Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Генри Сардарян: Высшее образование в России оказалось под внешним управлением
09.11.21 06:30 Наука, техника, образование

Критерии успеха и распределение финансирования среди российских вузов определяются на основе рейтинга, составляемого частной британской компанией. Преподаватели вынуждены подстраиваться под требования, разрабатываемые вразрез с национальными интересами России. О том, к чему может привести такая система управления, и какие есть пути решения проблемы, EADaily рассказал член Общественной палаты, декан факультета управления и политики МГИМО Генри Сардарян.

— Недавний круглый стол в Общественной палате, посвященный влиянию международных академических рейтингов на нашу систему образования, произвел эффект разорвавшей бомбы. На Ваш взгляд, что стало причиной такого повышенного интереса к проблеме, которая на первый взгляд может показаться неинтересной для широкой публики?

— Действительно, в академической среде очень сложно найти ученых, профессоров, доцентов, преподавателей, которые бы об этой проблеме не знали. Как раз в академической среде этим никого не удивишь. И когда начинаешь об этом говорить, встречаешь только одобрение и согласие. Но, как Вы правильно отметили, для широкой аудитории эта проблема и не очень известна. И более того, когда начинаешь уходить в детали и объяснять, как этот механизм построен, людям и вовсе кажется, что так просто не может быть. Звучит слишком неправдоподобно. Между тем, это уже четвертое мероприятие, посвященное этой теме, которое мы непосредственно провели в Общественной палате. Могу сказать, что у людей внешних для академической среды эта проблема вызывает повышенный интерес именно потому, что они прекрасно понимают ее важность.

— Вряд ли можно заподозрить нашу академическую среду, руководство вузов в повальном предательстве и стремлении сдать национальные интересы зарубежным силам. Какие механизмы стоят за подчинением наших вузов западным интеллектуальным центрам?

— Справедливости ради стоит отметить, что в российских университетах разная позиция по данному вопросу. Есть вузы, в которых и без всякого регулирования и требований само руководство или представители университетов являются активными сторонниками того, чтобы ориентироваться на эти рейтинговые системы. Это необязательно может означать, что у них какая-то предательская позиция по отношению к национальным интересам России. Они могут видеть для себя в этом способ обрести дополнительный авторитет в глазах тех партнеров, на сотрудничество с которыми они нацелены. Абсолютно точно, что в подавляющем большинстве российских вузов такого стремления равняться именно на западные интеллектуальные центры нет.

Однако для всех абсолютно одинаковы правила, например квалификационные требования для профессорско-преподавательского состава: хочешь избраться на должность, значит публикуйся в журналах из западных перечней Scopus и Web of Science. Хочешь получать дополнительную денежную мотивацию — публикуйся и обретай цитирование. Причем цитировать тебя должны тоже в журналах, которые входят в эти базы данных. Данные шаги не исходят от самих университетов, это различного рода нормы, которые были закреплены в разное время. Какие-то из них, к счастью, были пересмотрены. Другие, напротив, по-прежнему остаются в перечне критериев эффективности российских высших учебных заведений. Если вы хотите, чтобы ваш университет получал повышенное финансирование за государственное задание, то есть за обучение студентов-бюджетников, — пожалуйста, обеспечивайте большое количество цитирований в западных журналах и публикаций в западных журналах. Если хотите, чтобы ваша деятельность как руководителя оценивалась положительно — обеспечивайте те же результаты. До недавнего времени рост в международном рейтинге QS, составляемом британской компанией, был основным показателем успеха.

Сегодня, к счастью, этот рейтинг из большей части требований исчез. Но остаются наукометрические базы Scopus и Web of Science, которые на самом деле и были самой проблемной частью рейтинга QS — если убрать оттуда наукометрию, то останутся такие показатели, как общая численность студентов. Количество иностранных студентов — это вполне объективные критерии, но они составляли менее пятидесяти процентов. Большую часть критериев составляли как раз публикации в тех самых базах.

Помимо этого, необходимо понимать, что за это время была создана целая инфраструктура в университетах, которая должна была обеспечивать рост количества публикаций и цитирований. На это выделялись огромные деньги, которые с одной стороны доплачивались сотрудникам за то, чтобы они обеспечили эти публикации. С другой стороны — многие вузы прибегали к консалтинговым услугам: привлекали представителей компаний, составляющих рейтинги, чтобы они рассказывали, как правильно писать статьи, на какую тему их лучше писать, как их публиковать и делать так, чтобы на них чаще ссылались. Эта огромная инфраструктура работает уже достаточно долгое время и есть случаи, когда университеты по инерции закладывают подобные требования в стратегии собственного развития.

Тут просто необходимо один раз задаться вопросом: что нам дают жит цитирования или что нам дают публикации в этих базах данных? Если какой-то профессор считает, что для него публикация в конкретном журнале играет положительную роль — пожалуйста, никаких вопросов к этому не возникает. Но если в масштабах всей страны единственная цель научной деятельности — это просто опубликовать статьи в тех журналах, которые рекомендованы частной британской компанией, каким образом это способствует развитию нашей гуманитарной науки? Вместо того, чтобы заниматься глубокими, фундаментальными исследованиями, в которых нуждается сегодня наша страна, мы должны подбирать темы, которые интересны частному предприятию в Лондоне, писать о них так, как они считают необходимым — просто чтобы быть процитированными и обеспечить себе рост этих показателей. Как это соотносится с социально-экономическими проблемами нашей страны, с теми вызовами, которые сегодня перед нами стоят?

А если уйти в узкопрофильную тему, связанную с политическими науками, международными отношениями, историческими науками, то понять, почему российские ученые должны публиковаться в тех журналах, в которых регулярно отмечаются попытки фальсификации истории, с которыми мы призваны бороться?

Наконец, почему мы не можем заниматься собственными системами и рейтингами, создавать инфраструктуру, которая была бы лучше той, что нам предлагают британцы? Почему нельзя сделать по-настоящему международный рейтинг с различными партнерами, которые готовы пойти на такой шаг?

— Я правильно понимаю, что далеко не все страны, входящие в список лидеров в сфере образования, опираются на эти рейтинги и считают важным для себя в них участвовать?

— Совершенно верно. Вы можете открыть список лучших университетов — 70% или 80% будут составлять американские университеты. Может так оно и есть, но тут есть несколько нюансов. Расскажу опираясь на свой личный опыт. Я спрашивал у руководителей ведущих европейских, и в частности итальянских, университетов: а почему вас вообще нет в этом рейтинге? На что они мне с непониманием ответили: «А почему мы вообще должны там быть? У нас есть рейтинг нашего министерства образования, итальянские студенты ориентируются на него. Если говорить об иностранцах, то мы также не видим взаимосвязи между решением обучаться в одном из наших вузов и его местом в международном рейтинге».

Если я не ошибаюсь, социологический центр при Министерстве науки и высшего образования сам же мне предоставлял данные о том, что меньше пятнадцати процентов иностранных студентов, которые приняли решение учиться за рубежом, вообще знают о существовании этого рейтинга. Не то что ориентируются, а просто слышали о нем!

Есть еще один пример. Если исходить из критериев этих рейтингов: например, сколько у человека статей в систем Scopus, как часто их цитируют и прочее, то, скажем, Генри Киссинджера нельзя было бы оформить преподавателем на кафедру дипломатии, поскольку он по этим критериям не проходит и считается недостаточно квалифицированным специалистом.

— Какое есть решение в сложившейся ситуации?

— Отказ от слепого следования требованиям этих рейтингов и создание собственной системы оценки эффективности. Нельзя принимать участие в рейтинговых системах, при разработке методологии которых у России нет права голоса. Нельзя мнение частной британской компании делать критерием успешности российских университетов и делать обязательным участие в этих рейтингах критерием как для представителей естественных, так и для представителей гуманитарных наук. Так что первое — это не делать участие в этих рейтингах обязательным для всех российских вузов.

Второе — мы, безусловно, великая мировая держава. И это должно выражаться в том числе и в вопросах, связанных с образованием. Мы должны быть одним из независимых мировых образовательных центров, формировать новое видение высшего образования. Ни в коем случае не надо закрываться, изолироваться, как это пытаются преподнести те, кто защищает существующую систему. Совершенно нет! Мы просто не должны быть в этом смысле ведомыми интересами частной британской компании. У нас хватает и ресурсов, и международных партнеров, чтобы создать собственный рейтинг с прозрачной методологией оценки. Специалисты для этого у нас есть — в рамках своей деятельности в Общественной палате я неоднократно общался с людьми, которые могут обеспечить на качественно более высоком уровне разработку методологии для такого рейтинга.

Беседовал Георгий Иванов

 

_STRANNIK09.11.21 11:03
Михалков в последнем Бесогоне достаточно подробно высказался на тему озвученную Сардаряном...
RML09.11.21 13:11
Товарищи привыкли открывать платные факультеты и новые модные специальности выпускающие армии менеджеров... а тут их просят показать "всему миру" свои достижения. Конечно реакция соответствующая, им этого точно не хочется... т.к какие достижения у платных недоучек с факультетов менеджмента и преподавателей их обучающих?
veldinc`09.11.21 14:34
Проблема с иностранными "рейтингами" - проблема давняя. С одной стороны, рейтинги нужны, чтобы имет возможность сравнения. С другой, как справедливо указано в статье, почему необходимо опираться на рейтинги частной бритнаской компании? Почему не создать свой рейтинг, на основе РАН или министерства образования? Или это заложено в каких-то международных договорах, которые напринимали во времена пьяного бориски?...
P.S. "создана целая инфраструктура в университетах" - а если учесть, что самая простенькая статья в журнале из списка Scopus и Web of Science стоит примерно от 50 тыс., то конечно это для кого-то довольно прибыльная отрасть...
P.S.S. "Вы можете открыть список лучших университетов — 70% или 80% будут составлять американские университеты..." - по словам самих американских специалистов, в университетах США готовят прекрасных специалистов по праву, экономике и т.д. из предствителей богатого класса. Все остальное - крайне сомнительно...
Пауль10.11.21 00:39
Неужели не наелись всеми этими рейтингами Муди, Фичей и пр? Не может быть национальной политики и национальной культуры в стране, которая живет по чужим законам.
Dr.Serg10.11.21 08:19
Вот здесь Савватеев об образовании, правда не высшем. ссылка
Dr.Serg10.11.21 08:20
C моей точки зрения, практичеси всё применимо и для системы здравоохранения...
Аббе10.11.21 08:29
Сьаьбю задумали умно, а написали глупо. Проблему пытаются показать "изнути".
Ну да, как же, как же! Много ли мы узнаем про слона, если пытаемся увидеть его изнутри кишечника? Запустили туда видеокамеру и обозреваем...
Ну вы поняли.
Помните анекдот про американцев? Приехали в Париж, пошли в Лувр. Подумали и решили, что смотреть его нужно с двух сторон. Изнутри - один, но другой то - СНАРУЖИ.
Этот анекдот больше говорит про глупость автора, чем про деловые качества американцев. Проблему ВСЕГДА нужно оценивать со всех сторон. Сто раз изнутри, тысячу раз снаружи.
*******************************************
Что нам показали? Частная фирма, подавление хороших российских университетов, бла, бла, бла.
Чудненько.
А чуток то же самое, но СНАРУЖИ?
Откуда вообще появилась тема сравнений и оценок? Из усложнения науки, как таковой.
Откуда система "привилегированных журналов"? Из желания захвата важнейшей власти в мире - власти СУЖДЕНИЯ. Судебная, законодательная, исполнительная власть - неразрывны и неслиянны, контролируют друг друга и отвечают перед обществом. (Теоретически!!)
Что такое СУЖДЕНИЕ? Экспертное заключение, за которое эксперт не несёт никакой ответственности. Суд можно проверить экспертизой, апелляцией к высшему органу.
Вот суждение, особенно в научной среде - власть почти абсолютная. И развращает абсолютно.
Таким образом, статья должна включить в себя ЭТОТ тезис.
1) Система, когда то разумная - давно сгнила. Смотрим на высказывания, на деяния европейских политиков и их образование и "сильно удивляемся в формате одного слова. Весьма непристойного слова". Они образованные? Но тупые.
2) Следующий тезис пострашнее будет. Было время. когда исследователи рылись в древних рукописях, изучали, что могут понять в летописях древних империй. Право же, есть технологии, которые пропадали на полторы тысячи лет! Было, ой было что исследовать.
Потом, с немалыми издержками, начался научно-технинческий рывок. По большому счёту, во многом мы до сих пор живём в "большом 20-том веке". С началом не позднее 1850 года. Хороший такой век, на 170 лет.
Но, если материализация научных исследований и технических достижений в материальные обхекты в конце 19-го и в начале 20-го веков была молниеносная, корабли устаревали ещё на стапелях, сегодня это почти закончено.
Скорость изменений во многих отраслях сильно не поражает.
Понимаете?
Привычка к получению результатов, опрокидывающих мир - осталась. А скорость получения и олезность результатов - уменьшилась.
Из чего вобще появились эти базы? Да как раз из этого торможения. Исследователи захотели "вырвать кусок себе побольше". И в качестве средства войны избрали власть суждения "что интерсно и что не интересно".
Когда мозги власть имущих забиты терабайтами очень разных результатов, - власть выбора "на что им вообще смотреть" становится властью почти абслютной. И отвественности никакой.
Не так важно, что это не российская система. Не так важно, что она нам чужая, да пожалуй и враждебная.
Решающее значение - система высасывает выгоды из самого положения главенства и ей давно не важно, насколько правдивы и полезны публикуемые результаты.
Научно-технический прогресс замедляется, а жрать то целый слой исследователей ХОЧЕТ. И на уменьшающейся дозе ресурсов "на исследования" разумно кормить своих, давить чужих.
Ровно то же самое, что происходит в имитациях государственности Беглых Бывших Братских Народов СССР.
Институт негражданства в Прибалтике, мовность и процесс одавления всего русского в границах Украины, требование ресурсов из ЕС и США за факт того, что "мы пинаем русских" практически везде.
************************************************
Нет союзников. Тех, кто имеет свои интересы "в сходных направлениях". Давно и могуче развилось понятие "клиентелла". Дармоеды, сидящие на содержании реально мощного олигарха или же гегемона - США.
*************************************************
Ситсема, которая когда то могла быть хотя чуток полезной, сегодня давно переросла себя же, но исходную. И издержки системы, вред от системы - давно превышают пользу от неё же.
Понятие "британские уЧоные" - как раз жесточайшее тому потвержение.
Враньё, фальшивки, результаты исследований, которых никогда и не было вовсе.
Это в Британии можно засовывать младших детей в гаучные школы, как беременных на сохранение в клинику. И не помрёт и вроде ка кделом занят. А в реальной экономике мест нет, места заняты.
Исключение младших самцов из резни/грызни за высшее положение. Результаты их трудов уже никого не интересуют.
3) Вот об ЭТОМ и нужно было писать статью. Для мира важнее факт, что вся система и давно им же и мешает жить.
И уже вторично для мира, но важно для России - очевидная необходимость замены привязки к чужой и уже дохлой системе на что то внутренннее, СВОЁ.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Вообще то тут мятеж против героев Достоевского. Помните? "А ведь было бы лучше, если бы УМНАЯ нация победила нацию ГЛУПУЮ".
Всё просто и страшно. Россия жива на откровенно небогатых ресурсах. И за примерно одинаковый с европейцами результат здесь работать нужно в разы больше.
Учились работать у европейцев, а результаты не европейские.
абЫдно! Если убить Россию - а вдруг всё получится?
И мучаются юмористы - одесситы, страдают украинцы. Как так? Ведь убивают же? Но рай не получается.
Несправедливо.
ale1954779710.11.21 10:29
> Dr.Serg
Вот здесь Савватеев об образовании, правда не высшем. ссылка
ссылка - в высшем не намного лучше.
С другой стороны Савватеев несколько драматизирует и перегибает, из его слов совсем уж ужас-ужас, а на самом деле просто ужас с тенденцией к стагнации) Но от этого мало кому легче.
novl200010.11.21 11:53
> Dr.Serg
C моей точки зрения, практичеси всё применимо и для системы здравоохранения...
проще попробовать найти для какой системы в РФ, это не применимо
ale1954779710.11.21 11:57
> novl2000
> Dr.Serg
C моей точки зрения, практичеси всё применимо и для системы здравоохранения...
проще попробовать найти для какой системы в РФ, это не применимо
Армия - для нее это неприменимо от слова "совсем". Там как раз ровно наоборот процессы идут.
Чем крыть будете, неуважаемый вы наш?)
Leo Leon11.11.21 11:26
"Армия - для нее это неприменимо от слова "совсем". Там как раз ровно наоборот процессы идут."

Да все тоже самое. Американцы для поднятия профессионализма своих военных постоянно ведут войны, подготовку к войнам, во всем мире. А мы шесть лет повоевали в Сирии и радостно сообщаем, что после этого у нас стала боеготовная армия - мол большинство российских офицеров прошли практику в Сирии.
Как раз та же система рейтингов.
ale1954779711.11.21 11:33
> Leo Leon
Да все тоже самое. Американцы для поднятия профессионализма своих военных постоянно ведут войны, подготовку к войнам, во всем мире. А мы шесть лет повоевали в Сирии и радостно сообщаем, что после этого у нас стала боеготовная армия - мол большинство российских офицеров прошли практику в Сирии.
Как раз та же система рейтингов.
Ну давайте посмотим на результаты - бегство из Афгана, сворачивание и кидание союзников в Сирии, Ираке, Руине, Грузии, заявленный уход с Ближнего Востока, в перспективе полный уход и замыкание в доктрине Монтрё - это высокопрофессиональная армия и руководство, по Вашему?
Как раз российская армия за последние 5 лет пережила реальный ренессанс и встала на первые роли в Мире. Другое дело, что мы не собираемся, как при СССР, вбухивать неимоверные средства в военные базы и помощь всем кому не попадя.
Так что (имхо), Вы не правы. Армия стала намного лучше и профессиональнее как именно государственный институт. А вот в сфере образования пока стагнация и расслоение, что не есть хорошо, но не ужас-ужас, как пишут.
XP Best11.11.21 15:30
Общественная палата - это не орган госуправления, а площадка для бла-бла-бла в сфере демократии.
XP Best11.11.21 15:32
> ale19547797
Так что (имхо), Вы не правы. Армия стала намного лучше и профессиональнее как именно государственный институт. А вот в сфере образования пока стагнация и расслоение, что не есть хорошо, но не ужас-ужас, как пишут.
Не может быть хорошей техногенной армии при стагнации образования. Так не бывает. Может быть только героизм, политый кровью, а не технологически методичная боевая работа.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» КНДР провела ядерные учения
» ФСБ предотвратила теракт в Брянске
» Киргизия и Великобритания заключили договор о сотрудничестве
» Байден сообщил о выделении $7 млрд на развитие солнечной энергетики
» Сунак пообещал предоставить Украине крупнейший пакет военной помощи
» Госдеп заявил о нарушении прав человека на Украине
» Дуда сдал назад: Никаких решений о размещении ядерного оружия США в Польше пока нет
» Развитие железнодорожной инфраструктуры в Хабаровском крае идет беспрецедентными темпами

 Репортаживсе статьи rss

» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут

 Комментариивсе статьи rss

» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"