Кто сменит Доминика Стросс-Кана на посту президента  Международного валютного фонда? Это самый горячо обсуждаемый вопрос в  международных финансовых кругах в последние несколько дней. Временно  взявший на себя обязанности главы Фонда, первый заместитель президента  МВФ, американский банкир Джон Липски не так давно заявил, что уйдет на  пенсию в августе этого года. Мировая общественность практически  единогласно не поддерживает идею о том, чтобы американцы  монополизировали ведущие посты в двух мировых финансовых структурах (МВФ  и Всемирный банк), она больше склоняется к тому, чтобы кандидат был  выходцем из развивающихся стран. Таким образом, у Китая, право голоса в  МВФ которого стремительно повышается, появилась возможность выставить  свою кандидатуру.  
  На протяжении длительного времени пост  президента МВФ занимают европейцы, а главы Всемирного банка – американцы  – это уже стало неписаным международным правилом. Однако после разгара  глобального финансового кризиса в 2008 году, это "потенциальное правило"  стало подвергаться все большим возражениям. Ранее звучали призывы к  тому, что вслед за ростом экономического потенциала развивающихся стран,  в том числе Китая, Индии и Бразилии, а также усилением положения в МВФ,  следующим президентом этой структуры должен быть не европейский  представитель. На самом деле, Доминик Стросс-Кан после вступления на  пост главы МВФ постоянно прикладывал усилия для того, чтобы увеличить  долю работы развивающихся стран в этой организации. 
  В настоящее  время разные стороны при выборе руководителей Всемирного банка и  Международного валютного фонда призывают придерживаться "открытого,  прозрачного и нравственного процесса", а не выдвигать их по устоявшейся  практике. Таким образом, если следующим президентом МВФ станет  финансовый представитель из Китая, Турции, Бразилии, Индии и других  развивающихся стран, то это будет самым лучшим ответом на изменение  мировой экономической структуры.    
  К настоящему времени в МВФ  произошло самое большое регулирование с момента образования структуры  после Второй мировой войны. В ноябре прошлого года, европейские страны  впервые вышли из тройки по долям голосов в МВФ, доля КНР повысилась до  6.394%, Китай занял третье место, уступив Японии лишь на 0,07 п.п.  Несмотря на то, что КНР еще далеко до Соединенных Штатов, которые  обладают долей в 16.407%, страна уже обогнала такие европейские  государства, как Германия, Великобритания и Италия. 
  Повышение  доли означает, что у Китая стало шире пространство для внесения  предложений в политику МВФ, а также свидетельствует о том, что у КНР  больше прав и обязанностей отправлять в Международный валютный фонд  большее количество высокопоставленных чиновников, оказывать влияние и  принимать участие в макроэкономической политике МВФ.  Одними из главных  обязанностей Международного Валютного фонда являются торговый контроль,  предоставление финансовой помощи – в этом и преуспевает экономически  растущий Китай. Если президентом МВФ станет китайский представитель, то  это будет способствовать продвижению экономических связей между Китаем,  который является первой торговой страной и государством с самым большим  объемом валютных резервов в мире, и международным сообществом.  
  На  протяжении последних лет огромное количество людей критикуют МВФ за  медленную реакцию в ответ на  международный финансовый кризис и крушение  банковской системы, за относительно низкое внимание к финансовому  развитию развивающихся стран. Всестороннее реформирование МВФ уже давно  стало одной из ведущих тенденций. Если в высшее управление Фонда  добавить больше китайских элементов, то это непременно будет отличным  дополнением к существующим старым пробелам в нынешней системе,  повысит  внимание Фонда к развивающимся экономикам, а также будет способствовать  развитию торговых и экономических отношений между развивающимися  странами и развитым миром. 
  На протяжении более чем 10 лет в  Китае появилась большая группа превосходных финансистов и банкиров.  Назначенный несколько лет назад на должность заместителя директора  Всемирного банка Линь Ифу является одной из таких выдающихся личностей, а  Чжу Минь, который в прошлом году стал специальным советником президента  МВФ, некогда занимал должность заместителя главы Банка Китая и  Центрального банка КНР, долгое время учился и работал в США. Он хорошо  разбирается в международных финансовых правилах, и во взаимодействии  между Китаем и Западом. Очевидно, что КНР нетрудно будет выдвинуть  подходящего кандидата на должность президента МВФ.  
  Если 24  исполнительных директора, которые обладают правом голоса в МВФ, смогут  понять это и выбрать китайского представителя на должность президента,  то это будет свидетельствовать о большом уважении подъема Китая, кроме  того, станет знаковым шагом в улучшении международного финансового  порядка.  
  Автор: Шань Жэньпин, комментатор газеты "Хуанцю шибао" |