Близится глобальная реформа мироустройства, и Африканские страны обязательно войдут в контрольные органы новой структуры. Однако, места ограничены, а кандидатов много. Если России удастся собрать сплочённую команду и действовать организованно, то у неё есть большие шансы провести "своих".
Почему Чёрный континет стал "чёрной дырой"?
Ответов на вопрос "почему Африка не развивается?" существует множество: и колониальное прошлое, и этническое многообразие, приводящее к постоянным конфликтам, и "медвежья" услуга международных финансовых траншей, и даже антропологические факторы жителей африканского континента. Одно, пожалуй, можно утверждать точно: вакуум, образовавшийся в результате отсутствия системного подхода к Африке и её проблемам со стороны экономически развитых стран, заполнился хищническим отношением транснациональных компаний. Такое положение дел привело на сегодняшний день к образованию крайне хрупкого равновесия практически во всех странах Субсахарной Африки. По большей части ни о каком устойчивом развитии речь не идёт и идти не может, поскольку самая распространённая стратегия, по которой здесь действуют иностранные компании, заключается в опоре на централизованное правительство достаточно сильное для того, чтобы обеспечивать спокойную нефте-газо-боксито-золотодобычу. Какими средствами это спокойствие будет обеспечено, инвесторов не волнует. В свою очередь местные правительства также не очень разборчивы в методах и предпочитают разговаривать со своим населением из танков и БТРов, благо их в Африке на сегодняшний день, пожалуй, больше чем слонов и носорогов вместе взятых, которых в виду хронического голода местное население давно употребило в пищу. Одновременно с этим, те же самые правительства периодически начинают сами дружить с населением, на этот раз уже против концессионеров. Таким образом, уже осуществляется давление на последних с целью выдавить-выклянчить пару-тройку лишних миллионов на "социальные" нужды – образование и медицинское обслуживание детей президентов где-нибудь в Альпах. Всё это мало соотносится с публичными беседами, которые ведутся по всему миру экспертами по Африке, которые пытаются навязать ей то очередной "консенсус", то рецепт какого-нибудь нового "чуда", предлагают списать долги, или ещё что-нибудь из арсенала магов-иллюзионистов. Тем временем, становится понятно, что без прочных политических контактов с экономически развитыми или даже развивающимися странами, вся сегодняшняя самодеятельность частного бизнеса приведёт к полному истощению ресурсов континента – как природных, так и демографических, что в свою очередь повлечёт за собой экологическую и социальную катастрофу мирового масштаба. Создалось ощущение, что под монотонные рассказы университетских профессоров и экспертов о хищнических повадках ТНК, о сомнительной пользе международных финансовых траншей, которые по большей части лишь подкармливают тамошнюю коррупцию, о проблемах здравоохранения и о демографическом взрыве, собственно политики сильных стран мира сего, то ли уснули, то ли впали в состояние транса. В любом случае, вопрос о зонах влияния в Африке повис в воздухе.
На сегодняшний день ни США ни Россия не могут похвастаться широким экономическим присутствием в Африке. С обеих сторон, существуют контакты между частным бизнесом и различными африканскими странами, но эти контакты не носят систематического характера и страдают от отсутствия политических гарантий. Кроме того, если частный или государственный капитал из России или США желает проникнуть на Чёрный континент и прочно там закрепиться, то делать ему это надо именно сейчас. Дело в том, что с относительно недавнего времени, одна страна, исторически слабо связанная с Африкой и по большей части отрезанная от его богатств, решила воспользоваться ситуацией и начала активную экономическое завоевание континента. Речь идёт, естественно, о Китае, чей торговый оборот со странами Африки растёт обратно-пропорционально политическому влиянию здесь Запада и России. Возможно осознав такое положение дел и не взирая на мировой экономический кризис, две бывшие (а теперь эта приставка всё больше относится и к США) супердержавы вновь обратили свои взоры к Африканскому континенту. Летом уходящего года, со стороны Атлантического океана в Азию направился президент Обама – молодой чернокожий демократ, который одним своим появлением ввергает в экстаз всех бывших ненавистников Америки. Со стороны Евразии прибыл совершенно другой человек – Дмитрий Медведев – президент, которого на Западе до сих пор считают марионеткой Путина, человек сомнительной харизмы, но уверенный в себе и в своих силах.
Визиты президентов Медведева и Обамы на Африканский континент летом 2009-го года, установили новые ориентиры во внешней политике России и США. С этого момента, можно определённо говорить о наличии "сегодня" полновесного африканского направления во внешнеполитических курсах двух бывших сверхдержав. Однако, более важным является вопрос о том, каким будет "завтра" этой политики. Но прежде всего, стоит задать не только временные, но и географические рамки. Всё-таки, Африка – огромный континет, разнообразный как в культурном так и в политическом (геополитическом) планах. Для удобства, мы остановимся на тех странах, которые были избраны двумя лидерами для своих поездок. Дмитрий Медведев совершил настоящее африканское турне, в ходе которого посетил сразу четыре государства – Египет, Нигерию, Намибию и Анголу. Президент США посетил столицу Египта Каир, а затем выступил в Аккре, столице Ганы, с обращением к законодательному собранию страны. Медведев в Африке: по пустыням и по взгорьям…
Восток, по-прежнему, - дело тонкое... Первая страна, которую посетил президент России, был Египет. Вообще, Египет в определённом смысле можно сравнить с Украиной. В зависимости от политической коньюнктуры, эта страна может диаметрально менять союзников, что не раз происходило за её историю, в том числе за историю её отношений с СССР. Похоже, что сейчас, Египет опять занял выжидательную позицию, пытаясь, как капризная невеста, понять, кто из женихов ей больше предложит. Что касается экономических связей, то между Россией и Египтом, за последние пять лет был зафиксирован серьёзный рост товарооборота, и в настоящее время намечено участие российских предприятий в качестве инвесторов в ряде проектов по развитию инфраструктуры и энергетической отрасли Египта. На Российско-Египетском бизнес-форуме "Новые горизонты российско-египетских экономических и торговых отношений" прошедшем в 2008 в Российской Торгово-промышленной палате поднимался вопрос о создании российской специальной промышленной зоны в Египте. Наряду с перспективами экономического сотрудничества, Россия, похоже, намерена активно использовать и геополитический ресурс Египта. Во время своих выступлений, как на совместной пресс-конференеции с президентом Мубараком, так и перед представителями Арабской Лиги, президент Медведев особенно подчёркивал важность совместных усилий по урегулированию арабо-израильского конфликта. Особое внимание он уделил предстоящей Московской конференции по Ближнему Востоку, о которой Россия говорит с 2005 года, но всерьёз к её проведению приблизилась только сейчас. Судя по всему, Москва решительно стремится занять ключевое место в урегулировании этого конфликта. Причём, позиция российской стороны уже прозвучала здесь довольно однозначно. Со слов президента Медведева, "непременным результатом такого урегулирования должно стать создание независимого, суверенного и жизнеспособного палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме".
К югу от Сахары
Следующей страной, в которую направился президент Медведев, была Нигерия, крупнейшая страна Тропической Африки, расположенная на побережье Гвинейского залива. Страна относительно недавно вернулась к мирной жизни, которая, правда, до сих пор омрачается действиями повстанцев в дельте реки Нигер. Нигерия традиционно является зоной влияния США. Также определённую роль здесь играют Нидерланды, за счёт присутствия в стране голландской компании Royal Dutch Shell, которая наряду с американской Exxon Mobil является крупнейшей нефтедобывающей иностранной компанией в Нигерии.
По итогам переговоров между президентами Медведевым и Ярадуа состоялась совместная пресс-конференция. В ней были определены основные направления сотрудничества, и прежде всего, речь шла об энергетической сфере. Основной интерес для Москвы на нигерийском направлении представляет проект трубопровода из Нигерии в Европу протяженностью 4,3 тыс. км (стоимость строительства оценивается в 10 млрд долл.) и потенциальным участием в нем "Газпрома" . Если проект состоится, то Россия выйдет на рынки Испании и Португалии, и европейские страшилки про энергетические клеши Москвы станут явью. Был затронут немаловажный вопрос безопасности российских инвестиций. Тогда нигерийский президент заверил журналистов и своего российского коллегу в приятии им ряда мер по данному вопросу. Сейчас, можно говорить о том, что, пока, он своё обещание держит: после непродолжительной истерии со стороны боевиков, ознаменовашейся сначала объявлением перемирия, а затем его прекращением, они наконец определились и 25 октября этого года, разослали по электронной почте сообщение, в котором говорится об объявлении "бессрочного перемирия". Правда, речь пока идёт только о "Движении за освобождение дельты Нигера", крупнейшего, но не единственного повстанческого формирования в данном регионе.
Также, пресс-конференции в Нигерии показала, что Россия намерена активно задействовать африканский политический ресурс при решении вопросов реформирования международных политических институтов. Для современной истории это совершенно новое измерение противостояния. Понятно, что архитектура будет меняться, и тут очень важно то, кто будет писать правила для новых проектов. Ситуация сейчас напоминает набор игроков в дворовые футбольные команды: когда все сильные игроки разобраны, и капитаны начинают "добирать количество". С этой точки зрения, показателен заданный во время пресс-конференции вопрос о том, как Россия смотрит на возможность включения Нигерии в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена. Отвечая, Дмитрий Медведев дал понять, что Россия готова "самым благожелательным образом помогать африканским государствам и нашему ключевому партнеру – Нигерии – в продвижении своих представителей в Совет Безопасности". Скорее всего действительно расширение состава постоянных членов СБ ООН неизбежно и будет осуществляться за счёт развивающихся стран, в том числе африканских. России сейчас очень не хватает своих игроков в поле, но прежде, чем оказать всестороннюю поддержку той или иной кандидатуре, ей важно понять, кто готов действительно играть в одной команде, а кто будет просто отбывать номер, прямо или косвенно подыгрывая сопернику. Заметим, что вопрос о реформировании международных экономических и политических институтов затрагивался во всех четырёх африканских странах и это лишний раз подчёркивает насущность проблемы и остроту выбора, стоящего перед Россией.
Визит Дмитрия Медведева в Намибию, помимо переговоров по перспективам сотрудничества в традиционных областях, был ознаменован "острой критикой в мягкой форме", которой российский президент подверг западные страны. В частности, он недвусмысленно намекнул на "мрачную колониальную историю некоторых европейских стран" и призвал "цивилизованную часть человечества" отдать свои долги Африке, "но не в форме примитивной помощи (она тоже нужна), а именно в форме развития самых разных институтов, создания самых разных компаний". Очевидно, что, говоря вроде бы за всех и за себя тоже, президент Медведев послал камень адресно Западу.
Конечной остановкой в африканском турне президента России стала Ангола, бывшая колония Португалии в Африке, расположеная в юго-западной части Африканского континента. Вопреки расхожему мнению о том, что помощь, оказанная СССР различным африканским режимам не принесла ему ничего кроме погибших военных советников и многомиллиардных затрат, долги по которым в итоге всё равно пришлось списать, по крайней мере в конкретном случае с Анголой ситуация была иной. На советской военно-морской базе в Луанде постоянно базировалась оперативная бригада надводных кораблей ВМФ, что позволяло контролировать основные морские пути из Индийского океана в Атлантику и из Африки в Северную и Южную Америку. В базу периодически заходили на отдых и дозаправку корабли, подводные лодки ВМФ, выполнявшие задачи в Южном полушарии, а связь с ними обеспечивал построенный в Анголе мощный зональный узел связи. К тому же на аэродроме в Луанде регулярно совершали посадку советские морские самолеты-разведчики Ту-95РЦ, которые, работая по маршруту Североморск — Гавана — Луанда — Североморск, давали полную "картинку" обстановки в Атлантике. Учитывая нынешние амбиции России по возвращению своего присутствия и в Атлантическом и в Индийском океанах, трудно переоценить стратегическое значение которое может иметь для неё Ангола.
Несмотря на то, что в целом политическое умонастроение в Африке характеризуется прагматическими соображениями, исходя из которых гораздо большее значение придаётся не столько былой помощи, сколько текущему моменту и перспективам, всё-таки Россия может рассчитывать на благоприятный климат своего присутствия в Анголе. Именно об этом и говорил президент Медведев во время совместной пресс-конференции с президентом Анголы, Жозе Эдуарду душ Сантушом, являющегося с 1954 года членом той самой МПЛА, которую когда-то поддержал СССР. Естественно в первую очередь обсуждалось сотрудничество в области добычи и переработки минерального и углеводородного сырья. Такое сотрудничество можно условно разделить на два уровня: по линии ОПЕК, председателем которого является в этом году Ангола и по линии национальных предприятий, в частности, речь идёт о сотрудничестве между российским "Зарубежнефть" и ангольским "Сонангол". В первом случае, речь идёт о координации действий России и ОПЕК в вопросах ценообразования на нефть. Как выразился президент Медведев, обе стороны сейчас недовольны нынешним механизмом формирования цен на нефть, который является "сложным, непрозрачным и в конечном счёте может повлечь серьёзные, иногда драматические изменения в ценах на нефть – изменения в разы." Как тут опять не вспомнить о европейских потребителях, для которых самым страшным кошмаром является возможность консолидированного поставщика нефти, придерживающегося единой ценовой политики в независимости от "положения дел в одной экономике" Под занавес пресс-конференции, после уверений в готовности самым активным образом поддержать участие Анголы в реформировании международных политических и экономических институтов, Дмитрий Медведев в очередной раз произнёс сакраментальную фразу о том, что "пришло время отдавать долги Африке". Нефть в обмен на политические амбиции: логика африканского турне Дмитрия Медведева
Анализируя речи президента Медведева и складывающуюся политическую конъюнктуру, можно с большой долей уверенности предположить, что Москва стремится, во-первых придать более формальный характер своим отношениям с Африкой, а во-вторых, что пожалуй самое важное, наполнить их смыслом. Мало иметь дипломатические миссии в Египте, Нигерии, Намибии и Анголе. Важно чтобы в каждом конкретном случае обе стороны понимали, зачем они там находятся. И тут обеим сторонам есть, что предложить друг-другу. Египет может стать основным партнёром России по ближневосточному урегулированию и открыть свои рынки для российских инвестиций. Намибия, Ангола и Нигерия обладают ещё большим потенциалом для инвестиций, а также интересны с точки зрения своего геополитического расположения. В свою очередь, Россия может дать им то, чего сами они вряд ли когда-нибудь добьются – значительное улучшение своего политического статуса на международной арене. Недаром, Медведев всякий раз упоминал о реформе международных финансовых институтов и местах в Совбезе ООН. Близится глобальная реформа мироустройства, и Африканские страны обязательно войдут в контрольные органы новой структуры. Однако, места ограничены, а кандидатов много. Если России удастся собрать сплочённую команду и действовать организованно, то у неё есть большие шансы провести "своих".
Помимо конкуренции извне со стороны США и Китая, Россию может ожидать и непростой приём внутри чёрного континента. Чтобы достичь своей цели России мало заключать контракты и крутить нефтегазовыми вентилями. Если местное население будет видеть в России очередного друга своих проворовавшихся правителей, то долговечность и устойчивость её позиций будет целиком зависть от прочности местных режимов. Такой подход мог быть уместен в конце 20-го века, в период затишья боёв за влияние в Африке, но скорее всего, окажется губительным в 21-ом, когда на другой чаше весов вместе с такими же контрактами и инвестициями, окажутся очередные заманчивые обещания построить "светлое будущее", но уже с оттенком демократии и рыночной экономики.
В конце декабря 2008 года, то есть через полтора месяца после избрания Обамы президентом и за месяц до официального вступления в должность, на сайте Council for Foreign Relations, членом которого, кстати, является новый президент, появилась небольшая статья под названием "Imaging Obama’s Africa Policy". Прошёл год и у нас есть возможность проверить тезисы, изложенные авторами статьи. Прогнозы Для начала кратко о тезисах.На основании обзора крупнейших европейских и африканских изданий, а также высказываний американских аналитиков, Stephanie Hanson, автор статьи, фиксирует следующие особенности предполагаемой политики США на Африканском континенте. 1) Во-первых, не стоит ожидать некоей интуитивно предполагаемой эмоциональной близости чернокожего президента к своей исторической Родине. Прагматичный подход будет превалировать.2) Руководствуясь, в первую очередь соображениями собственной безопасности, США постарается основные усилия направить на урегулирование конфликтов в Судане, Сомали и Восточном Конго.3) Усилия эти будут носить дипломатический характер, а не военный или даже экономический. Кроме того, интересно назначение бывшего советника госсекретаря по Африке, Сюзан Райс (Susan Rice) на пост постоянного представителя США при ООН, что может показаться странным, учитывая, что до сегодняшнего дня африканский департамент был самым незначительными и малочисленными в госдепе. Скорее всего таким образом намечаются места предстоящих дипломатических баталий. Подобное назначение сродни перестановке ферзя в шахматах на стратегически важное направление удара.4) Экономическая политика США будет в немалой степени сконцентрирована на продовольственных программах. Обама в Африке "Бывшие террористы" Наверное, главное отличие американского подхода от российского проявилось в том, что, пока президент Медведев встречался в кабинетах с высшим руководством, обсуждал экономические и политические вопросы и давал скромные пресс-конференции, Барак Обама оба раза устроил настоящее шоу, в лучших традициях американского телевидения. Другими словами, Медведев привёз собой свиту и предложения по контрактам, а Обама привёз семью и много-много улыбок. Популизм и громкие обещания – вот секрет успеха обоих визитов Обамы. В этой фразе нет ни тени иронии. Оба визита действительно прошли успешно и, можно быть уверенными, произвели крайне положительное впечатление на жителей Африки. Каирскую речь Обамы освещали все мировые СМИ и наперебой предсказывали "перезагрузку" отношений между США и исламским миром. Отдельным элементом визита в Египет стало посещение мечети Султана Хусейна, во время которого Обама переодел своего госсекретаря Хиллари Клинтон в хиджаб. Барак Обама начал с цитаты из Корана, чем сразу сорвал бурные и продолжительные овации. В целом, тон выступления настолько контрастировал с привычной риторикой представителей Белого Дома, что публика не щадила своих ладоней и щедро одаривала благословенного Барака аплодисментам, кои за всю речь прозвучали порядка 25 раз. "Откровение от Обамы" содержало в себе следующие основные пункты: мусульманские общины были названы новаторскими по духу, что, конечно же, идёт вразрез с привычными обвинениями ислама в фундаментализме; ислам объявлен справедливым и толерантным; прошлое и настоящее США было увязано с Исламом, через Коран, из библиотеки Томаса Джефферсона, на котором, по словам Обамы недавно принёс клятву один из вновь избранных конгрессменов ; вместо привычной войны против терроризма была объявлена война против стереотипов. Среди прочих интересных моментов можно выделить упоминание о войне в Ираке и Афганистане, за которые Обама не стал извиняться или оправдываться, а напротив, заявил, что США действовали во благо человечеству и сами заплатили за это большую цену… и опять аплодисменты. Во время его выступления был один крайне показательный момент, который как раз и демонстрирует, насколько эффективны в современном мире популистские заявления, если они произносятся в нужное время и в нужном месте. Обаме ещё много за что аплодировали. И за экуменистический взгляд на религии, когда он цитировал Корна, Тору и Библию с целью показать их единство, и когда он отстаивал права мусульманских женщин , и когда сулил гранты на образование. Но вот за демократию ему аплодировали особенно. По остальным пунктам Обама сначала озвучивал некую идею, а уж потом аудитория одобрительно реагировала аплодисментами, но стоило американскому президенту только произнести фразу "А сейчас я бы хотел поговорить о демократии…" как у публики сразу дал о себе знать хлопательный рефлекс. Второй раз таким же образом слушатели отреагировали на в общем-то пустую фразу: "надо позволить людям осуществлять свою мечту". Мы специально заостряем на этом внимание, чтобы показать, что народ охотнее реагирует на невнятные, но красивые обещания, чем на конкретные, но скучные фразу про сотрудничество и инвестиции. Основной смысл ситуации вокруг каирского выступления президента Обамы заключается в следующем: когда тот, с кем вчера вы враждовали (США), сегодня убедительно (а чернокожий демократ с мусульманским именем Барак звучит более чем убедительно) говорит о том, что понимает вас, вы скорее поверите ему, поскольку создаётся впечатление, что он серьёзно обдумал вашу позицию и поменял своё мнение. Когда же в благосклонном расположении вас убеждает тот, с кем у вас были нейтральные отношения, эмоционально это воспринимается гораздо менее значительно. Частный и полугосударственный капитал США преследует те же цели, что и российские компании – завладеть африканским рынком , но действия по достижению этих целей сродни подводным течениям – их не видно простому наблюдателю. Зато хорошо видны подобные политические спектакли, которыми США активно зарабатывает очки, а Россия пренебрегает. Даже если, определённая группа исламских радикалов будет и дальше продолжать ненавидеть США, это уже не будет играть никакой роли, поскольку огромная масса умеренных мусульман по всему миру останется очарованной такой неожиданной сменой тональности. Речь в Гане: конец Великих строек демократии? В Гану, на завоевание симпатий чёрного африканского населения Обама взял с собой свою семью , что уже должно было вызвать (и вызвало!) бурю симпатий. В здании парламента в Аккре он произнёс пламенную речь, достойную пера Ильфа и Петрова. После первых слов президента Обамы, произнесённых с трибуны перед ганскими парламентариями в зале почувствовалось присутствие "великого комбинатора". Фраза о том, что "ход истории в 21-м веке будет определяться не только в Москве, Вашингтоне или Риме, но и в самой Аккре", настолько созвучна с "великим будущим Нью-Васюков", что невольно задаёшься вопросом об источниках вдохновения политтехнологов Белого дома. После ободряющего начала, Обама провозгласил основную идею современного американского подхода к африканской проблеме: будущее Африки в руках африканцев. Похоже, что Америка даёт понять, что дискуссии о каких бы то ни было долгах и колониальной истории для неё закрыты. Хотя это конечно не главное. Эта фраза важна, прежде всего, своим прямым смыслом. Чтобы понять, о чём именно говорил Обама, полезно расширить угол обзора и обратиться к статье "Auronomy Rule " , авторами которой являются Чарльз Капчин и Адам Маунт . Её главной идеей является мысль о том, что США пора "законсервировать" свои стремления по распространению демократии, ограничившись борьбой с тиранией. В соответствии с таким подходом, основным принципом международной политики администрации Обамы провозглашается политика создания блоковых альянсов по линии НАТО, таких как НАТО-АСЕАН, НАТО-Африканский Союз, а так же продвижение в ООН новых членов из числа возможных союзников: Индонезия, Нигерия, Египет, Южная Африка и некоторых других. Принцип "автономного правления" предполагает, что теперь страна сама может и обязана решать, какой режим ей больше подходит. Осознав, упадок своего могущества, США стремятся сохранить влияние на мировой арене. В Вашингтоне поняли, что перестроить на демократический лад все "не демократические" страны им не по силам, и решили проявить поистине иезуитскую гибкость: теперь окраска режима не важна – признаётся естественное разнообразие мировоззрений и культурно-историческая специфика разных стран – однако, режим должен соответствовать некоей довольно общей модели. Дословно, на членство в новом сообществе "автономных" государств могут претендовать те режимы, которые "способствуют улучшению уровня жизни своих граждан, в соответствии с предпочтениями последних, и таким образом, способствуют автономизации этих граждан для реализации ими своих устремлений"… Фраза по сути очень общая и ничего не значит. Одним словом, если вашим официальным курсом не является каннибализм, и вы выражаете желание сотрудничать, то добро пожаловать в новое мироустройство автономного самоуправления… под нашим чутким руководством. Во время своего выступления в Аккре, Обама ещё несколько раз озвучит мысль о том, что судьба Африки – в руках африканцев. Кроме того, ещё некоторые из его заявлений окажутся созвучными с основными пунктами упомянутой статьи: и про то, что самыми стабильными являются те правительства, которые чаще прислушиваются к чаяниями своего народа, и про то, что Америка с большим одобрением относится к инициативам, предпринимаемым Ганой и другими странами в рамках региональных блоков, таких как, Африканский союз и ЕКОВАС. Ту же мысль он ещё раз озвучил и в интервью AllAfrica, когда на вопрос "почему Гана?" ответил "Страны, с хорошим правительством (that are governed well), стабильные, где лидеры осознают свою ответственность перед народом и там, где институты сильнее одного человека, исторически предоставляют благоприятную среду для жизни людей. Мы хотели бы обратить на это внимание". Согласитесь, "хорошее правительство" - это что-то совсем уже общее. Глядишь, приди Обама к власти лет 10 назад, может и Милошевич с Хусейном были бы живы, как "хорошие правители". Президент Обама как будто совсем забыл про демократию. Нет, конечно, в своём выступлении в Гане он неоднократно упоминал демократию и роль государственных институтов, но это уже были не пламенные речи Буша о победном шествии американской модели демократии. Это был совет, вариант достижения "автономного" состояния. Вариант. Один из многих. Вообще не заметно, что в Белом доме большое внимание уделили глубинному пониманию африканского менталитета. Об этом красноречиво говорит фраза, произнесённая Обамой в Гане о том, что "в 21-м веке нет места делению людей по племенной и религиозной принадлежности". Ему, конечно, опять похлопали, но вряд ли это были осмысленные аплодисменты. Основной отличительной чертой Африки всегда была, есть и будет её "трайбализм". Понимая это, такую фразу можно произнести только в порядке демагогии. Раз менталитет в Белом доме мало кого интересует, то и методы установления демократии вряд ли фигурируют сегодня в повестке дня заокеанских политтехнологов, иначе они бы озаботились более тонким подходом. Зачем Америке Африка? Что ж, можно с большой уверенностью утверждать, что Обама где-то прямо, а где-то косвенно, утвердил те четыре пункта своей африканской внешней политики, которые ему вменяли год назад. Многое в речи Обамы свидетельствует о том, что Белый дом сворачивает демократическое наступление и переходит к прагматичной политике сотрудничества с режимами любой окраски. Да, Вашингтон хотел бы видеть среди своих новых друзей побольше "демократичесих" стран, поэтому Обама продолжает говорить про институты, демократические ценности, гражданское общество и прочее, однако, если кто-то из "не демократичных", но стабильных изъявит желание, то и ему найдётся место. При всём при этом, мы хотели бы подчеркнуть, что США вряд ли задумали сдавать позиции, начать согласовывать свои действия, считаться с чужими интересами. Наоборот, будучи по форме одним из партнёров этого нового АО – "Автономного" Общества с неограниченной ответственностью, на деле США будут пытаться там председательствовать. Иначе им нет смысла затевать всю эту новую игру в глобальное партнёрство. Белые начинают и… Африка меняется – это факт, более того – это историческая неизбежность. Однако вектор перемен пока не ясен и летние визиты обоих президентов заложили первые камни в основу тех центров притяжения, которые будут влиять на колебание этого вектора. Сейчас Россия видит основной задачей расширить своё экономическое присутствие в Африке, не особо заботясь о создании собственного образа. Внешнеполитический курс, которого придерживается сегодня Москва, копирует марксистский подход: сначала построим базис-экономику, а всё остальное надстроим после. В целом, это продолжение внутренней политики России во внешнеполитическом измерении: экономические показатели объявляются главным приоритетом и вокруг них, что называется, по мере необходимости, формируются идеологические формулы.В этой связи показательна зеркальность визитов Обамы и Медведва. Обама не заключал никаких контрактов, практически не говорил про экономику, по-крайней мере она не была главным пунктом его выступления, а взамен одаривал слушателей соловьиными трелями про мир во всём мире, про всё хорошее против всего плохого. На самом деле это приём киплинговского Каа, который гипнотизировал бандерлогов чтобы отобрать у них мальчика-человеческого детёныша. Внушая про демократию и развитие, Обама думал, если не только, то очень много именно о природных и демографических богатствах Африки и о том, как эффективно, без новых Ираков и Афганистанов, получить к ним гарантированный доступ. В конце-концов речь идёт об элементарной геополитике, а в Америке как нигде более разбираются в этом предмете. В свою очередь, президент Медведев сделал акцент именно на экономическом сотрудничестве, и хотя он, безусловно, уделил внимание и вопросам развития, культуры и т.п., всё-таки в Египте, вместо выступления перед народом с университетской кафедры, он выступил перед Арабской лигой, а например в Нигерии его аудитория была более чем скромной (в количественном отношении) и сама по себе и тем более по сравнению с аудиторией Обамы во время его речи а Аккре. Говоря о "торгово-экономических отношениях" и подписывая "целый ряд документов, которые касаются прикладных сфер сотрудничества" , российскому президенту неплохо было бы как можно скорее задуматься возобновлении полновесных политических и культурных отношений. Причём это должны быть яркие, наполненные собственным смыслом и, главное, однозначные отношения. Вся современная публичная политика – это шоу. Шоу, для которого западный мир уже давно разработал правила постановки и игры. Президент Обама – это типичный политик шоумен. На самом деле все американские политики – шоумены в той или иной степени, иначе они просто не воспринимались бы современной западной публикой, на которую в первую очередь они и работают. В российско-советской традиции никогда не было политиков шоуменов высокого уровня. Был "волюнтарист" Хрущёв, чей стиль отдалённо напоминал поведение западного политика, но в нём не было политтехнологий, то есть сценария – определяющего элемента шоу. Показательно, что первый эпизод с проникновением шоу в российскую политику самого высокого уровня связан именно с западными политтехнологами, отрежиссировавшими Ельцинский рок-н-ролл накануне выборов 1996-го года, которые он, безусловно, проиграл бы, если бы не американские хореографы. В этом отношении путинский стиль, которому пытается следовать и Медведев – это спокойная уверенная позиция брежневского политбюро, с высоты которой можно иногда и пошутить, но так, как бы, между прочим. Да и юмор этот в основном какой-то военный – специфически-российский, и даже в России не всем близкий. Кроме того, в конкретном случае России, спокойно и уверенно можно рассуждать, когда цены на нефть превышают заложенные в бюджет цифры в три и более раза. А когда речь идёт "мировом финансовом кризисе и падении мировых цен на энергоносители", тут российская уверенность приобретает оттенок блефа. Россия на наш взгляд недостаточно внимания уделяет насыщению информационного поля. С нашей точки зрения такой подход является недопустимым. Учитывая специфичность региона и его культурный и политический колорит, попытка продвинутся вглубь африканского континента без соответствующей информационной подготовки сродни движению БТРа по льду – каждое следующее движение может оказаться последним. Показателен в этой связи даже скандал с названием совместного предприятия Газпрома в Нигерии . Путь даже такой на самом деле незначительный, он косвенно вытекает из общей небрежности, с которой российская сторона подходит к информационному оформлению своего присутствия в Африке. Противоположным примером здесь являются США, которые уже не первое десятилетие распространяют по всему миру своё видение общественного и политического устройства и несмотря на все передряги начиная с Корейской и заканчивая Иракской и Афганской войнами до сих пор умудряются "въезжать" и Тропическую Африку и в арабо-мусульманский мир на всё тех же универсальных правах человека, демократии, гражданском обществе и правовом государстве. А ведь не секрет, что России есть с чем придти в Африку, есть, что сказать про западные компании, про причины экономического отставания, про колонизацию. Первые шаги в этом направлении уже сделаны президентом Медведевым, но этого мало. Совершенно естественно, что Россия не хочет идти на обострение, а тем временем, Обама зарабатывает политические очки в Африке безо всякого обострения, просто проводя свою линию, произнося избитые штампы про демократию и устойчивое развитие, которые после него вынуждены произносить и в Москве. Только надо помнить, что завтра у этих слов может измениться смысл, а России могут забыть об этом сказать. В том же Китае эту ситуацию поняли и уже шагнули гораздо дальше одних только трубопроводов. Помимо китайских совместных предприятий и свободных экономических зон, в Африке появляются китайские газеты, как например, газета West African United Business Weekly в Нигерии. Однако и здесь России есть, на чём сыграть. Можно акцентировать внимание мировой общественности на самом больном месте китайских компаний в Африке – условия и нормы труда. Известно, что китайцы и у себя не славятся повышенным вниманием к комфорту, однако в Африке дело доходит до настоящих скандалов, как например пожар на одном из китайских предприятий в Лагосе, где из-за грубейших нарушений норм техники безопасности погибли нигерийские рабочие. Логичный вопрос: зачем России вообще нужна африканская нефть, газ, алмазы? Неужели она и правда стремится взять под свой контроль как можно больше поставщиков и использовать это как рычаг давления на импортёров? Может и так. А может просто не хотят вкладываться в собственные месторождения потому что окупаемость таких вложений растянется лет на 50 а деньги "аликперовам" нужны сегодня? Может и вот так. А может и то и другое. Хорошо было бы и это объяснить. Хотя бы Африке. Вот с Америкой, например, африканцам всё ясно. Мало того, что им сейчас понастроят "сильных общественно-политических институтов", так президент Обама ещё пообещал развёртывание продовольственной инициативы общей стоимостью в 3,5 миллиарда долларов. Конечно, это в нём говорило американское сельскохозяйственное лобби, давно стремящееся наводнить Африку чудесами генной инженерии, что окончательно убьёт местное сельское хозяйство, и так доживающее свои последние дни под гнётом международной системы ввозных пошлин и ограничений. Но ведь как убедительно. Особенно на фоне прошлогоднего продовольственного кризиса. России сейчас очень трудно внятно объяснить, куда и зачем она идёт. Соответственно трудно ей и позвать с собой кого-либо в эту неизвестность. В таких условиях ей жизненно необходимо доходчивое обоснование всех своих шагов. Общие, ничего не значащие и просто непонятные слова можно произносить, когда ты "передовая демократия", а когда ты развивающаяся страна с "тёмным прошлом империи зла" и неясным будущим "авторитарного правления", играть по чужим правилам очень опасно. России нужно действовать более решительно и ясно давать понять, где чужие, а где свои, но делать это нужно легко и непринуждённо. Стучать башмаком по трибунам не надо, а вот пафоса в речах напустить не мешало бы. Африка замерла. Она не верит, что с ней наконец-то будут говорить на равных. Возможно, правильно не верит. Но России очень важно показать всему населению чёрного континента, а не только отдельно взятому кабинету министров, что она пришла туда всерьёз и надолго. Москва должна предложить реальный путь выхода из хронического отставания и нищеты, в который можно было хотя бы поверить. Если же этого не произойдёт, то Россия и впрямь рискует провалиться под лёд африканского непонимания, и тогда ко дну пойдут и совместные нефтепроводы, и атомные электростанции, и даже космические спутники. Библиография http://www.cfr.org/publication/18006/imagining_obamas_africa_policy.htmlhttp://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=256312http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=870793http://www.ncbuy.com/reference/country/backgrounds.html?code=gh&sec=backusrelationshttp://edition.cnn.com/2009/WORLD/africa/07/11/obama.ghana/index.html?eref=edition_africahttp://www.rusimpex.ru/Content/Custom/Poshlin/tamtarif.php3http://www.america.gov/st/texttrans-english/2009/July/20090711110050abretnuh0.1079783.htmlhttp://media.kremlin.ru/2009_06_24_01_01.wmvhttp://www.independent.co.ug/index.php/reports/world-report/74-world-report-/1296-yes-africa-you-canhttp://www.voina-i-mir.ru/dicdefinition/?id=828http://www.rbcdaily.ru/2009/06/26/focus/420615http://www.kremlin.ruOil, profits, and peace: does business have a role in peacemaking? US Institute of Peace Press, 2006 Jill Shankleman стр.110-112Diplomatie. Affaires stratégiques et relations intenrationales. Dec 2008- Jan 2009Charles Kupchan, Adam Mount, " Autonomy Rule ", in Democracy Journal, Spring 2009 |