддержки российских союзников со стороны России, остается существенно более высоким. Время от времени, накануне встреч и переговоров высоких российских и американских лиц начинают раздаваться голоса, сообщающие о том, что Россия заключила с Америкой сделку по Сирии, Украине, Афганистану и т.д. Если попытаться глубже вникнуть в то, в чьих интересах ведутся подобные разговоры, можно легко заметить следы мощных американских медийных компаний или зависящих от Америки структур, которые занимаются распространением подобных слухов. В этом деле нельзя игнорировать эффективную роль СМИ, которые имеются в распоряжении США и их союзников и используются ими в качестве мощного инструмента воздействия на некоторую часть общественного мнения.

Безусловно, можно было бы перечислить множество других причин, объясняющих различное отношение общественности к Америке и России, в частности, упомянуть о разнице в экономических потенциалах этих двух стран, но эта тема вряд ли поместится в рамки данного краткого анализа.

Таким образом, подводя итог сравнению региональных позиций России и США, можно сделать вывод о том, что России удалось занять значимое место в региональном уравнении, но мировая общественность, тем не менее, так и не приобрела серьезной уверенности в более стабильном и устойчивом по сравнению с Америкой положении России в регионе.

Однако если сравнивать нынешнее положение России в регионе с ситуацией, существовавшей после распада СССР, следует признать, что налицо огромная разница. Едва дышавшая на советском пепелище новая Россия казалась бессильной политической системой, которая, окончательно распрощавшись с прошлой гордостью, вот-вот падет под напором капитализма и будет им успешно переварена. Но с приходом к власти президента Путина, особенно после его решительных и дерзких действий в Грузии, Украине, Сирии и Афганистане, ситуация изменилась. Россия стала не только реинкарнацией бывшего СССР, с его определяющей ролью в мировом политическом уравнении, но и единственным на сегодняшний день государством, сумевшим бросить вызов американскому дискурсу однополярности и сделать нас свидетелями зарождения нового миропорядка. Однако с учетом прихода к власти Дональда Трампа и распространения в Америке движения неоконсерваторов и традиционалистов, с их радикальными антироссийскими представлениями, а также с учетом позиции европейских государств,  для сохранения своего места в мире России придется столкнуться с многочисленными вызовами и трудностями. Эти вызовы потребуют особых мер политического и военного характера, касающихся как региональной, так и мировой безопасности.

Афганистан.Ру: По Вашему мнению, повлияют ли на региональный расклад сил последние переговоры министров иностранных дел России и США?

Дж.М.: С учетом позитивных и одобрительных высказываний Дональда Трампа в адрес президента Путина во время президентской предвыборной кампании в Америке и дальнейшей победы Трампа, мировая общественность ожидала начала дружбы и самых уникальных за всю международную историю отношений между этими двумя державами. Но в результате давления со стороны "неоконов" и традиционалистов, занимающих ключевые позиции в теневом правительстве США, на деле Трампу пришлось прибегнуть к неоднозначным мерам для того, чтобы доказать отсутствие у него каких бы то ни было отношений с Россией. К примеру, когда после ракетного удара американского флота по сирийской базе Шайрат, который помимо резкого протеста со стороны мировой общественности вызвал недовольство в самой Америке, у сына Трампа спросили, что он думает о последствиях этого шага, он ответил: "По крайней мере, теперь никто не станет называть моего отца агентом России!" Кризис неопределенности во внешней политике Трампа, усиление вербальной напряженности между властями двух стран, прецедент сброса американцами самой большой в мире неядерной бомбы в провинции Нангархар и доведения этого факта до сведения русских, а также констатация обеими сторонами самого низкого уровня взаимных дипломатических связей, – все это позволяет отчетливо ощутить атмосферу холода, воцарившуюся в американо-российских отношениях. Упомянутые спорные вопросы оказали сильное влияние на недавнюю встречу глав внешнеполитических ведомств США и России, и результаты этого переговорного процесса с учетом новой ситуации в региональном раскладе в краткосрочной перспективе представляются не слишком ясными.

Афганистан.Ру: Предвидите ли Вы изменения в региональной политике России?

Дж.М.: Присутствие и активные, особенно в последние годы, действия России в международных делах привели к утверждению статуса России в качестве мировой державы. Таким образом, можно надеяться, что современная Россия вступила на новый путь, призванный покончить с дискурсом американского "однополярного мира" и теорией "конца истории" Фрэнсиса Фукуямы. С учетом этой реальности и глубокого понимания российским руководством многоплановости и сложности заговоров и происков Америки, направленных против российских интересов, изменение региональной политики России вполне вероятно и предсказуемо. Дело в том, что сегодняшней России угрожают две опасности. Первая заключается в том, что западные, а конкретнее американские спецслужбы, подталкивают некоторые либеральные круги в России к модели "цветной революции". Вторая опасность исходит из распространения на территории России салафитского и ваххабитского мировоззрения. Обе эти угрозы чрезвычайно опасны для России.

Афганистан.Ру: После вмешательства России в урегулирование сирийского кризиса Москву стали называть близким союзником Ирана. Считаете ли Вы, что отношения этих двух государств носят стратегический характер?

Дж.М.: Да, поскольку даже при беглом взгляде на эту тему, с учетом исторического прошлого российско-иранских отношений, особенно после победы Исламской революции в Иране, становится понятно, что между этими государствами существует большой потенциал доверия, который способен превратиться в ценный капитал для создания стратегических отношений. После войны, навязанной Исламской Республике Иран Саддамом Хусейном, во время которой весь Запад и страны региона, явно или скрыто, приняли сторону Хусейна, Советы включили для Ирана "зеленый свет". В конфликте, связанном с иранской ядерной программой, Россия и Китай, в отличие от США, Англии и Франции никогда не поддерживали санкционные резолюции против Ирана. Более того, Россия и Китай сыграли позитивную роль в смягчении антииранских санкций. Когда в Сирии при поддержке западных и арабских стран набрала скорость волна террористических атак, дипломатического давления и антисирийских экономических санкций, именно Россия и Иран стали теми странами, которые, невзирая на тяжелые политические и экономические потери и ущерб собственной безопасности, встали на сторону сирийского народа. Ответное одобрение Ираном политики господина Путина и поддержка позиции России по Украине, эффективное и определяющее присутствие Ирана в Сирии, предоставление (впервые в истории Исламской Республики Иран) базы в Хамадане в распоряжение российских ВКС для операций против террористических группировок в Сирии – эти шаги Ирана также поспособствовали созданию большего доверия и укреплению стратегических отношений между этими двумя государствами.

Разумеется, было бы не совсем логично предполагать, что повестки дня и политические интересы России и Иран в регионе приведены в полное соответствие друг с другом. Но политическая ситуация и темпы изменений в военной области и сфере безопасности, а также экспансионистская политика и непредсказуемость действий НАТО, в особенности Америки, в различных регионах мира, в том числе на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, делают неизбежным избрание Россией и Ираном курса на стратегическое сотрудничество. С другой стороны, повышение российско-иранских отношений до стратегического уровня и углубление совместного фонда сотрудничества двух стран в долгосрочной перспективе могут улучшить ситуацию с безопасностью и в конечном итоге привести к достижению всеобщего справедливого мира.

Афганистан.Ру: После того, как Москва признала наличие контактов с талибами, в Кабуле заговорили о сближении России с Пакистаном по афганскому вопросу. Пока сложно судить о том, насколько эти отношения серьезные, чего нельзя сказать об отношениях между Тегераном и Москвой. Могут ли Иран и Россия стать такими же партнерами в афганском вопросе, какими они являются в Сирии?

Дж.М.: С учетом общих для этих стран вызовов и возможностей, а также сложности и опасности источника угрозы, противостоящей интересам обоих государств, российско-иранское сотрудничество по вопросу Афганистана может углубиться и стать более многоплановым и более значимым по сравнению с сотрудничеством по Сирии, по ряду причин.

Во-первых, Афганистан является точкой пересечения трех важных в плане геополитики, геоэкономики и геобезопасности регионов, а именно Ближнего Востока, Центральной Азии и Индийского субконтинента. Афганистан представляет собой естественную площадку, позволяющую контролировать Китай, Россию, Индию и Иран. Именно по этой причине американцы построили в этой стране весьма крупные и укрепленные базы, и, как нам представляется, Америка собирается присутствовать в Афганистане не десяток, а десятки лет. Очевидно, что чем выше будет степень напряженности и конфликта между интересами Америки и таких стран, как Китай, Россия, Индия, Пакистан и Иран, тем большее значение будет приобретать территория Афганистана.

Во-вторых, граница Афганистана с Ираном составляет около 1000 км, а с Центральной Азией, "задним двором" России, – почти 2 тысячи. С учетом роста напряженности в американо-иранских отношениях, присутствие угрозы в непосредственной близости от России и Ирана ощущается этими странами значительно острее, чем в случае с Сирией, и подталкивает их к более тесному сотрудничеству.

В-третьих, с учетом глубины стратегического влияния, которое Иран, используя культурные, политические и идеологические компоненты, оказывает на Афганистан, возможности, предоставляемые стратегическим сотрудничеством России и Ирана на территории Афганистана, могут обеспечить стабильность и прочную безопасность для Центральной Азии и, естественно, для России.

Афганистан.Ру: Внимание к первой встрече между Сергеем Лавровым и Рексом Тиллерсоном было приковано не только в западных странах. С Вашей точки зрения, какое влияние на ситуацию в регионе и ее развитие оказывает возможное сближение России с Западом?

Дж.М.: Приход к власти Трампа, с его оптимистичным и одобрительным взглядом на политику президента Путина, позволял надеяться на улучшение ситуации с миром и международной безопасностью. Но эти позиции были категорически неприемлемы для антироссийского неоконсерваторского и традиционалистского лобби в Сенате, Конгрессе, Пентагоне, ЦРУ и прочих исследовательских и интеллектуальных центрах Америки, таких как Совет по международным отношениям и другие подобные организации. На следующий день после победы Трампа на него стало оказываться явное и скрытое давление, призванное заставить его держаться подальше от России. Отставка Майкла Флинна и некоторых других советников Трампа, ужесточение тональности высказываний американских должностных лиц в адрес России и в довершение всего ракетная атака на базу Шайрат в сирийской провинции Хомс, предъявленные России обвинения в связях с "Талибаном", а также взрыв крупнейшей неядерной бомбы в афганской провинции Нангархар – эти факторы привели к такому охлаждению российско-американских отношений, что госсекретарь США Рекс Тиллерсон в конце своего визита в Россию признал, что отношения двух стран опустились до самой низшей точки. С учетом непредсказуемости внешней политики Трампа и становящегося все более агрессивным вмешательства США в различных районах мира, можно предвидеть рост напряженности в российско-американских отношениях. Напряженность между двумя странами может до некоторой степени и на короткое время уменьшиться лишь в том случае, если Россия в интересах США откажется от игры в таких районах, как Ближний Восток, Центральная Азия, Восточная Европа, Индийский субконтинент. Этого, разумеется, не может произойти в скором времени, и в долгосрочной перспективе мы увидим присутствие США и в других регионах мира, а также открытие американцами второго и всех последующих фронтов в самой России под предлогом защиты "демократии", "прав человека", "свободы слова", "гражданских организаций" и т.д. В случае реального возникновения подобной ситуации России будет трудно противостоять вмешательству США в свои внутренние дела.

И в прошлом, и сейчас односторонние действия Америки в регионе и мире и ее усилия по изменению режимов имели неблагоприятные последствия как для обществ и народов, так и для самих США. Тяжелые поражения Америки во Вьетнаме и Афганистане – это только два примера таких последствий. Однако попытки Обамы уйти от одностороннего подхода в сторону многосторонности имели ощутимые последствия для обеспечения безопасности региона и мира, и одним из примеров этих последствий стало мирное урегулирование иранского ядерного конфликта. Американская политика "государственного строительства" не только не развязывает узлы сложных проблем, но и ведет к дальнейшей политической дестабилизации и увеличению социальных противоречий. Примером этого является создание в Афганистане так называемого Правительства национального единства, которое в результате своей коррупционности, неэффективности, антиконституционных и дискриминационных действий довело страну до полного развала.

С другой стороны, США располагает большим количеством союзников, политических партнеров и военных баз в регионе и мире, тогда как у России на Ближнем Востоке есть только одна военная база в Сирии, которую не готовы принять американцы и Запад. Отчасти то, за что расплачивается Башар Асад, связано именно с присутствием России в Сирии. Поэтому свержение Асада будет означать потерю Россией первой и единственной военной базы в кризисном ближневосточном регионе и падение авторитета и престижа России в качестве главной мировой державы на Востоке. Даже последняя ракетная атака в сирийской провинции Хомс, последующее несогласие Америки с отправкой делегации для выяснения истинных причин происшествия, выдвижение в адрес России пустых обвинений и последующий взрыв крупнейшей неядерной бомбы в афганской провинции Нангархар могут расцениваться как послания, обращенные непосредственно к России и имеющие целью ослабление авторитета этой страны в мире и среди ее союзников.

Мне представляется, что американский план по сдерживанию амбиций России включает в себя два этапа. На первом этапе Россия должна будет лишиться авторитета среди своих стратегических союзников в регионе, и также должны быть поставлены под сомнение ее политические и военные возможности. Кстати, немало вопросов в этой связи возникает по поводу того, что во время ракетной атаки американцев на базу Шайрат не были задействованы российские зенитные комплексы С-300 и С-400. Второй этап будет заключаться в оказании прямого давления на Россию с использованием политических, дипломатических и экономических инструментов, а также доводов, связанных с безопасностью.

Афганистан.Ру: По мнению российских экспертов, афганский кризис не столь важен для России, как сирийская проблема, и именно в этом кроется причина низкой активности Москвы в Афганистане. Вы согласны с этим утверждением?

Дж.М.: Нет, отвечая на ранее заданные вопросы, я ясно указал на причины исключительной важности Афганистана в качестве источника вызовов или возможностей не только для России, но и для других государств.

Беседу вел Моджтаба Амири

 

 

 

Система Orphus: Если вы замeтили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» 1918. «Были пламенных лет»
» 21: Хочешь мира — готовься к войне
» 20: Победа — враг войны
» 19: Нет ничего более постоянного чем временное
» 18: Старый друг лучше новых двух
» 17: "Простите, часовню тоже я развалил?"
» 16: Шила в мешке не утаишь
» 15: Бойтесь своих желаний

 Новостивсе статьи rss

» ВБ предсказал триллионные потери мировой экономики из-за ранних браков
» ПАСЕ попытается изменить регламент для отстранения Аграмунта
» Трамп принял приглашение посетить Индию
» Три журналиста CNN уволились из-за статьи о связях Трампа с Россией
» Операторы ГТС Европы поддерживают Nord Stream 2
» Компьютеры на Украине поражены шифровальщиком #Petya
» Суд в Гааге признал частичную ответственность Нидерландов за резню в Сребренице
» Вертолет ВВС США впервые сбил БПЛА с помощью лазера

 Репортаживсе статьи rss

» Дебют Макрона, миттельшпиль Меркель и эндшпиль Мэй: итоги саммита ЕС
» Два взгляда на одно событие
» Нефтяная промышленность смирилась с низкими ценами на нефть
» Безвизовый режим Грузии с ЕС: неутешительные предварительные итоги
» "Русские министры" встали у руля китайской экономики
» США проигрывают войну в Сирии: подконтрольные боевики снова подвели
» Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР 1959 г.
» До чего довел Зимбабве бессменный президент Мугабе

 Комментариивсе статьи rss

» Непростое интервью с нобелевским лауреатом
» Бразильская звезда на международной арене померкла
» Макрон: «Я уважаю Путина»
» Энергетическая мощь России противоречит интересам США
» Время отсутствия стратегии
» Глобальным спекулянтам дали полгода на выход из российских активов
» Дети испанской войны в СССР
» У европейских любителей "снимать сливки" возникают проблемы

 Аналитикавсе статьи rss

» С широко закрытыми глазами: долгое эхо гражданской войны в Таджикистане
» Грабитель с дальними целями
» Проблема англо-американской демократии
» Природные ресурсы и геостратегия
» США отделяют от рецессии всего лишь несколько недель
» Иран хочет создать коридор через Сирию к Средиземному морю
» Большая Нефть и экономическая война
» Разведсообщество США спорит об утечках

 

 

 
текстовая версия © 2006-2016 Inca Group "War and Peace"