"Государство должно избавиться от своего долевого участия в коммерческих предприятиях и финансовых институтах", – такое мнение в конце минувшего года высказал федеральный министр экономики Филипп Рёслер (Philipp Rösler). По мнению либерального политика, распродажа государственных пакетов поможет Германии уже к 2016 году выйти на бездефицитный бюджет. По сути, речь идёт о серьёзной превентивной мере на случай разрастания долгового кризиса в еврозоне. Получается, что правительство Германии сейчас рассматривает в том числе и пессимистические сценарии развития, в которых рецессия в еврозоне будет усугубляться. Соответственно, бюджетные показатели будут ухудшаться и в ведущей экономике континента – в Германии. Рёслер считает, что в такой ситуации Берлин должен будет делать упор на внешние заимствования, а возможный дефицит бюджета финансировать за счёт выпуска государственных ценных бумаг. Вообще-то, процесс приватизации госсобственности, несмотря на сопротивление ведущих немецких профсоюзов, проводился ещё при социал-демократическом канцлере Герхарде Шрёдере (Gerhard Schröder). Причём достаточно успешно. На сегодняшний день в закромах немецкого государства осталось не так уж и много авуаров. Полный пакет акций принадлежит Берлину лишь в одном немецком предприятии – железнодорожном концерне Deutsche Bahn (DB), который уже давно, но пока безуспешно пытается выйти на биржу. Федеральные власти распоряжаются уставным капиталом DB размером в 2,1 миллиарда евро. Кроме того, у немецкого государства есть доли в телекоммуникационной компании Deutsche Telekom (14,8%), что составляет 1,67 млрд., и банковском институте KfW (16,9%) – 1,8 млрд. У Федерации есть собственные доли в почтовой службе Deutsche Post, в аэропортах Мюнхена, Кёльна-Бонна и в многострадальном берлинском аэропорте имени Вилли Брандта в Шёнефельде. На сто процентов государству принадлежат также служба обеспечения безопасности полётов и жилищный концерн TLG Immobilien. По мнению экспертов, общая сумма от выручки всех этих активов вряд ли превысит 5–7 миллиардов евро. При этом аналитики указывают и на существующие риски в процессе приватизации, ссылаясь на пример немецкой столицы. В Берлине сейчас активно идёт обратный процесс – возвращения в земельную собственность предприятий водоснабжения и электрификации. Причина проста: столичные власти сами хотят контролировать политику ценообразования важнейших коммунальных служб города. Ксения Шмидт |