22 июля 2019 года одно из ведущих СМИ Китая, издание Sohu, опубликовало статью, которая уже вызвала жаркие споры. Делимся с нашими читателями. Некоторое время назад российское информационное агентство ТАСС сообщило, что Бюро военно-технического сотрудничества Российской Федерации заявило, что оно официально рекомендовало Китаю приобрести еще одну партию новейших истребителей Су-35. Эта новость сразу же вызвала большой интерес у китайской общественности. Среди местных военных экспертов начались жаркие споры вокруг того, что "ВВС Китая не будут покупать другую партию истребителей Су-35". Фактически, эта дискуссия произошла задолго до того, как ВВС Китая приобрели первый Су-35. На самом деле этот спор начался в 2013 году с сообщения о покупке 24 Су-35. Теперь голоса против новой сделки раздаются гораздо громче. "Чтобы разобраться в споре, необходимо взглянуть на ту роль, которую Су-35 играет в воздушном флоте Китая. В мае 2018 году они впервые проявили себя, сопровождая бомбардировщик H-6K, который совершил полет вокруг Тайваня. С того времени они обеспечивали боевую устойчивость ВВС" - продолжает китайско издание. "Прошло шесть лет, и развитие китайских ВВС достигло значительного скачка. Судя по самим новостям, только российская сторона предлагает, чтобы Китай закупил еще одну партию истребителей Су-35. Китайская сторона не ответила, но действительно ли Китай в будущем снова не купит Су-35? Не обязательно!" (Sohu) "В декабре 2016 года первые четыре самолета Су-35 прибыли в Центр летной подготовки Чжанчжоу. Вторая партия из 10 была доставлена в декабре 2017 года. В апреле 2018 года Министерство национальной обороны Китая подтвердило, что Су-35 официально принят на вооружение ВВС. В следующем месяце Су-35 сначала выполнил миссию сопровождения для бомбардировщика H-6K, а 11 мая облетел Тайвань. В начале декабря авиационная бригада ВВС продолжила использовать истребители Су-35 для прохождения дневной и ночной летной подготовки. Всего за один год первая партия Су-35 сформировала боевую эффективность ВВС Китая", - пишет Sohu "Таким образом, Су-35 действительно является превосходным истребителем. Его возможностей не хватает истребителям, которые в настоящее время находятся на вооружении китайских ВВС. Пилоты ВВС Китая были довольны Су-35 и дали ему высокую оценку", - указывает Sohu. В настоящее время ВВС Китая вооружены стелс-истребителем J-20, его производство продолжает неуклонно расти. При этом, учитывая его высокую стоимость, ожидается, что основные закупки будут сосредоточены на J-16 и J-10B/C, так как требуется полная замена парка J-7/8. Нехватка мощности стала одним из самых узких мест для ускоренной модернизации китайских истребителей. Однако, как отмечает Sohu, многие J-16, как и J-20, оснащены китайскими турбовентиляторными двигателями серии "Тао" с недостаточной мощностью. Это может вызвать проблемы при их выпуске, затрудняя модернизацию воздушного флота. "Приобретение партии истребителей Су-35, оказывающих положительное влияние на китайские ВВС, будет неплохим решением, способным ослабить проблемы, возникшие при модернизации воздушного флота". (Sohu) С другой стороны Sohu напоминает, что, несмотря на очень высокую боеспособность J-16, спектр их боевых задач не полностью совпадает с Су-35. Они оба позиционируются как многоцелевые истребители, однако J-16 больше фокусируется на атаке типа "воздух-земля", в то время как Су-35 сосредоточен на проведении операций типа "воздух-воздух, т.е их задачи не идентичны, а боевые режимы различны". Как отмечает издание, J-16 имеет более продвинутую РЛС с АФАР и обладает некоторыми преимуществами в системе вооружения. Но в сравнении с Су-35 его неблаговидно отличает двойная роль в воздухе, повышенное аэродинамическое сопротивление, меньшая тяга двигателя, отсутствие отклоняемого вектора тяги и несколько пониженная маневренность. "Приобретение Су-35 в качестве машины воздушного боя, которая в состоянии эффективно помочь J-20 завоевать превосходство в воздухе – оправдано т.к. с данной ролью J-16 не справится", - полагает Sohu. Напомним, что в начале июля Sohu уже публиковал свои рассуждения по этому вопросу. При анализе ситуации выяснилось, что в распоряжении КНР сейчас насчитывается более 3000 военных самолетов, в том числе 1700 истребителей, из которых лишь 600 относятся к машинам 4-го и 5-го поколений. Остальная техника в итоге оказывается непригодна для участия в современных боевых действиях. На исправление этой ситуации собственными силами ВПК Китая потребуется от 8 до 10 лет. Приобретение Су-35 по разумной цене - в случае нехватки собственных производственных мощностей - довольно разумное решение. Оно весьма рационально не только по причине наличия опыта работы с российскими "Сушками", но и из-за экономической выгоды их использования, поскольку они не требуют больших затрат на обслуживание. В итоге в китайском издании пришли к следующему выводу: "Вряд ли удастся заменить все 1700 самолетов ВВС Китая на самолеты пятого поколения за короткое время, поэтому внедрение Су-35 без увеличения сложности и стоимости обслуживания представляется экономически выгодным решением". |