Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Ответы на вопросы журналиста Павла Зарубина (по интервью Т. Карлсону)
Интервью Такеру Карлсону
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Корабль — катастрофа. «Шарль де Голль»
03.02.14 15:55 Армия, ВПК, спецслужбы

Флагман военно-морских сил Франции. Первый атомный авианосец, построенный за пределами США. Самый мощный и совершенный боевой корабль Европы. Подлинный властелин морских просторов. Все это – истинная гордость французских моряков авианосец "Шарль де Голль" (Charles de Gaulle, R91). Непобедимый Посейдон, способный громить врага на поверхности земли, воды и в воздушном пространстве в радиусе тысячи километров!

40 боевых самолетов и вертолетов, управляемое ракетное оружие (четыре 8-зарядных модуля УВП для стрельбы зенитными ракетами Aster-15, две ракетных системы самообороны Sadral). Уникальный комплекс средств обнаружения: 6 радаров различного диапазона и назначения, поисково-следящая система VAMPIR-NG (ИК-диапазон), полный комплект средств радиоперехвата и радиоэлектронной борьбы.

Боевая информационно-управляющая система "Зенит-8", способная одновременно выделять, классифицировать и брать на сопровождение до 2000 целей. 25 компьютерных терминалов, 50 каналов связи, спутниковые системы коммуникации Inmarsat и Syracuse Fleetsacom – авианосец "Шарль де Голль" блестяще справляется с ролью флагмана морской ударной группировки.

500 тонн авиационных боеприпасов, 3400 тонн авиационного керосина. Полноценная авиагруппа, включающая истребители-бомбардировщики "Рафаль", ударные самолеты "Супер Этандар", комплексы дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2 "Хоукай", многоцелевые, противолодочные и поисково-спасательные вертолеты "Аэроспасьяль Долфин" и "Кугуар" - всего до 40 единиц авиатехники, размещенных на полетной и ангарной палубах.

Два бортовых самолетоподъёмника грузоподъёмностью 36 тонн. Две паровые катапульты С-13F (аналогичные системам, установленным на американских "Нимицах") – каждая из них способна разогнать 25-тонный самолет до скорости 200 км/ч. Темп выпуска самолетов с палубы "де Голля" - 2 машины в минуту. Темп приема самолетов, в теории, позволяет безопасно посадить на палубу авианосца до 20 машин за 12 минут. Единственное ограничение – размеры и конструкция полетной палубы не позволяют проводить одновременно взлет и посадку авиатехники.

Особую гордость французских инженеров вызывает система автоматической стабилизации корабля SATRAP (Système Automatique de TRAnquilisation et de Pilotage) – 12 компенсаторов в виде блоков массой 22 тонны каждый, перемещающихся по специальным желобам на галерейной палубе. Система, управляемая центральным компьютером, компенсирует различные ветровые нагрузки, бортовую качку, крен при поворотах, постоянно удерживая корабль в правильном положении – это позволяет осуществлять взлетно-посадочные операции при волнении моря до 6 баллов.

Полное водоизмещение исполинского корабля достигает 42 000 тонн. Длина полетной палубы – четверть километра. Экипаж – 1350 моряков + 600 человек авиакрыла.

Фантастическая конструкция бороздит морские просторы на скорости 27 узлов (50 км/ч). Одной перезарядки реакторов хватает для непрерывной эксплуатации в течение 6 лет – за это время "де Голль" успевает пройти расстояние, эквивалентное 12 длинам земного Экватора. При этом реальная автономность корабля (по запасам продовольствия, авиационного топлива и боеприпасов) не превышает 45 суток.

Авианосец "Шарль де Голль"! Красивый, сильный и харизматичный корабль. Единственный недостаток: большую часть своей 13-летней службы "де Голль" провел в… ремонтных доках.

Франция планирует списать свой новейший авианосец "Шарль де Голль". Вместо "де Голля" для ВМС Франции будет приобретен новый авианосец типа "Куин Элизабет" британской постройки. Причина шокирующего и неожиданного решения – бесчисленные проблемы и неисправности, выявленные за первые годы эксплуатации французского авианосного корабля. (Оригинальная фраза – "The new French nuclear carrier "Charles de Gaulle" has suffered from a seemingly endless string of problems").

- сайт http://www.strategypage.com, новость от 5 декабря 2003 г.

Что же могло стать реальной причиной той отвратительной ситуации, при которой совершенно новый корабль, вступивший в строй всего за два года до описываемых событий (18 мая 2001 г.), едва не оказался сдан на слом?

Французы – опытные кораблестроители, не раз удивлявшие мир своими замечательными творениями (безо всякой иронии). Легендарный подводный артиллерийский крейсер "Сюркуф" - подлинное чудо техники 1930-х годов. Современные стелс-фрегаты "Лафайетт" и "Горизонт". По своему уникальные десантные корабли "Мистраль" - благодаря своей модульной конструкции, огромная "коробка" строится всего за пару лет! Франция отлично знакома с ядерными технологиями – подводная компонента ВМС Франции оснащена высококлассной техникой собственной разработки: АПЛ "Триумфан", "Барракуда" баллистические ракеты подводного базирования M45, M51. Все вооружение соответствует лучшим мировым стандартам.

Франция – один из признанных мировых лидеров в разработке морских систем обнаружения, управления и коммуникации: радары и системы сенсоров, БИУС, тепловизоры, средства связи. Упрекнуть французов просто не в чем.

Французские кораблестроители не новички в области разработки и строительства авианосных кораблей: еще в середине прошлого века ВМС Франции приняли на вооружение два авианосца типа "Клемансо" - один из которых, "Сан-Пауло" (бывш. "Фош") до сих пор несет службу в составе ВМС Бразилии. Солидные корабли для своего времени, чье водоизмещение и размеры приближались к характеристикам современного "де Голля".

И вдруг – неожиданный провал! Как это могло произойти? Неужели неисправности и "детские болезни", которые имеются у любой конструкции, могли столь негативно отразиться на судьбе нового французского авианосца?

"Детские болезни" - это слабо сказано. Проблемы при эксплуатации "де Голля" стали подлинной Катастрофой для ВМС Франции.

Корабли гибнут без боя

Судьба "Шарля де Голля" началась в 1989 году, когда на верфи DCNS в городе Брест была заложена днищевая секция будущего авианосца. Поначалу все складывалось вполне успешно: всего через 5 лет после закладки, в мае 1994 года, самый крупный боевой корабль, когда-либо построенный во Франции, был торжественно спущен на воду в присутствии президента Франсуа Миттерана. Летом того же года на авианосце были установлены реакторы. Началось насыщение корпуса высокотехнологичным оборудованием. Но чем дальше продвигались работы, тем труднее становилось удерживать проект в рамках заданного графика.

Чрезвычайное обилие систем и механизмов на борту корабля вело к непрекращающейся череде вносимых изменений, что задерживало и без того трудоёмкий процесс постройки огромного авианосца. Например, в соответствии с новыми европейскими нормами радиационной безопасности, пришлось полностью переработать систему защиты и охлаждения реактора – все это уже на практически готовом корабле. В 1993 году разразился международный шпионский скандал – сотрудников верфи заподозрили в связях с британской разведкой MI6.

Постройке авианосца регулярно препятствовал французский Парламент, сокращая средства на финансирование этой "исключительно важной" оборонной программы. Настал день, когда работы на верфи были полностью прекращены (1990 год) – данная ситуация неоднократно повторилась в 1991, 1993 и 1995 годах, в результате, "Шарль де Голль" окончательно превратился в долгострой.

Очевидно, что базирование 40 самолетов на авианосце "Шарль де Голль" в реальности невозможно. Половина авиатехники остается ржаветь на верхней палубе, где ветер, влажность и палящее солнце быстро приведут машины в полную негодность. В среднем, авианосец несет 20 боевых самолетов, пару комплексов ДРЛО и несколько вертушек

Согласно официальным данным, корабль строился порядка 10 лет и обошелся французским налогоплательщикам в 3,3 млрд. долларов – немногим меньше, чем стоил американский суперавианосец типа "Нимиц" (4,5…5 млрд. долл. на конец 1990-х годов).

Но настоящая трагикомедия началась после серии ходовых испытаний и тестовых посадок авиатехники на палубу корабля в 1999 году.

Постоянные вибрации, неполадки в системе охлаждения реактора, некачественное покрытие полетной палубы. Неожиданно выяснилось, что конструкторы допустили ошибку при расчете потребной длины ВПП – для безопасной посадки самолетов ДРЛО Е-2 "Хоукай" потребовалось срочно удлинить полетную палубу на 4 метра.

Работы по устранению дефектов заняли год, наконец, 4 октября 2000 года "Шарль де Голль" прибыл своим ходом на военно-морскую базу Тулон.

В срочном порядке началась апробация новой техники – экипаж "де Голля" был сформирован еще в 1997 году и три года терпеливо дожидался своего корабля. Уже через несколько дней авианосец покинул свой родной порт и отправился с дружеским визитом к берегам США, на военно-морскую базу Норфолк.

Увы, добраться до берегов Америки в тот раз не удалось – во время тренировочных маневров в Карибском море отвалилась лопасть правого винта. Авианосец техузловым ходом вернулся в Тулон. Расследование показало, что причиной аварии стало (ну кто бы мог подумать!) некачественное изготовление деталей.

- Кто занимался изготовлением винтов?

- Фирма "Атлантик Индастриз".

- Подать сюда этих прохвостов!

- Мсье, фирмы "Атлантик Индастриз" больше не существует…

Немая сцена.

Проблема была в том, что фирма "Атлантик Индастриз" бесследно исчезла не только с гонораром за недобросовестно выполненный контракт, но, что гораздо хуже, со всей документацией на изготовление винтов. А рассчитать и изготовить 19-тонные слитки из меди, железа, марганца, никеля и алюминия с поверхностями двойной кривизны – задача далеко не простая (и не дешевая). В качестве временной меры на корабль установили винты от списанного авианосца "Клемансо". Скорость "де Голля" уменьшилась до 24…25 узлов, при этом вся кормовая часть оказалась непригодна для жизни и деятельности экипажа – вибрация и шумы достигали 100 дБ.

Практически весь следующий год авианосец провел в ремонте, на тестах и ходовых испытаниях. Впрочем, в конце мая 2001 года "Шарль де Голль" нашел в себе силы выбраться из дока и принять участие в военно-морских учениях "Золотой трезубец". Результатом 10-дневных маневров стал скандал вокруг истребителей "Рафаль М" - оказалось, что поставленные флоту самолеты неприспособленны для палубного базирования. Вся первая партия перспективных истребителей была решительно забракована.

Но это лишь начало анекдота под названием "авианосец "Шарль де Голль".

В декабре 2001 года "де Голль" вышел в свой первый боевой поход в Аравийское море. Задача – авиационная поддержка операции "Длительная свобода" на территории Афганистана. За время похода палубные штурмовики "Супер Этандар" выполнили 140 боевых вылетов над Средней Азией продолжительностью до 3000 км. Что касается новейших "Рафалей", хроника их боевого применения противоречива: согласно одним источникам, истребители нанесли несколько ударов по позициям боевиков Талибан. Согласно другим данным, боевых вылетов не проводилось – "Рафали" лишь участвовали в совместных учениях с палубной авиацией ВМС США.

В любом случае, роль "Шарля де Голля" в войне была чисто символической – всю работу выполнила американская авиация, совершившая десять тысяч боевых и обеспечивающих вылетов над территорией Афганистана. Понимая свою собственную никчемность, "де Голль" по возможности стремился покинуть ТВД, и пока американские самолеты крушили афганские горы, французский авианосец устраивал фотосессии в портах Сингапура и Омана.

В июле 2002 года "де Голль" возвратился на ВМБ Тулон. Поход прошел успешно, если не считать, что из-за радиационной аварии на борту экипаж авианосца получил пятикратные дозы облучения.

Впечатлений французам хватило надолго – все последующие три года "де Голль" не совершал дальних походов. Авианосец вернулся в Индийский океан лишь в 2005 году. Жизнерадостных французов явно не радовала перспектива летать под душманские пулями и ракетами "Стингер" – в результате "де Голль" принял участие в совместных учениях с ВМС Индии под кодовым обозначением "Варуна", после чего поспешил вернуться на базу в Тулон.

По аналогичному сценарию прошел 2006 год – после чего наступил час Икс. Активная зона реакторов полностью выгорела и нуждалась в замене. Морская стихия здорово потрепала корабль, раскаленные выхлопы реактивных двигателей оплавили полетную палубу, вышла из строя часть вспомогательного оборудования – авианосцу требовался капитальный ремонт.

В сентябре 2007 года "де Голль" зашел в сухой док, откуда не выходил до конца 2008 года. 15-месячный ремонт с перезагрузкой реактора обошелся Франции в сумму 300 млн. евро. Несчастному авианосцу, наконец, вернули его родные винты, провели модернизацию радиоэлектроники, проложили 80 км электрических кабелей, обновили катапульты и аэрофинишеры, расширили ассортимент авиационных боеприпасов.

Сверкая свежей краской, авианосец прибыл на ВМБ Тулон, и спустя три месяца благополучно вышел из строя. Весь 2009 год корабль снова провел на ремонте.

Наконец, к 2010 году основные дефекты были устранены, началась интенсивная подготовка корабля к свершению новых подвигов. Впереди – долгие и опасные походы на другой конец Земли, новые войны и Великие победы. 14 октября 20109 года отряд боевых кораблей ВМС Франции во главе с флагманом "Шарль де Голль" отправился с очередной миссией в Индийский океан.

Поход продлился ровно одни сутки – через день после выхода на авианосце вышла из строя вся система электроснабжения.

После экстренного двухнедельного ремонта, "де Голль" все же нашел в себе силы отправиться по выбранному маршруту и провел в далеких широтах целых 7 месяцев. Просто невероятный результат, учитывая все предыдущие "достижения" авианосца.

В марте 2011 года мировые СМИ обошла сенсационная новость – французский авианосец выдвигается к берегам Ливии. Очередная попытка "де Голля" доказать свою необходимость прошла с полным аншлагом – палубная авиация выполнила сотни боевых вылетов в рамках обеспечения "бесполетной зоны" над Ливией. Многоцелевые истребители "Рафаль" нанесли серию ударов по наземным объектам, израсходовав, в общей сложности, 225 высокоточных боеприпасов AASM. Отработав около 5 месяцев в зоне конфликта, "Шарль де Голль" вернулся в Тулон в начале августа 2011 года. На очередной ремонт.

Наверное, следует добавить несколько "штрихов" к истории этого похода. Авиагруппа "де Голля" состояла из 16 боевых самолетов (10 "Рафаль М" и 6 "Супер Этандар"). В это же время, для нанесения ударов по Ливии командование НАТО привлекло более 100 ударных машин, среди которых встречались такие "монстры", как B-1B и F-15E "Страйк Игл".

Становится очевиден "неоценимый" вклад авианосца в этой военной операции. А стоимость каждой из 225 сброшенных бомб AASM (с учетом затрат на содержание "плавучего аэродрома") стала просто астрономической – было бы дешевле стрелять лазером с орбитальной боевой станции.

2012 год заметных успехов не принес – "Шарль де Голль" периодически выходил в Средиземное море для тренировок палубных летчиков, кротая остальное время на бесконечном ремонте.

В ближайших планах (ориентировочно – 2015 год) авианосец ожидает очередная "капиталка" с перезарядкой реактора.

Диагноз

Несчастья, преследующие авианосец "Шарль де Голль", имеют единственную причину – избыточно сложная конструкция корабля, усугубленная его циклопическими размерами. Все это приводит к непоправимой потере надежности. Тысячи механизмов, миллионы деталей – каждую секунду на корабле обязательно ломается один из элементов конструкции. Периодически выходит из строя один из критически важных объектов – и тогда начинается лавинообразное нарастание технических проблем, приводящих к полной потери боеспособности корабля.

В отличие от обычных ракетных и артиллерийских боевых кораблей, авианосцу приходится работать с 20-тонными объектами (авиатехникой), что постоянно перемещаются по верхней палубе и внутренним помещениям корабля, периодически разгоняясь до 250 км/ч (посадочная скорость "Рафаля"). Отсюда – 260 метровая палуба, катапульты, аэрофинишеры, оптическая система посадки, могучие подъёмники и силовое оборудование.

Самолеты служат повышенным источником опасности: для нейтрализации раскаленных выхлопов реактивных моторов приходится прокладывать десятки километров труб системы охлаждения под полетной палубой – вкупе с мощными насосами. Постоянная работа с пожароопасными и взрывчатыми веществами, которые, в отличие от ракетного крейсера или подлодки, обычно рассредоточены буквально на каждом шагу – все это откладывает свой отпечаток на конструкцию авианосца (особые меры хранения топлива, противопожарная безопасность, элеваторы боеприпасов). Отдельным пунктом стоит ГЭУ колоссальной мощности с системой отбора энергии для питания катапульт.

Наконец, системы самообороны. В случае с французским авианосцем, его встроенное вооружение соответствует фрегату или небольшом эсминцу. Плюс – обязательный комплекс средств слежения, обнаружения, коммуникации и управления. Впрочем, здесь все как раз неплохо – электроника приносит минимум проблем, в отличие от движущихся механических частей (ГЭУ, катапульт т.п.).

Все вышеперечисленные факторы множатся на гигантизм механизмов и ужасные размеры корабля. Результат очевиден.

В том, виде, в котором существует современный авианосец – это безумие. И исправить здесь ничего не удастся – слишком велики размеры и посадочные скорости самолетов самолетов. Но самое главное – в наши дни в "плавучих аэродромах" просто нет необходимости.

Французы не единственные, кто попался в эту ловушку, стремясь подчеркнуть престиж свое страны. Американцы, имеющие 10 атомных авианосцев, могут одновременно выставить не более 4-5 боевых групп – остальные корабли стоят в доках с развороченным корпусом. Чрезвычайно низкая надежность – "Нимицы" буквально "сыпятся" на глазах. Постоянные проблемы. Бесконечный ремонт.

Французы знали об этом, потому планировали строить 2 авианосца типа "де Голль" - если один из них сломается в самый ответственный момент, на помощь должен прийти другой. Естественно, все планы по постройке "дублера" рухнули, едва стали известны результаты службы головного корабля.

P.S. На 2013 год в оборонном бюджете Франции (т.н. Livre Blanc) обозначен отказ от дальнейшего сотрудничества с Великобританией в рамках создания совместного авианосца. В ближайшем будущем Франция не планирует постройку авианосных кораблей.

Олег Капцов

 

ti-robot04.02.14 12:52
Я так понимаю, "полимеры" во французком исполнении.
Предлагаю заслушать доклад главного морского эксперта ВиМ.
Тимоша, прошу Вас прокоментировать данный текст.
Attente04.02.14 14:39
> ti-robot
Я так понимаю, "полимеры" во французком исполнении.
Предлагаю заслушать доклад главного морского эксперта ВиМ.
Тимоша, прошу Вас прокоментировать данный текст.
Да что тут комментировать - статья написана по заказу Кремля с целью опорочить непобедимый НАТО в глазах жителей Сибири.
laa04.02.14 16:16
"Постройке авианосца регулярно препятствовал французский Парламент, сокращая средства на финансирование этой "исключительно важной" оборонной программы. Настал день, когда работы на верфи были полностью прекращены (1990 год) – данная ситуация неоднократно повторилась в 1991, 1993 и 1995 годах".

Похоже, наследников Де Голля тоже нагнули через демократический парламент.
Знакомая история ссылка
fatboy04.02.14 16:32
а самое смешное в этой статье это вывод :), типа он сложный, там много деталек и они могут сломаться, наверное автор видит идеальным механизмом лодку с веслами, но и там что-то может сломаться :) мало того, самолеты летают палубу царапают и греют - о ужас.. мало того, он видите ли очень большой, так он в половину меньше Джордж Буша :) и ничего последний еще как то плавает :)
Ist9704.02.14 17:31
Для сравнения "Нимитц" CVN-68 за первые 30 лет службы совершил 12 боевых походов, каждый поход длился примерно полгода, то есть грубо 20 процентов времени в походе. За это же время он 14 раз ремонтировался, самый длительный ремонт - 3 года, самый короткий - 3 месяца. Остальное время - отстой в базе и отработка задач в прибрежных районах.

У "Де Голля" 4 длительных похода за 12 лет службы, не так уж и провально для лягушатников, есть авиагруппа, есть боевой опыт, правда, довольно низкая боеспособность авиагруппы - Ливию бомбили всего 10 "Рафалей М" из 30 с лишним имевшихся.
youRA04.02.14 17:36
Минимум по одному у каждой великой нации должно быть, для существования школы морской авиации.
Трындец04.02.14 18:05
> Например, в соответствии с новыми европейскими нормами радиационной безопасности,...

Привет евроинтеграторам!

> ...пришлось полностью переработать систему защиты и охлаждения реактора...

> ...Постоянные вибрации, неполадки в системе охлаждения реактора...

Доевроинтегрировались, блин.

> фирма "Атлантик Индастриз" бесследно исчезла

На лицо удачно проведённая спецоперация. Особенно если знать, что контора изначально американская.

В планы американцев вовсе не входило возвращение Франции в Африку и на Ближний Восток.

> рассчитать и изготовить 19-тонные слитки из меди, железа, марганца, никеля и алюминия с поверхностями двойной кривизны – задача далеко не простая (и не дешевая)

чОрт! Как то же эти дикари русские с этим справляются!?

Кстати, в ноябре прошлого года стало известно, что уникальное производство гребных винтов для крупнотоннажных боевых кораблей в Питере спасено.

> из-за радиационной аварии на борту экипаж авианосца получил пятикратные дозы облучения.

Некая недосказанность детектед. Пострадал далеко не весь экипаж. Пятикратная доза облучения зарегистрирована только у нескольких человек из аварийной команды. Но ЧП имело место быть. Виновницей стала... ТА-ДАМ! ... переделанная система охлаждения реактора!

Статья излишне пессимистична, но полезна, чтобы тыкать носом тех, кто вякнет про трудности в отечественном кораблестроении.

fatboy, EU> а самое смешное в этой статье это вывод :)

Автор сделал полезное дело - собрал факты. Обобщить и сделать правильные выводы видимо тяму не хватило.

Вообще-то французы просто обязаны были предусмотреть резервирование всех критически важных систем. Но пилёж бабла в сочетании с сокращением бюджета не дал им этого сделать. И, да, с их политикой и руководителями авианосцы им не нужны. Как Шарля Де Голля турнули, так и не нужны стали. Название авианосца символично.

iz0905.02.14 01:36
Смешно сводить эти "поломки" авианосца к техническим неполадкам. Это современная геополитическая борьба, которая включает прежде всего уничтожение авианосного флота. Сначала "сладкая парочка" из бритов и амеров это сделала через "перестройку" СССР и "реформы" в РФ, но у этой "парочки" всегда и Франция была на прицеле.

Современная борьба с флотом ведется именно такими путями, которые описаны: управляемой коррупцией, срывом финансирования, провоцируемой парламентской возней.

В результате и без войны авианосец противника не боеспособен.

Scolar05.02.14 01:37

Вскоре русские Су-27 и Су-24 на скорости 500 узлов прошли прямо над мостиком "Китти Хока". Прямо как в фильме "Топ Ган"! Офицеры на мостике расплескали свой кофе и сказали…! (Нецензурное выражение, имеющее весьма эмоциональный русский аналог.) В этот момент я посмотрел на капитана — его лицо было багровым.

Русские истребители сделали еще два крутых виража на малой высоте до того, как мы наконец-то запустили свой первый самолет с палубы. Им был… ЕА-6В "Праулер" (самолет радиоэлектронной борьбы). Да, да, мы запустили несчастный "Праулер" один на один против истребителя прямо над кораблем. Наши летчики уже просили о помощи, когда наконец-то F/A-18 из "сестринской" эскадрильи (я использую этот термин в буквальном смысле, так как они выглядели, как компания "женщин легкого поведения", заигрывающих с русскими) поднялся в воздух, чтобы выполнить перехват. Но было поздно. Вся команда задрала головы и смотрела, как русские делали посмешище из нашей убогой попытки их остановить.

ссылка

lomov05.02.14 14:05
> Трындец

Статья излишне пессимистична, но полезна, чтобы тыкать носом тех, кто вякнет про трудности в отечественном кораблестроении.


Так и представляю: "Шо вы ту про трудности в отечественном кораблестроении говорите?! Смотрите шо у французов творится! А у нас всё великолепно! Мы у французов мистрали покупаем!"
Если уж избавились от трусов, то и крестик снимайте.
Трындец05.02.14 14:34
lomov, RU, LOL, Вы только что добровольно себя натыкали носом. Больше так не делайте.
Что касаемо Мистралей, то у французов взяли то, что у них получается лучше всего - корпус и технологию модульной постройки (ну и ещё кое чего). Если Вы читали статью внимательно, то увидели, где у французов слабые места. Надеюсь, голова у вас не только для того чтобы в неё есть.
Впрочем, пользуясь слэнгом ГЗ, кукарекайте сколько влезет.
acprog06.02.14 09:43
Кузя не атомный а проблем не меньше.. будет смех если после мистраля мы купим подержаный де Голль =)
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Ситуация с продовольственной безопасностью в мире продолжает обостряться
» ВС России создадут над Запорожской областью защитный купол
» Из Литвы планировались удары дронами по Минску — глава КГБ республики
» США обеспокоены военным сотрудничеством Тегерана, Москвы и Пхеньяна
» В МО Польши заявили, что помогут Киеву вернуть призывников на родину
» Квантовые процессоры как будущие универсальные ключи к моментальной разгадке любого шифра
» США одобрили продажу Польше ракет на 1,275 миллиарда долларов
» Госдеп анонсировал переговоры о выводе американских войск из Нигера

 Репортаживсе статьи rss

» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию

 Комментариивсе статьи rss

» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?
» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"