В ходе неизбежных сравнений, которые экономисты и деловые люди делают между двумя растущими гигантами Азии - Китаем и Индией - Китай почти всегда оказывается в лидирующем положении. Исторически китайская экономика опережает Индию почти по каждому показателю. Правительство Китая, быстро принимающее решения, внедряет новые направления политики с ошеломляющей скоростью, тем самым представляя находящуюся в большом беспорядке политическую систему Индии в качестве неповоротливой и хаотической. Сверкающий новый аэропорт Пекина и широкие автострады представляют собой модели современного развития, резко контрастирующие с ослабевающей инфраструктурой Нью-Дели и Мумбаи. И по мере того, как мировая экономика выходит из "Большого спада", Индия в очередной раз выглядит как играющая второстепенную роль. Ученые мужи по всему миру воздают должное руководству Китая за его хорошо проработанную экономическую политику во время кризиса, которая оказалась настолько эффективной при перезапуске экономического роста, что помогла вывести весь азиатский регион из спада. Однако в настоящее время у Индии наконец-то может появиться одно преимущество перед своим высокооктановым конкурентом. Индия все еще не может конкурировать в достижении самого высокого уровня экономического роста (Всемирный Банк предполагает, что валовой внутренний продукт Индии (ВВП) вырастет на 6,4% в 2009 году, что значительно меньше 8,7%, о которых Китай объявил в середине января). Но экономика Индии, похоже, выходит из спада в лучшей форме, чем экономика Китая. Индия, по всей видимости, не сталкивается с таким же уровнем потенциальных угроз и рисков падения курсов акций, как Китай, что означает, что перед теми, кто принимает политические решения в Нью-Дели, вполне возможно, стоит намного более легкая задача в поддержании темпов развития экономики, чем у их китайских партнеров. "Мне представляется, что рост в Индии намного более устойчив", чем в Китае, говорит экономист находящейся в Гонконге исследовательской фирмы "Asianomics" Джим Уолкер. Преимущество Индии связано с различием программ стимулирования, принятых этими двумя странами для поддержки роста во время спада. Китай осуществил то, что Уолкер называет "самой большой программой стимулирования в глобальной истории". Вдобавок к правительственным ассигнованиям в новую инфраструктуру и налоговым льготам, Пекин особо рассчитывал на то, что массивный рост кредитов стимулирует экономику. Объем новых ссуд, предоставленных в 2009 году, увеличился почти вдвое по сравнению с периодом годичной давности до величины в 1,4 триллиона долларов, представляя почти 30% ВВП. План по стимулированию сотворил чудо, удерживая рост, даже когда в 2009 году экспорт Китая упал на 16%. Но теперь Китай стоит перед лицом последствий своей щедрости. Растут опасения о том, что политика шальных денег Пекина подпитала рост потенциального "пузыря" цен на собственность. Согласно правительственным данным, в декабре в сравнении с предыдущим годом средние цены на недвижимое имущество в китайских городах подскочили на 7,8%, что стало самым быстрым увеличением за 18 месяцев. Кредитный бум также вызвал опасения о банковской системе страны. Многие экономисты ожидают, что большой рост объемов предоставляемых кредитов приведет к растущему числу недействующих ссуд (НС). В ноябрьском докладе экономиста UBS Уонг Тао вычисляется, что, если 20% из всего нового объема кредитования, предоставленного в 2009 году, и 10% из сумм, выделяемых в 2010 году, окажутся невыплаченными за последующие 3-5 лет, то общая сумма НС из программы стимулирования Китая может достичь 400 миллиардов долларов, или около 8% ВВП. Хотя Уонг отмечает, что общий объем является маленьким по сравнению с уровнем НС, который китайские банки имели в прошлом, она все еще называет сумму "ошеломляющей". Высокопоставленные лица в Пекине, ответственные за принятие политических решений, без сомнения выражают опасения. С декабря они приняли ряд мер, чтобы охладить рынок недвижимости и ограничить возможность получения кредита, например, через повторное введение налогов на определенные сделки с собственностью и поднимая необходимый уровень наличных денег, которые банки должны держать под рукой в качестве усилий, направленных на уменьшение объемов нового кредитования. Индия, тем временем, не испытывает почти тот же самый уровень нежелательных последствий от своих подходов по борьбе со спадом. Правительство использовало те же самые инструменты, что и все остальные, чтобы поддержать рост в период наступления финансового кризиса – сокращение процентных ставок, предложение налоговых льгот и увеличение финансовых расходов – но масштаб их применения был меньше, чем в Китае. "Goldman Sachs" оценивает, что в этом бюджетном году правительственный пакет стимулирования Индии достигнет 36 миллиардов долларов, или только 3% ВВП. В сравнении с этим, рассчитанный на два года пакет стимулирования Китая объемом в 585 миллиардов долларов примерно в два раза больше и ежегодно достигает около 6% ВВП. Самым важным является то, что Индии удалось достичь существенного уровня своего роста, не подвергая угрозе свой банковский сектор. Фактически банки Индии оставались весьма консервативными на всем протяжении спада, особенно по сравнению с китайскими кредиторами. Рост кредита, например, в 2009 году был фактически ниже в сравнении с 2008 годом. В результате экономисты видят, в банках Индии продолжает сохраняться сила. В январском сообщении "Centennial Asia Advisors" - компании, занимающейся экономическими исследованиями - отмечалось, что исходя из доступных данных, "не было признаков того, что недействующие активы местных банков стали намного хуже". При этом эксперты также не испытывают таких же опасений о том, что валютная политика Индии вызывает рост цен на недвижимость в стране до уровней образования пузырей. "У роста Индии, хотя и гораздо менее выдающегося, в действительности присутствует фактор гарантирования значительно меньших рисков появления пузырей по ценам на активы", говорит управляющий директор по общим вопросам Азиатского Банка Развития в Маниле, Раджат Наг. Индия удержала солидный темп роста без применения существенного пакета стимулирования, как это было в случае Пекина, частично потому, что она была меньше подвержена влиянию международной экономики. В 2008 году экспорт Китая составлял 35% ВВП, тогда как у Индии он составлял лишь с 24%. Таким образом, Индия была лучше защищена от наихудших последствий финансового кризиса на Западе, в то время, как правительство Китая должно было быть намного более активным для того, чтобы заменить потерянный экспорт в США. Но, тем не менее, более значимым является то, что отечественная экономика Индии играет большую сдерживающую роль от внешних шоков, чем экономика Китая. Частное внутреннее потребление составляет 57% ВВП в Индии, тогда как в Китае оно составляет лишь с 35%. Уверенный в себе потребитель Индии не подвел экономику. Продажи легковых автомобилей в Индии в декабре подскочили на 40% в сравнении с периодом годичной давности. "То, что мы видим в Индии, представляет собой пример фундаментального внутреннего спроса, который не прекратился во время глобального спада", говорит Уолкер из "Asianomics". Индийская экономика не изолирована от рисков. Правительству необходимо решать проблему огромного бюджетного дефицита, и недостаточный уровень осадков от прошлогодних муссонных дождей, по всей вероятности, сократит уровень сельскохозяйственного производства и понизит уровень потребительских расходов в сельской местности. Но быстрый рост, как ожидается, продолжится. По прогнозу Всемирного Банка, экономика Индии вырастет на 7,6% в 2010 году и на 8% в 2011 году, что не так уж и отстает от 9% показателя, который он прогнозирует для Китая в течение каждого из тех лет. Индийский премьер-министр Манмохан Сингх, говоря о более медленном темпе роста своей страны при формировании глобальной экономической политики, сказал, что "в гонке побеждает тот, тот, кто делает все медленно, но настойчиво". "Большой спад", как это видно сейчас, доказал его правоту. Майкл Шуман "Time", 28 января 2010 года Перевод – "Zpress.kg" |