Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Иран заявил об уничтожении целей в Израиле и завершении операции
Иран выпустил десятки беспилотников в сторону Израиля, сообщили СМИ
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Зачем Китаю атомные ледоколы?
30.06.18 19:19 ШОС и ситуация в Азии
Илья Плеханов

В июне Китайская национальная ядерная корпорация (China National Nuclear Corporation, CNNC) объявила открытый тендер для судостроителей на создание атомного ледокола. Победитель тендера будет проектировать, строить, проводить испытаниях ледокола и осуществлять техническую поддержку после введения его в строй в интересах китайского государства.

Интерес Китая к Арктике известен давно. Климатические изменения могут улучшить ледовую обстановку Северного морского пути и открыть новые возможности для морских перевозок из Азии в Европу вдоль северного побережья России, а также существует вероятность, что уменьшение ледового покрова откроет доступ к полезным ископаемым в регионе, стоимость которых оценивают в 35 триллионов долларов.

Говоря об интересах Китая к Арктике часто цитируют китайского контр-адмирала Инь Чжо, который периодически заявлял, что "Арктика принадлежит всему миру, так что ни у одного народа нет над ней единоличной власти" и что Китай должен играть свою роль в развитии Арктики, так как в стране проживает одна пятая населения планеты.

Позже в этом году при публикации Китаем "Белой книги" по развитию "Полярного шелкового пути" китайские чиновники высказывались более дипломатично в русле того, что они не будут никому мешать и вмешиваться в суверенные дела приарктических государств, но при этом Китай обязательно будет присутствовать в регионе.

У Китая есть несколько малоразмерных военных ледоколов, которые по своим техническим характеристикам не в состоянии работать в полярных регионах, и один большой гражданский ледокол "Снежный дракон", который Китай приобрел у Украины еще в 90-х годах. И это даже не совсем ледокол, а судно-снабженец усиленного ледового класса "Витус Беринг" (проект 10621), построенное на Херсонском судостроительном заводе в 1993 году. Судно было готово на 83%, когда его приобрели китайцы. За год они довели его до ума и ледокол вышел в море. Можно также вспомнить, что первый китайский авианосец тоже был приобретен у Украины.

Первый же крупный неатомный ледокол собственного производства "Снежный дракон — 2" водоизмещением в 14 тысяч тонн китайцы начали строить совместно с Финляндией в 2016 году и должны ввести в строй в 2019 году, после чего оба китайских ледокола должны уйти в экспедицию и на испытания в Антарктику, а затем, вероятнее всего, сконцентрируются на работе в Арктике. Проект, правда, пока затягивается. С финнами договор был подписан еще в 2012 году, ожидался спуск на воду в 2014 году.

Второй ледокол Китая также скорее является научно-исследовательским судном со своими ограничениями по проходимости, что логически обуславливает создание третьего и атомного ледокола. А пока на первом ледоколе Пекин обучает и готовит кадры и специалистов для работы в северных регионах.

Впервые китайский ледокол "Снежный дракон", кстати, прошел по Северному морскому пути в августе 2012 года, а по ранним прогнозам Китая, уже в 2020 году страна планировала отправлять каждую шестую тонну экспортной продукции через Северный морской путь с помощью своих собственных, а не российских, ледоколов. Здесь возникает вопрос, допустит ли Россия атомные китайские ледоколы в свои воды.

Пока же в мае 2017 года в ходе встречи министров иностранных дел Китая и России обсуждался проект "Полярного шелкового пути", который подразумевает развитие инфраструктуры Северного морского пути и строительство портов с непосредственным участием китайских компаний. Китайские эксперты говорят о необходимости достичь "высокого уровня доверия" с Россией и предлагают выбрать пять портов в качестве опорных для участия Китая — Мурманск, Сабетта, Архангельск, Тикси и Уэлен.

Китайцы отмечают, что "для реализации китайско-российского проекта на Ямале Китайский торгово-промышленный банк, Государственный банк развития и Фонд Шелкового пути на совместных началах аккумулировали 19 миллиардов долларов США, или 63% общего объема инвестиций, оказав этому проекту большую финансовую поддержку. В освоении Арктики производственные отрасли Китая могут оказать России строительную поддержку по самым разным направлениям. Например, поставить буровые машины, произведенные китайской компанией „Хунхуа" для строительства терминала СПГ на Ямале. Техника и оборудование надежно работают при 45-градусном морозе и шквалистом ветре выше 12 баллов. Китайские предприятия в настоящее время строят шесть транспортных судов и отвечают за операционную деятельность 14 из 15 танкеров-газовозов. Таким образом, в ходе освоения Арктики китайские предприятия, работающие в сфере энергетики, судостроения, финансов, логистики и морской инженерии, могут оказать российской стороне огромную техническую поддержку".

Напомним, что помимо развития судов, Китай уже работает над созданием наземной инфраструктуры с европейцами. Этой весной Китай и Финляндия подписали договор о создании совместного исследовательского центра при Арктической космической обсерватории в Лапландии, который будет заниматься спутниковым мониторингом климатических изменений в Арктике и анализом возможностей навигации в водах Северного морского пути. В 2016 году Китай сделал похожие вложения в Швеции, где была построена китайская полярная наземная станция управления спутниками дистанционного зондирования (CNPGS).

И, наконец, дело не только в Арктике и ледоколах. Военные эксперты рассматривают создание атомного ледокола Китаем как важный шаг к дальнейшему строительству собственного атомного авианосца. У Китая есть атомные реакторы, которые работают на атомных подводных лодках, но создать собственные атомные технологии для энергоснабжения крупных судов и кораблей — это уже шаг вперед. Еще зимой этого года китайская судостроительная корпорация (China Shipbuilding Industry Corporation, CSIC) официально заявила, что намерена "ускорить процесс достижения технологических прорывов" в сфере строительства атомных авианосцев.

Авианосец в теории сможет работать на установленных нескольких реакторах, которые будут разработаны Китаем для атомного ледокола. Например, у тех же американцев их первый атомный авианосец "Энтерпрайз" (USS Enterprise) работал на восьми реакторах "Вестингауз" (Westinghouse A2W), а авианосцы класса "Нимиц" (Nimitz) работали уже всего на двух реакторах. Китай может пойти тем же путем, уменьшая число реакторов и увеличивая их эффективность.

Ряд экспертов также считают, что даже если первый атомный ледокол Китая не будет идеальным, Пекин без оглядки на финансовые издержки сможет использовать его для тестирования технологий на море в реальных условиях, обучения кадров и последующего прогресса при создании своего атомного авианосца.

 

good-society02.07.18 08:08
"Китая, уже в 2020 году страна планировала отправлять каждую шестую тонну экспортной продукции через Северный морской путь с помощью своих собственных, а не российских, ледоколов. Здесь возникает вопрос, допустит ли Россия атомные китайские ледоколы в свои воды."
*****************************************************************************************************
Россия не так давно приняла закон о проводке судов через Северный морской путь только с помощью российских ледоколов. Кажется, в 1648 Англия тоже приняла навигационный акт, разрешающий только английским кораблям поставки товаров в Англию и из неё. Так что Китай может идти лесом.
intercadance02.07.18 08:17
>good-society
Да, речь о таком законе (о проводке российскими ледоколами через Северный путь) шла. Не помню точно, приняли его окончательно, или нет. Суть не в этом. Суть в том - что никто не запретит китаю проводить свои караваны хоть через шапку Северного полюса. Другое дело - что пускать китай в арктику просто опасно для жизнедеятельности не только Арктики - но и всего шарика.
veldinc`02.07.18 15:04
> intercadance
>good-society
Да, речь о таком законе (о проводке российскими ледоколами через Северный путь) шла. Не помню точно, приняли его окончательно, или нет. Суть не в этом. Суть в том - что никто не запретит китаю проводить свои караваны хоть через шапку Северного полюса. Другое дело - что пускать китай в арктику просто опасно для жизнедеятельности не только Арктики - но и всего шарика.
А они пройдут через шапку Северного полюса? По СЕВМОРПУТИ проводка только ледоколами РФ (естественно за деньги, как и использование нашей инфраструктуры). Все остальные идут долгим лесом через Панамский канал и лизание жо..ы америкосам. Надо сделать выбор...
Leo Leon02.07.18 15:22
> good-society
"Китая, уже в 2020 году страна планировала отправлять каждую шестую тонну экспортной продукции через Северный морской путь с помощью своих собственных, а не российских, ледоколов. Здесь возникает вопрос, допустит ли Россия атомные китайские ледоколы в свои воды."
*****************************************************************************************************
Россия не так давно приняла закон о проводке судов через Северный морской путь только с помощью российских ледоколов. Кажется, в 1648 Англия тоже приняла навигационный акт, разрешающий только английским кораблям поставки товаров в Англию и из неё. Так что Китай может идти лесом.
Как бы лесом нас не послали. Уж больно много они ивестируют в НАШ север, потом вполне могут прислать свой флот "на защиту инвестиций", а флот у них куда как покруче нашего к сожалению.
Мороз02.07.18 18:12
Лео, Лео!! Если так думать - то нужно ыообще запретить инвестиции.
Нето своими заводами и промыслами не то что север, а вообще все отберут.
В комментах о флоте знают мало. Корабли могут ходить под разными флагами, сдаваться в аренду, действовать по заказу даже третьей стороны, и так далее.
Есть тёрки с США, а возможность подойти к ним с севера (дада, в союзе с Россией если что, или сами по себе) - само по себе создает давление, и остужает пыл.
Антарктика еще есть. Там тоже нужно такое оборудование. Научные исследования (Этой весной Китай и Финляндия подписали договор о создании совместного исследовательского центра при Арктической космической обсерватории в Лапландии), и еще масса всего.
И, кстати, полюс и Арктика еще не собственность России. По крайнй мере - не полностью.
Общий прогресс человечества должен быть. Могут? Строят? Респект и уважуха.
ZerTes02.07.18 20:16
Если Китай будет сильно соваться в Арктику, на фоне этого против него в регионе подружаться все "арктические страны". Пусть Антарктиду осваивает.
beijing201503.07.18 16:39
Филиал Центра изучения России Харбинского института будет создан в Северодвинске
Подробнее на ТАСС:
ссылка
Это все называется одним словом - предательство. И все намного хуже, чем в 1941. Я думаю, что НОАК займет территорию очень быстро. Надежда на партизан, но китайцы вырубают лес на корню в Сибири, чтобы партизан не было. В лучшем случае, с помощью союзнических войск США и Японии можно будет отбить у Китая обратно небольшие территории на севере ДВ, например, Камчатку, на севере и юге Европейской части - Лениградскую область, Краснодарский Край. Остальное будет Китаем.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» США заблокировали резолюцию, рекомендующую принять Палестину в состав ООН
» Израиль нанес ракетный удар по объекту в Иране
» В Чехии назвали дату отправки на Украину крупной партии боеприпасов
» На Украине начали строить завод по производству несуществующих атомных реакторов
» Аргентина подала заявку на получение статуса «глобального партнера» НАТО
» Повышение Байденом пошлин на китайскую сталь не останется без ответа — МИД КНР
» США объявили о начале борьбы с Китаем за Луну
» Мошенники похитили 1% мирового ВВП

 Репортаживсе статьи rss

» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут
» Нам не оставили выбора, и мы действовали: 10 лет назад была провозглашена Донецкая Народная Республика
» США переживают крах кораблестроения из-за нехватки рабочих
» Ароматная история: что произошло с отечественной парфюмерией за последние три века
» США торпедируют российский танкерный флот

 Комментариивсе статьи rss

» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения
» Бывший десантник США Вил рассказал, почему вступил в Российскую армию

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"