Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Ради наказания Лукашенко Литва лишает себя миллиардов долларов
25.06.21 07:28 Наследники СССР сегодня

«Сбылась мечта идиота», «Еще больше нищих будет в Литве». Такими словами и политологи, и обычные граждане комментируют парадоксальное решение Литвы. Вильнюс решил присоединиться к масштабным европейским санкциям против Белоруссии, которые должны затронуть ключевые экспортные потоки этой страны. Притом что именно Литва на этом транзите зарабатывает больше всех.

Министры иностранных дел стран ЕС на этой неделе пришли к соглашению о секторальных санкциях для белорусской экономики. На встрече в Люксембурге главы МИД поддержали меры, направленные против важнейших источников доходов Белоруссии – экспорта калийных удобрений, табачных изделий, нефти и ее продуктов, финансового сектора. В частности, как предполагается, будет остановлен экспорт производимых в Белоруссии удобрений через страны ЕС.

В числе государств, которые обеими руками голосуют за расширение санкций против Минска, оказалась и Литва. Вильнюс не останавливает даже то, что санкции больно ударят и по самой Литве, ведь свои удобрения «Беларуськалий» везет на экспорт именно через территорию этой прибалтийской республики. И литовские компании очень хорошо зарабатывают на этом транзите. Ведь в целом товарооборот белорусских товаров через литовские порты оценивается экспертами в миллиарды долларов.

Рубим сук, на котором сидим

Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните пообещала, что правительство проведет оценку возможного негативного влияния санкций на литовские предприятия. Она также не исключила, что правительство предоставит помощь тем предприятиям, которые несут убытки в связи с введением санкций против Белоруссии. Премьер-министр не преминула подчеркнуть, что Вильнюс будет добиваться как можно более жестких антибелорусских санкций. Шимоните однозначно отметила: «И даже если будет выбран не какой-либо один, а весь спектр видов деятельности, через которые режим (Лукашенко – прим. ВЗГЛЯД) получает доходы, необходимые для сохранения своих структур, которые содействуют преследованиям людей, Литва такие санкции поддержит».

В свою очередь министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис поведал по телефону из Брюсселя: «Очевидно, что введение санкций будет поэтапным, чтобы оно не охватило весь сектор сразу». Министр считает, что пакет санкций должен быть «максимально всеохватным». Ландсбергис подтвердил, что среди затронутых сфер будут и калийные удобрения, и нефть.

Он доволен тем, что антибелорусские санкции косвенно ударят и по России. «Вторичное воздействие санкций заключается в том, что убытки белорусского режима должны рефинансироваться, и это может сделать только Россия. Таким образом, вводя санкции, ЕС и Литва часть их взваливает на Россию, которая может повлиять на Белоруссию», – сказал глава литовской дипломатии.

Тут нужно отметить, что оказавшийся сейчас в центре внимания «Беларуськалий» везет свою продукцию на экспорт самым кратчайшим путем – через порт в Клайпеде, пользуясь услугами «Литовских железных дорог». Погрузку этих удобрений в Клайпеде производит предприятие Biriu kroviniu terminalas («Терминал насыпных грузов») – 30% его акций принадлежит «Беларуськалию». В связи с этим глава порта в Клайпеде Альгис Латакас признает, что влияние санкций и на гавань, и на всю транспортную цепочку будет очень серьезным – ведь поставки из Белоруссии составляют более 30% всего грузооборота порта.

Власти Литвы, при всей их оголтелости, сначала побаивались санкций против «Беларуськалия». В декабре прошлого года экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская, находясь в Вильнюсе, призвала Литву отказаться от сотрудничества с этим предприятием. На это старший советник президента Литвы по внешней политике Аста Скайсгирите осторожно сказала, что сей вопрос, дескать, требует «дополнительных дискуссий». При этом она подчеркнула, что «с санкциями мы не хотим перегибать палку, особенно когда они воздействуют на гражданское общество, с которым мы хотим иметь наилучшие отношения и которое мы поддерживаем».

Осложняющие факторы

Со своей стороны президент Ассоциации морских грузовых компаний Литвы Вайдотас Шилейка предупреждает, что Клайпеде будет очень сложно найти замену белорусским удобрениям. «Действующий в Клайпеде специализированный терминал насыпных грузов, через который осуществляется перевалка удобрений, столкнется, если они Минском будут направлены в другие порты, с серьезными трудностями. Большая часть обрабатываемых на терминале грузов – белорусские удобрения. Быстро найти замену этому специфическому грузу сложно», – признал литовский эксперт.

Также в Литве начали раздаваться голоса о том, что ЕС мог бы компенсировать убытки литовских транспортных предприятий. «Сбылась мечта идиота – это сегодня про санкции против Белоруссии, последствия которых для Литвы дошли до самой Литвы, которая этих санкций яростно добивалась. Уже называют себя жертвами и требуют от Евросоюза компенсаций за грядущий удар по литовской экономике. Осознания того, что не надо было кидаться камнями в стеклянном доме, я у Вильнюса не наблюдаю – наблюдаю намерение качать права и добиваться повышенного финансирования за «принципиальную политику ценностей». Какое счастье, что мы с ними не в одной стране!» – иронизирует российский политолог Александр Носович.

В свою очередь политический обозреватель Алексей Ильяшевич обращает внимание: не случайно Литва с самого начала ратовала за санкции против нефтеперерабатывающей промышленности белорусов, но до поры помалкивала о «Беларуськалии». Дело в том, что нефтепродукты белорусского производства уже ушли из Клайпеды в российскую Усть-Лугу. А решение вопроса о переориентации транзита продукции «Беларуськалия» затянулось, здесь сторонам оказалось значительно труднее договориться.

«Во-первых, потому что в Усть-Луге пока нет свободных мощностей для перевалки белорусских удобрений. Нужно или строить отдельный терминал, или конкурировать с российскими компаниями за доступ к строящемуся терминалу «Ультрамар». Во-вторых, «Беларуськалий» не просто пользуется услугами Клайпедского порта – он держит 30% акций терминала насыпных грузов. Остальные 70% принадлежат «калийному королю Литвы» Игорю Удовицкому, который полагает, что перенаправить транзит удобрений на российскую Балтику вообще невозможно», – отмечает Ильяшевич.

Политолог ссылается на слова литовского предпринимателя Игоря Удовицкого. Тот недавно заявлял: «Кроме технических причин, есть и более глубокие. Например, перевод погрузки калия в порты, где одновременно с этим грузятся грузы конкурентов, фактически означает передачу хоть и под опосредованный, но все же контроль конкурентов всего бизнеса. Так как движение груза в порту – это еще и движение документов, из которых будут видны контракты, рынки, партнеры. В общем, вся коммерческая информация. Готовы ли «Беларуськалий» и «Белорусская калийная компания» к этому? Вопрос, думаю, риторический». Удовицкий отмечает, что, раз уж белорусские и российские производители удобрений конкурируют на мировом рынке, «Беларуськалий» не хочет ставить себя в условия, при которых его соперники из РФ могут получить какое-то преимущество.

Как Литва действует к выгоде России

Опять же, в этом случае транспортное плечо для грузоотправителей из Белоруссии удлиняется, затраты на обслуживание вагонов увеличиваются. К тому же и руководитель Росморречфлота Андрей Лаврищев отмечает, что переориентация продукции «Беларуськалия» на Усть-Лугу выглядит значительно более сложной задачей, чем переориентация нефтепродуктов. «Вопрос создания терминала в Усть-Луге для транзита белорусских удобрений обсуждается. Пока окончательно место не выбрано, но желание у белорусской стороны есть, у нас желание помочь белорусской стороне тоже есть. Я думаю, к лету мы определимся, и станет понятно место расположения терминала, его размер. В основном обсуждается Усть-Луга», – говорил Лаврищев недавно.

Однако, похоже, все факторы, мешающие переориентации «Беларуськалия» на российские порты, отменяются – Литва сама собирается его вытолкнуть. И это при том, что «Беларуськалий» – один из главных клиентов и кормильцев литовского порта: каждая четвертая тонна грузов, которые здесь обрабатываются, это именно белорусские удобрения.

Ильяшевич пишет, что, если Клайпеда, подчиняясь политике санкций, прекратит перевалку белорусских удобрений, Минску придется активизировать переговоры с Россией. Терминал для «Беларуськалия» в одном из российских портов в любом случае появится далеко не сразу. «Но сама потеря европейского рынка «Беларуськалию» не страшна. На страны ЕС приходится менее 10% от общего объема экспорта его продукции. Лукашенко, вероятно, сможет переориентировать их на Китай, Индию или Бразилию. Даже если не сможет, экономика Белоруссии это переживет. Кстати, выпадающие объемы удобрений в Европе, скорее всего, заменит другой ключевой игрок на этом поле – российский «Уралкалий».

А вот Клайпеде не позавидуешь. Ее ожидает не менее серьезный транзитный кризис, чем в Риге, Вентспилсе и Лиепае. То, что еще год назад казалось фантастикой, сегодня стало реальностью: власти Литвы лоббируют «смертный приговор» Клайпедскому порту», – заключает Алексей Ильяшевич.

Надо сказать, что многие и в самой Литве понимают, что, призывая ЕС ко все новым санкциям против Белоруссии, стреляют себе в ногу. Чаще всего свое возмущение высказывают русскоязычные жители страны, не запертые в местном информационно-пропагандистском загончике. «Стесняюсь спросить... а правительство из своих зарплат окажет помощь пострадавшим предприятиям или как всегда?.. Мне думается, что если правительство так рьяно борется за права белорусов, то именно белорусы должны их избирать и зарплату им выплачивать... Разве не так?» – интересуются граждане Литвы в интернете.

Обещание премьер-министра Шимоните подумать о компенсациях литовским предприятиям, пострадавшим от «войны санкций», было встречено с недоверием. «Еще больше нищих будет в Литве... Похоже, что правящим на это наплевать. Какие компенсации? Каждый месяц будете платить зарплату людям, ее потерявшим? Рядом Польша, тоже страна Евросоюза – но она сумела и валюту свою сохранить, и сельское хозяйство, и промышленность. Куда ни кинь – одни польские товары, овощи и фрукты, стройматериалы и одежда, и т. д и т. п. А в Литве скоро уже не останется ничего своего... В Клайпеде народ, оставшись без работы, станет уезжать, и скоро здесь не останется ничего и никого, хотя не прав – нелегальные мигранты...» – возмущаются люди.

Это возмущение понятно. За тридцать лет, миновавших после ее выхода из состава СССР, маленькая Литва потеряла миллион человек населения. Эти потери объясняются главным образом массовой эмиграцией – люди, не видя для себя особых перспектив на родине, массово разъезжаются по другим странам. Если в мае 2021 года в Литве насчитывалось 2 786 006 жителей, то в июне уже 2 784 279 – минус 1727 человек за месяц. И это при том, что в пору пандемии и карантина выезд в другие страны из Литвы по сравнению с «доковидными» временами сильно затруднен. К тому же в Литву перебираются некоторые белорусские «змагары», недовольные режимом Лукашенко.

Белорусский политический аналитик Юрий Шевцов предполагает, что по мере открытия границ Литва выйдет на показатель в минус три–четыре тысячи человек ежемесячно. В то время как литовские элиты с головой ушли в свои геополитические игры, не считаясь с интересами родной страны, «маленький литовец» голосует, что называется, ногами.

 

XP Best26.06.21 13:19
Если в мае 2021 года в Литве насчитывалось 2 786 006 жителей, то в июне уже 2 784 279 – минус 1727 человек за месяц.

Какие "астрономические" цифры!
Если литовцы способны оплачивать нефтегаз по мировым ценам и плюс на газ внутри добавляется 100% от мировой цены государственнным регулятором тарифов , то что станет с Лукашенкой, если такие же ценовые условия возникнут в Беларуси?
В Прибалтике постоянно идут сезонные изменения численности отъезжающих и возвращающихся. А цифра более 2 700 000 не меняется уже хороших 20 лет. Кроме того, в Прибалтике еженедельно практикуется летать в Данию, Германию, Швецию на работу, а вечером в пятницу назад домой. Билеты дешевые внутри ЕС, цены в десятках евро. От Риги до Копенгагена около 1 ч. лета.
FireWire26.06.21 22:44
> XP Best
В Прибалтике постоянно идут сезонные изменения численности отъезжающих и возвращающихся. А цифра более 2 700 000 не меняется уже хороших 20 лет.

2000 год - 3 512 074
2020 год - 2 794 090
разница - 717984, примерно 35899 в год, 2999 в месяц, так что 1700 чел в месяц действительно астрономическая цифра, для Литвы...
Ыых26.06.21 23:55
Блин, все правительства лимитрофов регулярно принимают экономически э.. безумные решения. ) И это кажется странным. Пока не начнешь думать кто там в этих правительствах.. и оказывается что любые значимые позиции, посты, партии и прочая бюрократия назначаются посольством США, президенты-премьеры специциально обученные туземцы, отформатированные во всяких итонах и славные русофобией, фашистскими предками не отомщенными и прочие лгбт. Никому из них благополучие стран и населения территорий куда они назначены не всралось от слова совсем. У них другие интересы, их хозяева содержат не для блага туземцев, а для блюдения своих интересов и обострения с РФ. Типичная колониальная администрация со всеми вытекающими.. Такшта в 2-3 миллионных трибалтиках миллион населения туда-сюда никого не волнует вообще. И самоокупаемость тоже, бабла подкидывают через фонды ЕС, нато и прочая завуалированные институты борьбы с русскими. Ну а подохнут, никто и не вспомнит, расходное мясо.
Alanv27.06.21 09:19
> XP Best
Если в мае 2021 года в Литве насчитывалось 2 786 006 жителей, то в июне уже 2 784 279 – минус 1727 человек за месяц.

Какие "астрономические" цифры!
Если литовцы способны оплачивать нефтегаз по мировым ценам и плюс на газ внутри добавляется 100% от мировой цены государственнным регулятором тарифов , то что станет с Лукашенкой, если такие же ценовые условия возникнут в Беларуси?
В Прибалтике постоянно идут сезонные изменения численности отъезжающих и возвращающихся. А цифра более 2 700 000 не меняется уже хороших 20 лет. Кроме того, в Прибалтике еженедельно практикуется летать в Данию, Германию, Швецию на работу, а вечером в пятницу назад домой. Билеты дешевые внутри ЕС, цены в десятках евро. От Риги до Копенгагена около 1 ч. лета.
- А с чего они д.б. мировыми для члена ЕАЭС Белоруссии?? Внутрироссийские цены на газ тоже куда меньше мировых, и никто тут от этого ничуть не страдает. В конце концов - Бацка может войти в состав РФ.
- Про цифры "20 лет" ваше вранье разоблачено выше.
- Если целая четверть вашей страны работает гастерами (наверняка самая работоспособная), то надо ясно понимать, что ваша страна НЕ РАЗВИВАЕТСЯ, А ВЫМИРАЕТ. Она просто становится "отстойником для пенсионеров и бездельников", а чуть позже - безжизненной болотистой окраиной, потому что дети гастеров как правило становятся уже гражданами не вашей страны...
Ril27.06.21 10:40
Автор статьи возмущается, что правительство Литвы принимает решения заведомо не отвечающие интересам самой Литвы. Эти возмущения немного странны, учитывая что любое правительство и президенты в любой стране Восточной Европы приводятся ко власти исключительно из Вашингтона.

Если уж, как мы ясно видели и слышали, американцы определяют высших должностных лиц на Украине - стране не входящей в ЕС и НАТО, то что говорить про напрямую подконтрольные страны-лимитрофы.

Так что любые решения правительств стран Восточной Европы определяются позицией Вашингтона. А у Вашингтона позиция вполне понятна - создание "пояса враждебности" вокруг западной границы России, с целью ограничения распространения влияния России дальше в Европу.

А потому можно и далее ожидать от стран-лимитрофов ПОЛНОГО разрушения любого сотрудничества и торговли между ними и РФ. Что конечно рушит их экономику и ставит их на колени, но при этом делает еще более зависимыми от финансовой помощи из Вашингтона.

В общем и целом, тенденция такова, что эти страны и дальше будут испытывать мощнейшую депопуляцию и экономическую стагнацию, но при этом их правительства будет проводить максимально русофобскую и максимально губительную политику для самой Прибалтики.

И на самом деле, я считаю, что это максимально выгодная ситуация для России. Так как Прибалтика в любом случае перейдет под контроль России в будущем - что само по себе геополитическая аксиома. И чем более малонаселенная и экономически разрушенная Прибалтика будет в этот момент - тем легче пройдет процесс реинтеграции.

Тупизна нынешней американской политической элиты нам чрезвычайно выгодна.
Леонид Ильич Брежнев дорогой.28.06.21 03:20
20 летняя многовекторность с охаиванием Москвы приведет в закрытию СВИФТ с прочими санкциями хуже некуда для Луки. Проблема в его постковидной голове с забитым мелкими тромбами мозгом. США решили на Белоруссии отрепетировать давление на Москву. Тем более политики американцы решили, ежели наш Техас смог выжить полтора месяца без воды и еды с теплом зимой, то Белоруссию самособой надо испытать.
Ёпрст01.07.21 17:34
Литва ничего себя не лишает. т.к. не суверенна и за неё решения принимают в посольстве США, а потом уж ЕС... Непонятно почему Российская потриотическая персса использует штампы и шаблоны либеральных СМИ - агентов влияния США?
Почему не называть вещи своими именами ? Пускай ОНИ доказывают что это не так.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Росстат: Промпроизводство в РФ в первом квартале выросло на 5,6%
» Выступление Александра Лукашенко на Всебелорусском народном собрании: Главное
» Сокрушительное падение прибыли Tesla произошло в первом квартале 2024 года
» На случай войны в Европе: Швеция реанимирует электростанцию в Мальмё
» Комплексы РЭБ в зоне СВО эффективно перехватывают переговоры ВСУ и глушат связь
» ЦАР изучает российскую военную практику на Украине, заявили в Банги
» В МИД рассказали, как Россия ответит на конфискацию ее активов
» Россия заблокировала в СБ ООН резолюцию США по ядерному оружию в космосе

 Репортаживсе статьи rss

» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию

 Комментариивсе статьи rss

» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"