Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Иран заявил об уничтожении целей в Израиле и завершении операции
Иран выпустил десятки беспилотников в сторону Израиля, сообщили СМИ
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Ура, у них депрессия!
01.04.10 10:46 История: факты и документы
photos/articles/art_45810.bmp

Экономические и политические проблемы в развитых странах открывают развивающимся странам уникальную возможность получить доступ к передовым технологиям. Ярчайший пример тому в первой половине ХХ века — Советский Союз.

В результате Первой мировой войны Германия оказалась перед реальной перспективой исчезновения. Возможности же защищать свою страну у немцев не было, поскольку Версальский договор, подписанный 28 июня 1919 года, ограничивал численность германской армии чисто символическими размерами в 100 тыс. человек. Кроме того, Германии не разрешалось проводить какую бы то ни было военную подготовку в учебных заведениях, а также иметь тяжелую артиллерию, танки, подводные лодки, дирижабли и военную авиацию. Она лишалась права аккредитации в других странах своих военных миссий, немецким гражданам не позволялось поступать на военную службу и получать военную подготовку в армиях других государств.

Поэтому еще в 1919 году главнокомандующий сухопутными войсками Германии генерал Ханс фон Сект пришел к выводу о необходимости тесного военного сотрудничества Германии с Россией. "Нам придется мириться с Советской Россией — иного выхода у нас нет. Только в сильном союзе с Великороссией у Германии есть перспектива вновь обрести положение великой державы. Англия и Франция боятся союза обеих континентальных держав и пытаются предотвратить его всеми средствами, таким образом, мы должны стремиться к нему всеми силами", — написал он в меморандуме германскому правительству в начале 1920 года.

Тем же летом состоялась конфиденциальная встреча председателя Реввоенсовета Льва Троцкого с бывшим военным министром Турции Энвер-пашой, на которой турецкий генерал сообщил, что немцы попросили его передать Москве предложения о налаживании долговременного военного сотрудничества. Предложение немцев поступило большевикам как нельзя кстати: катастрофический провал польского похода, возглавляемого Тухачевским и Сталиным, продемонстрировал все слабые стороны Красной Армии и заставил Москву основательно заняться военным строительством. Помощь немцев в этом деле была бесценна. Начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) Иероним Уборевич прямо заявил, что "немцы являются для нас единственной пока отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей, притом у армии, в целом ряде вопросов имеющей весьма интересные достижения".

Немецкий зачин

С конца 1920 года между Советской Россией и Германией начались секретные переговоры о налаживании военно-технического и экономического сотрудничества. В начале следующего года в военном министерстве Германии по инициативе фон Секта была создана "Зондергруппа Р" (Россия), и уже весной 1921−го ее первый уполномоченный полковник Отто фон Нидермайер вместе с майорами германского генштаба Ф. Чунке и В. Шубертом совершил ознакомительную поездку по оборонным заводам и верфям Петрограда, которые советская сторона рассчитывала восстановить и модернизировать при помощи немецкого капитала и специалистов. Нидермайера сопровождал заместитель наркома иностранных дел Советской России Лев Карахан. Вывод немцев был неутешителен: состояние дел на оборонных заводах и верфях Петрограда катастрофическое, так что о быстром налаживании производственного процесса не может быть и речи.

Тем не менее уже к середине 1921 года "Зондергруппа Р" договорилась с германскими промышленниками о том, что фирмы Blohm und Voss (подводные лодки), Albatros Werke (воздушный флот) и Krupp (оружие) предоставят России "как свои технические силы, так и нужное оборудование". Для финансирования намеченных проектов в Германии был даже образован консорциум во главе с Deutsche Orientbank, в который вошли все крупнейшие банки страны.

В конце сентября 1921 года в Берлине на квартире майора генштаба Карла фон Шляйхера состоялись секретные переговоры наркома внешней торговли Красина с представителями рейхсвера во главе с фон Сектом, в ходе которых была утверждена конкретная схема сотрудничества. "Зондергруппа Р" дает советской стороне заказы на производство самолетов, тяжелой артиллерии и других предметов военного снаряжения, гарантирует оплату, а также предоставляет кредиты для пополнения оборудования советских заводов. Советская сторона обязуется привлечь для исполнения заказов немецкие фирмы по указанию "Зондергруппы Р" и гарантировать непосредственное участие немецких военно-технических кадров при выполнении ее заказов на советских заводах.

Кроме того, советская сторона в целях восстановления промышленности обязалась создать тресты, куда вошли бы основные предприятия по изготовлению тяжелой артиллерии (пермская "Мотовилиха" и Царицынские заводы), самолетов (Москва, Рыбинск, Ярославль), пороха, снарядов и т. д.

"Юнкерс" в Филях

Самым крупным проектом "Зондергруппы Р" в России стало строительство авиазавода компанией Junkers. 26 ноября 1922 года в Москве между правительством РСФСР и фирмой Junkers были заключены три договора: о производстве металлических самолетов и моторов, об организации транзитного воздушного сообщения Швеция—Персия, об аэросъемке в РСФСР. В соответствии с первым из этих договоров в арендное пользование Junkers полностью передавался Русско-Балтийский завод в Филях, вблизи Москвы (сейчас это завод им. Хруничева), который "концессионер принимает и оборудует".

Производственная программа устанавливалась в размере 300 самолетов в год, советская сторона обязалась закупать ежегодно по 60 самолетов. На проектную мощность завод должен был выйти за три года — к 29 января 1925−го.

В короткий срок Junkers удалось перенести в Россию современный по тем меркам авиазавод с персоналом более чем 1300 человек. Однако немцев подвела экономическая ситуация. Заказ на поставку 100 самолетов советским ВВС был заключен по твердым ценам, исходя из почасовой зарплаты в 18 копеек золотом, но введение в СССР нэпа и инфляция свели на нет всю калькуляцию, так что себестоимость самолетов оказалась вдвое выше установленных цен. Советская сторона тем не менее потребовала выполнения буквы договора: "Вы обязались продать самолеты по твердой цене и тем самым взяли на себя коммерческий риск; договор остается договором". И заодно обвинила немцев в недостаточных вложениях капитала в оснащение завода. Junkers это обвинение категорически отверг: "Мы, с точки зрения частного промышленника, вложили колоссальные суммы".

Советское правительство, придравшись к тому, что фирма не смогла "сосредоточить в Филях запасы алюминия и дюралюминия в количестве, достаточном для производства 750 самолетов и 1125 моторов, то есть основная наша задача — иметь значительную материальную базу для металлического самолетостроения внутри Союза не достигнута", расторгло все договоры с Junkers. Компания моментально оказалась на грани банкротства, и только экстренный кредит в 17 млн марок, предоставленный правительством Германии "в качестве признания заслуг профессора Xьюго Юнкерса в немецком самолетостроении", спас ее от полной ликвидации. Но заниматься серийным производством самолетов фирма больше не могла, и ей пришлось существенно сократить бизнес, сосредоточившись лишь на разработке новых типов самолетов.

Что же касается завода в Филях, то ему были выделены дотации в размере 3 063 000 рублей на 1924–1925 годы и 6 508 014 рублей на 1925–1926 годы. Самое интересное — необходимость дотаций командование советских ВВС объяснило тем, что "мощный завод в Филях, входящий в общий план развития военных воздушных сил, стоит законсервированным". Эти слова невозможно расценить иначе, как прямое признание того, что свое главное обязательство — построить в России современный авиационный завод — Junkers выполнила. А придирки советских чиновников к второстепенным статьям договора были обусловлены лишь одним — нежеланием платить деньги за выполненную работу. Такой трюк в отношениях с западными фирмами — "буржуями" и "империалистами" — правительство большевиков использует еще не раз.

Впрочем, Junkers, можно сказать, повезло: в 1928 году, чтобы не платить по контракту электротехнической фирме AEG, специалистов этой компании советские "органы" арестовали за вредительство в рамках печально известного "шахтинского дела". Советских инженеров, проходивших по этому делу, расстреляли, а немцам Советская власть милостиво позволила вернуться в Германию, но, разумеется, без оплаты сделанной работы.

Несмотря на печальный опыт Junkers и AEG, немецкие компании продолжали работать в Советской России. Фирма Stolzenberg налаживала производство артиллерийских зарядов и порохов на заводах Златоуста, Тулы и Петрограда, совместно с немцами запускалось производство отравляющих веществ на заводе "Берсоль" под Саратовом, Carl Walter строила в Туле цеха, где производилась нарезка стволов для винтовок и пулеметов. Компания Mannesmann отремонтировала на Мариупольском металлургическом заводе им. Ильича прокатный стан-4500, который был куплен заводом еще до революции и разрушен в ходе революции и Гражданской войны. В 1941 году этот стан из-под носа у немцев был вывезен на Урал, и, по утверждению некоторых специалистов, на нем еще и сегодня катают броню для танка Т-90.

Фирма Friedrich Krupp на основании заключенного в июле 1923 года договора о реконструкции советских военных заводов и поставках артиллерийских снарядов германской армии, помогла большевикам наладить современное производство гранат и артиллерийских снарядов. Немцы обеспечили и финансирование проекта, предоставив 600 тыс. долларов на налаживание производства и заплатив 2 млн долларов аванса под заказ.

Архитектор Форда и Сталина

Опыт использования проблем развитых стран в своих целях, приобретенный Советским Союзом в работе с Германией, очень пригодился большевикам, когда на Западе разразился экономический кризис.

В 1926 году в американской экономике были зафиксированы первые признаки надвигающейся рецессии — начал заметно сокращаться объем строительства. С проблемами сразу столкнулись архитектурные и проектные фирмы, в том числе знаменитое бюро Albert Kahn, Inc. в Детройте, основатель которого Альберт Кан прославился как "архитектор Форда". Даже у него, одного из крупнейших промышленных архитекторов ХХ века, знаменитого специалиста по проектированию современных заводов, объем заказов стремительно сокращался и к концу 1928 года сошел к нулю.

Банкротство казалось неизбежным, но в апреле 1929 года в офис Кана вошел незнакомый человек, представившийся сотрудником фирмы "Амторг" — это формально частное акционерное предприятие в действительности являлось неофициальным торговым и дипломатическим представительством СССР в США. Посетитель предложил Кану заказ на проектирование тракторного завода стоимостью 40 млн долларов (это был Сталинградский тракторный завод) и пообещал в случае согласия новые заказы.

Ситуация складывалась довольно сомнительная, поскольку между СССР и США не было дипломатических отношений. Кан попросил время на размышление, но биржевой крах в конце октября, ознаменовавший начало Великой депрессии, положил конец всем его сомнениям. Вскоре советское правительство получило от Albert Kahn, Inc. целую программу промышленного строительства в Советском Союзе, известную в советской истории как "индустриализация в СССР". В феврале 1930 года между "Амторгом" и Albert Kahn, Inc. был подписан договор, согласно которому фирма Кана становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству и получала пакет заказов на строительство промышленных предприятий стоимостью 2 млрд долларов (около 250 млрд долларов в сегодняшних деньгах).

Поскольку полный список строек первых пятилеток в нашей стране не публиковался никогда, до сих пор неизвестно точное количество советских предприятий, спроектированных Каном, — чаще всего говорят о 521 или 571 объекте. В этот список, бесспорно, входят тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове; автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Салде; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Магнитогорске, Сормове, Сталинграде; механические заводы и цеха в Челябинске, Подольске, Сталинграде, Свердловске; теплоэлектростанция в Якутске; прокатные станы в Новокузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сормове; 1−й Государственный подшипниковый завод в Москве и многое другое.

Речь, впрочем, не идет о том, что Albert Kahn, Inc. с нуля проектировал каждый объект. Он всего лишь переносил в Россию готовые проекты американских заводов с американским же оборудованием. Фирма Aльберта Кана играла роль координатора между советским заказчиком и сотнями западных (поначалу преимущественно американских) компаний, поставлявших оборудование и консультировавших строительство отдельных объектов. По сути, через Кана в СССР тек мощный поток американской и европейской промышленной технологии, и все крупнейшие стройки в СССР при помощи связей Кана фактически стали всемирными. Так, технологический проект Нижегородского автозавода выполнила компания Форда, строительный — американская компания Austin. Московский автозавод (АЗЛК) был построен в 1930 году тоже по образцу сборочных заводов Форда. Строительство 1−го Государственного подшипникового завода в Москве (ГПЗ-1), который проектировала компания Кана, осуществлялось при техническом содействии итальянской фирмы RIV.

Сталинградский тракторный завод, построенный по проекту Кана в 1930 году, сооруженный в США, размонтированный, перевезенный и всего за шесть месяцев собранный под наблюдением американских инженеров, был оснащен оборудованием более чем 80 американских машиностроительных компаний и нескольких немецких фирм.

Все проекты Альберта Кана в СССР, последовавшие за Сталинградским тракторным заводом, разрабатывались филиалом его фирмы, открытым в Москве и работавшим под руководством Морица Кана — брата главы компании. В этом филиале, носящем скромное русское название "Госпроектстрой", трудились 25 ведущих американских инженеров и около 2,5 тыс. советских сотрудников. В то время это было самое большое архитектурное бюро мира. За три года существования "Госпроектстроя" через него прошло более 4 тыс. советских архитекторов, инженеров и техников, изучивших американскую науку проектировать и строить. Кстати говоря, в то же время в Москве работало Центральное бюро тяжелого машиностроения (ЦБТМ) — точно такой же "производственно-учебный" филиал иностранной компании, только ее учредителем была немецкая Demag.

Оплата и расплата

Впрочем, на пути советско-американского сотрудничества вскоре возникло серьезное препятствие: у советского правительства стала заканчиваться валюта, основным источником которой был экспорт зерна. В августе 1930−го, когда подошло время выплатить американской фирме Caterpillar 3,5 млн долларов за оборудование для Челябинского и Харьковского тракторных, а также Ростовского и Саратовского комбайновых заводов, Сталин писал Молотову: "Микоян сообщает, что заготовки растут и каждый день вывозим хлеба 1–1,5 млн пудов. Я думаю, что этого мало. Надо поднять теперь же норму ежедневного вывоза до 3–4 млн пудов минимум. Иначе рискуем остаться без наших новых металлургических и машиностроительных (Автозавод, Челябзавод и пр.) заводов… Словом, нужно бешено форсировать вывоз хлеба".

Всего же с 1930−го по 1935 год СССР должен был выплатить американским фирмам 350 млн долларов (больше 40 млрд сегодняшних долларов) кредитов плюс проценты по ним примерно на такую же сумму из расчета 7% годовых. 25 августа 1931 года Сталин написал Кагановичу: "Ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредита в Америке высказываюсь против каких бы то ни было новых заказов на Америку. Предлагаю воспретить дачу новых заказов на Америку, прервать всякие уже начатые переговоры о новых заказах и по возможности порвать уже заключенные договора о старых заказах с переносом заказов в Европу или на наши собственные заводы. Предлагаю не делать никаких исключений из этого правила ни для Магнитогорска и Кузнецстроя, ни для Харьковстроя, Днепростроя, АМО и Автостроя". Это означало конец сотрудничества с Каном, который выполнил свою задачу в глазах советского правительства: спроектировал и заложил сеть новых промышленных предприятий, а также сформировал заказы на технологическое оборудование, которые теперь могли быть переданы в любые фирмы. И в 1932 году большевики отказали фирме Кана в продлении контракта.

Объекты, спроектированные Каном, продолжали строиться. Так, 22 марта 1933 года Авиамоторным трестом был заключен пятилетний договор о технической помощи с фирмой Curtiss-Wright (США) предусматривающий организацию производства "под ключ" авиационных моторов воздушного охлаждения мощностью 635, 725 и 1000 лошадиных сил. Так началось строительство Пермского авиамоторного завода (завод № 19). 5 апреля 1938 года его директор В. Дубовой писал в Наркомат тяжелой промышленности: "Договор с фирмой “Райт” дал возможность заводу быстро освоить производство современного мощного мотора воздушного охлаждения “Райт-Циклон” и, не снижая темпы производства, переходить каждый год к новой, более современной и мощной модели мотора. За время действия договора мы получили от фирмы богатейший технический материал, значительно ускоривший развитие советского авиамоторостроения. Фирма “Райт” добросовестно отнеслась к выполнению договорных обязательств, реализация договора протекала удовлетворительно. Мы считаем, что продление договора о технической помощи с фирмой “Райт” будет полезным".

Как известно, на Пермском заводе был выпущен первый авиационный советский мотор М-25 мощностью 625 л. с. (копия "Райт-Циклона R-1820F−3"). Кроме того, это предприятие было крупнейшим авиамоторным заводом в годы Великой Отечественной войны.

Всемирные стройки советской индустриализации

В 1928 году ленинградским Государственным институтом по проектированию новых металлозаводов был разработан и опубликован проект Уральского машиностроительного завода, предназначенного для выпуска экскаваторов, дробилок, доменного и сталеплавильного оборудования, прокатных станов, гидравлических прессов и т. п. При составлении проекта "были учтены успехи западноевропейской и американской техники в области тяжелого машиностроения". Другими словами, проектировщики изначально ориентировались на импортное оборудование. Заявки на его поставку были направлены в 110 иностранных фирм, и все они выразили готовность помочь Советскому Союзу в строительстве крупнейшего машиностроительного завода. Тем более что денег на возведение "Уралмаша" советское правительство решило не жалеть.

Первую водяную скважину (с этого начинался завод) при закладке завода бурили немцы из фирмы Froelich-Kluepfel-Deilmann на немецком же оборудовании, поскольку отечественные специалисты просто не умели бурить скважины диаметром 500 мм и глубиной 100 м. Водопровод укомплектовали насосами германской фирмы Jaeger. Сжатым воздухом производство обеспечивали компрессоры фирм Borsig, Demag и Skoda. Газогенераторная станция была оснащена газогенераторами системы германской фирмы Kohler. Одних только кранов на заводе установили более 450, и все они были импортными, в основном изготовленными в Германии.

Чугунолитейный цех оснастили оборудованием немецкой фирмы Krigar, а загрузка шихты осуществлялась кранами английской компании Sheppard. В сталелитейном цехе установили электропечи фирмы AEG, а также пескоструйные камеры и пилы Mars-Werke. Крупнейший в Европе кузнечно-прессовый цех "Уралмаша" был оснащен двумя парогидравлическими прессами немецких фирм Hydraulik, Schlemann и Wagner.

Гордость завода — механический цех № 1, насчитывал 337 станков, из них 300 были закуплены у "буржуев". В частности, там был установлен уникальный немецкий токарный станок, способный обрабатывать заготовки весом до 120 тонн. Огромный карусельный станок, тоже немецкого производства, имел диаметр планшайбы 620 сантиметров, а один из зуборезных станков мог обрабатывать шестерни пятиметрового диаметра.

Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ) был введен в эксплуатацию 15 июля 1933 года. С 1928−го по 1941 год на "Уралмаше" работало 311 иностранных специалистов, из них 12 строителей, четыре руководителя подразделений завода, 46 конструкторов, 182 рабочих различных специальностей. Больше всего среди иностранных граждан было подданных Германии — 141 человек.

Еще один символ сталинской индустриализации — Днепрогэс. Его проектированием и строительством занималась американская инженерно-строительная фирма Cooper. Площадку под строительство готовила немецкая фирма Siemens, она же поставила электрогенераторы. Турбины Днепрогэса (кроме одной, уже нашей копии) изготовила американская компания Newport News, которая сейчас называется Northrop Grumman и является крупнейшим американским производителем авианосцев и атомных подлодок.

Советский нарком внешней торговли Аркадий Розенгольц, выступая в 1934 году на XVII съезде ВКП(б), отмечал: "В качестве примера наиболее современного оборудования, какое мы закупали, можем привести водяные турбины, заказанные специально в США, установленные на Днепрогэсе, мощностью в 90 тыс. лошадиных сил каждая. Таких мощных турбин в Европе нет, а во всем мире они встречаются единицами".

Впрочем, все электростанции, сооружаемые в рамках знаменитого плана ГОЭЛРО, комплектовались импортным оборудованием.

Как закалялась сталь

В ноябре 1926 года президиум Уральского областного Совнархоза утвердил место строительства нового металлургического завода — площадку у горы Магнитной. 2 марта 1929 года главным инженером Магнитостроя назначен Виталий Гассельблат, который немедленно в составе группы советских специалистов отправился в США. В планы поездки входил заказ как проектов строительства, так и необходимого для комбината американского промышленного оборудования. Главным результатом поездки стало заключение 13 мая 1929 договора между объединением "Востоксталь" и фирмой Arthur McKee из Кливленда на проектирование Магнитогорского металлургического комбината (чуть позже с немецкой компанией Demag был заключен договор на проектирование прокатного цеха этого комбината). Американцы брали на себя обязательства подготовить строительный и технологический проект с полным описанием и спецификацией оборудования, станков и механизмов, передать советскому заказчику свой производственный опыт (патенты, ноу-хау и проч.), прислать в СССР квалифицированных специалистов для наблюдения за строительством и пуском объекта, разрешить советским инженерам и рабочим осваивать производственные методы компании на ее предприятиях, а также координировать поставки оборудования для Магнитки.

В качестве прототипа Магнитогорского комбината американцы выбрали металлургический комбинат в городе Гэри, штат Индиана, принадлежащий компании US Steel.

1 июля 1930 года состоялась закладка первой домны Магнитогорска. На торжественном митинге, посвященном этому событию, под красными знаменами рядом с советскими строителями стояли американские инженеры Макморей и Струвен. Всего же на строительстве Магнитки трудилось более 800 иностранных специалистов и высококвалифицированных рабочих из США, Германии, Англии, Италии и Австрии. Центральную электростанцию подрядились монтировать немецкие специалисты из AEG, они же поставили на Магнитку самую мощную по тем временам 50−мегаваттную турбину с генератором. Немецкая фирма Krupp & Reismann налаживала в Магнитогорске огнеупорное производство, а британская Traylor — горнорудное хозяйство.

Но и здесь сотрудничество большевиков с "буржуями" не прошло без эксцессов. Пуск первой домны был назначен на 31 января 1932 года. Специалисты компании Arthur McKee во главе с вице-президентом Хайвеном заявили о нецелесообразности в тридцатиградусный мороз, при не полностью высушенной печи начинать плавку и советовали подождать до весны. Но из Наркомата тяжелой промышленности пришла санкция на пуск домны. В результате во время пуска сначала прорвало трубу на одном из колодцев, затем из кладки вдруг вырвались раскаленные газы. По воспоминаниям очевидцев, "возникла паника, кто-то крикнул “Спасайся, кто может!”. Положение спас заместитель управляющего Магнитостроя Чингиз Ильдрым, который, рискуя быть насмерть обожженным, кинулся к лебедке и остановил дутье".

Эта авария послужила для советского правительства предлогом разорвать контракт с компанией Arthur McKee: американцы сделали свое дело и могли отправляться восвояси — дальше уже можно было обойтись без них. Ведь если шахту первой доменной печи русские рабочие под присмотром американцев выкладывали два с половиной месяца, то для подобной операции на второй печи потребовалось 25 дней, а для третьей — всего 20. Если в монтаже первой и второй домны участвовало более тысячи рабочих, то в монтаже четвертой — только 200 человек. Если на строительстве первой печи американские специалисты консультировали все виды работ — от бетонирования фундаментов до электромонтажа, то на второй домне — только монтажные работы, на третьей — только сборку загрузочных механизмов, а четвертая печь уже была полностью построена нашими инженерами. Домны фирмы McKee после проведения капитального ремонта работают на ММК и сегодня. А первый прокатный обжимно-заготовочный стан № 2 немецкой фирмы Demag проработал непрерывно с 1933−го до 2006 года.

Подарки "Шкоды"

В самом конце тридцатых годов история сделала еще один подарок советской индустриализации в виде трагедии Чехословакии. 15 марта 1939 года эту страну оккупировали гитлеровские войска, и знаменитые чешские государственные заводы Skoda перешли под немецкий контроль. Несмотря на это, в конце сентября того же года руководитель компании Вилем Громадка приехал в Москву и лично пообещал Сталину, что будет работать на СССР, причем безо всякого вознаграждения. Затем в ходе встреч с советскими наркомами Ванниковым и Тевосяном глава Skoda передал им ряд секретных патентов и чертежей. Кроме того, Громадка предложил СССР гаубицы, зенитные пушки, морские пушки, оборудование, станки и прессы для производства стрелкового и артиллерийского вооружения, а также бронеплиты, дизели и компрессоры для подводных лодок и многое другое в обмен на советские поставки материалов для изготовления этой продукции — железной и марганцевой руды, железа, стали, ферросплавов, никеля, вольфрама, меди, олова, свинца, шарикоподшипников, а также продовольственных товаров. Разумеется, предложение было принято. Кроме того, Чехословакия продала СССР новую линию для производства пушечного пороха (раньше советское правительство пыталось купить лицензию на это производство у Германии, но немцы заблокировали сделку).

Самым ярким примером помощи Skoda Советскому Союзу накануне Великой Отечественной войны стал 179−й комбинат "Сибсельмаша" в Новосибирске. Несмотря на сугубо гражданское название, это совершенно новое предприятие, с нуля оснащенное станочным оборудованием фирмы Skoda, предназначалось для выпуска артиллерийских снарядов калибра 122–152 мм с производительностью 2 млн штук. Для руководства монтажом оборудования в Новосибирск в июне 1941 года приехали восемь шкодовцев, возглавлял эту группу инженер Вогл.

Война потребовала максимально сократить срок монтажа, и шкодовцы с честью справились с этой задачей: вместо 18 месяцев по плану работа была сделана за семь месяцев. Понятно, что представители компании старались не ради денег: для чешских экспертов, которые участвовали в передаче технологий Советскому Союзу, их работа была также вкладом в борьбу с нацизмом. Они отдавали себе отчет в том, что этим оружием СССР будет сражаться с Германией. Все, что делали представители Skoda в СССР, делалось для победы над фашизмом.

Вместо благодарности — расстрел

В истории сталинской индустриализации больше всего потрясает то, что практически все ключевые фигуры этого проекта оказались врагами народа. Были расстреляны первый строитель и директор "Уралмаша" Банников, первый главный инженер Фидлер, его преемник Музафаров, строитель электростанции Попов и многие другие строители завода.

Легендарный металлург Авраамий Павлович Завенягин говорил: "Магнитку воздвигли, в сущности, три богатыря: Гугель (Я. С. Гугель — управляющий Магнитостроем в 1931–1932 гг. — Эксперт”), Марьясин (Л. М. Марьясин — строитель и начальник коксохимстроя Магнитостроя. — Эксперт”) и Валериус (К. Д. Валериус — начальник треста Магнитостроя в 1936 году. — Эксперт”)". Все трое были расстреляны в конце тридцатых.

Сам Завенягин спасся лишь благодаря личной дружбе с Молотовым (они подружились в 1921 году, когда, участвуя в партконференции в Харькове, жили в одном номере гостиницы). В 1936 году Молотов позвонил Завенягину, занимавшему в то время должность директора ММК, со словами: "Мы решили вас не добивать. Предлагаем поехать начальником строительства в Норильск". И Завенягин променял Магнитку на Норильский комбинат.

Любимец Магнитостроя Чингиз Ильдрым был расстрелян в Сухановской тюрьме в 1941 году. Расстреляны и первый директор Магнитостроя В. Смольянинов, и управляющий Магнитостроем в 1930 году. Я. Шмидт, и прославленный бригадир первостроителей кавалер ордена Ленина В. Калмыков. Первый главный инженер В. Гассельблат умер от истощения в концлагере городка Чибью близ Ухты.

Чистки шли и на других стройках первых пятилеток. Например, 14 февраля 1931 года глава ОГПУ Вячеслав Менжинский сообщал в докладной записке Сталину: "Кроме произведенных арестов из аппарата Управления строительством Челябтракторостроя вычищено 40 чел. и приняты меры к удалению со строительства остального негодного элемента".

В результате репрессий тридцатых годов уничтожены практически все, кто прямо или косвенно был причастен к закупкам импортного оборудования для этих строек. Поэтому трудно отделаться от убеждения, что одной из главных целей предвоенной волны репрессий было сокрытие правды о том, как и кем осуществлялась индустриализация в СССР. Чтобы в учебниках истории она навсегда сохранилась как "беспримерный подвиг освобожденного пролетариата, руководимого партией большевиков и гениальным Сталиным".

 

youRA01.04.10 12:04
На Хручева еще работают станки, привезенные Юнкерсом. В общем спасибо немцам и американцам за нашу промышленность.
Xaoc01.04.10 12:18
А у кого депрессия? Впрочем, неважно. Важно что были ведь политики когда-то, которые "все в дом", а сейчас "все из дома". Увы... Сейчас если и старатются поднять производство, то только за границей, покупая заграничные фирмы. История повторяется в точности наоборот. Теперь МЫ дарим свои технологии, ресурсы, вкладываем капиталы в их оборонку и промышленность. А ОНИ потом нас также кинут.
Timmer01.04.10 13:03

А вот люблю я либеральных писак. Ну поехали. Про Золотую блокаду и Кредитную блокаду, конечно писать моветон, конечно просвещенный запад к нам со всей душой, а мы неблагодарные ... Когда в америке объявили набор специалистов в Советскую Россию на 900 вакансий было подано 26000 заявок - кризис не тетка.То, что комиссия ходила по хранилищам Эрмитажа и отбирала картины на взятки американским конгрессменам, чтобы хоть спичками разрешили торговать в Америке, это мелкие неинтересные детали.

Прямые противоречия. "Западные фирмы поставили нам все!" В конце статьи упоминания о "трех богатырях", которые все построили и были расстреляны, про расстрелы это вообще, как аминь в конце молитвы. Последний абзац срывает покровы окончательно.

Но, если выкинуть стандартные либеральные мантры, то видим осмысленные усилия партии, Сталина и народа по превращению полуколонии в индустриальную державу, вторую по валовому продукту в мире. Где мы сейчас по валовому продукту? А может иностранных специалистов из Силиконовой долины привлекаем и они учат нас проектирогвать и изготовлять новейшие чипы?

xxx01.04.10 13:14

2 Timmer

//Но, если выкинуть стандартные либеральные мантры, то видим осмысленные усилия партии, Сталина и народа по превращению полуколонии в индустриальную державу, вторую по валовому продукту в мире.//

Вы бы выражения выбирали в пропагандистском раже, не надо бездумно повторять зады большевистской пропаганды. На самом деле Россия полуколонией не была и развивалась гораздо быстрее западных стран. Другое дело, что промышленная революция началась у нас позже.

Где-то в начале века (если меня не обманывает склероз), Менделеев сказал, глядя на темпы развития промышленности, науки и техники в России, что к 1920-му Россия станет самой промышленно развитой страной Европы.

Ай да полуколония, у которой есть Боткин, Павлов, Менделеев, Жуковский, Попов и т.д.

А вот те, перед которыми вы преклоняетесь, сначала путем "превращения империалистической войны в гражданскую" превратили страну в то, как вы её изволили назвать, а потом начали расхлебывать, ценой коллективизации, голода 30-х и т.д.

Urizen01.04.10 14:09
> xxx

//Где-то в начале века (если меня не обманывает склероз), Менделеев сказал, глядя на темпы развития промышленности, науки и техники в России, что к 1920-му Россия станет самой промышленно развитой страной Европы.

Менделеев тот еще футуролог! Он всерьез полагал, что основной проблемой 20 века будет утилизация конского навоза. Так что ссылаться на него, как на авторитет в прогнозировании - по меньшей мере смешно!

труляля01.04.10 14:38

xxx 01.04.10 13:14

А вот те, перед которыми вы преклоняетесь, сначала путем "превращения империалистической войны в гражданскую" превратили страну в то, как вы её изволили назвать

------

Ну а кто приневолил в эту самую мировую войну (читай - Антанту) лезть? Тоже, что-ли, большевики? Если регулярно обслуживать чужие интересы (за счёт своего народа), то можно не только большевизмом заразиться, но и чего похлеще подцепить.

Светлячек01.04.10 15:03
2xxx - вы вот так по большевикам прошлись, а ведь наверное запамятовали что первая февральская революция была не большевистской. И последствия в виде развала армиии, отсоедининея части територий и последующая гражданская война лежит на Керенском и ублюдках иже с ним.
Аяврик01.04.10 15:11
Легендарный металлург Авраамий Павлович Завенягин говорил: "Магнитку воздвигли, в сущности, три богатыря..." ... Все трое были расстреляны в конце тридцатых.

металлургу Завенягину была предоставлена возможность посчитаться со всеми палачами трёх богатырей - на посту первого заместителя ссылка с марта 1941 по август 1951

....

вообще, статья какая-то странная - что называется, "из-за деревьев леса не видно"

про сотрудничество с Германией - всё как какая-то конспирация и самодеятельность "буржуев" с "НКВДэшниками" - столько горячих фактов и ничего о базе сотрудничества Веймаровской Республики и РСФСР - о Раппальском договоре - ссылка

это была геополитическая бомба...

....

История повторяется в точности наоборот. Теперь МЫ дарим свои технологии, ресурсы, вкладываем капиталы в их оборонку и промышленность. А ОНИ потом нас также кинут.

у меня в качестве исторической аналогии (когда МЫ выступили в роли ИХ) пришла на ум первая пятилетка в коммунистическом Китае - в 1954-1959 годах... до начала кампании "большого скачка"...

Аббе01.04.10 15:41
Статья из 1980-х. Кто проводил индустриализацию? Сколько их было? Сколько реперссировано? Поводы? Причины? Срах перед предельно близко познакомившимися с иноземцами и их бОльшим опытом? Иные причины?
/Пока я вижу или потомков пострадавших или опаснейших демагогов. Сталин большой, ужасной ценой сделал ДЕЛО. Мы выжили. За последние 25 лет и затраты и потери - ничуть не меньше. А где РЕЗУЛЬТАТ?
/Лучшее, что могу пожелать левозащитникам - пожизненное пребывание в рабстве в горных аулах. Впрочем, пакистанская тюрьма - может служить заменой. Есть за что.
/Относительно морали.. Морально - сохранить жизнь своего народа. Аморально - демагогией заниматься.
/Относитело колонии. Простите, выбирать не из чего. Промышленность - ноль. Передовых технологий - МАЛО. Англию в Первой мировой подавляли с ДИРИЖАБЛЕЙ. Царь не мог заставить бомбардировщики Илья Муромец плотно обрабатывать ближайшие тылы врага. Артиллерия - перечитайте Широкорада. Миномёт, гаубица, пушки крупных калибров, о чём то это говорит? Прицел, позволяюший стрелять с закрытых позиций называется панорамой Герца. Не наш. И на кой он нужен, если снаряды для такой стрельбы более Приборостроение, двигателестроение, автомобильная промышленность....Продолжать? КОЛОНИЯ ближайших финансовых проглотов. Париж, если помните спасла дивизия, прилетевшая на ТАКСИ. Мотопехота. И сравните с воспоминаниями генерала Игнатьева. 50 лет в строю.
RAS01.04.10 21:09
С одной стороны статья достаточно интересная. Но мне почему-то кажется что не все напечатано. Ведь как легко изменить информационный посыл, выпятив что-то одно и уменьшив что-то другое.
Если говорить коротко статья сводиться к тому, что западные предприятия не представители империализма, а бедные они и несчастные.
А совесткое правительство справедливостью не страдало, - потому хитрое и коварное.
Только вот неувязочка - если СССР был таким коварным, почему западные компании так стремились в него проникнуть, там что глупые люди были что ли,или как?
И как то совсем непрелично мало про своих промышленников и ученых написано...
Xaoc01.04.10 21:22
Странно, из комментариев вижу, что почти все усмотрели в статье урон российской чести. А ведь это наоборот пример успешного бизнеса. Ведь в этом самый цимес - кинуть лохов. Похоже коммунист Сталин больше понимал в бизнесе, чем современные выпускники бизнес-колледжей. Ведь сейчас кидают чаще нас.
iz0902.04.10 00:38
>Urizen
Менделеев - гений, которого чтут за рубежом, как реформатора России, а байки про "футуролога"- типичный "черный пиар". Его когда готовилось предательство СССР было заготовлено на каждого великого русского ученого. Теперь расхлебываем плоды тех, кто сдал Россию "чикагским мальчикам". По плодам их узнаете их.
шорар02.04.10 00:47

Замечательный пример мудрой политики Сталина! Не его одного, конечно, всей ВКП(б). И сейчас можно было бы сделать нечто похожее на нефтяные деньги, если бы не уроды во власти и их офшорные друзья "крупные предприниматели".

А что касается расстрелянных "трех богатырей", так надо понимать, что если за воровство не наказывать, то ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ БУДЕТ!

В качестве позитивного примера можно привести современный Китай, в качестве примера от обратного - современную РФ.

diversant77702.04.10 07:52
Ух сколько в этой теме набежало либерастов-пораженцев! Начиная с автора статьи. Одни кричат что все технологии и всю науку России (в частности СССР) передали мудрые люди с Запада а коварный Сталин их всех обманул, продинамил и кинул! Другие кричат Сталин молодец а вот современные руководители "всеразворовалиимывсеумрем". А в целом получается что Советский Союз в некоторых направлениях рзвития промышленности на абсолютно рыночных условиях привлек иностранные компании и, на абсолютно рыночных условиях с ними работал. Иначе каким образом объяснить факт того что когда одни "якобы обиженные" в том числе Юнкерс уходили из России. другие продолжали с ней сотрудничать, причем не просто продолжали но и приходили новые компании. Значит были уверены в, как минимум. адекватности СССР. А отсюда вывод что СССР все же соблюдал условия на которых договаривался с иностранными компаниями на ведение тех или иных работ. Косвенным подтверждением тому служит отсутствие со стороны международных компаний материальных исков к СССР. (Во всяком случае мне о таких ничего не известно) При этом автором как-то умалчивается роль советских ученых и инженеров в становлении Советской промышленности. Т.е. по принципу "все сидели на деревьях - потом пришли добрые немцы(американцы) и показали всем как надо работать и вот только после этого русские слезли с деревьев и под мудрым руководством американцев (немцев) стали строить заводы, но злой Сталин наиболее хороших учеников все равно расстрелял а американцев конечно же обманул". Теперьл к тем кто кричит "а вот современные руководители государства так не могут делать" - господа пораженцы, ознакомьтесь поближе с тем что построено и запущено за последние 10 лет. что сегодня строится, что планируется построить в среднесрочной перспективе - а потом уже кричите. Да. безусловно - темпы восстановлния не те что были при Сталине - но тут стоит отметить стремление руководства государства не переступать некие существующие сегодня международнопринятые рамки и правила ведения бизнеса, т.е. своего рода воспитанность и интелллегентность. Желание показать миру что мы все же культурная страна. В общем, присоединяюсь к мнению той части камрадов, которые уже верно подметили что статья заведомо однобока, из времен "а-ля 90-е".
iz0902.04.10 21:51
Приведенный автором материал только доказывает, что на чужих технологиях державу не построишь. Танки тоже сначала в 1920-е копировали с зарубежных. Чтобы было как у танка "Рено". Но хоть копия была похожа на оригинал так что даже знатоки не отличали, все различия проявились когда танк поехал, из копии стали вываливаться шестеренки, отвалилась гусеница. Поэтому было необходимо пройти свой путь в танкостроении. И так во многом. В авиастроении наши лечтики летали не на "юнкерсах", а на "Яках", "Ла", "Илах".
dr3lo06.04.10 18:24

Читал эту статью еще в январе этого года на "Эксперте" и написал рецензию (хотел выдвинуть Рубченко на соискание премии Геббельса). Вот краткие выводы (подробнее ссылка

То, что автор явно перестарался с описанием подлости большевиков приводит к удивительному парадоксу – над иностранцами издеваются, им не платят, их арестовывают, но они все равно с маниакальным упорством хотят работать в СССР. Особенно интересна в этом отношении судьба фирмы AEG: в 1928 году ее сотрудников арестовывают, чтобы не платить деньги по контракту (именно на это настаивает автор), а через два года они снова строят электростанцию в СССР (!). Тут только два логичных варианта – либо немцы вообще (а сотрудники AEG в частности) дегенераты, либо автор что-то недоговаривает или где-то ошибся с выводами. Впрочем, понятно отчего это происходит – уж очень автору хочется представить русских как обманщиков и лгунов.Особенно следует отметить изобретение автором термина "шкодовцы", уверен этот шедевр ждет своего места в анналах истории. Зачем же он его придумал? А тут все просто – ведь официально для геббельсовцев еще со времен перестройки известно, что СССР поставлял фашисткой Германии стратегическое сырье т.к. Сталин боялся нападения Гитлера и хотел его таким образом задобрить (все эти мифы развеяны в книге "Великая оболганная война"). И тут автор сам натыкается на опровержение этого мифа – очевидно что из описанных им событий следует, что фактически немецкая сторона через завод "Шкода" передавала сверхсекретные технологии и оборудование как раз в обмен на стратегические материалы (о чем собственно и было написано в "оболганной войне"). Т.е. Сталин не просто гнал эшелоны с сырьем на Запад, (как это описывают либералы, например в труде "Где ковался фашистский меч") но получал взамен передовые технологии и оборудование, которое потом очень пригодилось во время Отечественной Войны. Чтобы как-то заретушировать сей факт автору и пришлось придумать термин "шкодовцы", видимо это связанно с тем, что среди шкодовцев уж больно много было немцев, поэтом назвать их чехами у автора язык не повернулся.

Аббе09.04.10 08:46
То, что автор явно перестарался с описанием подлости большевиков приводит к удивительному парадоксу – над иностранцами издеваются, им не платят, их арестовывают, но они все равно с маниакальным упорством хотят работать в СССР
/
/Поверьте "когда то оптику". Если заранее вычисленным образом подсветить предмет или наблюдать только заранее выделенную область оного - есть шанс совершенно его не увидеть. То есть его просто замаскировали.
/Если же расширить рассматриваемую область, увеличить количество и качество анализирующих систем, увеличить диаметр объектива/количество оптических или иных диапазонов участвующих в построении изображения в "псевоцветах" есть шанс весьма точно прочесть объект. Правда равным образом есть шанс потерять объект в деталях. Ну здесь уже многое зависит от проектировщика системы и пользователя.
/Преднамеренной маскировке может противостоять только професиональная система распознания. Что в истории, что в любом другом деле. Простое расширение списка источников по событию может весьма неожиданным образом изменить его оценку.
xxx09.04.10 10:24

2 труляля

//Ну а кто приневолил в эту самую мировую войну (читай - Антанту) лезть? Тоже, что-ли, большевики? Если регулярно обслуживать чужие интересы (за счёт своего народа), то можно не только большевизмом заразиться, но и чего похлеще подцепить.//

Вы ловко передернули тему. Это вопрос можно задать по любой войне в истории человечества. Почитайте учебник по истории, узнайте, почему началась 1-я мировая. Не по Ленину, а формальный повод. Ибо налицо двойные стандарты. Многие те, кто сейчас защищает большевиков, упрекают нанешний режЫм в том, что, типа, "бросили" сербов в 99-м. Вот ( в какой-то мере можно и так сказать) из-за этих самых сербов и началась 1-я мировая.

Но желать поражения своей страны в войне, когда погибли уже миллионы и, более того, призывать к гражданской войне (лозунг о превращении "империалистической" войны в гражданскую) могут только людоеды. ПМСМ.

Эта позиция напоминает позицию, которую приписывают ельцину и его команде (слышал, что вроде так было, но свечку не держал), что они сочли распад СССР ценой приемлимой для того, чтобы сбросить горбачева.

Так что два сапога пара.

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Минобороны Индии раскритиковало предложение оппозиции уничтожить ядерное оружие
» Бен-Гвир: Иран уничтожил две военные базы
» Подполье сообщило об ударе по аэродрому в Николаевской области
» В иранском Исфахане не зафиксировали повреждений после срабатывания ПВО
» Турки обошли британские санкции за перевозку российской нефти: танкеры пошли дальше
» Daily Mail: Британии указали на зияющую брешь в национальной ПВО
» Иран, Ирак и Сирия договорились о сотрудничестве в борьбе с терроризмом
» Польша отказалась поставлять Украине системы ПВО Patriot

 Репортаживсе статьи rss

» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут
» Нам не оставили выбора, и мы действовали: 10 лет назад была провозглашена Донецкая Народная Республика
» США переживают крах кораблестроения из-за нехватки рабочих
» Ароматная история: что произошло с отечественной парфюмерией за последние три века
» США торпедируют российский танкерный флот

 Комментариивсе статьи rss

» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения
» Бывший десантник США Вил рассказал, почему вступил в Российскую армию

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"