В прошлом году, имея более 1 миллиарда долга перед Китаем, Шри-Ланка передала порт компаниям, находящимся в собственности китайского правительства. Теперь же, Джибути, где размещена главная военная база США в Африке, стоит перед решением об уступке контроля другого ключевого порта в руки компании, связанной с Пекином. И США вовсе не рады этому факту. "Пользуясь зависимостью, Пекин поощряет заключение непрозрачных контрактов, способствует практике хищнических займов и совершает коррупционные сделки, которые втягивают страны в долги и подрывают их суверенитет, отказывая им в долгосрочном и самоподдерживающем росте", — заявил 6 марта Госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Он добавил, что "у китайских инвестиций есть потенциал для решения инфраструктурной недоразвитости в Африке, но их подход привёл к увеличению долга и созданию лишь небольшого количества рабочих мест, если они вообще есть, в большинстве стран". Некоторые называют это "дипломатией долговой ловушки": предложить "пряник" дешёвых займов на развитие инфраструктуры, а кнутом станет надвигающийся дефолт, в случае если страны с малым объёмом экономики не смогут генерировать достаточно свободных денежных средств, чтобы выплатить долги с процентами. В этой связи в Шри-Ланке язвят по поводу порта "Хамбантота" и проектов типа "самого пустого порта в мире". Китай описывает свою инициативу "Один пояс — один путь" как обоюдовыгодную стратегию как для себя, чтобы стать глобальным торговым лидером, так и для развивающихся экономик, которые хотят профинансировать транспортную инфраструктуру. Китай, несомненно, заполнил вакуум, оставшийся после сокращения американского присутствия в глобальных институтах. Однако, как и в случае с западными интернационалистскими проектами, Китай сталкивается с обвинениями в империалистическом поведении, когда нарушаются его долговые планы. Некоммерческая исследовательская организация "The Center for Global Development" (Центр глобального развития) проанализировала долги перед Китаем, которые на себя возьмут страны-участницы инвестиционного плана "Один пояс – один путь". Восемь стран станут уязвимыми, увязнув в долгах, превышающих средние показатели: Джибути, Кыргызстан, Лаос, Мальдивы, Монголия, Черногория, Пакистан и Таджикистан. Исследователи отмечают, что они не оценивали то, как этот долг будет влиять на рост, и то, что для выполнения этой задачи они должны собрать много данных из обзора СМИ. Однако они утверждают, что их доказательства должны вызывать опасения о наступлении экономических затруднений, исходящих из долгов, которые всецело подорвут программы развития. Китай в прошлом непоследовательно отвечал заёмщикам и не следовал передовой методике, применяемой международными кредиторами при работе с бедными странами. Иногда Китай долги списывал, в других случаях он требовал в качестве компенсации спорную территорию или контроль над инфраструктурой (например, как в случае с Таджикистаном — примечание переводчика). Исследователи советуют Китаю стараться вовлечь другие страны в свои инвестиционные программы, чтобы поровну распределять кредиты; принять строгие стандарты и обеспечить больше прозрачности в их оценке реальности китайской поддержки развивающихся экономик. Некоторые страны не ждут, пока Китай примет меры: в прошлом году Пакистан и Непал отказались от китайских займов для развития инфраструктуры и предпочли другие источники финансирования. Автор статьи: Тим Фернхольц (Tim Fernholz) для "Quartz Media" (США), 07.03.2018 Перевод: Мухаммед Тагай для концептуального журнала "Поистине", 13.03.2018 |