Два сценария в Карабахском процессе Арам Аматуни (Արամ Ամատունի)Следующая встреча президентов Армении и Азербайджана может состояться в Париже, по инициативе президента Франции. Запад, судя по всему, пытается противопоставить свою встречу инициативе Сочи. Здесь, наверно, следует рассматривать два варианта, чтобы понять, что происходит, или что может произойти. Либо Запад и Россия в этом вопросе договорились, так сказать, дежурить на границе и, организуя по очереди встречи, сохранить стабильность, либо они вступили в серьезную конкуренцию также и в вопросе Карабаха, и постепенно эта конкуренция может обостриться, пока не дойдет до стадии горячих военных действий, как на Украине. Договорная ли эта игра? Запад приветствовал встречу в Сочи. Очевидно, что есть прямая или, так сказать, молчаливая договоренность. Однако этот "тезис" также нуждается в подтверждении и российской стороны. То есть, нужно посмотреть, как отнесется Россия к инициативе организации встречи Саргсян-Алиев по инициативе Франции в Париже. Если Россия не создаст никаких преград, то можем с определенной вероятностью сказать о том, что есть договоренность об обеспечении стабильности и мира. Причем, как бы Запад и Россия не находились в острой борьбе на украинской арене и в стадии холодной войны, все равно, обострение обстановки на Кавказе и война для них нецелесообразна, если, конечно, речь не идет о локальной и управляемой войне. Дело в том, что Кавказ находится в таком геополитическом положении, перекрестке, где сохранять войну локализованной будет чрезвычайно сложно, если в вопросе войны нет согласия всех заинтересованных сторон. А этих сторон много, по меньшей мере, четыре — США, Россия, Турция и Иран. Более того, здесь даже трудно будет сохранить войну в региональной локализации, потому что Кавказ, будучи перекрестком, тем или иным образом имеет отношение к прилегающим регионам, где ситуация может воспламениться из маленькой искры, это и Южный Кавказ, и Ближний Восток. В этом смысле, как бы отношения Запада и России ни были накалены в вопросе Украины, третья мировая война пока что для обеих сторон, мягко говоря, является лишним грузом. Вот на этом основании возможна определенная договорная игра по части Кавказа. Но для этого нужно ждать реакции России на возможную встречу, потому что до Сочи Россия, очевидно, мешала и негативно относилась к проведению встречи в Париже по предложению Франсуа Олланда, а также усилиями Москвы эта встреча так и не состоялась. Таким образом, нужно ожидать российской реакции на усилия США и Франции. А сейчас попробуем рассмотреть вариант противопоставления или конкуренции. Запад и Россия в вопросе Карабаха конкурируют уже давно, но если эта конкуренция была спокойной, то сегодня она, исходя из всемирной ситуации, может получить более динамичный характер, достигнув такой ситуации, когда для установления своего превосходства, стороны прибегнут к широкомасштабным военным провокациям. Россия сегодня, очевидно, пытается достичь единоличного формата урегулирования конфликта, первой стадией которого является устранение Минской группы ОБСЕ. В этом вопросе Москва ждет поддержки Турции, в то же время, обещая сформировать новый формат с Турцией. Россия ожидает того, что вытолкнув Запад из процесса, следовательно, также и из региона, потом можно будет собственными силами вытолкнуть также и Турцию, и единолично решить вопрос в пользу российских интересов. Однако Запад, конечно, очень хорошо представляет все это, и самое главное — то, что нагорно-карабахский конфликт сам по себе является не только "вещью в себе" как сугубо конфликт, и только. А участие в процессе урегулирования этого конфликта решает проблемы влияния в регионе. Более того, возможно, именно эта проблема является первоочередной в этом процессе, а не сугубо вопрос Карабаха, который, по сути, решился посредством первой войны, и может быть пересмотрен только посредством войны. Значит, для Запада, в частности, для США выход из процесса означает выход из региона. США, мягко говоря, не имеют таких намерений, следовательно, противостояние инициативам России будет довольно сильным. В таком случае, почему не помешали встрече в Сочи? Возможно, по той причине, что достаточно эффективно не обладают механизмами защиты собственных позиций в случае обострения ситуации или противостояния обострению ситуации. Так что, в ближайшее время США, наверно, попытаются активизировать работы в направлении обеспечения таких механизмов, иначе без этого невозможно будет эффективно конкурировать с Россией за переговорный формат Карабахского урегулирования. Оригинал публикации: Երկու սցենար ղարաբաղյան գործընթացում Мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта возможно при условии возвращения оккупированных территорий — посол Великобритании Интервью с послом Великобритании в Азербайджане Ирфаном Сиддигом — Вы только что вернулись из поездки в Габалу и Шеки. Расскажите о своих впечатлениях. — Данный визит был первым в Габалу и Шеки, и это является частью плана объехать страну и увидеть как можно больше в Азербайджане. Я провел в этих городах два дня, увиделся с представителями общественности, масс-медиа, бизнеса, гражданского общества и просто старался познакомиться с этими местами. Я очень впечатлен красотой Шеки и его историческим и культурным богатством, а также динамизмом Габалы, объемом, инвестиций, вложенных в этот город. И я был особенно рад принять участие в тренировке футбольного клуба "Габала", потому что я большой поклонник футбола. Так что это была отличная поездка.
— Что Вы можете сказать о планах по привлечению британских компаний в Азербайджан? — Британия является крупнейшим иностранным инвестором Азербайджана. Но большинство наших инвестиций идут в энергетический сектор в силу присутствия ВР и ряда других британских компаний, которые работают с ней. Я действительно заинтересован в том, чтобы Великобритания поддерживала идею Президента Азербайджана о диверсифицированной и более динамичной экономике страны. Поэтому я работал с британскими компаниями и их азербайджанскими коллегами, чтобы определить новые области, в которых британские компании могут поддержать развитие Азербайджана. И я верю, что это будет успешный проект.
— Как Вы оцениваете азербайджано-британские отношения? — Думаю, что у нас фантастические отношения. Как я сказал, мы являемся одним из самых сильных экономических партнеров Азербайджана благодаря вложениям крупных инвестиций. Мы поддерживаем развитие Азербайджана, у нас очень большое совпадение взглядов по нашей внешней политике, в нашем подходе к проблеме Афганистана, мы активно взаимодействуем и сотрудничаем в борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом, и по Украине, и российскому вызову, и на Ближнем Востоке. Есть много областей, в которых мы сотрудничаем. Так что я очень доволен этими продуктивными отношениями и надеюсь на их дальнейшее развитие.
— Что Вы считаете своей основной задачей на посту посла Соединенного Королевства? — Я думаю о выведении наших отношений на новый уровень, потому что мы успешно сотрудничаем во многих областях. Сейчас происходит много событий. Поэтому поиск новых областей для сотрудничества может быть проблемой. Также стоит задача обеспечить, чтобы диалог, который мы ведем по вопросам, касающимся прав человека, не препятствовал сотрудничеству в других областях, которые мы в состоянии успешно продвигать вперед.
— Что Вы думаете о нагорно-карабахской проблеме? — Мы очень надеемся, что будет возможность решить любое разногласие по Нагорному Карабаху мирным путем. Досадно, что произошел конфликт, который привел к гибели стольких людей. На прошлой неделе я посетил в Габале поселение вынужденных переселенцев и говорил с представителями 300 семей, которые там живут. Я послушал их душераздирающие рассказы о боли и страданиях, которые им пришлось пережить, о потере домов, о том, что они не могут посетить могилы своих предков. Я действительно понимаю боль и страдания, которые это вызвало.
Позиция Великобритании заключается в поддержке усилий международного сообщества во главе с Минской группой, направленных на достижение как можно скорее справедливого и мирного урегулирования. Мы твердо верим, что это решение означает возвращение оккупированных территорий, передачу Нагорного Карабаха Азербайджану. Должно быть сделано свободное волеизъявление о статусе Нагорного Карабаха.
Очень досадно, что в последние годы мы не видели прогресса в этом вопросе. Я думаю, что необходима политическая воля обеих сторон для компромисса, который, как все понимают, будет достигнуть нелегко, но это должно быть сделано для разрешения конфликта. Не будет никакого вынесения решений со стороны международного сообщества в отношении одной или другой стороны. Необходимо договориться о компромиссе, чтобы попытаться покончить с этим давним и болезненным конфликтом.
— Как Вы думаете, случится ли это в ближайшем будущем? — Надеюсь, что да. Я должен признаться, что риторика, которую мы слышим с обеих сторон, не обнадеживающая, она только усугубляет и поляризует позиции. Это увеличивает ненависть друг к другу, а нам нужно понимание друг друга. И вся прошедшая история подтверждает необходимость этого.
— Что вы думаете об организации "Исламское государство"? Ваш премьер недавно заявил, что считает его реальной угрозой для Великобритании. — Конечно, мы видим в них реальную угрозу для региона, мира и Великобритании. К сожалению, у нас есть этот феномен людей из Великобритании и других частей мира, отправляющихся в Сирию и Ирак, чтобы принять участие в этой насильственной кампании, которая действительно сеет только рознь и хаос.
Мы считаем, что это очень тревожное явление. Международное сообщество должно объединить усилия, чтобы найти способ справиться с этой задачей. Мы считаем, что правительства в Сирии и Ираке также играют очень важную роль. Стоит подчеркнуть, что присутствие "Исламского государства" в Сирии и Ираке не случайно. Это явление возникло в Сирии и Ираке частично в результате сбоев в работе их правительств, в частности в Сирии, где режим Башара Асада в некотором отношении вполне явно и намеренно облегчил его появление с тем, чтобы создать образ врага, чтобы Запад считал их хуже Асада, а затем, как считают некоторые, он попытался бы заключить с ними что-то наподобие фаустовского дьявольского договора.
Как четко дал понять британский министр иностранных дел Филип Хаммонд, это не то, что мы должны делать. То, что "Исламское государство" является огромной угрозой, не означает, что мы должны игнорировать огромный вред и роль, которую сыграл сирийский режим — не только в том, что забрал жизни 200 тысяч человек, но и в создании пространства для этой группы и ее поощрения.
Следует помнить, что "Аль-Каида" в Ираке была поддержана в 2003 и 2004 годах сирийским правительством, чтобы помочь потоку иностранных боевиков в Ирак. Это было похоже на создание сирийского режима, которому также, к сожалению, способствовали бывшие правительства Ирака из-за своих разногласий и сектантской политики. Мы надеемся, что новое правительство в Ираке будет использовать более комплексный подход, который позволит суннитским общинам в Ираке быть частью решения, а не частью проблемы. Ответственность за них также лежит на сирийском правительстве.
— Какова роль Азербайджана в обеспечении региональной стабильности? — Думаю, что Азербайджан играет позитивную роль. Модель, которую он способен продемонстрировать, то есть светского, мультикультурного, толерантного государства, учитывая, что эта страна еще и с шиитским большинством, — это уже сам по себе мощное послание. Это, мы надеемся, будет примером, которому будут следовать другие, который покажет, что включение, уважение, разнообразие, а не исключение, разногласия и ненависть — это именно то, что мы должны поощрять для создания мира и стабильности в мире.
Меня беспокоит то, что сектантская рознь в регионе угрожает появлением в других странах, и мы знаем, что есть много азербайджанцев, которые отправлялись в Сирию, чтобы бороться или по одну, или по другую сторону баррикад. И я думаю, что правительство страны проводит хорошую работу, пытаясь предотвратить это. Но это возвращает меня к исходной точке в плане того, что же было корнем восстания в Сирии. Это было недовольство управлением.
— Что еще Вы хотели бы сказать об Азербайджане? — Это фантастическая, динамичная и захватывающая страна. Я с нетерпением жду следующего года и проведения первых Европейских игр и Гран-при "Формулы 1". Надеюсь, что Азербайджан сможет показать себя в мире успешно и позитивно, ведь у Азербайджана столько всего позитивного, чем можно поделиться. Я надеюсь, что правительство будет вести политику, которая будет поддерживать общие цели, содействующие стране как модели успеха и развития в этой части мира. Оригинал публикации: Trend News Agency |