| "Фабрики мысли", "мозговые центры",  Think Tanks или попросту научно-исследовательские организации США на  сегодняшний день являются важнейшим элементом американской системы  внешней политики. Сегодня только в США насчитывается почти две тысячи  "фабрик мысли", численность которых превышает количество "мозговых  центров" в пяти таких государствах мира вместе взятых, как Индия, Китай,  Британия, Аргентина и Германия. Начав свое бурное развитие после Второй  мировой войны, американские "фабрики мысли" взяли на себя  ответственность за то, чтобы сохранить на планете однополярный мир,  который бы существовал и развивался только в интересах Вашингтона. В  указанном выше смысле они исторически создавались прежде всего военными  ведомствами, заинтересованными в разработке комплексной технологии  аккумулирования информации — с привлечением гражданских специалистов,  обладающих широкими познаниями в различных (в том числе политических)  аспектах стратегического анализа. Так, в 1956 г. по инициативе министра  обороны США пять крупнейших американских университетов создали  некоммерческую исследовательскую организацию под названием "Институт  оборонного анализа" (Institute for Defense Analysis — IDA). Менее чем за  10 лет институт вырос в крупное научное учреждение со штатом 600  человек. В 1960-е годы в США насчитывалось уже  около 200 "фабрик мысли" самого разного профиля. Наиболее известными и  влиятельными среди них были так называемые "финансируемые правительством  центры", среди которых — RAND Corporation, Институт оборонного анализа,  Институт военно-морского анализа, корпорация "Aerospace", которые  напрямую поддерживались Конгрессом США, уже в конце 1960-х годов  выделявшим им до 300 млн долларов ежегодно. Однако, помимо государственного  финансирования, в объеме финансовых поступлений "фабрик мысли"  постепенно стала увеличиваться и доля других субсидий, прежде всего от  кругов, которые решили активно использовать такие аналитические центры  для продвижения через них собственных интересов, опосредованного влияния  на тактику и политику как государства, так и различных компаний. Вот  почему для них появились различные благотворительные фонды, завещания,  дары, иные общественные пожертвования, доходы от продажи публикаций. За  период с 1957 по 1964 г., на который пришлось рождение самого феномена  "фабрик мысли", общие расходы на них увеличились до 15 млрд долларов. На  пике популярности "фабрик мысли" в США — с 1960 по 1970 г. — на них  было израсходовано более 150 млрд долларов. Сегодня бюджет только одной  RAND Corporation составляет более 12 млрд долларов в год. Изначально американская империя "фабрик  мысли" активно использовалась как инструмент для выхода из кризисов,  разработки перспективных планов действий США в той или иной области,  регионе мира. Так, уже в 1960-е годы они приняли активное участие в  решении проблем, связанных с вьетнамской войной, фактической утратой  долларом позиций мировой валюты и внутренней нестабильностью США, в  разработке для этих целей глобалистских проектов, которые смогли бы  переключить внимание общественных масс с социальных внутренних проблем. Таким образом "фабрики мысли" к концу  предыдущего столетия уже превратились в активный инструмент принятия  решений в США, не только с учетом их "внешнего финансирования" со  стороны заинтересованных политико-финансовых кругов, но и использования  "авторитетных аналитиков", подключения подконтрольных СМИ для их  "раскрутки" в общественном мнении. Тесную связь "фабрик мысли" с властными  структурами США подтверждает периодическое "перетекание" многих  американских политиков и представителей деловых кругов из официальной  публичной деятельности на ответственных постах в том или ином  министерстве, компании в "фабрику мысли" и обратно. С точки зрения  ротации элит, "фабрики мысли" представляют из себя полигон для будущих  высокопоставленных чиновников американской администрации, в котором  истеблишмент проходит дообработку и согласование перед переизбранием. И  пока одна партия или пул находится у власти, члены другой работают в  "мозговых центрах". Ярким примером этого является биография  бывшего советника американского президента по национальной безопасности  Джона Болтона, который в разные периоды своей политической карьеры был  членом трех различных "фабрик мысли" — Еврейского Института национальной  безопасности Америки (JINSA), Института перспективных стратегических и  политических исследований (IASPS), Совета по международным отношениям  (CFR). А помимо этого, как известно, был заместителем государственного  секретаря по вопросам вооружений в администрации Джорджа Буша-младшего,  членом неправительственной политической организации "Новый американский  век" (PNAC), в 2007 году перешел в "Американский институт  предпринимательства" (AE), то есть в НПО. Получая от верховной власти, элит и  различных ведомств конкретные задачи, "фабрики мысли" стали готовить  внешнеполитические концепты, обучать экспертов и представителей властных  структур, через средства массовой информации готовить общественное  мнение за рубежом для подготовки "цветных революций", создания выгодного  Вашингтону образа врага. Если даже не брать в качестве примера  такую хорошо известную всем "фабрику мысли", как RAND Corporation, можно  посмотреть хотя бы на американскую организацию StrategEast,  декларируемую в качестве "Стратегического центра политических и  дипломатических решений". Главная задача StrategEast заключается в том,  чтобы на основе сбора информации и анализа разрабатывать программы для  конкретных государств по восприимчивости к различным западным  (американским) ценностям в области культуры, экономики и политики. За  этой красивой формулировкой прячется следующее: специалисты StrategEast  собирают информацию по разработке возможной модели по созданию на  заинтересовавшей США территории проамериканского общества. Так, с  середины 80-х годов Вашингтон интересовали республики Советского Союза, и  как результат — первыми в объятья США пали, на основе разработанных  StrategEast программ, прибалтийские республики, затем Грузия и Украина.  Сегодня очередь дошла до среднеазиатских республик и Казахстана. На первом этапе программы StrategEast  ставят целью избавить выбранную Вашингтоном в качестве цели страну от  влияния прежней традиционной культуры, чтобы уже на следующем этапе  превратить в оплот антирусских настроений (как это удалось сделать в  странах Балтии, в Грузии, на Украине) или антикитайских (как это сейчас  происходит, например, в странах Центральной и Юго-Восточной Азии). В  государствах Центральной Азии, например, американские "эксперты" стали  навязывать властям идею перевода национального алфавита с кириллицы на  латиницу под весьма странным предлогом, что тогда якобы будет легче  работать в интернете (при этом они даже не могут объяснить, почему  японцам и китайцам их невероятно сложные иероглифы не мешают работать на  компьютерах и в интернете, а вот более простая кириллица, оказывается,  мешает!). Параллельно с языковой и культурной вестернизацией  общественность подготавливается к волнам протестных акций, которые затем  переводятся в "цветные революции". К нынешнему витку очередной холодной  войны и международной напряжённости "фабрики мысли" стали выступать  базовыми элементами внешней политики США. А вот к объективной оценке их  деятельности и подготавливаемым ими "концепциям" и "проектам" необходимо  подходить из четкого понимания кому и чему они служат, соответствуют ли  их "рекомендации" национальным интересам других стран или только  властным элитам США. Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение". |