Предыстория столь странных эскапад г-на Мушаррафа, видимо, началась весной этого года. Условно можно ее вести с визита Джорджа Буша-младшего в Индию и Пакистан в марте этого года. Хотя, конечно, все началось гораздо раньше: с предложения Ирана построить трубопровод «Иран-Пакистан-Индия». Известно, что согласование проекта газопровода проходило в сложных условиях. Помимо сложных технических и финансовых вопросов существовали серьезные политические препятствия (индо-пакистанские противоречия, давление США на Индию в пользу отказа от сотрудничества с Ираном и пр.) Примечательно, что начальные переговоры сторон по газопроводу предполагали раздельное осуществление проектов Иран–Пакистан и Иран–Индия, но в результате стороны пришли к тому, что необходим трехсторонний проект, невзирая на натянутость отношений между Исламабадом и Дели.
Понадобилась серия непростых двух- и трехсторонних экспертных переговоров для последующего сближения позиций. Дискуссия на ирано-пакистанском треке проходила более успешно: в конце пятого раунда переговорного процесса (январь 2006 года) две стороны согласовали основные технические детали. По оценкам специалистов, это был первый прорыв спустя несколько лет экспертных переговоров в двусторонних и трехсторонних форматах, позволяющий говорить о возможности реального выхода на подписание рамочного документа о сотрудничестве по газопроводу. Тогда звучали прогнозы, что подписание документа на уровне министров нефти трех стран может состояться до конца 2006 года, в котором будет зафиксирована дата ввода газопровода в эксплуатацию – ориентировочно 2009-2010 гг. (процитировано из статьи «Ирано-индийский газопровод: политические барьеры»). Однако в марте ситуация изменилась. В связи с иранским ядерным кризисом вашингтонская администрация предприняла ряд шагов, чтобы сорвать любые экономические договоренности между Ираном, с одной стороны, и Индией и Пакистаном, с другой. Первое, что было сделано, это предложение Индии сотрудничества в области гражданской ядерной энергетики. Что, несомненно, вызвало некоторое замешательство и недовольство в Пакистане, ядерная программа которого уже долгие годы является неизменным объектом критики со стороны США. И словесным одобрением за войну с террором в Исламабаде удовольствоваться не собирались. Поэтому начало лета ознаменовалось весьма приятным событием: Вашингтон пообещал продать Пакистану американского оружия на сумму в 5 млрд долларов, в том числе истребители F-16. Что, к слову сказать, весьма бы упростило пакистанским военным доставку ядерных зарядов по назначению. Однако на Пакистан по-прежнему оказывают давление, в целях сделать его более сговорчивым. В июле Научный институт международной безопасности (Institute for Science and International Security, США) опубликовал доклад на тему: "Изображение, полученное с коммерческого спутника, свидетельствует о строительстве Пакистаном второго, более крупного реактора по производству плутония: Южная Азия берет курс на быстрое наращивание ядерного оружия?" (статья «Пакистан - выход ядерной программы на новый уровень?»). Хотя сами снимки вызывают некоторое сомнение, предположительная логика действий Пакистана интуитивно понятна: развитие индийско-американского сотрудничества в ядерной сфере служит для Пакистана подтверждением того, что роль ключевого союзника США по антитеррористической коалиции не гарантирует ему всемерную американскую поддержку в отношениях с Индией. А это влечет за собой совершенствование вооружений, чтобы на уровне встретить наиболее вероятного регионального противника. Этот доклад не остался незамеченным Госдепартаментом, который мягко укорил партнера: "Мы продолжаем выступать против расширения или модернизации программ создания ядерного оружия в Индии и Пакистане и с этой целью продолжаем работать с обеими странами", - сказал 25 июля официальный представитель Государственного департамента. К августу Исламабад начинает проявлять признаки нетерпения. Заявленные поставки F-16 так и остаются обещанием, а тем временем подготовка договора о сотрудничестве в области атомной энергетики между США и Индией идет полным ходом на фоне вновь возобновившихся упреков в поддержке движения «Талибан» на территории страны. Особенно усердствует Афганистан, который уверяет, что все боевики приходят из-за рубежа. В Вашингтоне смотрят на эти эскапады сквозь пальцы в надежде, что Исламабад разместит в пограничных районах еще 10 тысяч солдат и офицеров к уже имеющимся там 80 тысячам. Впрочем, с точки зрения американцев это бесполезно, и уже в сентябре военные США неоднократно нарушают государственную границу своего союзника. (статья «Афганистан: НАТО перед новым испытанием») Даже когда в к середине августа Палата представителей Конгресса США одобрила договор о сотрудничестве с Индией в области атомной энергетики, Исламабад еще на что-то надеялся. Его участие в антитеррористической операции в Британии стало последней попыткой доказать западному миру, что Пакистан хоть и мусульманская страна, но к терроризму отношения не имеет и не желает иметь. Власти Пакистана отлично осознают, что образ страны, формируемый и складывающийся на Западе, приводит к тому, что в дискуссиях американских конгрессменов о продаже самолетов постоянно присутствует тема терроризма. Срыв террористического плана показался властям Пакистана хорошим поводом напомнить об обещании Вашингтона и подтолкнуть его к положительному решению. (из статьи «Взаимодействие Пакистана со странами Запада в антитеррористической борьбе: август 2006 года») В ответ на это в американской прессе появилась удивительная Афганская нефтяная сказка, согласно которой в Афганистане кроме маковых плантаций есть и обширные запасы нефти и газа, и нет никакой необходимости тянуть трубопровод Иран-Пакистан-Индия. Впрочем, эта информация была нацелена уже не только на Исламабад. Пошатнувшееся доверие к заокеанскому неблагодарному союзнику вынудило Пакистан внимательнее рассмотреть предложения российской стороны, которые были озвучены еще в Пекине на саммите ШОС, и к этому моменту приобретающие конкретные формы предложений от «Газпрома». Регулярные трения с Кабулом, неясность перспектив оружейной сделки с США, увлеченность Вашингтона сотрудничеством с Индией, все это вместе подтолкнуло Исламабад к решительным действиям в сентябре. Первое, что было сделано, - выведены войска из провинции Северный Вазиристан, чьи проталибские племенные вожди подписали соглашение с пакистанским правительством о контроле над боевиками, действующими в этом районе. Фактически, Исламабад умыл руки, предложив коалиции самостоятельно разбираться с боевиками и племенными вождями на юге Афганистана и приграничных районах. И это в то время, когда НАТО настоятельно просит послать в Афганистан подкрепление. На голову Мушаррафа с новой силой начинают сыпаться упреки в уклонении от антитеррористической борьбы, на что он отвечает заявлением в штаб-квартире Европейского союза в Брюсселе перед Комитетом Европарламента по внешней политике: «Страны Запада сначала вырастили терроризм в Пакистане, а потом бросили страну на произвол судьбы». Дальше больше, не далее как вчера Первез Мушарраф сообщил в интервью компании CBS, что сразу после терактов 11 сентября 2001 года представитель вашингтонской администрации прямо угрожал Пакистану бомбардировками, если Исламабад не примет участия в антитеррористической коалиции. Как можно видеть, то, что сейчас выглядит как странный и скандальный демарш пакистанского премьера, имеет свою предысторию. Как развернется ситуация далее, пока предположить трудно. Исламабад явно пытается в свою очередь надавить на вашингтонскую администрацию, опираясь на союзников в лице Китая и России. Китай плодотворно и непрерывно сотрудничал с Пакистаном с середины прошлого века, что неудивительно, оба государства имеют весьма напряженные отношения с Индией, а «враг моего врага – мой друг». Россия же также заинтересована после потери влияния в Индии в некотором реванше, и сближение с Исламабадом, помноженное на выгодный долгосрочный контракт, который еще и обещает влияние в среднеазиатском регионе, весьма перспективно в этом плане. В пользу этого предположения говорят и сентябрьские откровения Р. Баучера, сквозь которые просвечивает встревоженное желание ослабить влияние ШОС и ОДКБ в регионе. Впрочем, мы увидим. Если Конгресс США в ближайшее время одобрит поставку в Пакистан обещанных бомбардировщиков, то демарш г-на Мушаррафа достигнет своей цели, переговоры о трубопроводе Иран-Пакистан-Индия опять начнут испытывать затруднения, а Исламабад вернется в лоно западной цивилизации в качестве «мальчика для битья». Это в том случае, если администрация Буша проявит гибкость и уступит в малом, чтобы выиграть в большем. Если же Вашингтон продолжит политику давления и пустых обещаний, то можно ожидать серьезных политических подвижек в регионе. |