Регистрация / Вход
текстовая версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Сирийские и российские самолеты нанесли удары по позициям ИГ на юге Сирии
Израиль эвакуировал из Сирии активистов "Белых касок"
Российские военные сообщили о наступлении боевиков на западе Сирии
Более 1200 тел найдены в местах массовых захоронений в сирийской Ракке
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Арктический «Шёлковый путь» – прорыв для Китая и России
16.11.17 10:22 ШОС и ситуация в Азии

Для проекта "Шёлкового пути", переименованного в "Один пояс, один путь" (ОПОП), создаётся инфраструктура вдоль наземных и морских торговых маршрутов. При этом мало что известно о развитии китайской инициативы за Северным полярным кругом, где пролегает новый маршрут, который Пекин планирует освоить благодаря современным технологиям и стратегическому партнёрству с Москвой.

Проект охватывает 65 стран, 4,4 миллиарда людей, 30 процентов мирового ВВП и триллионы долларов пекинских инвестиций. Представить и осознать все намерения руководства Китая относительно грандиозного проекта крайне непросто. Ряд составных проектов находится в разработке, некоторые из них почти завершены (к примеру, экономический коридор Китай – Пакистан), а наземные и морские пути развиваются одновременно.

О намерениях Пекина связать восточную и западную часть Евразии написано много. Активно обсуждаются нефтепроводы, железные дороги, оптоволоконные кабели и средства связи. Говорят о стоимости, реализуемости, безопасности и выгодности инвестиций. Наземный "Шёлковый путь" определённо связан не только с экономическими трудностями, он создаёт основу для более интенсивной культурной и общественной интеграции между соседними странами. Это проект, который в долгосрочной перспективе призван объединить Евразию и помочь государствам континента избавиться от противоречий через выгодное для всех сотрудничество и экономическое развитие.

Морской путь – это более структурированный проект, связанный с двумя основными потребностями Китайской Народной Республики. Первая относится к торговле: Пекину необходимо отправлять товары по определённым маршрутам, попутно строя порты и снабженческие учреждения. Цель – повысить прибыльность морских грузоперевозок (особенно когда суда, полные товаров, возвращаются в Китай), а также создать по всему миру новые сортировочные центры в портах, расположенных вдоль маршрута. По этому сценарию идёт развитие порта Гвадар в Пакистане.

Первая фаза была завершена в 2006 году, вторая идёт с 2007 года, хотя порт был открыт в ноябре 2016 года и уже используется. В ближайшие десятилетия проект должен быть завершён: появятся 45 точек анкерных опор, глубина прилегающего канала достигнет 20 метров, а товарооборот увеличится до 400 миллионов тонн. Главная функция порта заключается в том, что товары сортируются в соответствии с необходимостью, ценностью и объёмом поставок, а затем продолжают дальнейший свой путь по суше или по морю. Нефтепровод связывает Гвадар с китайским городом Каши. Это наглядный пример диверсификации: морской путь, в основном, используется для отправки доступных для такого вида транспортировки товаров, а порт Гвадар превращается в хаб для нефтяной и газовой торговли благодаря метановым технологиям и регазификации.

К другим морским направлениям "Шёлкового пути" относятся Венеция и Афины. Греческий порт Пирей уже несколько лет принадлежит китайской компании COSCO, которая специализируется на портовой деятельности и включении в сеть новых портов вдоль маршрута по примеру Гвадара. Сегодня в Венеции от древнего "Шёлкового пути" остались лишь воспоминания, но если город вернёт себе былое значение, в современности он может стать конечной точкой южного морского пути инициативы ОПОП, для чего потребуются крупные инвестиции. В результате у Китая появится морской путь в Южную Европу, который связан в основном по суше с северным коридором.

Ещё одна (менее известная) причина, по которой КНР инвестирует в протяжённые морские маршруты – это военно-морская доктрина китайских ВМС. Америка способна проецировать силу на все пять континентов благодаря мощному флоту, численность которого в прошлом веке уверенно росла. Пекин осознаёт, что такая возможность перебрасывать войска может повысить значимость морских коммуникаций, так как позволит обеспечить охрану их от пиратов и предотвратить их закрытие на время войны. Китайские стратеги постоянно помнят об этом.

Движителем проекта ОПОП являются безопасность и инвестиции, немаловажную роль также играет взаимосвязь. Огромное внимание уделяется созданию морских портов для китайских ВМС, об этом говорит постройка первой китайской зарубежной базы в Джибути. Местоположение имеет стратегическое значение, так как рядом находится Баб-эль-Мандебский пролив.

Ещё один аспект ОПОП, о котором известно не так много – это арктический маршрут. Формально Арктику делят Америка, Канада, Финляндия, Дания, Исландия, Норвегия, Россия и Швеция. Для управления Арктикой был создан Арктический совет. Среди стран-наблюдателей – Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Южная Корея, Нидерланды, Польша, Сингапур, Испания, Великобритания и Китайская Народная Республика.

Недавно Россия и Китай приступили к плодотворному обсуждению использования арктических маршрутов. Прошедшая в июле 2017 года встреча председателя КНР Си Цзиньпина и председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева подтвердила, что Москва и Пекин намерены совместно прокладывать морской "Шёлковый путь" в Арктике с целью диверсифицировать торговые маршруты и вовлечь соседние страны в инфраструктурные проекты и научные исследования. Пекин стремится в будущем переправлять товары из Китая в Европу через Арктику. Это позволяет сократить путь на 20-30 процентов, а также экономить время, топливо и кадровые ресурсы. С учётом того, что 90 процентов китайских товаров доставляются по морю, даже небольшие подвижки смогут привести к экономии и увеличению прибыли. Столкнувшись с крайне привлекательной возможностью, Китай не теряет времени. Несколько дней назад китайский ледокол Xue Long (Россия – единственная страна, у которой есть два атомных ледокола) прошёл по Северо-Западному проходу в Арктике, преодолев путь из Азии в Северную Америку в рекордно короткие сроки. Это историческое событие: китайское судно прошло по маршруту впервые. Не менее важно, что в 2013 году суда транспортного гиганта COSCO прошли по Северному морскому пути в Арктике, и путешествие из китайского города Далянь в Роттердам заняло на треть меньше времени, вместо 45 дней груз был доставлен за 30.

Следует отметить и несколько особенностей Арктики с практической и реалистической точек зрения. Сегодня существуют три действующих маршрута: северо-восточный, северо-западный и "северо-северный" (пересекает Северный полюс). Россия и Китай намерены использовать северо-восточный маршрут, чтобы сократить время доставки, и это сопряжено с трудностями из-за недостатка инфраструктуры и с влиянием неприветливой среды, которая усложняет процесс и повышает затраты. В этом отношении сотрудничество России и Китая крайне выгодно обеим странам. Они намерены предоставлять право пользования маршрутом другим государствам, чтобы повысить объём транспортируемого груза. Сегодня путь доступен для использования приблизительно 4 месяца в год. Моря северо-западного маршрута скованы льдом, и ледоколы не способны обеспечить его продолжительную доступность, которая необходима для коммерческого использования. "Северо-северный" путь, который проходит через Северный полюс, нельзя задействовать, пока не растаял лёд, что, как утверждают учёные, произойдёт к 2050 году и будет иметь ряд последствий.

Дальнейшие перспективы определённо связаны с арктическими путями, так как они предоставляют массу возможностей и снижают затраты на транспортировку. Сегодня товары из Китая переправляются в Европу по пути, который проходит через Суэцкий канал. Протяжённость этого маршрута составляет 22 224 километра, а по Северо-Западному проходу с той же целью необходимо преодолеть лишь 12 964 километра.

Пекин инвестирует средства в развитие инфраструктуры, чтобы сократить время доставки и повысить доход. У арктического маршрута есть все шансы стать центральным элементом инициативы ОПОП. Китай участвует в развитии арктического маршрута столь же энергично, как и в осуществлении другого колоссального проекта, который имеет огромное значение для морского "Шёлкового пути": это создание в Никарагуа альтернативы Панамскому каналу. Жизнеспособность этих масштабных проектов можно будет оценить лишь с течением времени. Она зависит от появления новых технологий, благодаря которым открываются дополнительные возможности. Доступность технологий позволяет сократить стоимость исследований и разработки.

В не столь далёком будущем арктические транзитные маршруты сыграют важную роль в глобальной геополитике России и Китая. Судя по всему, Пекин и Москва упорно развивают новый маршрут с помощью всех доступных средств, дополняя морской "Шёлковый путь" неожиданным, но крайне прибыльным маршрутом. Сотрудничество с Россией в Арктике позволит Пекину развить деятельность в регионе, а также принять участие в добыче углеводородов и других природных ресурсов. К тому же, Россия всё активнее осваивает Арктику и создаёт необходимую инфраструктуру, поэтому для остальных стран использование арктического маршрута может стать привлекательным предложением.

Источник перевод для MixedNews — Антон Комаров
 

 

 

Система Orphus: Если вы замeтили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Воля к победе: как армия США стремится к новым технологиям
» Дезертировавшие Атланты
» США в смертельной спирали долговой ловушки
» Смертоносный немецкий танк "Leopard – 2" считался убийцей (пока его не отправили в Сирию).
» США, Франция и Великобритания строят все больше военных баз в Сирии, чтобы разорвать страну на части
» Персидский для чайников. Алфавит. Урок 11
» Персидский для чайников. Алфавит. Урок 10
» Что, если Трамп откажется от иранской ядерной сделки?

 Новостивсе статьи rss

» Основные торговые партнеры Грузии — Турция, Россия и Китай
» За год с Украины вывезли более миллиона тонн леса
» Сирийские и российские самолеты нанесли удары по позициям ИГ на юге Сирии
» У японской делегации во время посещения Курил конфисковали спутниковые телефоны
» В Турции начали укладку подвода к газопроводу "Турецкий поток"
» Подводный крейсер "Томск" отработал удар крылатой ракетой
» Из ФБР внезапно увольняются топ-руководители направлений ИТ и ИБ
» Появились перспективы запуска системы платежных карт БРИКС

 Репортаживсе статьи rss

» Коммандос без границ: глобальный рост сил спецназначения США
» Как США пытаются помешать экспорту российских вооружений
» Китай планирует ввести в эксплуатацию атомный ледокол
» Письмо американских сенаторов президенту Трампу
» США объединяют Армению и Азербайджан против Ирана
» Жалкое бегство союзников из Брюсселя
» Король Доллар затягивает петлю на шее иранской экономики
» “Боеготовность НОАК подорвана “мирной болезнью”

 Комментариивсе статьи rss

» Вечный двигатель большой науки
» Неужели свершилось? Россия сбрасывает американские бумаги
» Трамп прав по поводу виновников плохих американо-российских отношений
» "Более 100 россиян было вывезено из-за беспорядков"
» Саммит Трампа и Путина в Хельсинки: реакция экспертов в США
» Сирия: "Нам удалось стабилизировать ситуацию"
» Действительно ли Россия провела в Сирии первую в современной истории успешную иностранную военную операцию на Ближнем Востоке?
» Блок НАТО теряет свою важность для Америки

 Аналитикавсе статьи rss

» Афганские качели: после короткого перемирия вернулись кровавые будни
» Прямые переговоры США с «Талибаном»: резкий поворот или последовательный курс?
» Счетная Палата США предупреждает: SpaceX и Boeing ждут новые задержки
» Почему США пытаются оспорить права России на Северный морской путь
» Банковская мина под «обитель бессмертных»
» Индо-Тихоокеанский регион: США в пространстве двух океанов
» История жадности двадцать первого века
» Теория хаоса: как действуют боевики в современных конфликтах

 

 

 
текстовая версия © 2006-2017 Inca Group "War and Peace"