Алексей ПОЛОЗОВ Весна 2013 года ознаменовалась поиском новой стратегии США на белорусском направлении. Белоруссия регулярно сталкивается с попытками вмешательства Запада в её внутренние дела. В марте 2012 года Минск демонстративно покинули послы всех стран Евросоюза. Формальным поводом стали обвинение дипломатических миссий Польши и Германии в весьма специфических связях с белорусской оппозицией и приведение в исполнение смертного приговора террористам, осуществившим взрыв в минском метро 11 апреля 2011 года, когда погибли 15 человек. Впрочем, Евросоюз явно переоценил эффект от своего демарша. А.Лукашенко публично выразился в том смысле, что Белоруссия ничего в своих подходах менять не станет и если послы хотят вернуться, то пусть возвращаются, а нет – пусть сидят дома. В западных столицах по этому поводу некоторое время пребывали в растерянности, а затем страны ЕС тихо, без шума вернули своих послов в Минск. Неэффективным оказался и навязанный Белоруссии диалог в рамках программы "Восточное партнёрство". Попытки Брюсселя подкрепить "движение к демократии" в Белоруссии обещаниями призрачной финансовой помощи или подписанием эфемерных деклараций о сотрудничестве на манер ассоциации ЕС с Украиной в Минске интереса не вызвали. Полностью неэффективной оказалась и политика санкций ЕС в отношении Белоруссии. Имея общую границу с Россией, а также будучи связанной с различными странами Евросоюза торговлей на миллиарды долларов (прежде всего с соседями – Литвой, Латвией, Польшей), Белоруссия практически не пострадала от санкций. Не оправдались и давние надежды Запада дестабилизировать ситуацию в Белоруссии изнутри при помощи сети оппозиционных структур. Оппозиция, несмотря на значительное количество сторонников вхождения Белоруссии в ЕС, расколота и в основном сосредоточена на освоении поступающих из-за рубежа средств. Когда стало окончательно ясно, что ни путём дипломатического давления, ни путём попыток спровоцировать волнения в Белоруссии смены режима не добиться, появились признаки того, что Запад нащупал новую стратегию в отношении Белоруссии и лично А.Г.Лукашенко. Основной упор стал делаться на тех трещинах, которые имеются в отношениях РФ и Белоруссии, а также слабостях Союзного государства России и Белоруссии. Немалый интерес представляет в этом плане визит в Минск в январе 2013 года президента Джеймстаунского фонда Глена Говарда и аналитика того же фонда Влада Сокора. Вот уже три месяца белорусские СМИ – и оппозиционные, и правительственные - не перестают наперебой комментировать итоги встречи Г.Говарда и В.Сокора с А.Г.Лукашенко… Джеймстаунский фонд был создан в США при поддержке ЦРУ в 1984 году. Его главной задачей является изучение ситуации и подготовка аналитических материалов о положении дел в государствах, которые в наибольшей степени интересуют США. В состав руководства Джеймстаунского фонда входят бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси и Збигнев Бжезинский. В 80-90-е годы Джеймстаунский фонд активно занимался Восточной Европой и СССР, а после распада Советского Союза сосредоточился на положении дел в России. Повышенный интерес аналитики фонда проявляют к Северному Кавказу, а после избрания В.В.Путина на второй президентский срок – и к состоянию российской оппозиции в целом. Чем же в связи с этим интересен десант Джеймстаунского фонда в Белоруссию? Темы, затронутые на встрече представителей фонда с белорусским президентом, стали достоянием общественности благодаря интервью, данному В.Сокором сотруднику Немецкого фонда Маршалла Павлу Демешу. Прежде всего, обращает на себя внимание появление совершенно иной тональности в оценках американских экспертов. Прекращение контактов с Белоруссией и лично с А.Г.Лукашенко, по их мнению, является ошибкой. Да, с демократией в Белоруссии большие проблемы, однако эту демократию, по их мнению, так быстро здесь не построить, надо продвигаться постепенно. Поспешное насаждение американских и европейских ценностей может дать отрицательный результат. Конечно же, Америке следует и дальше поддерживать процессы демократизации и либерализации в белорусском обществе, но в оценке нынешнего положения в Белоруссии на первый план следует выдвинуть принципиальную задачу сохранения белорусского суверенитета и недопущения дальнейшего сближения Белоруссии с Россией. И опорой в борьбе с этой "угрозой" (углублением российско-белорусской интеграции) Джеймстаунский фонд предлагает сделать не только оппозицию. Послушаем господина В.Сокора: "Более чем за 20 лет независимости в Белоруссии возник настоящий политический и административный класс руководителей, от которого сильно зависит, чтобы страна оставалась суверенной". Вот на этот "класс руководителей" и следует опираться, чтобы внешняя политика Белоруссии стала "более сбалансированной и многовекторной". На первом плане появляется задача поиска обходных путей воздействия на президента Белоруссии Александра Лукашенко, отказ от прямого давления на него. Выдвигается лозунг "Тот, кто нам мешает, тот нам и поможет". На вооружение взят тезис о том, что А.Г.Лукашенко является единственным гарантом сохранения Белоруссии, её защиты от "поглощения со стороны России". Представители Джеймстаунского фонда подчёркивают, что независимость Белоруссии - это "огромнейший исторический успех, который нам нужно сохранить и поддержать". В.Сокор говорит: "В ситуации, когда пытаются ограничить или подорвать суверенитет Белоруссии, нам нужно поддержать нынешнее руководство этой страны, это значит – и Президента Лукашенко, если он будет сопротивляться поглощению своей страны (Россией. – А.П.)". В январской встрече с руководителем белорусского государства принимали также участие два других американских специалиста по Восточной и Центральной Европе - Януш Бугайский и Григорий Иоффе. В.Сокор, Я.Бугайский и Г.Иоффе, эмигрировав в своё время в США из Белоруссии и Польши, обладают тесными связями с той частью белорусской правящей элиты, в которой преобладают сторонники "многовекторности" внешней политики. Например, долгое время представлявший Белоруссию в качества посла в Польше П.Латушко, впоследствии работавший министром культуры Белоруссии, а ныне являющийся послом в Париже, известен тем, что осуществил немало проектов, нацеленных на обособление и отдаление Белоруссии от России. Давним сторонником "многовекторности" белорусской внешней политики считается и бывший глава Президентской администрации, а ныне министр иностранных дел Белоруссии В.Макей. В рядах оппозиции, конечно, возмутилась тем, что не они, а Лукашенко был назван главным защитником Белоруссии от "российской угрозы". Прозвучали призывы не менять "идеалы свободы и демократии" ради "меркантильного сотрудничества с последним диктатором Европы". Но, пожалуй, ещё более любопытна реакция некоторых государственных СМИ, которые принялись писать о том, что "хищные аппетиты российских олигархов", их стремление скупить всё за бесценок заставляют Белоруссию быть настороже и жёсткое отстаивание президентом Лукашенко белорусского суверенитета – залог того, что Белоруссия не будет поглощена Россией. Приводился по этому поводу и пример отказа А.Г.Лукашенко от введения единой валюты Союзного государства, на чём "настаивала российская сторона" (этот отказ, как оказалось, полностью поддержал и один из участников встречи Г.Иоффе). А 27 марта в "Советской Белоруссии" (основной правительственной газете) появилась пространная статья Ф.Высоцкого "Поддерживать оппозицию в Белоруссии – контрпродуктивно", в которой идеи Джеймстаунского фонда получили самую высокую оценку. "Если… суммировать ощущения американских исследователей от интерпретации итогов январской встречи в Минске, выбравших честный путь личного участия в анализе происходящих политических процессов в Белоруссии, - пишет господин Высоцкий, - то надо сказать, что в этом смысле инициатива может быть сравнима с первой ласточкой, которая делает весну". И далее: "Настоящие учёные… будут всё чаще приезжать в Минск, другие города, чтобы… прикоснуться к реалиям жизни и делать из этого честные и объективные выводы". Вопрос о том, имеет ли шанс новая стратегия США на белорусском направлении оказаться более эффективной, чем прежние попытки добиться "смены режима" в Белоруссии прямым давлением и подрывными акциями, пока что остаётся открытым, но существенно уже то, что такой вопрос возник и требует ответа. |