Причал в порту Усть-Луга, с которого в конце ноября должны были начаться отгрузки нефти для запуска Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), разрушается по неизвестным причинам, что может привести к аварии с тяжелыми экономическими и экологическими последствиями, сообщил руководитель Ростехнадзора Николай Кутьин в письме вице-премьеру РФ Игорю Сечину. В конце прошлой недели глава Транснефти, управляющей БТС-2, признал, что из-за технических проблем в порту первая отгрузка нефти Urals, первоначально намеченная на 30 ноября, будет перенесена на 15-20 декабря, а регулярные отгрузки начнутся в 2012 году. Ростехнадзор обнаружил технические проблемы при строительстве 4 и 5 причалов порта, которые строят Невская трубопроводная компания (НТК) и Роснефтьбункер, подконтрольные структурам Геннадия Тимченко. Сегодня вопрос будет обсуждаться на совещании у Сечина, рассказал источник, знакомый с ситуацией в порту. Верхние строения причалов построены на нижних причалах и намытом земельном участке, на ввод в эксплуатацию которых до сих пор нет разрешений, следует из письма Кутьина Сечину от 18 ноября, копия которого имеется в распоряжении Рейтер. В июле 2011 года "были зафиксированы первые расхождения шпунтовой стенки", а по состоянию на 16 ноября на 5 причале наблюдались три провала размером 6, 30 и 150 метров, из которых вымывается грунт, говорится в документе. НТК устраняет провалы, но "причина расхождения шпунтов до сих пор не установлена... Работы по ремонту данного сооружения проводятся в отсутствие проектной документации, что не позволяет оценить достаточность проводимых мероприятий по ремонту и исключить аналогичные ситуации в будущем", пишет Кутьин. Это "может послужить причиной аварии при эксплуатации данных объектов с тяжелыми экономическими и экологическими последствиями", говорится в документе. Сечин уже поручил Минтрансу, Минрегиону и Ростехнадзору выяснить причины аварийной ситуации, проанализировать риски недопоставки нефти на экспорт, а также посодействовать в урегулировании "проблем бюрократического характера", сообщил Рейтер источник, знакомый с ситуацией. Представитель Ростехнадзора Юлия Непоседова сказала Рейтер, что сейчас в Усть-Луге ведется строительство, за которым следит Ростехнадзор. Результаты работы комиссии на этом объекте будут представлены в правительство после завершения ее работы, сказала она, отказавшись комментировать письмо. СРОКИ На какой срок будет отложена регулярная отгрузка нефти из Усть-Луги, участники процесса предсказать не берутся. "В декабре запустим, я думаю", - сказал Рейтер в среду замминистра транспорта РФ Виктор Олерский, добавив, что сроки запуска будут зависеть от погоды в порту. Но в декабре может быть проведена лишь торжественная отгрузка, тем более что Росморпорт еще не закончил дноуглубительные работы, которые позволили бы принимать в порту танкеры класса Aframax, говорят источники, знакомые с ситуацией в порту, а регулярные отгрузки вряд ли начнутся раньше марта следующего года. Руководители Роснефтьбункера и НТК отказались обсуждать ситуацию с корреспондентом Рейтер, ответ на запрос в секретариат Сечина пока не получен. Месячный график подачи и расстановки танкерного тоннажа, утверждённый в конце октября, показал, что Транснефть планировала отгрузить из Усть-Луги в ноябре одну партию Urals объёмом 100.000 тонн, которую владелец груза - госкомпания Роснефть - уже продала трейдеру Warly International. Квартальный экспортный план предполагает перевалку в порту Усть-Луга 300.000 тонн нефти Urals из ресурса Роснефти, однако другие российские производители нефти, в том числе ТНК-ВР и Сургутнефтегаз, также проявляли интерес к поставкам сырья через новый терминал в декабре, говорили трейдеры. Роснефть имела квоту на экспорт из Усть-Луги ещё 200.000 тонн сорта в декабре. Отсрочка с отгрузкой продукции не станет проблемой для нефтяников, считает аналитик Номос Банка Денис Борисов. По его словам, в РФ сохраняется профицит трубопроводных мощностей, поэтому проблем с экспортом продукции у компаний не будет. Но владельцы терминала могут понести как денежные, так и имиджевые убытки, считает он. По приблизительным подсчетам, недополученный доход от трех месяцев отсрочки может составить $50-100 миллионов. Кроме того, Совкомфлоту, рассчитывавшему вывозить нефть из Усть-Луги, придется направлять зарезервированные танкеры на другие направления, рассказывал ранее Рейтер источник в компании. |