Как говорится в докладе "World Economic Outlook", представленном МВФ 11 апреля, экономическое восстановление в странах Содружества Независимых Государств (СНГ) идет умеренными темпами. После экономического спада, отмеченного во время кризиса, экономическая активность в регионе остается намного ниже потенциального уровня, несмотря на существенные различия государств в экономике. Экономическому восстановлению способствует несколько факторов. Более высокие цены на сырьевые товары поддерживают производство и занятость населения в странах региона, экспортирующих сырьевые товары. Помимо этого, восстановление экономической активности в России идет на пользу другим странам СНГ за счет торговли, денежных переводов и инвестиций. Также идет постепенное восстановление торговли и приток капитала в регион. Тем не менее, большая зависимость от внешнего финансирования и вялый банковский сектор удерживают экономический рост в некоторых странах СНГ. На этом фоне, по прогнозам, фактическая экономическая активность в СНГ увеличится до 5% в 2011 году и до 4,75% в 2012 году, приблизившись к потенциальному уровню лишь постепенно. Однако внутри самого региона, перспективы роста существенно различаются. В России уровень экономического роста увеличится весьма скромно до 4,75% в 2011 году и до 4,5% в 2012 году, только постепенно сокращая производственный разрыв. Требование частного сектора, скорее всего, останется подавленным, поскольку не предоставление ссуд банковской системой ограничивает кредитование и рост потребления. Среди других стран-экспортеров энергоресурсов, государства, финансовые секторы которых имеют меньше внешних связей, покажут более высокий результат. В частности, ожидается, что Туркменистан извлечет выгоду от высоких цен на газ и достигнет одного из лучших показателей. Прогнозируется, что в 2011 года экономика этой страны возрастет до 9%. В Узбекистане экономический рост будет оставаться высоким – 7% в 2011 году. Это произойдет благодаря сильному внутреннему спросу, государственным инвестициям и экспорту сырьевых товаров (включая золото и хлопок). Для всех стран-экспортеров энергоресурсов, экономический рост в 2011 году составит 5,25%, и 5% в 2012 году, поскольку некоторые из стран (к примеру, Армения и Молдова) извлекают выгоду от роста объемов денежных переводов из России, а другие – от возвращения финансовой стабильности (например, Украина). Несмотря на значительную степень вялого экономического роста, уровень инфляции растет по всему региону ввиду высоких цен на продукты питания. Неблагоприятные погодные условия в 2010 году стали причиной сокращения урожая зерна и вызвали рост цен. Продовольствие составляет большую долю корзины инфляции потребительских цен (от 30 до 50%), таким образом, повышение цен на продовольствие спровоцирует рост общей инфляции. Учитывая ограниченную надежность денежно-кредитной политики в регионе, это может привести к установлению более обобщенного размера зарплаты и повышению инфляции. Риски для экономического восстановления в регионе сбалансированы. В большинстве стран СНГ перспективы роста по-прежнему зависят от скорости экономического восстановления в России, которая может неожиданно пойти в другом направлении. Высокие цены на сырьевые товары представляют собой риск экономическому развитию стран-экспортеров сырьевых товаров; неприятие глобального риска или снижение внешнего спроса со стороны развитых стран представляют собой риски снижения экономического роста. Основной политической проблемой всего региона является выход из кризиса макроэкономики и финансовой политики таким образом, чтобы обеспечить существенную поддержку экономическому восстановлению, не ставя при этом под угрозу ценовую стабильность. На финансовом фронте основная политическая задача заключается в устранении сохраняющейся незащищенности и уязвимости. Значительные банковские риски в России, к примеру, требуют повышения уровня достаточности капитала, расширения контролирующих полномочий и внедрения законов о консолидированном надзоре и ассоциированном кредитовании. В некоторых странах (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) основным приоритетом является внедрение всеобъемлющих и транспарентных стратегий по разрешению вопросов, связанных с недействующими ссудами в банковском секторе. Поскольку большинство стран региона используют искусственно поддерживаемые или неумело регулируемые системы валютных курсов, способность денежно-кредитной политики реагировать на экономические шоки ограничена. В связи с этим повышение гибкости валютного курса в России будет только приветствоваться, поскольку в этом случае сокращается масштаб для возникновения конфликта между валютным курсом и инфляцией, а также удерживается поток спекулятивного капитала. Учитывая устойчивое повышение цен на непродовольственные товары и неблагоприятные прогнозы по инфляции, увеличение процентной ставки может способствовать предотвращению роста заработной платы и цен. Что касается бюджетно-налоговой ситуации, в разных странах дело обстоит по-разному. В России после крупнейшего налогово-бюджетного стимулирования (примерно 9% от ВВП), внедренного во время кризиса, основная задача заключается в том, чтобы подготовить более масштабный, надежный и способствующий экономическому росту план для среднесрочного укрепления роста экономики. В Казахстане, где налогово-бюджетная политика продолжает поддерживать экономическое восстановление, необходимо принять необходимые меры для обеспечения государственных расходов. В ряде стран (например, в Армении, Грузии, Кыргызстане), где доля продуктов питания в потребительской корзине высока, малоимущие семьи больше всех будут страдать от любого роста цен. Следовательно, правительствам таких стран необходимо сосредоточить свои усилия на поддержку семей с низким уровнем дохода. МВФ, 13 апреля 2011 года Перевод – "Zpress.kg" |