Читательскому вниманию предлагается Введение книги "РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ РОМАНОВЫ И КОНСЕРВАТОР УЛЬЯНОВ" (2004 г.) авторского коллектива Ю.Г.Беспалов, Н.Ю.Беспалова, К.В.Носов.
******
Русские не являются новым народом. Однако они пережили полный, подобно смерти, разрыв со старым, после чего они заново перевоплотились.
Джавахарлал Неру
В конце минувшего уже двадцатого столетия в России и сопредельных странах произошла очередная революция. Это была уже, как минимум, четвёртая революция за это очень непростое, и для России и для всего человечества, столетие. В этом отношении россияне сравнялись с французами, которых принято было именовать "народом четырёх революций". Правда, французы, как и американцы, свои социальные революции завершили в основном ещё в девятнадцатом столетии (ставшем теперь уже позапрошлым). Англичане с этим хлопотным и малоприятным делом управились к концу семнадцатого века. В странах, расположенных восточнее - Германии, Австрии, Венгрии революции происходили ещё в первой половине двадцатого столетия.
Означает ли это, что россияне с некоторым опозданием подключаются к некоему процессу, идущему с запада на восток Европы? Процессу, способствующему прогрессу человечества.
Действительно, хронология и география революционного процесса в Европе вроде бы подтверждают расхожий тезис об извечном отставании России от Запада. Заранее скажем, что мы с этим тезисов не вполне согласны и намерены в настоящей книге представить фактические данные и логические построения, вносящие в него существенные коррективы.
А пока одно замечание географического характера. Революции в двадцатом столетии происходили не только на востоке, но и на крайнем западе старушки Европы - в Ирландии, Португалии и Испании. Последние две страны интересны тем, что они сравнительно поздно вступили в семью европейских народов, будучи в седьмом веке завоёваны маврами-мусульманами. Но, окончательно освободившись от последствий этого завоевания к ХV в., заняли ведущее положение в завоевании европейцами Мирового океана. Испания (присоединившая вскоре Португалию) не в последнюю очередь благодаря своим успехам на море стала великой европейской державой.
Любые исторические аналогии сомнительны, но невольно приходят на ум татаро-монгольское иго, Дмитрий Донской, Иван III, Пётр I и его ботик - "дедушка российского флота". А попутно - и другая широко распространённая концепция - об особом историческом пути России. С этой концепцией мы также не согласны и готовы предоставить читателю аргументы в пользу того, что имел место не особый путь, а лишь национальные особенности общеевропейского, западного пути развития.
А пока вспомним ещё об одной концепции. Согласно этой концепции, совершив в октябре (ноябре) 1917 г. пролетарскую революцию и построив социализм, Россия окончательно преодолела свою вековую отсталость и стала лидером человечества, заняла место "впереди планеты всей".
Авторам настоящей книги, набирающим свой труд на южнокорейском компьютере, обсуждение вопроса о мировом лидерстве "страны победившего социализма" представляется, скажем так, - малопродуктивным. А вот относительно пролетарского, социалистического характера октябрьского переворота (так это событие называл В.И.Ленин) можно поговорить. Отнюдь не отвергая его пролетарского и социалистического характера, но, притом, обращая благосклонное внимание читателя и на аспекты элитарные. Последнее, кстати, соответствует представлениям другого выдающегося вождя октябрьского переворота - Л.Д.Троцкого, считавшего, что революции совершаются "активным меньшинством". В вопросе точного определения социального статуса этого меньшинства у авторов возникают определённые сложности.
Понятно, что буржуазные революции совершает буржуазия, а научно-технические революции - учёные. А вот с ролью пролетариата в пролетарской Революции в России возникали серьёзные сложности ещё у вождей и идеологов этой революции.
А как определить активное меньшинство, совершившее (при активном участии широких народных масс) последнюю российскую революцию [1991 г.]?
Или, скажем, революция сексуальная…
Нет! Авторы чувствуют, что без какой-то простой классификации социальных групп и слоёв им никак не обойтись. И предлагают свою, опробованную ими в популярной книге "Эпоха Великих географических открытий".
Сводится суть предлагаемой классификации к следующему: Всех людей (очень условно) по характеру их интересов можно разделить на такие три группы:
Первая группа состоит из людей, чья область интересов включает вещи, непосредственно практического значения не имеющие. В частности - проблемы, в реальной жизни не стоящие на повестке дня. Или же новые способы решения проблем, уже имеющих удовлетворительное решение. (Речь идёт не об окончательном, а именно об удовлетворительном, запомним это, решении проблем). Они размышляют о проблемах не реального, а виртуального (употребим модное слово) мира. Они создают в этом мире какие-то модели. Случается, иногда, что эти модели имеют какое-то значение для мира реального. Случается такое обычно тогда, когда старое решение какой-либо проблемы оказывается неудовлетворительным и надо искать новое, чаще всего - непростое и нетрадиционное.
Итак, представители первой группы, живущие преимущественно в виртуале, создают некие модели. Поэтому назовём этих людей Виртуальными Модельерами.
Вторая группа состоит из людей, входящих во властные и силовые структуры. Помыслы их, соответственно, направлены в первую очередь на сохранение и укрепление этих структур. Во вторую группу входят люди реального действия. Как все люди реального действия они предпочитают способы, многократно проверенные на практике - реальные модели. Потому что виртуальные модели, даже в наш компьютерный век, частенько дают сбои. (В связи с этим, между прочим, не нашла поддержки идея замены естественных экологических систем нашей планеты искусственными - управляемыми компьютерными программами). И чем сложнее моделируемая система, тем вероятнее сбой. А общество, даже самое примитивное, система чрезвычайно сложная - не менее сложная, чем системы экологические. Допустить гибели, развала общества нормальные ответственные люди из властных структур не могут. Хороший управленец будет всеми силами стремиться сохранить то, чем он управляет - ведь иначе нечем будет управлять. (Мы не будем сейчас рассматривать варианты, так сказать, патологические, когда управленец стремится лишь урвать кусок пожирнее и сбежать).
Стремясь сохранить и укрепить общество, люди второй группы вынуждены организовывать его реальную жизнь. Назовём их поэтому - Организаторы Реальности.
Как мы уже говорили, Организаторы Реальности не любят пользоваться способами, разработанными Виртуальными Модельерами. Они предпочитают свои - проверенные на практике. Но иногда, когда жизнь резко меняется, именно проверенные на практике модели дают сбой. Судьба общества в таких ситуациях в значительной степени зависит от способности Организаторов Реальности и Виртуальных Модельеров взаимодействовать между собой.
Прежде чем перейти к третьей группе, отметим ещё одну особенность второй. Организаторы Реальности не должны слишком сильно зависеть от насущных жизненных проблем. Такая зависимость может помешать им мыслить стратегически - видеть проблемы общества в целом и в перспективе. А Организаторы Реальности по стилю деятельности именно - стратеги.
Третью группу мы назовём Созидателями Насущного. Её члены озабочены производством материальных благ и, что не менее важно, своевременной доставкой их потребителю. (Торговля часто определяется как деятельность, уничтожающая препятствия между производителями и потребителями материальных благ). Проблемы Виртуальных Модельеров могут интересовать Созидателей Насущного лишь в порядке некой духовной гимнастики. Проблемы Организаторов Реальности Созидателям Насущности гораздо ближе. Их соотношение, с определённой долей огрубления, можно сравнить с соотношением стратегии и тактики. Будучи в жизни тактиками, а не стратегами, нормальные Созидатели Насущного должны находиться в самой гуще повседневности, зависеть от её сиюминутных поворотов (хороший торговец - всегда следует в фарватере моды, сезона года, состояния кошелька своих покупателей; популист, подыгрывающий настроениям толпы - не самый лучший тип политика).
Наряду с этими, предлагаемыми нами социальными категориями, дополним классификацию ещё одной, взятой из произведений братьев Стругацких, где она присутствует под наименованием прогрессор. Прогрессор Стругацких - это представитель высокоразвитой цивилизации (в нашем случае это цивилизация Западная), внедрившийся в цивилизацию, находящуюся на более низкой степени развития и всячески стремящийся подтянуть её до более высокого уровня. В качестве этой последней у нас, увы, до сих пор часто рассматривается наша - Русская православная (по классификации выдающегося английского концептуального историка ХХ в. Арнольда Тойнби; полагаем, впрочем, что назвать эту цивилизацию просто Русской будет корректней).
Вот такая классификация. Безусловно - упрощённая и схематичная. |