Шестибалльное (по шкале Рихтера) геополитическое землетрясение не может остаться без последствий. Многократное эхо конфликта на Кавказе уже начинает ощущаться. Возможно, мы невольно прощаемся с "войной с террором". В любом случае международное сообщество потеряло интерес к Усаме бен Ладену. Соединенные Штаты заметили многообещающего нового врага на горизонте, и, возможно, предлагается увлекательная война с бесконечными возможностями. Нужна новая военная доктрина. Как бывало достаточно часто, Великобритания смогла сложить это все вместе. Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд заявил в черчиллевском стиле: "Агрессивные силы России за границами Южной Осетии стали чем-то, что действительно потрясло многих людей ... Вид российских танков в Гори, российских танков в Сенаки, русская блокада грузинского порта Поти — пугающее напоминание о тех временах, которые, как я думаю, мы надеялись, прошли". Госсекретарь США Кондолиза Райс в поездке в грузинскую столицу Тбилиси незамедлительно поддержала Милибэнда, сославшись на советскую интервенцию в Чехословакию в 1968 году. Но это, если заглядывать в будущее. Для начала, Польше наконец повезло найти гаранта ее исторически беззащитных kresy (восточных пограничных земель) вдоль линии от Днестра до Днепра. В прошлую пятницу Соединенные Штаты и Польша достигли договоренности о "взаимных обязательствах", согласно которой обе страны придут друг другу на помощь "в случае неприятностей". На первый взгляд, кажется сомнительным, что Варшава сможет многое сделать, если венесуэльский Уго Чавес доставит Вашингтону неприятности. Но это мелкие детали. Важно здесь то, что США появились как одинокий рейнджер в стратегическом пространстве между Германией и Россией. И это произошло как одно из следствий конфликта на Кавказе. Ракеты в Польше Сделка подразумевает что США усиливают оборону Польши ракетами «Пэтриот» в обмен на размещение 10 американских перехватчиков ПРО на польской территории. Иными словами, Польша получила от Вашингтона гарантии безопасности в обмен на свое согласие на развертывание системы противоракетной обороны США в центрально-европейской стране. Польский премьер-министр Дональд Туск был в таком восторге, что провозгласил: "Мы перешли Рубикон". Он подчеркнул, что США берут на себя ту историческую роль, которую просто не в состоянии была выполнять Организация Североатлантического договора (НАТО). "Польша и поляки не хотят быть в таких союзах, где помощь приходит в какой-то момент позже — мертвым помощь не нужна. Польша хочет быть в союзах, где помощь приходит в самые первые часы любого возможного конфликта," - объяснил он. Пункт о "взаимных обязательствах" является прямой ссылкой на Россию, несмотря на то, что Вашингтон и Варшава постарались завуалировать какую-либо связь. Президент РФ Дмитрий Медведев осудил американско-польскую сделку как угрозу для России. Он язвительно добавил, что "любые сказки о сдерживании других стран, сказки, что с помощью этой системы мы будем сдерживать каких-нибудь "государств-изгоев", больше не работают". Председатель Российской парламентской комиссии по иностранным делам Константин Косачев предупредил, что соглашение вызовет "реальный рост напряженности в российско-американских отношениях". Заместитель начальника генерального штаба России генерал Анатолий Ноговицин заявил: "Польша в связи с развертыванием [системы США] открывает себя для ядерного удара. Это 100%." Он сказал, что сделка между США и Польшей "не может остаться безнаказанной". Но Вашингтон действует согласно плану. Он быстро оседлал нарастающую антироссийскую риторику, чтобы усилить натиск по поводу развертывания системы ПРО в Польше, отвергая возражения Москвы и игнорируя тот факт, что США и Россия все еще договариваются о принципах. В духе холодной войны за дымовой завесой риторики Вашингтон реализовал одностороннее преимущество. И третий позиционный район системы ПРО стал реальностью. Германия по-прежнему нейтральна Сделка между США и Польшей вызывает в памяти историческую роль Великобритании как гаранта Польши против германского "реваншизма". С точки зрения Вашингтона нежелание Германии быть втянутой в американскую стратегию сдерживания России растет с каждым днем. В пятницу в Сочи канцлер Германии Ангела Меркель провела консультации с Медведевым, а это говорит о том, что Бонн пытается быть взвешенным, призывая Москву к дипломатическим решениям, одновременно сопротивляясь требованиям Вашингтона о противостоянии России. Лицо, отвечающее в Берлине за отношения Германии с Россией, Андреас Шкенхофф (Andreas Schckenhoff), сказал, что ни Европейский союз (ЕС), ни Германия не предлагали становиться на чью-либо сторону. Министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер заявил газете Die Welt: "Если ЕС хочет играть роль в достижении мира, он должен открыть каналы диалога с Тбилиси и с Москвой". Немцы не скрывают своих побуждений. Согласно Spiegel, "призывы некоторых государств-членов ЕС, особенно в Восточной Европе, к жесткому разговору с Москвой и прекращению переговоров с Россией о новом стратегическом партнерстве поставили Германию в сложное положение. Германия сильно зависит от российских энергоносителей и остается сторонником более тесных европейских связей с Москвой". В прошлую среду на чрезвычайном заседании министров иностранных дел ЕС в Брюсселе выявился европейский раскол по "русскому вопросу". Великобритания, страны Балтии, Польша и Швеция призывали к осуждению России, но ЕС всего лишь принял предложение Германии об увеличении численности контингента европейских "наблюдателей" в Грузии от 100 до 300 и об оказании гуманитарной помощи. Штайнмайер отмежевался от американской воинственной риторики, призвав Европу "смотреть в будущее и принять участие в дальнейшей стабилизации". Франция, Италия и Финляндия поддержали Германию. Общее европейское решение не прибегать к санкциям против России и даже не называть Москву виновной оказались провалом для США. Райс во вторник прибывает в Брюссель для срочных встреч с ее коллегами по НАТО и ЕС. Американское давление на ЕС Райс наверняка попытается сплотить мнения европейцев, а также сделать сильную заявку о членстве Грузии в НАТО. Но главные европейские державы понимают, что Москва воспримет дальнейшее расширение НАТО на территорию бывшего Советского Союза как серьезную провокацию. Если Вашингтон добьется успеха в преодолении их нежелания, то дипломатия США запишет себе важную победу. Москва, похоже полагает, что Европа может в конечном итоге уступить давлению США. Российское решение о неторопливом выводе войск с грузинской территории необходимо рассматривать с этой точки зрения. Поездка Райс в Брюссель является определяющим моментом. Если она будет удачной, то стратегия сдерживания США по отношению к России сделает огромный шаг вперед. С другой стороны, если Райс потерпит поражение, то Вашингтону в обозримом будущем следует отказаться от надежды на расширение альянса. Короче говоря, война на Кавказе проверяет на прочность трансатлантическое лидерство США. Европейцы не ощущают угрозы от постсоветской России. При слабом экономическом росте на континенте европейцы рассматривают Россию как страну, дающую сильный импульс. ( В 2008 году немецкий экспорт в Россию показал рост на 50%.) Даже политически правые "мозговые центры", такие как Фонд Конрада Аденауэра в Германии серьезно обеспокоены тем, что США без нужды втягивает Европу в свои стратегии, направленные на расширение своего влияния в Балтии и на Кавказе "путем привлечения в альянс [НАТО] дополнительных проамериканских стран". Китай старается быть нейтральным Однако, европейские державы — не единственные, кто переживает трудные времена в связи с необходимостью принятия позиции по Кавказу. Китай находится в том же положении. Китайский президент Ху Цзиньтао принимал 9 августа в Пекине премьер-министра России Владимира Путина и дал ужин в его честь. Тем не менее китайские отчеты о встрече избегали каких-либо упоминаний о Кавказе. (Грузинское нападение на Южную Осетию началось 7-8 августа). Ху сказал Путину, что "Китай и Россия двигаются вперед с партнерством стратегического сотрудничества к своим поставленным целям, и в то же самое время развитие обеих стран сталкивается с возможностями и проблемами". Ху Цзиньтао подчеркнул три аспекта китайско-российского стратегического сотрудничества: развитие многополярности и демократизации в международных отношениях; укрепление китайско-российского политического сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе; а также экономическое сотрудничество в духе "взаимной выгоды и выигрыша без проигравших". Путин, с другой стороны, обратил внимание Ху Цзиньтао на "дружественную политику России в отношении Китая" и обозначил готовность Москвы к "поднятию практического сотрудничества с Китаем к новым высотам". Что-то здесь упущено. Видимо, Путин проинформировал Ху Цзиньтао о заботах Москвы на Кавказе, а Ху выслушал. Во всяком случае, на следующий день, когда представитель китайского МИД сделал свои первые замечания, он лишь выразил "серьезную озабоченность Китая по поводу эскалации напряженности и вооруженных конфликтов" и призвал "соответствующие стороны сохранять сдержанность и немедленно прекратить огонь". По сути, пресс-секретарь сохранил равноудаленность. В заключение он сказал, что Китай искренне надеется на то, что "заинтересованные стороны" будут разрешать споры мирными средствами, путем диалога "в целях сохранения мира и стабильности в регионе". Он был не в настроении судить собственно о "спорах". Между тем 11 августа группа грузин проводила демонстрацию у российского посольства в Пекине, хотя "толпу убедили рассеяться и уйти, и никаких крайних мер не предпринималось". 13 августа китайский представитель повторил, что "споры будут решаться мирным путем на основе диалога, с тем чтобы достичь мира и стабильности в регионе". Это стало китайской мантрой в отношении кризиса на Кавказе. Китайский представитель вновь повторил это 14 августа, когда он "приветствовал" заявление Москвы о прекращении военных действий. И вновь, китайские отчеты в СМИ были обширными, но сбалансированными. Но не одобряет Москву Что выделяется, в целом, - это то, что Пекин воздержался от поддержки России. Пожалуй, единственный на сегодняшний день комментарий в «Женьминь Жибао» от 12 августа призывал к прекращению боевых действий в духе летних Олимпийских Игр и осуждал вмешательство России, которая, по словам газеты, "привела к быстрому росту напряженности и вызвала международную озабоченность и беспокойство общественности". Газета подчеркнула: "Некоторые аналитики даже продемонстрировали обеспокоенность тем, что военный антагонизм может превратиться в новую версию "холодной войны". Был и определенный совет Кремлю: "Война не является способом урегулирования конфликтов. Единственный путь к эффективному разрешению споров состоит в том, чтобы игнорировать старые обиды, прекратить боевые действия и договариваться о мире. Только в условиях мира и в рамках конструктивных переговоров можно достичь решений, выигрышных для всех". Примечательно, что Пекин не фигурирует в списке столиц, с которыми МИД России вступал в контакт с течение последних 10 дней. Взаимность означала бы китайское одобрение российской позиции. В самом деле, именно так реагировала Москва, когда в тибетской Лхасе вспыхнули проблемы, и Китай оказался в фокусе западного внимания, особенно, что касается высказываний США. Очевидно, Китай полагает, что он заслужил чистосердечную российскую поддержку, а любое сравнение между Тибетом и Кавказом неуместно. Действительно, в международных делах не существует аналогий. Но фактом остается и то, что Пекин также подтверждает, что китайско-российские отношения сегодня находится на небывало высоком уровне. Только что была решена давняя проблема демаркации границы. Побуждения Пекина Могло ли повлиять на китайцев то совпадение, что три поколения семьи Буш радовались на прошлой неделе отдыху в Китае и наслаждались Олимпийскими играми? Трудно сказать. Оглядываясь назад, Пекин должен иметь чувство благодарности к семье Буша. Эпоха Джорджа Буша-младшего была для Китая чрезвычайно продуктивным восьмилетним периодом, несмотря на все то, что может говорить значительная часть мирового сообщества. Вполне можно предположить, что Пекин не хочет портить вечеринки. Кроме того, следует провести расчеты. Какую пользу будет иметь Китай? Пекин будет крайне осторожен в вопросах, касающихся государственного суверенитета, сепаратизма или всего того, что пахнет правом на самоопределение. Это однозначно. А в кавказском котле варятся все эти опасные элементы. Китай столкнется с неприятнейшей ситуацией, если Москва поддержит независимость Южной Осетии и Абхазии, а такую возможность ни в коем случае нельзя исключать, если Райс преуспеет во вторник в своей миссии в Брюсселе. Может быть, с точки зрения Пекина Москва уже вступила в опасную запрещенную зону тем, что провела военные операции на территории Грузии, тем, что поставила условия на вывод своих войск с грузинской земли, и тем, что громко рассуждала про (не)реалистичность стремлений сохранить территориальную целостность Грузии. С китайской точки зрения независимость Южной Осетии и Абхазии является неприемлемой, поскольку сепаратизм является злом, а самоопределение является опасным принципом. Точка. Отголоски Тайваня, Синьцзяна и Тибета. Есть и другие соображения. Китай мог решить, что американо-российские отношения вступают в бурный период. И наоборот, есть основания надеяться на то, что ни сенатор Джон Маккейн, ни сенатор Барак Обама в случае избрания президентом не позволят существенно изменить траекторию благоприятной политики по отношению к Китаю, которая установилась в годы президентства Буша. Исторически сложилось так, что в весьма сложной системе уравнений США-Россия-Китай, ухудшение американо-российских отношений шло только на пользу Китаю. Охлаждение в отношениях с Россией почти инстинктивно заставляет Вашингтон поощрять Китай. Некоторые признаки этого уже существуют. Дифференцированный подход США Дифференцированный подход к России и Китаю уже очевиден в планах США по развертыванию системы противоракетной обороны. Как сказал один русский комментатор , "анализ американской глобальной системы ПРО показывает, что Вашингтон развертывает ее элементы прежде всего в Восточной Европе, а не в Японии или других азиатских стран или Австралии. Вероятно, это потому, что Вашингтон не хочет раздражать Китай, который может в ответ ускорить создание собственной ракетной программы и увеличить число межконтинентальных баллистических ракет на боевом дежурстве". Китай не высвечивается на радаре США как стратегическая держава еще в последующие 20 лет. Но Россия является вчерашней угрозой и сегодняшней проблемой, а ее возрождение обещает сделать ее потенциальной угрозой завтрашнего дня. Как недавно писал профессор Стивен Коэн, хорошо известный советолог: "Несмотря на свой уменьшившийся статус после советского развала в 1991 году, Россия в одиночку владеет оружием, которое может уничтожить Соединенные Штаты, военно-промышленным комплексом, почти равным американскому по экспорту оружия и ... крупнейшими запасами нефти и природного газа на планете. Кроме того, она остается крупнейшей территориальной страной, стратегически расположенной на Западе и Востоке, на перекрестке столкновения цивилизаций, со стратегическими возможностями от Европы, Ирана и других стран Ближнего Востока до Северной Кореи, Китая, Индии, Афганистана и даже до Латинской Америки. При учете всех факторов, наша национальная безопасность может зависеть от России больше, чем безопасность России - от нас". Поэтому США не собираются ограничиваться Польшей и Чешской Республикой, но как только они усовершенствуют технологию развертывания противоракетной обороны в Польше, они будут искать место для постройки новых позиционных районов. По крайней мере, в последующие несколько лет Вашингтон будет занят конфронтацией с Россией, строя десятки позиционных районов на ее границах. Крупной удачей будет включение Украины, страны, которая уже обладает передовыми ракетными технологиями советских времен. Одним словом, хлопоты Вашингтона в обозримом будущем на западных и юго-западных границах России вполне устраивают Китай. Энергетическая политика России Но Китаю также следует задуматься о будущей энергетической политике России, которая будет иметь для Пекина прямые последствия. В настоящее время Россия рассматривает Европу в качестве предпочтительного рынка для экспорта своих энергоресурсов. Это при том, что Москва любит вслух порассуждать про азиатские рынки. Честно говоря, Европа конкурирует с Китаем за российские энергоносители. Эта конкуренция может придти на грань соперничества. Согласно министерству энергетики США, в Европе спрос на газ вырастет к 2025 году более чем на 50%. Газа, идущего в Европу, просто не хватит, чтобы куда-то перенаправлять российские поставки. (Россия уже обеспечивает от 30% до 50% европейских потребностей в энергии.) Европа в настоящее время надеется на то, что Россия будет наполнять трубопровод "Набукко", который изначально продвигался Вашингтоном, как это ни парадоксально, как проект, идущий в обход российской территории и снижающий энергетическую зависимость Европы от Москвы. Российский газ уже достигает Турции - перевалочного пункта для "Набукко" - через трубопровод «Голубой поток» . Российский "Газпром" владеет 50% акций газового распределительного узла в Баумгартене в Австрии, который является конечным пунктом "Набукко". Любопытно, что представитель "Набукко" сказал на прошлой неделе, что "Набукко планировался не как антироссийский проект, но как про-европейский проект. Основной упор делается на транспортировку газа из альтернативных источников". Китай, несомненно, встревоженно следит, претерпит ли "Набукко" метаморфозы и станет ли он российско-европейским проектом. Если это произойдет, то Москва будет еще меньше заинтересована в энергично развивающемся Китае как в альтернативном рынке для экспорта своих энергоресурсов. Северный поток, Южный поток и "Набукко" - русским этого уже вполне хватит для хорошего обеда. Российская энергетическая политика в предстоящий период будет во многом зависеть от политических уравнений между Москвой и главными европейскими столицами. Позиция, которую европейские страны занимают в отношении дальнейшего расширения НАТО, станет определяющим фактором российской политики в области энергетики. У Китая, таким образом, есть все основания прозондировать, как повлияет на эти уравнения кризис на Кавказе. В октябре в Москве планируется провести китайско-российские энергетические консультации. Будучи пожирателем энергии, Китай в высшей степени выиграет, если на этом этапе в отношениях России с Европой возникнет новая берлинская стена. Об авторе: М.К. Бхадракумар профессиональный дипломат в Индийской Международной Службе. Его миссии включали в себя: СССР, Южную Корею, Шри-Ланку, Германию, Афганистан, Пакистан, Узбекистан, Кувейт и Турцию.
Оригинал статьи: China seeks Caucasian crisis windfall © Перевод: Дмитрий Киров, специально для сайта "Война и Мир". При полном или частичном использовании материалов ссылка на warandpeace.ru обязательна.
|