Обнародованный недавно доклад Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Будущее мировой финансовой системы» фактически стал подтверждением того, что мечта вашингтонской администрации - однополярный мир - оказался столь же неустойчивой конструкцией, как и одноногий табурет. Первое же экономическое потрясение нарушило шаткое равновесие, показав, сколь опасны бывают геополитические мифы о всемирном господстве.
Попытка подменить все международные организации, поставить себя над всеми межгосударственными союзами (а это было основой внешней политики Буша-младшего) закончилась для Белого дома если не полной, то значительной потерей репутации. Других же членов мирового сообщества наступившее, наконец, отрезвление заставило реально оценить возможности одного, пусть и самого богатого государства, одного правительства, одного президента, обеспечить благополучие и порядок на планете.
Однако хотя «крамольные» мысли о многополярном мире уже не одно десятилетие витали в воздухе, признать эту теорию наиболее близкой к складывающейся реальности мало кто из европейских лидеров решался. Надо добавить - в отличие от некоторых руководителей стран Латинской Америки и, конечно, таких государств, как Россия, Китай, Казахстан, которые уже давно в своей стратегии исходили из существования в мире нескольких «центров силы». Поэтому и реакция на последний доклад Всемирного экономического форума была разной. Если в странах-членах ШОС к нему отнеслись совершенно спокойно (он, действительно, ничего принципиально нового для них не содержал), то в США и в Европе появление этого документа вызвало эффект разорвавшейся бомбы.
Эксперты ВЭФ пришли к выводу, что экономический кризис приведет к изменению картины мировой экономики, и предложили четыре сценария развития событий.
Первый называется «Финансовый регионализм». Согласно ему, экономика развитых стран – США и Европы – продолжает замедляться. Рост ВВП здесь не превышает 1,2% в год. Одновременно развивающиеся страны наращивают темпы роста (их ВВП составляет 9% в год) и, чтобы оградить себя от влияния развитых государств, их идей, они разрывают связи с ними, формируя свой блок. США оказываются в изоляции. Их экономическая связь с миром сводится к туризму и покупке энергоресурсов. Вопрос энергетической безопасности становится главным. Доллар и евро перестают быть единственными резервными валютами. Центр экономики смещается на восток, причем в Азии на лидирующие позиции выходит Китай. Мир, таким образом, распадается на три силы: «демократический торговый альянс», ведомый США, Евросоюз и «восточное интернациональное экономическое сообщество», где лидером выступает Китай.
Второй сценарий носит название «Воссозданный западный центризм». По нему, наоборот, развивающиеся экономики понесут наибольшие потери. И лидерство, как экономическое, так и моральное, сохранят западные государства. Рост мирового ВВП составит 3,6%, причем на развивающиеся страны придется 6%, а на развитые – 3,1%. Будет создан новый наднациональный регулирующий орган. Тем не менее, в ходе реформ интересы развивающихся стран не будут учитываться в должной степени. В результате происходит маргинализация развивающихся рынков. Растут поставки инновационных продуктов и услуг из США и Европы. Такой сценарий предполагает возникновение нового кризиса.
Третий сценарий под названием «Изолированный протекционизм» - самый пессимистичный. Мир раздирают конфликты. Рецессия обрушивается на все страны, и они изолируются друг от друга, преследуют исключительно собственные интересы, предъявляя друг другу претензии, проводя политику протекционизма и популизма. Усиливаются конфликты на почве нехватки энергоресурсов, масло в огонь подливает терроризм и природные катастрофы. Мировой ВВП снижается до 2,3%. Усиление контроля над капиталом и людскими ресурсами добавляет негатива. Евросоюз к 2014 году распадается из-за противоречий между его членами. Банки национализируются, доверие уходит из мировой экономики.
И четвертый, самый оптимистичный – «Сбалансированная многосторонность». Правда, по нему, сначала экономика впадет в глубокую стагнацию. Мировой ВВП сократится до 2,5%. Но по мере того как США будут сталкиваться все с новыми кризисами, а развивающиеся страны завязнут в своих неразрешимых проблемах, мир осознает, что сотрудничество – единственный шанс выбраться из ямы. Повышается понимание значимости общемирового управления и того, что решать проблемы следует сообща. Постепенно мировой ВВП увеличивается до 3,6%, причем основной вклад вносят развивающиеся страны. США и ЕС продолжают проходить через стадию борьбы с дефляцией, их ВВП растет медленнее – 1,8%. То есть, экономика становится интегрированной, но страны БРИК усиливают свое влияние в мире. Создаются новые, общие принципы риск-менеджмента.
Академик Александр Арбатов – один из крупнейших в мире специалистов по энергетическим ресурсам любил повторять, что пытаться прогнозировать будущее, занятие достаточно бесперспективное, однако это не означает, что нельзя предсказать тренды в мировой экономике. Поэтому доклад ВЭФ разумнее рассматривать именно с точки зрения трендов. А они очевидны. Взять ли все сценарии вместе или рассматривать их по отдельности, все равно обращает на себя внимание то, что в большинстве из них признается: нынешнему геополитическому порядку пришел конец, США исчерпали кредит доверия и уже не в состоянии играть присвоенную ими роль мирового лидера.
Судя по всему, лидеров будет несколько. В этой ипостаси выступят региональные организации, как уже сложившиеся, так и только формирующиеся. Речь идет о ЕС, ШОС, ЕврАзЭС, АСЕАН, ОИК и экономическом союзе, выстраиваемом сейчас в Латинской Америке. Именно они, а не отдельные страны, каким бы экономическим потенциалом те ни обладали - его все равно не хватит для решения современных задач. Да и невозможно сегодня представить экономику, способную существовать вне международных кооперационных связей. Последние, несомненно, будут все больше усиливаться, тем самым, укрепляя региональные образования. Это вытекает из логики развития мира.
Хотелось бы отметить и еще один момент. Надо полагать, что специалисты ВЭФ готовили свой анализ, исходя из многих факторов, но, безусловно, доминирующими среди них были финансовые и энергетические ресурсы. При этом, как показали события последних десятилетий, объемы запасов энергоносителей еще долго будут приоритетны при оценке значения всех остальных ресурсов. Долго, но не бесконечно долго.
XXI век – это столетие информационных и высоких технологий, столетие прорывных идей, и благополучие стран (да и различного рода союзов) будет в значительной степени зависеть от их наличия и быстроты реализации, а не только от нефти и банковских резервов. Поэтому вопрос сводится к тому, кто больше сможет привлечь умов, кто создаст для них наиболее комфортные условия для реализации самых смелых предложений.
До сих пор в этом деле удачнее других выступали США, привлекая, приглашая, покупая лучшие в мире мозги. Но изменившиеся экономические условия, а еще в большей степени появление в мире новых лидеров может перенаправить поток идей. Они могут начать концентрироваться в иных мировых центрах. И вот здесь и у Шанхайской организации сотрудничества, и у ЕврАзЭс, и Евросоюза есть несомненные преимущества, поскольку они обладают не только колоссальными человеческими ресурсами, но и неплохой образовательной системой, и растущей не по дням, а по часам сетью различного рода технополисов. В первую очередь, эти процессы особенно активно идут сейчас в Индии, Китае, России.
Есть и другие факторы, которые, похоже, не были учтены в докладе – земельные и водные ресурсы, которые в условиях наступившего столетия могут иметь чрезвычайно важное, если не решающее значение. И по этим позициям ШОС и ЕврАзЭС чувствуют себя увереннее, чем другие региональные организации. Так что потенциал - колоссальный. Надо только воспользоваться сложившейся ситуацией и реализовать возможности, которые открывает кризис. |