Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Ответы на вопросы журналиста Павла Зарубина (по интервью Т. Карлсону)
Интервью Такеру Карлсону
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Кризис школьного образования в Татарстане: кто виноват?
23.03.21 02:08 В России

Регулярно позиционируемое как приоритетное и опекаемое местными властями школьное образование в Татарстане находится в серьезном системном кризисе. Это показал совместный рейтинг Рособрнадзора и Федерального института оценки и качества образования, в котором республика заняла 22-е место.

Набрав 60,9 балла из 100, Татарстан оказался в списке ниже, чем соседние Удмуртия и Кировская область (наихудший результат — в Ингушетии, Чечне и Дагестане). Утешить Казанский кремль может только то, что в Башкортостане, с которым Татарстан периодически соревнуется за статус успешного в экономическом и этнополитическом плане региона, получил 55-е место (44,9 балла). Лидерами рейтинга являются Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская область — в них самое качественное образование у школьников.

Составители рейтинга оценивали образование в школах по результатам обучения, практикоориентированности и системе управления средним образованием. Оценивался уровень подготовки по ЕГЭ, образовательное равенство и функциональная грамотность детей, под которым подразумевалось умение использовать полученные в школе знания. Здесь важная деталь — объективность оценочных процедур, т. е. насколько результаты всероссийских проверочных работ у детей в регионах достоверны. Так вот, именно по этому показателю та же Удмуртия получила 82,4 балла, а Татарстан — всего 40,6 (для сравнения — в Башкортостане он составляет вообще 18,7 баллов, т. е. приписки и очковтирательство там близки к Северному Кавказу с их печально знаменитыми 100-бальниками по ЕГЭ по русскому языку, что стало уже общероссийским мемом).

Федеральные контролирующие органы уже неоднократно упрекали Татарстан в хронических приписках и сознательном завышении баллов по всероссийским проверочным работам среди школьников. Еще в 2018 году начальник управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко искренне сокрушался по поводу такой картины в Татарстане, справедливо упрекая в этом местных чиновников, которые принуждают директоров и завучей школ республики фактически фальсифицировать результаты ЕГЭ в угоду высоким показателям, чтобы затем бюрократы от системы образования могли в своих отчетах бравировать цифрами.

Данные рейтинга Рособрнадзора 2021 года доказали, что ситуация за три года не улучшилась: 22-е место для Татарстана подтверждает, что качество системы школьного образования в республике с ее имиджем суперуспешного региона находится в серьезном системном кризисе. Примечательно, что в казанской интернет-газете «Бизнес Online», являющейся рупором татарской этнократии, попытались сгладить впечатление от провальных результатов, предоставив слово ректорам местных вузов и директорам городских гимназий. Они как один стали уверять, что «22-е место — это не самый плохой результат» и «у нас есть много сомнений» относительно объективности этого рейтинга, и вообще «у нас результаты ЕГЭ на высоком уровне». Все это, конечно, выглядит печально — от неприятной правды никуда не денешься.

Очевидно, что забота о подрастающем поколении, которой любят хвастаться в Татарстане, на практике оказалась дутой. Ведь рейтинг Рособрнадзора — это реальный показатель того, в каком положении находится средняя школа в регионе. Постоянная гордыня от мнимых успехов, бесконечное самолюбование по принципу «мы — лучшие» или «мы — третьи после Москвы и Санкт-Петербурга» в реальности не более, чем пропагандистский миф. И по-хорошему следовало бы провести анализ, работу над ошибками и сделать выводы, а самое главное — прекратить заниматься очковтирательством.

Но вместо этого в Татарстане принялись винить федеральный центр за то, что в школах стало меньше родного языка (!). Об этом заявил 84-летний Госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев, обрушившийся с критикой на федеральные стандарты образования: дескать, теперь родной язык в расписании татарстанских школ изучается всего по 3 урока в неделю. По его логике, в этом и заключается причина падения качества образования в школах республики.

Тут, правда, следует пояснить, что под учебным предметом «Родной язык» в Татарстане всегда понимался исключительно татарский язык, причем поголовно для всех детей, независимо от их национальности. Ситуация, когда с 1992 года была принудиловка по татарскому (до 6 часов в неделю за счет сокращения часов на изучение русского языка и литературы), привела к этнолингвистическому конфликту между родителямии местными властями. Исправить положение удалось только после персонального вмешательства президента России Владимира Путина в 2017 году, который поручил прокуратуре проверить, действительно ли нарушается принцип выбора родного языка. Нарушения были выявлены в абсолютном большинстве школ Татарстана. Только после этого родителям разрешили самим выбирать для школьников родной язык.

С грехом пополам, но ситуация разрешилась, хотя и сохранила многое из абсурдного: преподавать русский родной язык отчего-то стали вчерашние учителя татарского, а не учителя русского. Сама учебная дисциплина вызывает массу нареканий (на уроках изучают, что угодно, но только не грамматику: частушки, прибаутки, пословицы и поговорки. Все это делается для того, чтобы русскоязычные дети не обогнали в знаниях русского своих сверстников, которые в это же время сидят на уроках татарского языка. Но этнолингвистическая напряженность заметно спала.

Теперешние слова Шаймиева с упреком в адрес Москвы свидетельствуют, что желание реванша еще живо у националистов. Это печально: выводов региональной этнократией никаких не сделано, а грёзы о повторении сепаратистского безумия в виде «парада суверенитетов» начала 1990-х годов сохраняются. Таким образом понятно, что если федеральный центр даст слабину, пойдет на уступки, то самостийность в виде «особого пути Татарстана» повторится.

Очевидно, что нынешнему президенту Татарстана Рустаму Минниханову этого не надо. Но короля делает свита, и сколько бы Рустам Нургалиевич не пытался больше заниматься лишь одними экономическими вопросами, кадры в его окружении, отвечающие за внутреннюю политику (а система образования, как ни крути, это ее составная часть), постоянно стремятся подставить своего шефа. Ладно, если бы Шаймиев, который ни разу не педагог, занимался лишь строительством исламской академии, храмов и полилингвальных школ. Но он и его кадры, особенно те, что отвечают за информационное обеспечение и пиар (главным медиастратегом Казанского кремля остается бывший гендиректор холдинга «Татмедиа» Марат Муратов, находящийся сейчас на должности советника президента Татарстана), оказывают своей активностью медвежью услугу главе республики.


Взять хотя бы недавно вышедший клип в исполнении учеников казанской гимназии № 177 с поздравлением Минниханова с очередным днем рождения. Неужели в Казанском кремле совершенно нет понимания, что в третьем десятилетии 21 века петь коллективные оды главе региона уже «не айс»: зачем превращать Татарстан по уровню политической культуры в Туркмению? Мы уж промолчим о том, что использовать детей для политического пиара (а ведь все время говорят, что дети должны быть вне политики) является низким и откровенно бессовестным поступком тех, кто срежиссировал этот спектакль. Вместо того, чтобы повышать качество школьного образования в Татарстане, школьников отправляют петь песни во славу местного правителя. Очень надеемся, что самому Минниханову искренне стыдно за этот подхалимаж придворных лизоблюдов.

С грустью приходиться констатировать, что ничего удивительного в этом нет. Культ личности в Татарстане начали развивать еще при Минтимере Шаймиеве: ему тоже посвящали песни, строили музеи, писатели-подпевалы строчили хвалебные книги, открывали парки его имени и называли в его честь учебные аудитории в Казанском федеральном университете, в котором он никогда не учился и не преподавал. Сейчас те же самые медиастратеги создают культ в отношении Минниханова.

Есть непреложная истина: дети — наше будущее. Школьное образование — залог этого будущего. Соответственно, качество школьного образования целиком и полностью зависит от реальной, скрупулёзной и последовательной работы, а не от приписок, очковтирательства, дутых результатов в угоду начальству, рапортующему об успехах на разного рода совещаниях. Завал школьных учителей бесконечными отчетами и прочим бумагомаранием неизбежно сказывается на их способности качественно провести урок, объяснить ребенку задания, привить ему новые знания. Запуганные циркулярами педагоги идут на выдачу нужного для администрации результата. Отсюда и лукавые цифры в отчетах.

И, конечно, совершенно не должно быть возвращения к языковой принудиловке, которую мечтают восстановить в Татарстане националисты. И это не только всякого рода активисты ТОЦ, судьба которого решается сейчас в Верховном суде Татарстане, но и те, которые, надев маски федеральной лояльности, сидят в высоких кабинетах. Обязаловку по татарскому языку уже проходили, результат нулевой: снизилось качество школьного образования, а успехов по татарскому языку в ущерб русскому у русскоязычных детей как не было, так и не будет. Эксперимент провалился и ни к чему его начинать по-новой. Изучение татарского языка должно быть добровольным.

Если хотим, чтобы Татарстан не отставал по качеству образования, то следует забыть про национальные (а точнее, националистические) амбиции и поучиться у той же Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, чтобы стать ближе к регионам, где школьное образование соответствует уровню 21 века.

Сергей Николаев

 

gronk23.03.21 07:13
еще больше убеждаюсь, что нельзя набирать учителями местных
т-кк23.03.21 09:21
`
В интересах страны иметь качественных граждан, что делает страну конкурентоспособной в цивилизационной гонке, а нацикам нужны бараны - стадом проще управлять в их личных интересах. К тому же бараны ещё и обуза для страны, паразиты, живущие за счёт качественных граждан, бессмысленно прожирают ресурсы страны. Так что нацикам и очковтирателям надо выставлять более высокий счёт, нежели просто моральное осуждение.

Что до собственно образования в казане, так сейчас можно записываться в любую школу, а не там, где прибаутки вместо русского языка.

В Союзе как-то не парились с этим делом, в Литве супруга училась в русской школе, её брат - в литовской, оба успешно закончили МГУ.
Smallrat23.03.21 13:47
Типичная проблема - сперва появляется вопрос "а насколько эффективно мы тратим деньги, куда они уходят?" - вопрос логичный и справедливый, без контроля за денежным потоком развивается коррупция и разбазаривание средств.
Потом сразу возникает вопрос - "а как оценивать эффективность траты денег, как выявить тех, кто тратит эффективно, а кто нет"? Поэтому приходят специально обученные люди, которые приносят специально разработанные схемы оценки эффективности работы.
Оценивать и сравнивать можно только количественные показатели, поэтому начинается внедрение различных коэффициентов эффективности и прочих схем перевода результатов творческого труда в цифры.
Естественно, работающие в этих схемах люди не вчера вышли из пещер, и быстро начинают понимать как эту схему подкрутить и где какие цифры показать, чтобы использовать эту схему себе в пользу.
Наверху это тоже понимают и схемы оценки производительности и эффективности начинают усложняться, становясь более детальными и контролирующими каждый этап, дабы предотвратить манипуляции и обман системы.
Через некоторое время всё производство работает только на отчетность и увеличение цифирок, вместо того чтобы заниматься реальной работой. Спросите любого учителя или врача - сколько он пишет отчетов и сколько бланков заполняет, вместо того чтобы учить или лечить, услышите печальный рассказ.
И главное - что с этим делать и где найти баланс между эффективностью и бюрократией непонятно.
----
В статье (в первой половине, если авторы думают, что это только про Татарстан, то они очень оптимистичны) раскрыто очевидное - в погоне за цифрами эффективности заброшен собственно сам процесс обучения.
Как отец школьников я сам вижу эту печальную картину - когда школа уже почти забросила процесс обучения и теперь больше занимается контролем и показателями - если школьник что-то не понимает, это значит родители с ним не доработали, надо усилить домашнее обучение и привлекать репетиторов.
XP Best23.03.21 14:08
> т-кк
В Союзе как-то не парились с этим делом, в Литве супруга училась в русской школе, её брат - в литовской, оба успешно закончили МГУ.
В СССР были национальные школы с национальным языком обучения для аборигенов и русские школы. При этом, русский язык в националных школах учили по серьезному и усиленно. В Прибалтике даже эстонцы вполне сносно говорили по русски.
А в Ср.Азии вообще образование было хуже, особенно в национальных школах по всем предметам.
Но при этом Путин обвинил Советскую власть в том, что заложили "национальную" бомбу. А самому 17 лет потребовалось доооолго думать как защитить конституционное право русских в Татарии, коих 50%, на право выбора языка обучения. И как кость ему кинули отмазку - право дали, а качество обучения русскому языку нет. В СССР всех таких националов очень быстро пропускали по линии КГБ с вручением волчьего билета и запретом на профессии и должности. Национал? Иди лепи народные горшки и вышивай узоры.
Аббе23.03.21 14:31
Всё правильно татары с башкирами делают. Создают КАДРЫ для грызни за вымогательство из бюджета.
Им наплевать на образование. Зато там СТАВКИ. Оплачиваемые рабочие места, где они будут ковать себе национальную интеллигенцию. Кучу дармоедов с огромными претензиями.
Ницой видели? Фарион? И как будет по башкирски "Фарион"?
Простите, но квантовая механика закончилась. Первые образцы светодиодов от Лосева превратились в коммерческий продукт. Максимум, что может произойти - увеличение отдачи в 10-30%. Ну.. Улучшение баланса по цвету.
И то же самое произошло с огромным количеством "вчера ещё двигавшихся процессов". Они достигли предела роста. В 1930 году идти в авиаконструкторы было перспективно? В разработчики авиатурбин. А сегодня - жёсткое соответствие между вкладываемыми ресурсами "как на атомную бомбу в 1948 году" и "а вдург всё таки получится поднять отдачу керосина на 5%?
***************************************
Сегодня карьера "в мерзавцах и нацистах" выглядит перспективнее. Мозгов не надо. Ресурсов особенно не надо. Говори всякую хрень, убивай несогласных. С чего началось падение Казахстана? С того, что МЕСТНЫЕ чинуши выгнали на улицы МЕСТНЫХ бойцов. Ещё в СССР. И то же самое - во всех БББН. Отвержение ДОРОГИХ, сложных и уже мало дающих проектов из СССР, захват собственности, грабёж.
А судьба дурачков, которых выводили на улицы? Да кого она волнует?
Закавазье, Прибалтика, УССР, Молдавия? И как оно? Быдло уличное станет нищим. Интриганы в высших эшелонах власти - временно разбогатеют.
Что дальше? Одно, много если два поколения и регион свалится в феодализм.
Дёшево и ЭФФЕКТИВНО. Были глупцы на маленькой зарплате? А стали то цельные бандиты, проститутки. Успех! Коротенький, дак ведь и мышление короткое. Тупорогое.
Не в том кошмар, что в маразме мышление немалого количества народов СССР.
Вот что делать с жуткими предзнаменованиями из США? Ведь ресурсов то там было награблено со всего света. Нет. Не хватило этих ресурсов.
Что насчёт Китая?
Судя по сплетням - гонка непрерывного успеха за 50 лет подошла к концу? Перегружены долгами, кредитами и так далее. Внутренний спрос разгонять уже не на чем. Готовность к кризису - налицо.
И мерзость китайских же чиновников времён поражения в Опиумных войнах становится куда более понятной. Не смогли отстоять целостность Китая - нужно жрать с потока опиума из чужих рук.
*******************************************************
Татарские чинуши в этом смысле - ничуть не лучше любых других. ДОРОГИЕ и длиннные вложения им противны. Им нужно здесь и сейчас, немедленно. Каждый за себя, один Аллах за всех.
argus9823.03.21 20:07
Не очень понятна пафосность аффтара... (Вернее понятна, но не будем ему уподобляться)
Почему бы ему не обрушить весь свой праведный гнев на Волгоградскую область (73 место, 33.9 баллов) или на Бурятию (76 место, 28.3 баллов) или на Московскую область, которая оказалась в рейтинге ниже Коми и Пензы?

-> ссылка - (нажмите "список", так удобнее смотреть)
FireWire23.03.21 23:40
> argus98
Не очень понятна пафосность аффтара... (Вернее понятна, но не будем ему уподобляться)
Почему бы ему не обрушить весь свой праведный гнев на Волгоградскую область (73 место, 33.9 баллов) или на Бурятию (76 место, 28.3 баллов) или на Московскую область, которая оказалась в рейтинге ниже Коми и Пензы?

-> ссылка - (нажмите "список", так удобнее смотреть)
возможно потому, что учитывали еще другие факторы

например - Здесь важная деталь — объективность оценочных процедур, т. е. насколько результаты всероссийских проверочных работ у детей в регионах достоверны. Так вот, именно по этому показателю та же Удмуртия получила 82,4 балла, а Татарстан — всего 40,6 (для сравнения — в Башкортостане он составляет вообще 18,7 баллов, т. е. приписки и очковтирательство там близки к Северному Кавказу с их печально знаменитыми 100-бальниками по ЕГЭ по русскому языку, что стало уже общероссийским мемом).

и может быть просто, что надо же с кого то начинать
FireWire23.03.21 23:42
то есть больше 50% приписок, ну и возможно учитывается подача своих заслуг как - "прыгаем выше головы"

а Башкортастан приписывает, но ведет себя скромно )
Пауль24.03.21 00:22
У кого что болит... Возможно, автору ближе Татарстан, он и пишет о Татарстане, а что там в Волгограде он не знает. У Волгограда свои болячки, у Татарстана свои.

Хотя соглашусь, при тех непотребствах, что творят ву Татарстане, 22 место - не провал. Могло быть хуже, гораздо хуже. Даже рискну на догадку. Такое высокое место говорит о том, что Татарстан - не абы что. Республика имеет большую историю - в тысячу лет. Волжские татары - наследники двух великих народов - волжских булгар и татар Золотой Орды - не хухры мухры. Ислам принимали добровольно - в те же годы, когда русичи принимали христианство.

Да и во времена Ивана Грозного и его наследников татары были не из последних. Восточная политика - от Волги до Камчатки опиралась и на татар. Мало кто знает, что тогда немалая часть (до трети) воевавших на Востоке и дворян и казаков были из татар.

Были, были татары имперским народом, строили с русичами Великую Россию. Но, измельчали, однако. И видим мы сегодня эту деградацию - мелкий, немощный национализм "обиженных".

Но меня зацепил и еще один абзац - не про татар:

"начальник управления надзора и контроля... Рособрнадзора Евгений Семченко ... сокрушался..., упрекая... чиновников, которые принуждают директоров и завучей школ... фактически фальсифицировать результаты ЕГЭ в угоду высоким показателям"

(я опустил ссылки на Татарстан, поскольку это есть - в той или иной мере - везде).

Сколько! Сколько было воплей во славу ЕГЭ! Мол, на вступительных за взятки завышают оценки, а вот в школах - всю по-честняку! Ага! В школах не зывысишь.

И что теперь? Перенесли коррупцию из институтов в школы? Ой, какое достижение. Да только университеты были заинтересованы в честных оценках - им этих поступивших еще учить и учить. Входные испытания - самые честные - для себя стараешься. А выходные - самые провоцирующие, особенно, когда тебя же по ним и оценивают.

Так что, как ни крути - а больше всех пострадали от всей этой кутерьмы Республики. Раньше их из под палки Центр загонял в цивилизацию. А теперича все, хорош, братва. Сами, все сами. Хотите в феодализм скатиться - катитесь. Русские с таких негостеприимных республик съедут, есть куда. И останутся на карте России медвежьи углы - и хрен с ними.

А вот те, что поумнее - те будут учиться, учиться, и за науку благодарить.
МихаилМ24.03.21 09:11
Националисты никуда не денутся, ибо национализм - это большие деньги. У нас, в Чувашии, тоже была принудиловка по чувашскому языку. Сейчас родителей всеми правдами и неправдами пытаются убедить изучать чувашский, и большинство-таки убеждают, хотя без этой агитации абсолютное большинство написало бы заявление на изучение родного русского языка.

Пауль,
Сколько! Сколько было воплей во славу ЕГЭ! Мол, на вступительных за взятки завышают оценки, а вот в школах - всю по-честняку! Ага! В школах не зывысишь.

Расскажите мне саму процедуру, будьте любезны. Я работаю в школе 12 лет, и не слышал о массовых фальсификациях вообще ничего. Сам принимал участие в организации ОГЭ, и не получал никаких инструкций по поводу подтасовки результатов. У нашей школы ежегодно есть ученики, из-за которых мы получаем проблемы, из-за несдачи экзаменов.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» КНДР направит в Россию представительную делегацию на Всемирные игры дружбы
» Путин на съезде РСПП: Пересмотра приватизации в России не будет
» Китай ответит на размещение американских ракет на Филиппинах — Минобороны КНР
» СМИ: Британия передаст Украине высокоточные управляемые бомбы Paveway IV
» Вьетнам не признает запреты Китая на вылов рыбы — МИД
» NYT раскрыла число ракет ATACMS, которые передали Украине
» ХАМАС готов на 5 лет перемирия с Израилем при условии создания палестинского государства
» Ситуация с продовольственной безопасностью в мире продолжает обостряться

 Репортаживсе статьи rss

» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту

 Комментариивсе статьи rss

» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?
» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"