Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
О бедных грузинах замолвите слово
03.12.07 12:43 Кавказ: зона нестабильности

В настоящее время на островке демократии Южного Кавказа, как принято называть в западных СМИ Грузию, наблюдается активная внутриполитическая жизнь, связанная с подготовкой к президентским выборам.

Вместе с тем, назначенные на 5 января 2008 года досрочные выборы президента Грузии, не являются данью моде или приверженностью руководства страны действующей конституции. Это вынужденная мера, которую предпринял действующий президент Грузии М. Саакашвили для снижения накала во внутриполитической жизни страны. А основными причинами обострившейся ситуации являются:

- тяжелая социально-экономическая ситуация в стране;

- низкий прожиточный уровень населения;

- рост коррупции;

- увеличение общего числа безработных;

- фактически дистанцирование официальных властей от нужд и потребностей населения

- применение против демонстрантов спецподразделений и спецсредств.

Итак, давайте остановимся на социально-экономическом развитии республики. На сегодня ситуация в Грузии по-прежнему оставляет желать лучшего. По многим параметрам социально-экономическая ситуация в республике является одной из самых напряженных.

Так, постоянно отмечается рост инфляции. Фактическая среднемесячная инфляция выросла с 0,43% в 2002 году до 0,70% - в 2006 году. А в 2006 году подскочила еще на 3,4%, составив 8,8%.


Годы20022003200420052006
Годовой уровень инфляции (%)5,47,07,56,28,8
Фактическая среднемесячная инфляция (%)0,430,560,600,500,70


Примечание: по данным департамента статистики министерства экономического развития Грузии.


По данным Агентства США по содействию развитию (USAID), в 2006 году ниже прожиточного минимума проживало около 61% грузин, а 23% эмигрировали за пределы своей страны.

При этом средняя заработная плата по республике в целом составляет около 80-100 долл. США. Размер средней пенсии колеблется в диапазоне от 30 до 45 долл. (1 долл. США/1,63 лари). Исключение составляет столица Грузии, где выплачивается надбавка пенсионерам за стаж и заслуги - в размере 10 лари.

В целом, отмечается снижение доли производства в ВВП республики. Она уменьшилась в 4 раза и составляет 12%, в то время как в 2001 г. этот показатель был равен 48%.

В среднем по стране выросли цены на электроэнергию (58,9%) и природный газ (31,3%). Вместе с тем во многих районах Грузии (преимущественно сельской местности) отсутствует электроэнергия.

Ситуация усугубляется ростом числа безработных, которые в стране с 4 млн. 401,3 тыс. человек по разным подсчетам составляют 50-65% трудоспособного населения. За чертой бедности находится около 20% населения Грузии.

Однако на фоне инфляции и низкого уровня жизни граждан страны, Тбилиси увеличивает ассигнования на свои Вооруженные силы - доля военных расходов в ВВП страны составила 4,9%.

Можно добавить, что в 2006 году Грузия заняла первое место среди стран СНГ, увеличив военный бюджет в пять раз (с 77 млн. до 341 млн. долл.). На 2007 год в бюджете было предусмотрено финансирование грузинской армии в размере 576 млн. долларов США. Подобное пристальное внимание М.Саакашвили к отечественным вооруженным силам и игнорирование нужд народа Грузии стали катализатором протестных настроений среди населения, направленных против М.Саакашвили.

Принимая во внимание последние события, связанные с активизацией оппозиционных общественно-политических движений и массовых демонстраций, рейтинг действующего президента стал постепенно падать.

Однако разгон демонстрантов с применением слезоточивого газа, использование полицейскими дубинок и резиновых пуль, отключение от эфира оппозиционного телеканала, введение чрезвычайного положения, в конечном счете, сыграли на пользу оппозиции, которая, заручившись поддержкой у международного сообщества, взяла инициативу в свои руки.

Нежелание М.Саакашвили идти на диалог с оппозицией еще больше обострило ситуацию в стране, а применение силы - усугубило ее до критического уровня. Вполне вероятно, что президент Грузии ищет поддержки из-за рубежа. Но зарубежные коллеги не спешат помогать М.Саакашвили. Ясно, что пассивная позиция, занятая заинтересованными странами, является подтверждением, что у президента Грузии есть как союзники, так и противники, которые уже начали борьбу за распределение зон влияния.


В последнее время становятся очевидными основные направления внешнеполитической деятельности Тбилиси. Активные действия, совершаемые официальными властями Грузии можно условно поделить на два вектора:

1. американский;

2. российский.

Но это не значит, что только США и Россия являются теми странами, к которым апеллирует Тбилиси. В этом случае нужно четко обозначить, что для Тбилиси союзником является только Вашингтон, а Россия, со слов некоторых грузинских политических деятелей - потенциальным агрессором.

Сразу оговоримся, выбранные Тбилиси два направления, являющиеся наиболее целенаправленными и масштабными, приняли наиболее четкие контуры сразу после вступления на пост президента страны Михаила Саакашвили в 2003 году.

Конечно, его предшественник - Эдуард Шеварнадзе - тоже поддерживал своеобразные контакты с двумя великими державами, но сократить дистанцию между США и Грузией удалось во многом благодаря фигуре М.Саакашвили.

Итак, американский вектор.

Причины сотрудничества

Стоит отметить, что внешнеполитические интересы Тбилиси являются отображением внутреннего социально-экономического развития страны. А это состояние представляет собой удручающую картину.

Ни для кого не секрет, что экономика Грузии по многим параметрам является неустойчивой и подверженной разного рода катаклизмам, как на мировом уровне, так и на региональном. Этому способствовало слабая деятельность, а фактически бездействие руководства страны со времени развала СССР. В результате в Грузии наблюдается:

- резкий спад производства обрабатывающей промышленности;

- отсутствие сырьевой базы в виде богатых залежей углеводородов;

- низкий уровень (или фактически отсутствие) наукоемкого производства;

- отсутствие инновационных разработок;

- фактически ориентация страны на торговлю продукцией овощеводства и растениеводства.

Поэтому после вступления на высокую должность, президент Грузии, М.Саакашвили, не имея достаточно хорошо разработанной программы по выведению страны из кризиса и улучшению социально-экономического ситуации в Грузии, стал налаживать более тесные отношения с Вашингтоном, который, к слову, уже приложил немало усилий в процессе становления нового, лояльного США президента кавказской республики. И помощь не заставила себя ждать. Но проявилась она в специфической, пусть и традиционной с точки зрения Белого дома, форме.

Американская помощь

Вашингтон, действуя согласно разработанной стратегии расширения американского влияния на страны Кавказа, своим пристальным "вниманием" к Тбилиси пытался достичь сразу несколько целей.

Во-первых, он своей регулярной финансовой помощью правительству Грузии фактически сделал Тбилиси подконтрольным и зависимым от политики Белого дома.

Так, по данным ежегодника Jane's Sentinel Security Assessment, Russia and the CIS за последние десять лет США предоставили помощь Грузии на сумму около 1,3 млрд долларов США.

Особо отмечается финансирование Вашингтоном силовых структур Грузии. Так, по данным Центра АСТ, суммарный бюджет силовых ведомств в 2002, 2003 и 2004 гг. составил соответственно 54,3, 74,7 и 130 млн долл. США.

А в в 2005 году суммарный бюджет силовых ведомств вырос по сравнению с прошлым на 90%, достигнув 250 млн долл. США. При этом объем военной помощи США возрос более чем вдвое, до 74 млн долл.

Во-вторых, расширяя военно-техническое сотрудничество с Грузией, США таким образом ослабляют материально-техническую зависимость Тбилиси от Москвы, с одновременным расширением своего влияния на военную составляющую страны.

Принимая во внимание, что помощь кавказской республике проходила по трем направлениям: финансовое, материально-техническое, учебно-методическое, - можно сказать, что Вашингтон получил контроль и над грузинской военной компонентой. Судите сами, помощь Соединенных Штатов Грузии осуществляется по следующим основным программам:

- "Финансирование закупок вооружения иностранными государствами (FMF)";

- "Обучение и подготовка иностранных специалистов (IMET)".

В рамках данных программ, со стороны Вашингтона, начиная с 2005 по 2007 год включительно, Грузия ежегодно получала 11,9 и 1,4 млн. долларов США, соответственно.

Также была продолжена помощь и в рамках других программ, начатых еще при Э.Шеварнадзе. Так, в 2002-2004 гг. в рамках программы "Обучение и оснащение" Грузия получила 64 млн. долларов. США.

Реализовывая программу "Операции по сохранению стабильности", США предоставили только на четвертом этапе (2006г.) около 60 млн. долларов.

Третья американская программа "Финансирование закупок оружия из зарубежных стран" предусматривает выделение 11,9 млн. долларов. При этом Вашингтон напрямую фактически не участвует в процессе оснащения Грузии военной техникой, а содействует Тбилиси посредством других стран-членов НАТО.

Например, силам грузинских сил морской обороны, по данным справочника Jane's Fighting Ships, были предоставлены следующие патрульные катера - один турецкого производства (тип "Тюрк"), два производства Греции (типа "Дилос"), один французского производства (тип "Комбатан-2") и др.

В-третьих, лоббируя некоторые интересы Грузии в Европе, США показывают, что они готовы и в политической сфере оказывать помощь республике, если, конечно, она (помощь) не идет вразрез с национальными интересами Вашингтона.

Так заслуживает внимания внесение в Сенат США законопроекта о поддержке вступления Грузии в НАТО. В проекте от имени Сената выражалась поддержка дальнейшему расширению НАТО, и, в частности, приему в альянс Грузии.

При этом законопроект под названием "Акт 2006 года о консолидации свободы в НАТО" предусматривает выделение из федерального бюджета США 10 млн. долл. Для Грузии.

Хотя и здесь не все однозначно. Так, в ПАСЕ и ОБСЕ не могут смириться с "демократическими методами" Грузии, когда в Тбилиси произошли: разгон демонстрантов с применением слезоточивого газа и резиновых пуль, отключение от эфира оппозиционного телеканала и введение чрезвычайного положения.

***

Однако при всей симпатии США к Грузии бросается некая однобокость предоставляемой Вашингтоном помощи.

Возникает парадокс, когда, пропагандируя борьбу за демократические основы и развитие гражданского общества, Белый дом целенаправленно финансирует лишь силовые структуры Грузии, которые, и занимаются по большому счету ограничением прав человека в отдельно взятой кавказской республике.

В результате создается ощущение, что поставляемая из-за рубежа военная техника, вселяет в Тифлисе уверенность в своей боеготовности и непоколебимости. Хотя, фактически реформирование грузинских вооруженных сил при финансовом и организационном участии США не сделали армию боеспособной. Здесь достаточно вспомнить невыполненные задачи грузинской армии по решению проблем Абхазии и Южной Осетии силовым путем.

Но как ни странно, официальные власти Грузии не видят, что их финансируют только ради активного противоборства с Россией, с целью постоянного поддержания Москвы в напряжении. Но здесь возникает и другой аспект - Тбилиси продолжает делать вид, что не замечает очевидных фактов или смирился с уготовленной ему ролью и старается не обращать внимания на то, что сегодня происходит с грузинским народом…

Специфическая американская помощь демократическому режиму М.Саакашвили, направленная преимущественно на финансирование силовых ведомств Грузии, сыграла с Тбилиси злую шутку.

Так, получая от Вашингтона финансирование и разного рода консультации, Тбилиси стал чувствовать себя уверенно не только по отношению к своим непризнанным "соседям", но и все чаще выступать с критикой по отношению к Москве и проводимой ею политике, обостряя тем самым отношения с Россией.

При этом Тбилиси не подсчитывает - сколько он получил финансовой помощи от Вашингтона, и сколько потерял на борьбе с Россией.

Между тем создается впечатление, что США, предоставляя помощь Грузии, преследовали цель дальнейшего осложнения грузино-российских отношений для последующего закрепления своих позиций в регионе. И по ситуации между Россией и Грузией, уже можно судить об успехах тактики действий Вашингтона.

Однако было бы ошибочно все лавры приписывать только США. В данном случае и Россия, и Грузия каждая по-своему "внесли вклад" в напряженную обстановку в регионе. Но если поведение Тбилиси можно предугадать по отношению США к России, то Москва действует порой непредсказуемо.

Итак, российский вектор.

Россия на всем протяжении суверенного существования после развала СССР находилась в конфронтации с Грузией. Вместе с тем не стоит преувеличивать ту роль, которую сыграла Россия на Кавказе (особенно, по отношению к Грузии). Есть несколько факторов, которые во многом объясняют сложившуюся ситуацию на Южном Кавказе.

Во-первых, Москва, как во время развала СССР, так и в начале XXI века не имела внешнеполитических интересов на Кавказе. Постоянный поиск "спонсоров" на Западе, и связанные с этим заигрывания и уступки, стали основой для активизации деятельности европейских стран и США на территории Южного Кавказа (читай Грузии). А в это время Россия, получая кредиты от Запада, готова была "закрывать глаза" на действия филиалов различных демократических институтов.

Не стоит напоминать, что в задачи подобного рода организаций входило не только развитие гражданского общества, но и формирование рядов сторонников западной системы ценностей, которые, почему-то в большей степени были связаны с финансовой заинтересованностью многих государственных служащих, занимавших в то время руководящие посты.

В результате в Грузии стали появляться общественно-политические объединения, которые с одной стороны пропагандировали западный образ жизни, с другой преимущественно формировали негативный имидж Росси, как страны-оккупанта кавказской республики.

Во-вторых, Москва не стремилась при очередной смене власти (то есть, появления нового президента страны) в Грузии налаживать контакты с новым руководством. Оставшиеся амбиции великой страны не позволили России организовать диалог с Грузией с учетом интересов обеих стран.

Этим, в свою очередь, воспользовались другие страны, которые не только поддерживали контакты, но и разными средствами лоббировали свои интересы в регионе посредством внешнеполитической деятельности Тбилиси.

В-третьих, Москва не сразу осознала необходимость организации охраны государственной границы, что способствовало росту напряженности между Россией и Грузией, как во время Чеченской кампании, так и во время грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.

Именно это и позволило Тбилиси утверждать, что Москва дестабилизирует обстановку в регионе и в Грузии, путем направления туда диверсионных групп. Москва же в ответ обвиняла Тбилиси в контрабанде товаров народного потребления и предоставлении убежища для чеченских боевиков. Подобные заявления негативным образом повлияли на межгосударственные отношения двух стран.

В-четвертых, Москва в доказательство серьезности своих угроз неоднократно вводила ограничения на ввоз в страну того или иного товара народного пользования грузинского производства. Пиком подобных действий стала блокада Москвой российско-грузинской границы в октябре 2006 года. В данном случае речь идет о приостановлении транспортных и почтовых связей между двумя странами. Подобного рода действия Москва предприняла в ответ на задержание четырех российских офицеров.

В результате те немногочисленные ТНП грузинского производства застряли на границе и не стали источником получения финансовой прибыли грузинских предпринимателей, а, следовательно, и экономики Грузии.

В-пятых, пока Москва периодически конфликтовала с Тбилиси, российские предпринимательские круги направили свои усилия (в том числе, и финансовые средства) на расширение контроля над энергетикой Южного Кавказа.

Вследствие чего на сегодня на балансе российских компаний находятся - ТЭС "Мтквари", 75% распределительной компании "Теласи" и права на ГЭС "Храми-1", "Храми-2".

Фактически это означает, что известная всем компания РАО "ЕЭС России" контролирует грузинскую энергетику и при желании может в зимний период времени оставить Грузию без света и тепла.

В-шестых, Москва не раз открыто высказывала свое недовольство политикой Тбилиси по отношению к непризнанным республикам, еще недавно являвшимися составными частями страны.

Так, в одном из своих выступлений министр обороны России С.Иванов заявил, что Россия не будет молча стоять в сторонке, если Грузия начнет геноцид в Абхазии и Южной Осетии. "В случае, если Абхазию и Южную Осетию, где 90% населения - наши, атакует Грузия, начнутся этнические чистки и геноцид, Российская Федерация безучастной оставаться не будет", - подчеркнул министр.

Подобные выступления Москвы также не остались незамеченными властями Тбилиси и были приняты как вызов политике М.Саакашвили по воссоединению регионов и формирование некогда единой республики в одно целое. Как результат - очередной виток напряженности в грузино-российских отношениях.

Конечно, данный перечень действий Москвы можно продолжить, но на наш взгляд именно эти составляющие внешней политики России в основном и способствовали формированию той ситуации, которая в настоящее время наблюдается в российско-грузинских отношениях.


***

Принимая во внимание действие США и России на Кавказе, в общем и в Грузии, в частности, можно утверждать, что сегодня борьба за контроль над регионом идет именно между США и Россией, а не между Россией и Грузией.

И основной задачей Вашингтона является снижение влияния России на энергетическую систему региона (в том числе, и Грузии).

Следовательно, грузино-российские отношения следует рассматривать через призму взаимоотношений России с США. Это стали осознавать и в Кремле, когда президент В. Путин в одном из своих выступлений заявил, что Грузия действует "под крышей иностранных спонсоров". Иными словами, Москва недвусмысленно заявила, что ее противником в российско-грузинском конфликте является не Тбилиси, а Вашингтон.

А это может означать лишь одно: переход борьбы между Москвой и Вашингтоном за контроль над Кавказом в новую - открытую фазу противоборства.

Однако вопрос о том, сможет ли Москва выбрать наиболее приемлемые и обоснованные меры, способные не только закрепить влияние России в регионе, но и не вызвать гнев у западных стран - является открытым. Вместе с тем предвыборная президентская кампания, стартовавшая в Грузии, все чаще вовлекает в зону внимания представителей Москвы и Вашингтона, которые, поддерживая симпатизирующих им политиков, надеются одержать победу в этой кавказской республике. Между тем, грузинский Центризбирком зарегистрировал 20 кандидатов в президенты.

А пока партии проводят свою агитационную работу среди населения, Тбилиси готовится к общенародному опросу, который пройдет по странному стечению обстоятельств 5 января - в день выборов президента страны.

И на референдуме будут обсуждаться два вопроса, среди которых - вопрос о присоединении Грузии к НАТО…

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» На случай войны в Европе: Швеция реанимирует электростанцию в Мальмё
» Комплексы РЭБ в зоне СВО эффективно перехватывают переговоры ВСУ и глушат связь
» ЦАР изучает российскую военную практику на Украине, заявили в Банги
» В МИД рассказали, как Россия ответит на конфискацию ее активов
» Россия заблокировала в СБ ООН резолюцию США по ядерному оружию в космосе
» Пентагон подтвердил тайную передачу ATACMS Украине
» Армия Израиля заявила, что атаковала около 40 целей "Хезболлы"
» CNN: Украина запретила оказание консульских услуг мужчинам призывного возраста за границей

 Репортаживсе статьи rss

» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию

 Комментариивсе статьи rss

» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"