Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Иран заявил об уничтожении целей в Израиле и завершении операции
Иран выпустил десятки беспилотников в сторону Израиля, сообщили СМИ
Главная страница » Наши публикации » Просмотр
Версия для печати
Давайте попробуем порассуждать…(V) О равных возможностях и справедливости
27.08.15 09:48 Экономика и Финансы

Остроменский Михаил Петрович

Исследователь, МОО "Вече", ВПП "Партия Дела", МОО "Альтернатива"

"Сегодня вы можете объехать из конца в конец все промышленно развитые страны и

обнаружить, что почти каждый, "все дни свои отдающий изнурительному труду",

делает это исключительно во имя спорта"

М. Фридман

I.

Одним из важнейших достижений современного капиталистического общества объявляется "равенство возможностей" в реализации себя и в достижении успеха человеком. Говорится, что всё теперь зависит от самого человека, от его таланта, упорства, от желания работать. Вот в прежние времена и вне капитализма такого не было, а теперь есть. Мы уже ранее, в статьях настоящего цикла, касались данного вопроса с разных сторон и по другим поводам. Касались вскользь. Походя. Давайте теперь рассмотрим его подробней и поглядим, куда нас это заведёт.

Под "равенством возможностей" современное либеральное общество понимает отсутствие законодательно или традиционно оформленных запретов на получение образования, на занятие определённым видом деятельности и т.д. И хотя это откровенное лукавство (вспомним все эти лицензии, акцизы; необходимость вступления в коллегию адвокатов или в организацию нотариусов; в необходимости получить высшее образование и диплом определённого толка, чтобы заняться юридической, бухгалтерской или врачебной практикой), тем не менее, не будем сильно придираться. Ведь, во-первых, актуальность подобных препон подаётся под видом необходимого минимума уровня защиты прав потребителя, сиречь, нас с вами. А, во-вторых, мы и сами не против некоторых из этих ограничений.

Итак, Милтон Фридман, нобелевский лауреат по экономике, в своей статье "Свобода, равенство и эгалитаризм" даёт следующее определение: "..."равенство возможностей" — в том смысле, что никто не имеет права произвольно препятствовать другим индивидуумам в использовании их возможностей для достижения поставленных ими перед собой целей". Можно так же, на либеральном сайте, восхваляющем А. Рэнд, прочитать и квинтэссенцию её мыслей по данному поводу: "Каждый гражданин должен иметь равные права по естественному закону. Равенство возможностей – это состояние, когда никто не может использовать силу для ограничения свободы производства, торговли любым фактором производства и товаром".

Всё это хорошо. Однако как быть собственно с самим "равенством возможностей"? Ведь очевидно – люди не равны. Следовательно, о каком фактическом равенстве возможностей можно говорить всерьёз? Начиная с того факта, что есть мужчины и женщины. Два пола (сегодня некоторые утверждают, что больше, но это только усложняет задачу). И рожать может только один пол. Но и без второго он немощен в этой своей исключительной функции. Различия эти принципиальные и не устранимые. Люди, далее, разнообразны по своим физическим данным и по психологическим. Одни сильнее, другие быстрее и ловчее, третьи сноровистее, четвёртые легко возбуждаются, пятые "тормозы". Одни умнее, другие сообразительнее, третьи вдумчивее… И это только несходства от рождения. Те, к которым человек как личность не приложил никаких собственных усилий. А ведь есть ещё сонм социальных, национальных, семейных особенностей. У одного родители миллионеры и могли дать ему образование и пропитание без проблем. Другой вынужден тяжело работать с малых лет, чтобы просто поесть. Никто в человеческом обществе не равен другому. Даже с большой натяжкой. Все индивидуальны и неповторимы как личности и как члены социума. У каждого своя история жизни, обстоятельства которой наложили уникальный отпечаток на природную особенность каждого. Да, с этим как бы никто и не спорит и со стороны либералов. Но каков выход? Если мы постулируем "равенство возможностей", то в чём оно состоит?

По сути, тут два пути. В основу одного положено такое понятие как разум, другой опирается на такое понятие, как справедливость. Это два совершенно разных подхода, два абсолютно разных основания, два пути, ведущих к совершенно разным результатам.

Рассуждения современного капитала, в политической идеологии представленного либертарианцами, примерно следующие: "Все люди обладают разумом, который нас отличает от прочих животных (утверждение спорное, ибо зачатки разума есть и у высших животных, но мы сейчас не об этом). Значит, использование личностью своего разума есть черта наиболее характерная для человека. Поэтому, чтобы максимально явлена была сама особенность человека как человека, необходимо разум оного полностью освободить от всяческих оков. Освобождая разум, мы освобождаем человека. Только сама личность знает, в чём она нуждается, что ей делать для достижения своего блага и где её свобода. Мешать ей, регулируя, ограничивая или направляя – это мешать развитию не просто отдельной личности, но и человечества в целом".

Поэтому "равенство возможностей" в либерализме описывает ту ситуацию, когда никто не препятствует никому заниматься делом по своему собственному усмотрению. Другими словами, это когда нет внешних наложенных категорических требований и запретов на деятельность индивидуумов.

Причём, если разбираться с либеральным подходом конкретно, то он сведётся, в конце концов, к требованию не мешать зарабатывать деньги путём использования своего разума. Или: хорошо, даже морально, зарабатывать любое количество денег с использованием своего разума (правда М. Фридман почему-то приводит пример боксёра Кассиуса Марселлуса Клея, известного как – Муххамеда Али), если ты удовлетворяешь желание потребителей, плохо и даже аморально зарабатывать посредством отъёма денег у других силою, помимо их свободного волеизъявления. Деньги могут перемещаться между индивидуумами исключительно на добровольной осознанной, рациональной основе.

"Какие бы договорённости добровольно не совершали два человека, которые мотивированы своими индивидуальными целями и задачами, которые действуют на основании имеющихся у них знаний, их выполнение является справедливым. Взаимовыгодный добровольный обмен ценностями (при этом каждый участник процесса сам определяет себе свою выгоду, исходя из своих приоритетов и информации) — это справедливо" – очень показательный текст либертарианцев-почитателей А. Рэнд

Т.е. имеет значение только личность, даже ещё жёстче, только индивид. Значит, последствия любых действий что отдельных лиц, что государства, что сообществ берутся во внимание исключительно в разрезе их влияния на этих конкретных особей. Последствия для общества абсолютно не учитываются и даже не рассматриваются. Неявно тут нет и самого общества как системной целостности.

Здесь естественно предполагается, что различия между людьми имеются только личностные и они не принципиальные. Точнее, их не берут в расчёт. Поэтому сам индивидуум всегда во всём виноват, ибо ты свободный человек и сам отвечаешь за свои поступки сполна. Результаты, например, коммерческой сделки, в таком случае, полностью зависят от твоих собственных усилий. Что более ранних, что нынешних. Остальные характеристики у людей якобы идентичные, в том числе и объём и характер информации. Но к этому мы ещё вернёмся. Пока заметим это и сохраним в памяти.

Добавим, что в таком подходе к взаимоотношениям личностей, доведённому до их оголтелого обособления в своей свободе, и кроется характерное для либертарианства неприятие налогов как насильственного отъёма денег.

Уместно привести здесь слова и самой А. Рэнд. "Мозг разумного человека не заставишь работать насильно. Свою оценку реальности он не подчиняет приказам, директивам или контролю; своими познаниями, своим пониманием истины он не жертвует в пользу чьих бы то ни было мнений, угроз, желаний, планов или "благосостояния". Ему могут чинить препятствия другие, его могут выключить, выслать, посадить в тюрьму или убить; но принуждение над ним не властно, ведь револьвер — не довод".

Но, одновременно, капитал, а значит и либерализм, не в состоянии отказаться и не отказываются от государства, в отличие, например, от анархизма. Капиталу очень нужно государство как третье "независимое" вооружённое лицо для сохранения того положения, которое он считает наиболее приемлемым, от посягательств тех, кому оно не нравится. Но такое упование на государство как на последнюю инстанцию в решении споров в корне противоречит всем провозглашаемым установкам либерализма на свободу слова, творчества и прочего. Это заставляет усомниться в целостности данной идеологической системы или в том, что она именно то, за что себя выдаёт.

Кроме того, либерализм не против, например, биржи, каковая зиждется на обмане, лукавстве и мало чем разнится с азартной игрой. Но в отличие от рулетки, результат "игр" на бирже влияет не только на судьбу игрока, но отражается на огромном количестве людей, не имеющих к биржевым торгам никакого отношения. Что опять противоречит базовым установкам либерализма о якобы личной ответственности человека за свои решения. Получается, что решения принимает очень ограниченный круг лиц, участвующих в биржевых спекуляциях. При этом выигрыш достаётся немногим. Отрицательные последствия расхлёбывают все. Знаменитые действия Джорджа Шварца (Сороса) в 1992 году в отношении английского фунта иначе, как пиратством, назвать нельзя, тем не менее, он на свободе и даже в почёте.

Логически неясно так же, почему либертарианство, придерживаясь своей концепции "равенства возможностей", так противится зарабатыванию средств через отъём их силой. Почему государство-таки должно охранять статус-кво "зарабатывания" денег на бирже, но при этом "револьвер – не довод"? Он был вполне хорошим доводом в период становления США как государства. Почему же не теперь? Как с этим утверждением согласуется практика свободного владения стрелковым оружием? Да и вообще, если некоторые из индивидуумов умнее и сообразительнее, то другие сильнее, ловчее и наглее. Они стреляют лучше. Такими талантами их наградил Бог. Почему либертарианство допускает дискриминацию людей по этим параметрам?

Но "забавно", что против примирения силы с таким пафосом выступают те же люди, которые на протяжении последних пяти веков приходили на земли других. Жутким насилием, хитростью, коварством и обманом отнимали её. После чего объявили о наступлении повсеместно "времени разума"! Кто-то в Африке просил устроить государства и провести границы? Североамериканские индейцы звали кого-то распахивать их прерии и качать нефть из их земли? Индусы приглашали французов и англичан на свою территорию для обустройства правления? Воистину, по словам… "Они сначала устроили резню, а потом объявили это миром".

Итак, это т.н. "разумный" путь.

Второй путь, не отвергая разума как отличительной характеристики человека, утверждает, что разум не суть человека, а лишь инструмент его. Личность возникает и живёт в социуме. Разум как её основополагающая способность и атрибут возрастает и оформляется в человеке лишь в процессе социализации, т.е. общения, контакта, взаимодействия с другими людьми. Значит, по-настоящему раскрыться он может только в социуме. Достичь действительных высот разум в состоянии только трудясь совместно с другими. Все результаты т.н. цивилизации есть не столько усилия отдельных индивидуумов, сколько итоги совместного труда. Следовательно, и результаты этого коллективного труда должны быть распределены между всеми участниками, между всем социумом в соответствии с определёнными критериями. Этот критерий есть справедливость, которая только единственная гарантировала всегда и гарантирует ныне долгосрочную стабильную основу человеческого общества. Даёт легитимность его структуре.

Т.о. справедливость есть естественный результат потребности в совместной деятельности людей, нуждаемости в кооперации для индивидуального выживания. Именно и только в этом смысле – необходимости друг в друге – все люди и равны. В том числе и в экономическом плане. Тут не имеет значение равенство индивидуальных особенностей или, как полагают либералы, обладание свободой воли и разумом (в последнем они часто отказывают тем, кто с ними не согласен). Люди равны потому, что они одновременно члены и произведение одного социума. Слабой аналогией здесь могут выступить эусоциальные животные. Каждый из муравьёв имеет свои особенные черты, выполняет по-своему свою работу, но они равны все. И между собой и перед их социумом – муравейником.

Но и более того, для сохранения самого разума критически необходимо сохранение социума. Как показал Давид Эмиль Дюркгейм, только общество является источником возникновения логического мышления у людей. Без него человек не в состоянии начать мыслить как человек, а значит, и не в состоянии получить или удержать разум. Отказ от общества, а отказ или пренебрежение справедливостью и есть такой отказ от него на деле, есть одновременно отказ от разума, значит, и от человека.

Именно справедливость выступает последней и высшей апелляционной нравственной инстанцией в коллективных делах социума. Без справедливости единое социальное пространство общества распадается на кучу мелких несвязанных областей – индивидуумов, после чего быстро деградирует. Причём деградирует не только само общество, его социальные институты, но и все индивиды, поскольку они вплетены в него миллионами нитей: материальных, социальных, ментальных, духовных и метафизических связей. Это относится и к низшим и к высшим слоям общества. Результатом отказа от справедливости как краеугольного камня и главного регулятора совместной деятельности людей будет смерть общества. На его месте либо возникнет новое, когда население, пройдя через страдание, создаст другую структуру и другое общество, либо аборигенное население как первичный субстрат поглотиться соседними (иногда внутренними) социумами, исчезнув как самостоятельная система.

II.

Итак, важнейшими моментами в либеральной идеологии "равенства возможностей" провозглашается опора на разум человека и жёсткое ограничение иных перераспределений общественного богатства, кроме как через рыночные механизмы, основа которых, как они полагают, – разумная деятельность индивидуума исключительно в своих интересах.

Например, в либертарианских статьях можно найти такие утверждения, в достаточной мере характеризующие подход к рассматриваемым нами вопросам: "Людей надо судить (формировать о них мнение) точно так же, как и об объектах неодушевленной природы. Надо уважать истину, использовать рациональный процесс отождествления. Каждого человека надо судить за то, что он есть и относиться к нему соответственно". Вот такая "опора" на разум. Рационализм начинает уже его вытеснять.

И теперь, безусловно, видится следующий шаг либерального индивидуализма – объявление людей неуспешных людьми второго сорта. Мы же судим о них как о неодушевлённых предметах (привет, разуму), рационально и максимально объективно, т.е. без учёта индивидуальных личностных особенностей. К этим выводам либеральная идеология приводит с неизбежностью.

Рассуждаем далее. Коли у всех равные возможности, то человек не успешный плохо работает. На этой основе делается вывод о том, что богатыми становятся много и долго трудящиеся люди. Мол, это единственный путь к личному финансовому преуспеянию. Так равны все спортсмены на старте забега. А потом – кто как потел на тренировке и у кого какое желание победить. Только в спорте основание победы физическая тренировка и развитая мускулатура, а в человеческом обществе – умственные усилия и развитый разум. Под трудом либеральная идеология подразумевает в первую очередь усилия разума, а не физические или временные затраты. Более богатый здесь видится и более разумным, с более развитым интеллектом и творческими способностями. А поскольку именно эти характеристики выделяют человека из прочей живой природы, то богатый более человек, чем бедный.

Итак выходит, что успех, по слову либеральной идеологии, – это результат упорного творческого труда… Что ж, обратимся к "святая святых" – к элементам "American Way of Life": откроем книгу Френсиса Скотта Фицжеральда "Великий Гетсби". Прочитаем, что думает об этом простой американец. Как он относится, как видит этих успешных, богатых, упорно и много трудящихся, "сделавших самих себя" людей Америки.

"Том, наделенный множеством физических совершенств … был фигурой, в своем роде характерной для Америки (выделено мною – ОМП), одним из тех молодых людей, которые к двадцати одному году достигают в чем-то самых вершин, и потом, что бы они ни делали, все кажется спадом. Родители его были баснословно богаты, — уже в университете его манера сорить деньгами вызывала нарекания, — и теперь, вздумав перебраться из Чикаго на Восток, он сделал это с размахом поистине ошеломительным: привез, например, из Лейк-Форест целую конюшню пони для игры в поло. … Не знаю, что побудило их переселиться на Восток. Они прожили год во Франции, тоже без особых к тому причин, потом долго скитались по разным углам Европы, куда съезжаются богачи, чтобы вместе играть в поло и наслаждаться своим богатством". Видно, как много времени уделял Том Бьюкенен, типичный богатый американец, образованию и работе, вообще творчеству…

Ну и далее, Ник Каррауэй, главный герой романа, подводит абсолютную исчерпывающую характеристику этих людей: "Я не мог ни простить ему, ни посочувствовать, но я понял, что в его глазах то, что он сделал, оправдано вполне. Не знаю, чего тут было больше — беспечности или недомыслия. Они были беспечными существами, Том и Дэзи, они ломали вещи и людей, а потом убегали и прятались за свои деньги, свою всепоглощающую беспечность или еще что-то, на чем держался их союз, предоставляя другим убирать за ними (выделено мною – ОМП)". И даже, Том Гэтсби, бутлегер и кутила, безнадёжно стремившейся, из-за любви к Дези, войти в этот избранный круг "рационально мыслящих" людей, вызывал у главного героя безмерно большее уважение: "Уже у поворота аллеи я что-то вспомнил и остановился. — Ничтожество на ничтожестве, вот они кто, — крикнул я, оглянувшись. — Вы один (Том Гэтсби – ОМП) стоите их всех, вместе взятых".

На этом фоне почти "иронически" выглядит финальный панегирик либеральному обществу М. Фридмена в завершении его статьи: "Система свободной конкуренции высвобождает энергию и способности людей, давая им возможность преследовать свои собственные цели, и при этом защищает их от помех и произвола со стороны их сограждан или властей.

Она не создает преград для достижения некоторыми людьми привилегированного положения, но препятствует превращению этих привилегий в закрепленные законом или традицией исключительные права — ибо, пока существует свобода, будет существовать и конкуренция со стороны других, быть может, более способных и целеустремленных людей. Свобода — это отсутствие не только унификации, но и раз навсегда установленной иерархии. У тех, кто сегодня находится в самом низу социальной лестницы, всегда существует перспектива завтра подняться на самый ее верх — и в этом процессе почти перед каждым человеком открывается благодаря свободе возможность прожить более полную и насыщенную жизнь".

Но теперь вопрос – как на деле происходит подъём простых смертных на самый верх этой социальной лестницы? Как осуществляется на практике "равенство возможностей". Ответ либерального капитала прост: "Через социальные лифты. Последние действительно широко и интенсивно начинают работать только при таком устроении когда возможно свободно, деятельно и творчески развиваться личности. Но только лишь при либеральном капитализме нет никаких ограничений и препятствий к тому. Значит, он и есть наилучшее устроение общества, наиболее способствующее проявлению человеческого разума и человеческой свободы".

Но так ли это?

III.

Мы не будем указывать на пример СССР, где чуть ли не все руководители самых разных уровней были выходцами и из самых низов, из глубинки Империи. Или на Китай, и коммунистический и современный. Ладно. Здесь была революция и целенаправленная политика по замене доминирующей общественной силы и ротации в правящей группе. Возьмём другие времена, другие институты и другие страны. Посмотрим, есть ли там т.н. "социальные лифты", которыми столь кичится либеральный капитализм, и масштабны ли они.

Начнём с того, что существует и уже очень давно, общественный институт – Церковь. Пусть это будет христианская Церковь. Вот Московское Царство и Российская Империя, а значит Русская Православная Церковь. Не будем брать святителей, праведников и старцев – обладавших авторитетом и влиянием на социум сравнимым с авторитетом и влиянием центральных властей: преп. Серафим Саровский, св. прав. Иоанн Кронштадтский, свят. Игнатий (Брянчанинов), Оптинские старцы. Посмотрим лишь на церковную иерархию. Самую высшую.

Что мы увидим? Из 10 Патриархов досинодального периода (1589 – 1700 гг.) трое были простолюдинами, происхождение троих неизвестно (что с большой вероятностью позволяет утверждать, что они не относились к высшей знати), двое были из мелких служилых людей и лишь двое были представителями родовой знати – бояр. Т.е. 80 % Патриархов совсем не отличались родовитостью и богатством. Следовательно, мы имеем не случайные всплески, не каких-то царских фаворитов или отдельных баловней судьбы, а результат естественного процесса внутри Церкви.

Патриарх, напомним, был вторым лицом в государстве! Его власть и влияние на общество не только были сравнимы, но порою превосходили царские. Не имея административного ресурса, способного тягаться с государством, Патриарх обладал гигантской духовной властью. Его слово – устное или письменное – разносилось по всей стране и принималось глубоко в души верующих людей. Вспомним значение писем Патриарха Гермогена (к слову, происхождения из донских казаков) в деле объединения и духовного возрождения России в период Смуты. Можно сказать, что он Один, своим мужеством и непреклонностью, заменил для русского народа всю центральную власть, в то время уже потерявшую способность и желание к организованному сопротивлению польской интервенции.

Патриарх мог опираться и на огромную сеть монастырей, разбросанных по всей стране. Материальное богатство церкви было сравнимо с царским. Собственно роль и масштабы влияния Патриарха на все сословия государства и были основными причинами упразднения Петром I патриаршества в Русской Православной Церкви. Он боялся конкуренции и возглавленного Патриархом организованного сопротивления своим реформам. Причём сопротивления такой силы, масштаба и охвата различных слоёв общества, с которым он совладать никак не был в состоянии. Пётр I знал об огромном влиянии патриарха Никона (по происхождению простого крестьянина) при отце своём, царе Алексее Михайловиче Романове. Он знал о противостояние Митрополита московского и всея Руси Филиппа II царю Ивану Грозному. И потому Пётр I по-настоящему опасался, даже боялся Церкви.

Иначе, Церковь, являясь, по распространённому обыденному мнению, наиболее консервативным и зарегулированным институтом, по факту была мощным социальным лифтом. Это организация, где успех определялся почти исключительно собственными усилиями, трудом и талантом человека, без всякой привязки к наследству и родственным связям, ибо перед Богом – все равны.

Идём далее. Современная литература о бизнесе полна примеров т.н. "self-made man" – людей, "сами себя сделавших". На этих образцах другим предлагается строить своё поведение. Брать с них пример в подражание. Даются описания ярких биографий тех, кто поднялись "из грязи в князи". Собственно, это одна из основных частей, один из базовых атрибутов государственного политического идеи-идеала США – т.н. "американской мечты". В этом же и основа аргументов оправдания системы распределения при капитализме. Принято полагать, что эти "самосделанные люди" на регулярной основе появились только при буржуазном, демократическом устройстве общества и государства. Ранее же их совсем не было. А те, что были, суть случайные выскочки, фавориты, любимчики и протеже.

Однако история нам говорят иное. Пресловутые социальные лифты в обществе в целом и в предпринимательстве, в частности, не только были, но и работали всегда интенсивно.

Вот род Строгоновых, по крайней мере, с конца XV века известен. Не бояре, не дворяне. По-настоящему современные деловые люди. Хоть сейчас в "кейс" для обучения на курсах повышения квалификации предпринимателей. Надо только потрудиться и брать в пример не Рокфеллера или Ротшильда, а Строгонова или Ермолина – одного из основных подрядчиков строительства каменного Кремля в Москве, или Никитниковых, что происходили из Ярославских посадских людей и богатством своих палат чуть не затмевали царские…

Большинство известнейших русских предпринимателей вышло не из знати, а из мелких служилых людей и крестьян. Часто крепостных, как, например, Разоревы или Абрикосовы, Морозовы. Из монастырских Прохоровы – основатели знаменитой Трёхгорной мануфактуры. Из государственных крестьян – Демидовы, Мальцевы. Последние – создатели знаменитого Мальцевского промышленного района. Из простых служилых людей – Рябушинские. Из 30-ти наиболее богатых предпринимателей Российской Империи начала XX-го века более половины были потомками крестьян. Ну, то Россия, скажут! Она единственная, скажут. Тут такое делается… Она, мол, не показатель.

Но и заграница нам в помощь. Начиная со знаменитых экзаменов, для поступления на чиновную службу – кэцзюй, практиковавшихся в Китае на протяжении почти 1300 лет и дававших реальную возможность пробиться на верх простолюдину. Так, главным советником императора Цинь Шихуанди, много способствовавшем его успеху в объединении Китая, был Ли Сы, дровосек по первоначальной работе. История Китая вообще богата на славные биографии мизинных людей, "сделавших" самих себя. Зачинатель имперской династии Хань Гао-Цзу был родом из крестьянской семьи. Лю Юй – основатель династии Сун – происходил из крайне бедной семьи мелкого чиновника. Чжу Юаньчжан – основатель династии Мин – четвёртый, младший сын в крестьянской семье, чтобы не умереть с голоду пошёл монахом в буддийский монастырь. Это не говоря уже о всяких первых министрах, тайных советниках и прочих евнухах.

А вот и Европа. Французское королевство конца XVII-го первой половины XVIII-го веков. По свидетельству Алексиса де Токвиля, большая часть чиновников королевства того времени, вплоть до верховных интендантов, были выходцами из средних слоёв и не принадлежали ни к аристократии, ни ко дворянству вообще. Можно перечислить некоторые фамилии, самых выдающихся: Николя Фуке, Жан-Батист Кольбер, Николя де Маре, Жак Неккер…

И мы не рассматривали ещё армию!

Наконец, для полноты картины добавим следующие факты, в противу вышеприведённым. Большая часть (25 из 44) президентов США происходили из высших слоёв общества или имели очень-очень приличное состояние. На данный момент из 44 президентов 4 раза президентами становились родственники бывших президентов (всего 8 человек или 18%). Судя по последним веяниям, тенденция эта сохранится. Наиболее вероятными кандидатами в президенты США на выборах 2016 года сегодня значатся: Хиллари Дайана Родэм Клинтон, жена 42-го президента Уильяма Джефферсона Клинтона, от демократической партии и Джон Эллис Буш, от республиканцев. Он сын Джорджа Герберта Уокера Буша, 41-го президента и младший брат Джорджа Уокера Буша-младшего, 43-го президентов США. Не будем распространяться и о таком "демократическом" институте как Палата Лордов в Парламенте Великобритании.

Но хуже другое, заявляемое якобы отсутствие каких-либо препятствий для свободного волеизъявления личности и совместножительства людей при либерализма есть сущая неправда. Исследуя социальные лифты американского общества, социологи в 90-х годах ХХ-го столетия показали, что возможность пробиться наверх выходцу из американской глубинки нисколько не выше, чем была у средневекового английского крестьянина.

IV.

Очевидно, мы не можем говорить о каком-либо сугубом преимуществе либеральных оснований перед другими политическими течениями в т.н. "равенстве возможностей". Самое любопытное, что с этим "либеральные мыслители" не спорят. Они просто игнорируют все факты, не ложащиеся в их картину мира, в твёрдой уверенности в своей правоте. Так, например, важнейшим "преимуществом" либерального устроения общества, считается отсутствие законов, как-то ограничивающих продвижение по социальной лестнице выходцев из низов. Ранее были сословия, и перемещаться между ними не было возможности, а при капитализма такого нет, и точка.

Но, как мы видели, непреодолимых препятствий в движениях по социальной лестнице не было никогда. А законы и традиции, возбраняющие представителям громадных социальных слоёв и групп перемещаться вверх, как раз имели место, например, в вотчине либерализма и свободы в США. Вспомним сегрегацию негров и дискриминацию цветных в этой стране до 70-х годов 20-го века. В 1905 году в оплоте современного толерантного общества – Калифорнии – приняли закон, запрещавший смешанные браки между белыми и "монголами" (так называли всех не белых, про негров речи вообще не шло). Или вспомним сегрегацию не европейцев в английских колониях по всему миру, вплоть до 60-х годов прошлого века. Апартеид – порождение именно европейского рационального и толерантного "гения". Ещё недавно характерным для американского общество было не просто взгляд свысока на тех же негров, а презрительное к ним отношение. Заметим, что разделение по цвету кожи гораздо более жёсткое и бескомпромиссное, чем ограничения сословные, поскольку касаются исключительно физиологических отличий людей без относительно к их способности использовать свой разум и преодолены индивидуальными усилиями быть не могут! Вот и сегодня формируется общество, где явные преференции в карьере получают лица с гомосексуальными и иным девиантным сексуальным поведением.

И опять художественная литература поможет нам лучше понять ситуации. Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс (в просторечии Марк Твен), отец-основатель американской литературы, в своём романе "Приключения Гекельберри Финна", вкладывая в уста отца главного героя – нищего белого бездомного пьяницы, слова, отражающие настоящее глубинное отношение к неграм (да и вообще к иным) американского общества, пишет так: "И смотри ты, как этот негр нахально себя ведет: он бы мне и дороги не уступил, если б я его не отпихнул в сторону. Спрашивается, почему этого негра не продадут с аукциона? Вот что я желал бы знать! И как бы ты думал, что мне ответили? "Его, говорят, нельзя продать, пока он не проживет в этом штате полгода, а он еще столько не прожил". Ну, вот тебе и пример. Какое же это правительство, если нельзя продать вольного негра, пока он не прожил в штате шести месяцев? А еще называется правительство, и выдает себя за правительство, и воображает, будто оно правительство, а целые полгода с места не может сдвинуться, чтоб забрать этого жулика, этого бродягу, вольного негра в белой рубашке...".

А как же пресловутая "память русского народа о тысячелетнем рабстве"? Может быть лучше говорить о памяти американского народа, который неспособен мирно жить ни с кем и хорошо понимает только кулак?

Приведём наконец слова Гильберта Спенсера ярко освещающие, что и свобода и "равенство возможностей" либерализмом понимается крайне специфически. В своей книге "Надлежащая система государственного управления" он писал: "Отсутствие бесплатной системы публичных школ не наносит ущерба свободе любого ребёнка получать образование и развивать свои способности, даже если его родители не способны оплачивать школьные расходы". Sic!

И вот вдруг, представители так "свободно" и своеобразно построенных политических систем начинают всех вокруг обучать "уму разуму". Толерантности, терпимости, "равенству возможностей", азам здравого сожительства людей разной веры, языка, нравов и прочих различий во взглядах. Возможно, что либералы со страстью неофитов хотят всех обратить в "свою веру", ломясь в открытую дверь? Человечество многие тысячелетия училось жить по тем законам общежития, которые пытается навязать теперь либерализм. До него, наконец, только недавно дошло, что можно не резать, притеснять и обворовывать, а совместно трудиться и жить в мирном соседстве? Сиё и лучше и выгодней и спокойней. Но и тут, похоже, память "о тысячелетнем разбое и насилии" даёт о себе знать.

В конце концов, у нас остаётся единственное оправдание экономического неравенства при капитализме, возникающее на ниве "равенства возможностей" – оно, неравенство, стимулирует рынки, которые производят товары для потребления. Т.е. в аргументации не осталось ничего от человека. Нет даже необходимости в обществе и общении ином, кроме взаимоотношения потребления.

Для иллюстрации описанной картины, коли у нас статья с литературным уклоном, обратимся теперь к хорошей фантастике. К серии рассказов "Звёздные дневники Йона Тихого", польского писателя Станислава Лема. В своём 24-ом путешествии главный герой оказывается на планете, населённой индиотами, народом, состоящим из спиритов – сиречь жрецов, достойных – сиречь правителей и лямкарей – трудяг. Обществу индиотов был не чужд прогресс, осуществлявшийся с самыми благими намерениями: "На протяжении веков изобретатели создавали машины, облегчавшие труд, и там, где в древности сотни лямкарей гнули облитые потом спины, через несколько веков стояло их у машин лишь двое-трое. Наши учёные все больше совершенствовали машины, и народ этому радовался". Но произошла "трагедия", изобрели Новую Машину, которая сама всё производит, и трудяги лямкарии остались без работы и без средств к существованию.

"— Погоди, индиот, — прервал я его. — А что сталось с доходом, который приносили заводы?

Как что? — возразил мой собеседник. — Доход поступал достойным, их законным владельцам. Так вот, я уже сказал, что нависла угроза голодной смерти…

Что ты говоришь, почтенный индиот! — воскликнул я. — Довольно было бы объявить заводы общественной собственностью, чтобы Новые Машины превратились в благодеяние для вас!

Едва я произнёс это, как индиот задрожал, замигал тревожно десятком глаз и запрядал ушами, чтобы узнать, не слышал ли моих слов кто-либо из его товарищей, толпящихся у лестницы.

Во имя десяти носов Инды умоляю тебя, чужеземец, не высказывай такой ужасной ереси — это гнусное покушение на самую основу наших свобод! Знай, что высший наш закон, называемый принципом свободной частной инициативы граждан, гласит: никого нельзя ни к чему приневоливать, принуждать или даже склонять, если он того не хочет. А раз так, кто бы осмелился отобрать у достойных фабрики, если достойным было угодно радоваться им?! Это было бы самым вопиющим попранием свободы, какое только можно себе представить. Итак, я уже говорил, что Новые Машины создали огромное множество неслыханно дешёвых товаров и лучших припасов, но лямкари ничего не покупали, ибо им было не на что…

Но, дорогой индиот, — вскричал я снова, — разве лямкари поступали так добровольно? Где же была ваша вольность, ваши гражданские свободы?!

Ах, достойный чужеземец, — ответил, вздохнув, индиот, — наши законы по-прежнему соблюдались, но они говорят только о том, что всякий гражданин волен поступать со своим имуществом и деньгами, как ему угодно, и ничего не говорят о том, где их взять. Лямкарей никто не угнетал, никто их ни к чему не принуждал, они были совершенно свободны и могли делать все что угодно, а между тем, вместо того чтобы радоваться столь полной свободе, мерли как мухи… Положение становилось все более угрожающим: на заводских складах громоздились до неба горы товаров, которых никто не покупал, а по улицам бродили толпы отощалых, как тени, лямкарей."

Нельзя сказать, что правительство, состоявшее из спиритов и достойных, не предпринимало никаких мер для преодоления кризиса. Сначала оно год совещалось, обсуждая, что же делать. Затем, оно попыталось уговорить достойных отказаться от таких слишком хороших машин и снова нанять лямкарей. На что "Достойные ответили, что Новые Машины работают быстрее и дешевле лямкарей, а потому им угодно производить продукцию именно этим способом." Потом разработали закон предписывающий "владельцам заводов выделять известную долю своих доходов лямкарям", но его отвергли ибо, "такая даровая раздача средств к существованию духовно развратила бы и унизила лямкарей." Время шло и "горы готовых товаров все росли и наконец стали ссыпаться через заводские ограды, а измученные голодом лямкари стекались к ним толпами с грозными криками. Напрасно спириты с величайшей кротостью твердили им, что тем самым они восстают против законов государства". Но "лямкари оказались глухи к этим мудрым словам, и для усмирения их злонамеренных замыслов пришлось прибегнуть к вооружённой силе". Впрочем, таков финал большей части начинаний либералов.

Любопытно, что вся эта история с индиотами заканчивается их добровольной и свободной поголовной переработкой в совершенно одинаковые цветные диски, из которых был выложен на поверхности планеты удивительно красивый узор и таким образом установлена "Высочайшая Гармония", "Совершенный и Абсолютный Порядок"…

Т.е. мы видим, что устройство общества на основе чистого разума приводит к последствиям, с которыми мало кто может и хочет смириться. В результате творчества одного только разума создаётся общество вне этики, вне человека.

Капитал, не смотря на либеральную фразеологию, когда переходит от слов к делу, полагает всех людей, обладающих "равными возможностями", отнюдь не иносказательно. Для него они все действительно равны. До не различения равны. Это как бы первичный его посыл. Для капитала это нормальный подход, ибо он рассматривает людей как, с одной стороны, необходимый элемент производственного процесса, а с другой, как потребителя. И то и то можно наиболее эффективно использовать, если они стандартизированы, лишены всякого индивидуального различия, а разнятся только по категориям: просто крестьяне, просто рабочие, просто ИТР и т.д.

Для потребления же наилучшим будет абсолютная унификация. Вспомним замечательные слова Генри Форда: "Вы можете получить "Форд-Т" любого цвета при условии, что этот цвет будет черным". Или современную молодёжную моду, утверждающую такие физические и теперь уже физиологические параметры, где отсутствует различие между мужчиной и женщиной. Или подумаем о мелькающей каждый год моде. Но при этом все модные выглядят абсолютно одинаково по всей планете. Как это нынешнее "модно" разнится с традиционным народным костюмом, имеющим бесконечное разнообразие и бесчисленные вариации. Вот он-то не похож один на другой. Он по-настоящему индивидуален. Он личностен и социален одновременно. Вспомним странный теоретический конструкт – человека экономического или рационального потребителя. Странный не тем, что используется как модель в научных исследованиях, а тем, что либерально мыслящие деятели, на полном серьёзе, пытаются проводить экономическую и социальную политику государства, исходя из данной модели.

Глубочайшая ошибка либеральной идеологии, по крайней мере, людей, искренне её разделяющих и её исповедующих, состоит, по нашему мнению, в том, что либертарианцы путают экономические риски с творчеством. Но пример СССР показал, что отсутствие экономических рисков ни в коей мере не препятствует творчеству. Особенно в науке и технике, в культуре… Что остаётся? Новое производство? Но и в этих областях в СССР больших успехов, выдающихся свершений и удивительных находок нисколько не меньше, чем на Западе. Достижения в области космонавтики, военной техники, ядерной энергетики, авиастроении и многом другом тому порука. Что, организация производства? Простите, но решение задачи переброски и развертывания промышленности в первые годы Великой Отечественной разве не пример высочайшей организованности? Создание атомной промышленности? Создание ракетостроения? Сотни тысяч изобретений и их популяризация в СССР? Составление адекватных, согласованных многолетних планов развития народного хозяйства? Единственно, где действительно проиграл СССР и это его погубило – идеология. Причём проиграл, можно сказать, сам отказавшись от борьбы. Руководство СССР сочло, что всё сделано и далее будет двигаться всё само собой, конвергировать и срастаться. Как это похоже на политику сегодняшней правящей в РФ группы!

И вот остаётся у нас второй путь – общество, где равные возможности проистекают из справедливости. Но нам надо не только его рассмотреть, но и показать, что такое устроение общества ни в коем случае не противоречит свободе. Однако этим мы, надеюсь, сможем заняться уже осенью, в продолжение нашего цикла "Давайте попробуем поразмышлять"...


 

 Страница 1 из 4   1 2  3  4 >Последняя страница » 
novl200027.08.15 14:53
Зачем интересно здесь размещен этот поток сознания?
Кто смог осилить, в чем смысл опуса?
Dread27.08.15 15:57
> novl2000
Зачем интересно здесь размещен этот поток сознания?
Кто смог осилить, в чем смысл опуса?
Затем, что в начале 21 века снова встает вопрос об устроении общества хотя бы на следующие 100 лет. Должен же кто-то об этом задуматься, чтобы хоть что-то сдвинулось с места!
vktik27.08.15 19:09
Спасибо, почитал. Во время чтения всё время зудил один вопрос "Когда же в конце-концов будет ответ на вопрос "Что делать?"? Понятно, что либерализм, это инструмент безнравственности и это плохо.
А когда будем говорить об инструменте нравственности? Дочитав до конца, понял, что не скоро.
arthur27.08.15 19:31
"Должен же кто-то об этом задуматься, чтобы хоть что-то сдвинулось с места!"
__________________________
Согласен, что кто то должен смотреть вперёд, но это явно не ссылка
Dread27.08.15 20:30
> arthur
"Должен же кто-то об этом задуматься, чтобы хоть что-то сдвинулось с места!"

__________________________

Согласен, что кто то должен смотреть вперёд, но это явно не ссылка

Я прочел у него одну-две статьи. Поэтому не могу о нем судить в полной мере.
А что Вас в его размышлениях не устраивает?
_STRANNIK27.08.15 20:44
Dread, EU

............................То что это набор обшеизвестных вещей и общих мест.
И если не ответить на главный вопрос - как совместить общественную форму собственности и частную (и возможно ли это в принципе) и чьи интересы будет (в первую голову) представлять и защищать государство - ничего путного кроме очередного бла-бла мы не получим.
argus9827.08.15 21:50

Предлагаю г-ну Остроменскому тему для следующей статьи: "Давайте попробуем порассуждать..(Х) О восходах и закатах.."

ps "Инда взопрели озимые.." - не предлагаю, ибо будет злостный плагиат

pps Ах, да - по теме. Статью не комментирую, так как все комментарии уже давно написаны классиком. Кто не в курсе - Гончаров "Обыкновенная история" и "Обломов".
Рекомендую настоятельно.

Jack27.08.15 22:24
Если бы Бог хотел сотворить нас равными, он сделал бы нас одинаковыми. Но это глупо, не находите? Равенство между нами создает Закон, который дан нам от Бога, единый для всех. Есть ещё о чем рассуждать?
valerius27.08.15 22:33
Общие места. Фыва, это - халтура.
Raden528.08.15 01:02

God created man, but Sam Colt made them equal. (с)

Михаил Калашников сделал их еще равнее...

knolur28.08.15 09:59
А вроде Кольт недавно обанкротился ...
knolur28.08.15 10:24

А права людей с ограниченными возможностями как вписываются в либеральную концепцию? А дети? А лица, признанные недееспособными, да и прочие иждивенцы?

А то либералы всегда молодые и здоровые :) и богатые :)

Giotoo28.08.15 11:43

Пример:

Сидит дикарь-каннибал и обедает, и вслух рассуждает: "Вот видишь как все сложилось, ты мог убить и съесть меня... а вышло наоборот, я съел тебя. Потому что у нас с тобой было "равенство возможностей". Ты умер, но все было "справедливо", так как и я тоже рисковал жизнью...".

На самом деле дикарь-каннибал просто... убил и съел человека. Всё. Но, при этом создал теорию, которая доказывает ему, что все было "честно и справедливо".

Современное "высокоразвитое, высокоморальное, толерантное, высокотехнологичное" человеческое общество... на самом деле общество дикарей-каннибалов (которые фанатично и усердно "поедают" друг друга). А все эти теории.. "либерализма", "неолиберализма", "объективизма" Айн Рэнд... это теории которые оправдывают и обосновывают "каннибализм".

На самом деле в человеческом обществе:

- Нет демократии,

- Нет свободы,

- Нет равенства возможностей,

- Нет справедливости,

- Нет свободы слова...

И это не потому что, люди "глупые, жадные убийцы, которые не смогли создать лучшую систему"... нет. Просто это этап развития, не более.

Это надо осознать, принять свое место на "эволюционной лестнице", и перестать себе врать. Только тогда будет понятно, на какой текущей стадии находится общество... и будут понятны дальнейшие действия.

И станет ясно, что для появления в обществе "равенства и справедливости"... это общество должно пройти ОЧЕНЬ долгий и трудный путь.

Да... о какой справедливости Вы вообще можете рассуждать?... если в человеческом обществе "безграничная жадность" не является преступлением против общества? А считается какой-то "чертой характера"!!!!

Вы САМИ потребляете ресурсы общества "как будто завтра конец света". А самый жадный и прожорливый... считается "самым успешным и уважаемым"... Как так то? И чем больше человек может пожрать и присвоить ресурсов общества... тем выше у него статус в обществе!!!! Чем занимается общество... с такой системой "статусов"... правильно...

(никто не знает и пяти имен современных ученых, зато даже подростки знают имена олигархов...)

До сих пор существует анахронизм (существует мягко сказано) "дача денег в долг под проценты"... а потом удивляются и говорят "а почему ресурсы распределяются несправедливо"... потому...

А создание "Единого эмиссионного центра" равноудаленного от государственных и частных структур... что мешает его создать? Жадность? Пусть лучше эмиссию проводит частная контора в подвале... а ничего, что она планирует ввергнуть весь мир в тотальную войну... лишь бы продолжать печатать... это не смущает?

Вставайте, идите и делайте... это нужно, в первую очередь, Вам. Никто ничего за Вас делать не будет. А для начала создайте опишите внятную (и понятную) теорию "Модели общества", "сейчас так и так", должно быть "так и так" (обязательно четко описать все экономические и социальные связи "до и после")... коротко, простым доступным языком, без абстакций "про светлые будущие, свободы и справедливости". Это не сложно...

П.с. Я уже молчу про то, что Ваши знания и представления о Боге устарели лет... этак на 1000... уже, через 2-3 поколения Вы все поголовно будете атеистами... а если вам задать вопрос "а для чего всё и конкретно Вы?"... вы будите мяться и сможете выдавить только жалкое... "ни для чего, всё происходит само по себе"... угу..

Dread28.08.15 12:23
> _STRANNIK
Dread, EU

............................То что это набор обшеизвестных вещей и общих мест.

И если не ответить на главный вопрос - как совместить общественную форму собственности и частную (и возможно ли это в принципе) и чьи интересы будет (в первую голову) представлять и защищать государство - ничего путного кроме очередного бла-бла мы не получим.

Говорят, что находясь внутри систем невозможно эту систему оценить и тем более найти решение этой проблемы.

Энштейн тоже как-то выразился по этому поводу так, что на уровне который породил проблему невозможно ее решить.

Может быть пока есть этот Мир с его отработанным традициями мышлением, никакого решения вообще невозможно найти!
knolur28.08.15 12:35

Просто все это иллюстрирует, что в голове отдельных "когнитивно сложных личностей", равно как и на идеологическом поле западного общества сосуществуют явно нестыкующиеся идеи и теории. На текущий момент выбирается та, которая больше подходит. Потом это может быть другая, с противоположными идеями, но соответствующая другому моменту.

"Сложнее богатому попасть в Царствие Небесное, чем верблюду пройти сквозь игольное ушко" - или притча о трех рабах (!), которым господин поручил свои сбережения... Выбирай, что хочешь. По текущему моменту.

knolur28.08.15 12:50

И вообще, там скорее борьба с дискриминационными действиями. А "равенство возможностей" - это пропаганда (как сейчас модно говорить) в чистом виде.

Ведь далее следует "священная конкуренция", а результат победы в этой конкуренции - как раз неравенство. Борьбу же с конкурентами никто не запрещает, запрещены ( но не всегда соблюдаются) только отдельные "методы конкурентной борьбы". Люди же не одновременно вступают в "конкурентную борьбу", они приходят в мир, где уже есть "победители и проигравшие". А с наследуемой собственностью - и вообще все заявления о равенстве "стартовых возможностей" бессмысленные.

kragl28.08.15 13:42
В принципе, неравенство потенциалов является основой любой активности и движения, а равенство, соответственно застой и загнивание. живая материя прогрессирует путем межвидовой и внутривидовой конкуренции.

Разумная живая материя тоже развивается в такой же конкуренции, но поскольку разумные не едят друг-друга, они просто убивают из-за места и ресурсов для своего потомства. В этой непрекращающейся войне люди собираются по национальным, религиозным и другим признакам, кто-то тренирует мышцы и боевые навыки, готовит и совершенствует оружие, а кто-то тренирует голову и навыки обмана и маскировки - создания иллюзий и мимикрии.

Люди конечно могут договорится о каком-то равном старте, но я склонен думать, что это скорее всего инициатива тех из них, кто как раз предпочитает воевать скрытно, методами создания иллюзий и мимикрии, что-бы убить в спину.
jingl28.08.15 13:57
> Dread
Говорят, что находясь внутри систем невозможно эту систему оценить и тем более найти решение этой проблемы.

Энштейн тоже как-то выразился по этому поводу так, что на уровне который породил проблему невозможно ее решить.

Может быть пока есть этот Мир с его отработанным традициями мышлением, никакого решения вообще невозможно найти!

Тем более нельзя найти решение в системе, в которой все поставлено с ног на голову.
Пока эгоизм преобладает у большинства индивидов, плутократы легко играют на этом, создавая условия для конкуренции, а не сотрудничества в решении важнейших проблем человечества.
Совместить формы собственности не сложно. Важнее запретить наследование собственности, как уже было сказано. Тогда исчезнут и стимулы к накоплению.
Когда на первое место ставится прибыль - главные проблемы выживания человечества как вида отходят на второй план. К сожалению человечество развивается по модели раковой опухоли, которая пожирает все до чего сможет дотянуться. Экологические проблемы затасканы и замусолены СМИ, как в свое время проблема борьбы с алкоголизацией с вполне определенной целью теми, кто принимает решения, но видит эти решения только в программах сокращения населения не исключая варварские методы.
Девиз "Думай глобально, действуй локально" вполне оправдан, но затуманеный ложью мозг не в силах до него дойти и тем более применить.
knolur28.08.15 15:53

Проблема не только в частной собственности. Блат "для своих" тоже никто не отменял. Это если где-то есть конкурс, отбор, кастинг и т.д. А еще в коллективах и среди партнеров зачастую возникают зачастую личные отношения вроде "ну не нравишься ты мне". Проблема в том, что отношения и общение в обществе бывают добровольные и вынужденные, и все, естественно, стремятся перевести вынужденные в добровольные отношения, которые построены на взаимной симпатии. Мало кто хочет добровольно терпеть дискомфорт, особенно при частом и тесном общении, или выполнении общей работы. Так коллективы подбираются по схожести мировоззрений и ценностей в том числе. А "чужаки" из них выталкиваются. И возникает та самая дискриминация.

Да, ведь еще перепутаны понятия прав и возможностей. Права прописаны в законах, а возможности где? Они на то и возможности, что могут не осуществляться.

novl200028.08.15 17:02
> Giotoo

Пример:

Сидит дикарь-каннибал и обедает, и вслух рассуждает: "Вот видишь как все сложилось, ты мог убить и съесть меня... а вышло наоборот, я съел тебя. Потому что у нас с тобой было "равенство возможностей". Ты умер, но все было "справедливо", так как и я тоже рисковал жизнью...".

На самом деле дикарь-каннибал просто... убил и съел человека. Всё. Но, при этом создал теорию, которая доказывает ему, что все было "честно и справедливо".

Современное "высокоразвитое, высокоморальное, толерантное, высокотехнологичное" человеческое общество... на самом деле общество дикарей-каннибалов (которые фанатично и усердно "поедают" друг друга). А все эти теории.. "либерализма", "неолиберализма", "объективизма" Айн Рэнд... это теории которые оправдывают и обосновывают "каннибализм".

На самом деле в человеческом обществе:

- Нет демократии,

- Нет свободы,

- Нет равенства возможностей,

- Нет справедливости,

- Нет свободы слова...

И это не потому что, люди "глупые, жадные убийцы, которые не смогли создать лучшую систему"... нет. Просто это этап развития, не более.

Это надо осознать, принять свое место на "эволюционной лестнице", и перестать себе врать. Только тогда будет понятно, на какой текущей стадии находится общество... и будут понятны дальнейшие действия.

И станет ясно, что для появления в обществе "равенства и справедливости"... это общество должно пройти ОЧЕНЬ долгий и трудный путь.

Да... о какой справедливости Вы вообще можете рассуждать?... если в человеческом обществе "безграничная жадность" не является преступлением против общества? А считается какой-то "чертой характера"!!!!

Вы САМИ потребляете ресурсы общества "как будто завтра конец света". А самый жадный и прожорливый... считается "самым успешным и уважаемым"... Как так то? И чем больше человек может пожрать и присвоить ресурсов общества... тем выше у него статус в обществе!!!! Чем занимается общество... с такой системой "статусов"... правильно...

браво! Тепрь осталось сделать один шаг - понять для чего и кому это нужно.
Можно учесть в размышлениях, что как правило когда человек уже перестает быть свиньей, то ему пора умирать. И то что бережливость не передается по наследству, а только продукт воспитания. А жадность и распущеность наоборот.
novl200028.08.15 17:04
Друзья, вот созвучная теме ссылка, это к вопросу о частной собственности и ее ценности
ссылка
fedorof6428.08.15 18:14
Явление /процесс/, обозначенное словом "справедливость", характеризует взаимоотношения между людьми в обществе, где объективно отсутствует социальное неравенство. В упрощённом виде - отсутствие рабов и рабовладельцев, разумеется, учитывая современную завуалированность этого "отсутствия".
При таком подходе к пониманию справедливости и напвравление рассуждений будет иным.
Кстати, развал СССР был обусловлен не идеологическим воздействием. А точнее, не лишь идеологией. Решающую роль сыграло следование руководства СССР, после убийства Сталина, в русле "библейской" концепции, т. е. влияние концептуальной власти. Идеология формируется на основании определённой концепции.
Изучайте материалы Концепции общественной безопасности, многое станет понятнее.
Teichmann28.08.15 19:45

Статья кажется банальной и устаревшей. Так писать, по форме и по сути, можно было в 90-е годы, когда у нас было ещё маловато информации, и люди не окончательно разуверились в западной системе. Может быть, кому-то она навевает ностальгические чувства, не знаю. Тут также есть советский атавизм, все эти разговоры про негров в США и справедливость... Механистичный принцип справедливости - самый примитивный из всех, стоит ли удивляться, что строители Нового Общества взяли его за образец. И потом так же закономерно обанкротились. Вообще, справедливость и клятое в статье равенство, "равенство возможностей" - это почти что близнецы-братья. Зачастую революционные требования и состоят в равенстве и справедливости, которые выдвигаются вместе. Их роднит также полная невозможность реализации. Справедливость - штука ядовитая, эта идея провоцирует зависть, вражду, насилие. Лао-Цзы смотрел в самый корень, когда сказал: "Справедливостью можно наносить ущерб". Точно. Стоит завопить "Не справедливо!", и тут же кто-то начинает нести ущерб. Некоторые всю жизнь проводят, сражаясь за справедливость.

Быть может, стоит "порассуждать" о том, какой иной принцип нужно положить в основу лучшего общества. И как это реализовать. Можно, например, почитать Светония: там описано поведение людей, которые очень редко руководствовались идеями равенства и справедливости, но ведь жили же как-то! Эти примеры внесли бы свежую струю и даже открыли бы глаза на неограниченные возможности человека. А то всё равенство и справедливость, Твен и негры, война и немцы... Надоело это...

knolur28.08.15 20:05

Зато создание некоторых преференций для определенных социальных групп (тех, что с ограниченными возможностями) в западном сознании прижилось, хоть и не всегда выполняется. А вот практики ограничения возможностей приживаются хуже, например, прогрессивная шкала налогообложения и налоги для сверхбогатых... Пресловутая борьба с коррупцией сюда же относится. Правда, все это больше свойственно социалистам, а не либералам, и уж тем более, не либертарианцам.

ОЧ28.08.15 20:25
Великолепный текст.
Те, кто пронес капиталистические принципы от Венецианской республики, лгут великолепно и масштабно. Иисус Христос, воистину Господь - все про них понял и рассказал еще при своей человеческой жизни.
Остроменский же показывает здесь только один аспект их лжи. Но очень выпукло и убедительно.
Браво.
Teichmann28.08.15 20:32
> knolur

Зато создание некоторых преференций для определенных социальных групп (тех, что с ограниченными возможностями) в западном сознании прижилось, хоть и не всегда выполняется.

Ещё на Западе борются за продолжительность жизни. Думаю, тут прямая связь с желанием элиты жить долго, для начала лет 150. Эту технологию, так сказать, обкатывают в массах, хотя экономически это не выгодно. Вот теперь подумал, что и "преференции", о которых вы сказали, тоже могут иметь отношение к данной теме. Предположим, они добьются, чтобы всякие ротшильды жили 150 лет, но последние 50 - "с ограниченными возможностями". Вот и проводится социальный эксперимент: как организовать жизнь таких людей, чтобы жизнь не казалась ущербной.

Дмитрий Иванов28.08.15 20:35
Да, хорошо было в СССР. Всё время открывались социальные лифты для чиновников. Правда, было это, в основном, в 30-х годах, а в последние десятилетия везде сидели Незаменимые. До конца жизни.
То есть, без выборов крах был неминуем. Что касется творчества: в СССР этому можно было предаваться без ограничений. Но никто отдельно за это не доплачивал, и шофёр автобуса получал больше, чем доктор наук.
В СССР было хорошо трудоголикам. Но на них экономику не построишь.
А вообще-то: капитализм - это очень плохо.
Но лучше ничего не придумано.
RavenBB28.08.15 20:42
Статья хорошая и правильная. Но есть несколько моментов, на мой взгляд недооцененных автором.
Во первых развитие идивидуалистического мировосприятия на мой взгляд предопределено развитием социально-экономических отношений самого общества. То есть с детства до старости мы видим что мама/папа/брат/сестра/приятель/т.п. занимается неким делом под названием работа. Т.к. человек учился по профессиональной направленности - он по ней и работает. За работу он получает деньги на которые и живёт. Внутри коллектива какие либо близкие отношения не приветствуются - т.к. на работе вообще-то надо работать а не что-либо ещё. Т.е. есть два мира - дом и работа. В любом коллективе существует единоначалие. В семье -тем более. Уровень жизни определяется тем, сколько денег человек имеет. Таким образом если на работе всё определено штатным расписанием, то дома - либо тем, кто сильней психологически, либо тем, кто приносит домой больше денег. При возникновении конфликтной ситуации - штука столь же естественная как изменение погоды - деньги и психологическая устойчивость определяют выбор человека: поддержать-развить конфликт/уйти/уступить. Однако хорошо известно, что психологическая устойчивость падает всвязи с плохим питанием, высокой загруженностью работой/сидячим образом жизни и т.п. Купировать хотя бы отчасти эти факторы можно... с помощью денег. Итак - с детства мы видим эту модель, которая оседает в нашем подсознании и становится нормой. Выбор есть - у богатого. У бедного выбора - нет. Уже к 80м годам роль семьи в СССР в городах стала стремиться к чисто номинальной/юридической. Наличие денег вполне позволяло отказаться от неё, однако общественные институты и активная пропаганда препятствовали. В 90е всё "исправилось". Однако сам по себе процесс обособления людей как в хозяйственном так и в психологическом отношении никуда не пропал, являясь естественным этапом развития. Не учитывать его нельзя.
Во вторых. При всех плюсах советской системы - не стоит забывать о минусах таковой. К минусам я отнёс бы крайне низкую мобильность системы, её косность на всех уровнях. Пример - слепить в гараже дельтаплан при желании было можно. Летать на нем с аэродрома ДОСААФ - хоть и сложно(побегаешь по кабинетам бывало) но можно тоже. А вот запустить его в мелкосерийное производство нельзя от слова совсем. Вместо дельтаплана подставьте всё что угодно от вращающегося кресла или сливного бачка и до электрического выключателя новой модели. Справедливость реализовали за счёт "туннельной" системы развития. Управлять так было проще. Вот только к 88му у множества людей эта самая "туннельность" привела к чувству несправедливости! А уж этим воспользовались сполна.
Вполне очевидно (тогда, да и сейчас), что сложные системы (читай социум) стремятся к некоему равновесному состоянию богатых-бедных, пусть ценой выкашивания части людского излишка, но не более некоего процента. Равновесность эта подобна природной саморегуляции популяций в некой географически ограниченной местности. Вот только как и любой подобный механизм - он не учитывает чрезвычайно большого количества факторов в техногенном глобализованном человеческом социуме, не учитывает разумность человека (а частенько и не скажешь), а в природе внешние воздействия легко выбивают этот механизм из строя, приводя к исчезновению целых видов. Так что увы - либерально-капиталистическая система это гибельный путь. А чтоб найти иной - надо играть. Механизм и модель достаточно глубоких командно-штабных игр известен нынче всем. Перебор и моделирование возможных вариантов хотя бы в первом приближении - реальная задача. Ведь не только бытие определяет сознание, обратный процесс также работает в полном объёме.
Дмитрий Иванов28.08.15 20:46
Вот есть Закон. и есть Справедливость. Что такое Закон, в общем, понятно. А что такое Справедливость? Справедливость - это жизнь по понятиям. Которые нельзя нигде прочесть, чтолбы свериться, как с Законом. Нет, Справедливость толкуется на месте, здесь и сейчас. Одному что-то кажется несправедливым, а другому это же - справедливым.
Стремление к справедливости - это стремление изменить существующий порядок вещей на основании своего желания, представления (понятия).
Справедливость - основа любой тирании, которая реализуется в поисках справедливости, а потом провозглашает, что справедливость, наконец, достигнута. И попробуй пикни.
SubV28.08.15 21:11
В целом - статья хорошая. Автору стоило упомянуть, что "освобожденный от оков" бизнес, который воспевала Рэнд - не остановится ни перед каким преступлением, что "справедливая конкуренция" существует только в сказках. Что на фундаменте объективизма и либертарианства можно построить лишь концлагеря. Раскрыть эту тему на конкретных примерах. Лем - это хорошо, но можно было взять примеры из жизни.
_STRANNIK28.08.15 22:08
Дмитрий Иванов, RU
.................................
Вы такой же Иванов , как я дворник. От Вас за версту смердит "общечеловеческими" ценностями...
..................................
SubV, RU
" Автору стоило упомянуть, что "освобожденный от оков" бизнес, который воспевала Рэнд - не остановится ни перед каким преступлением, что "справедливая конкуренция" существует только в сказках. Что на фундаменте объективизма и либертарианства можно построить лишь концлагеря. Раскрыть эту тему на конкретных примерах. Лем - это хорошо, но можно было взять примеры из жизни."
..........................................
Спасибо ! А то достали Ивановы...
Руки чесались , но терпел.
Остроменский - типичный представитель "чего изволите". Все его тексты это заказуха имеющая одну цель - тестирование общественного мнения на предмет принятия/неприятия определенной концепции. Ссыкотно нонче некоторым...ИМХО.
user221429.08.15 19:47

Текст без цели – флейм и пустословие. Статья (как и прочие статьи автора) – очередной набор слов, как кляксы на бумаге. Но если их соединить определенным образом, то можно "прочитать" что-то забавное. Например:

Из примитивного толкования понятия справедливость - легко придти к фашизму, например, по принципу "душа ничто - гены все", "человек – это животное".

У людей, даже в условиях справедливости и равных возможностей на определенном этапе можно выделить объективный процесс "периода накопления капитала" с увеличением разности в доходах и богатстве.

"Закон", умиротворяющая, сдерживающая религия – с точки зрения "заказчиков" - существуют лишь для "стада". Убил конкурентов с помощью киллеров, украл миллиард - стал депутатом и олигархом. Этот период напоминает период формирования космических объектов из пыли или газа, вплоть до планет и астероидов (все это не происходит без столкновений и вулканической активности).

Нельзя забывать, что аналогично на уровне государств - есть периоды "накопления капитала", "становления империй", а законы, ООН, советы безопасности – служат лишь для сдерживания "стада" – государств, которые по определению никогда не станут господствующими.

Понятие справедливость одно из тех, что создает определенную планку отношений в обществе. Оно воплощается либо в морали, либо в законах. Понятие обоюдоострое т. к. спекулятивно на уровне морали - может использоваться как в целях разрушения существующих отношений в обществе (т. н. революции), так и в целях его консервации - если справедливость формализована в законах и морали, что дает возможность элитам, кто данным законам и морали не подчиняется, господствовать над массами(узурпация власти). Аналогично в межгосударственных законах и правилах.

Кстати, протестантство во главу угла ставит личное обогащение. Аналогично либерализм который взламывает традиционные консервативные общества и облегчает процесс обогащения.

После периода расслоения людей и обществ по богатству(массе), и скорости("энергии") или вообще создания единого НМП - заказ спонсоров на идеологию резко меняется. Предпочтение отдается сдерживающим консервирующим идеологиям (чтобы Земля спокойно развивалась - она не должна сталкиваться с другими космическими объектами). О таких понятиях как свобода, равенство, справедливость – резко забывают, (в т. ч. о либерализме). Но пока для этого еще рановато и люди могут свободно дышать и думать не по команде. Но общество планомерно движется к своему концу (в плане отсутствия любых изменений).

Если власти государств или НМП вовремя заботятся о "консервации" как от народных масс, так и от конкурирующих элитных групп, и от опасных "энергичных элементов", то такое общество вполне псевдо стабильно и может быть разрушено разве что извне. Хотя "тюрьмы" иногда разрушают и изнутри. Особенно если забывать что энергия - это масса на скорость в квадрате. Вспышки сверхновых тоже объективны, закономерны, но редки. В этом случае можно говорить о "перезагрузке" системы, реже (при отсутствии "запаса" энтропии) - о её гибели.

Конфигурация НМП может быть однополярной и многополярной. Это как звезда одиночная или двойная, но в социальном плане планетарная система - более взрослое состояние и более интересное, квази-свободное. Какая конфигурация НМП формируется сейчас, а какие уже были до этого - можно предсказать с некоторой вероятностью. Но это уже другая история.

argus9829.08.15 20:47

Народ! Столько слов переводите, аж клавитатуры жалко...

У стаи должен быть вожак. Иначе стая умирает. Или это уже не стая, а стадо. Но у стада должен быть пастух. Иначе стадо тоже умрёт. Правда с пастухом оно (стадо) тоже умрёт, но чуть попозже и жизнь будет чуть поспокойней и посытнее...

Это касается всего и всех - начиная со строительства муравейника и перелёта в тёплые края и заканчивая изготовлением рвов/заборов и руководством государством

knolur29.08.15 22:04

У бедных нет выбора? А съехать куда-нибудь на Гоа или прочие юга? Некоторые бомжуют еще, например (после нескольких лет такой жизни людям крайне сложно вернутся к бедной, но "нормальной" жизни, между прочим). Просто это отказ от ответственности, а также разрыв большей части семейных и социальных связей, и не все бедные легко пойдут на это. Это не говоря про уход в монастырь, переезд в лесную глушь и деревню. Или в секту. Или в коммуну ( которые иногда еще встречаются). Дауншифтинг, по-научному.

А "всякие Ротшильды" и так имеют приемлемое качество жизни в старости. И возможности тоже, а если сами не смогут, то другим могут поручить часть из них реализовывать. Им особо льготы не нужны. И подобные практики выравнивания возможностей тоже.

Закон - это то, что четко формализовано. Он может и не совпадать с понятием справедливости, так как оно, действительно, сильно субъективно. Законов, у нас, кажется, и так достаточно, но квалификация по статьям тех или иных происшествий хромает, особенно если в происшествиях принимает участие кто-нибудь "исключительный".

knolur29.08.15 22:13

И да, закон ведь можно составить и так, что исключительность некоторых будет в нем нормой. И примеры все хорошо знают.

И тех, кто считают такие положения справедливыми, тоже долго искать не придется.

 Страница 1 из 4   1 2  3  4 >Последняя страница » 
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Уже треть регионов России законодательно ограничили трудоустройство мигрантов
» Власти недружественных стран вынуждают режиссеров отказываться от участия в ММКФ
» Россия собирается ввести в зону СВО до конца мая 10 новых бригад — MI-6
» Нидерланды окончательно закрыли крупнейшее месторождение газа в ЕС
» В России растет оборот нелегального оружия
» WT: США ускоряют разработку новой ядерной боеголовки с оглядкой на Китай и Россию
» Ереван и Баку договорились о демаркации госграницы у четырех сел на северо-востоке Армении
» На Украине процветает государственный рэкет в сфере онлайн-гемблинга — Financial Time

 Репортаживсе статьи rss

» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут
» Нам не оставили выбора, и мы действовали: 10 лет назад была провозглашена Донецкая Народная Республика
» США переживают крах кораблестроения из-за нехватки рабочих

 Комментариивсе статьи rss

» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения
» Бывший десантник США Вил рассказал, почему вступил в Российскую армию

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"