Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Комиссия ООН признала действия Израиля в секторе Газа геноцидом
СВР: Евросоюз готовит сербский майдан
Запад может потерять 285 миллиардов долларов при конфискации активов России
НАТО проведет операцию по усилению обороны восточного фланга
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
На туманном Альбионе: история пиратского радио Великобритании
25.09.22 20:27 История: факты и документы
Рассвет рок-культуры и становление ее канонов пришлись на 60-e годы и ознаменовали начало британского вторжения в Америку и в целом в мир. А что же в самой Британии? А там высится сумрачная громада ВВС, имеющего монополию на всё радиовещание и, как и положено таким мастодонтам, крайне консервативные взгляды и монструозный бюрократический аппарат. Например, уже в 1966 году на шоу Эда Салливана были вырезаны строки из песни группы «the Rolling Stones» — «(i cant get On) Satisfaction». Другой пример — запрет BBC на трансляцию песни «Lucl In the Sky with Diamonds» якобы пропагандирующей нездоровую любовь к наркотикам.

Касаемо же бюрократии, то чтобы получить разрешения на радиовещание, нужно было всего-то подать заявку, и вот это «всего-то» сопровождалось бумажной волокитой и беготней по кабинетам за подписями. Плюсом нужно было купить радиопередатчик, конечно сертифицированный и бесконечно дорогой. Естественно в стране чопорности во главе с важностью престижа царила жесткая цензура, распространявшаяся на все неподходящее под национальную идею аристократичности и интеллигентности королевских подданных, какие уж тут «Секс, наркотики, рок-н-ролл».

Как вы видите, предпосылок для организации подпольного радио в стране, особенно для бунтарей-рок-н-ролльщиков более чем достаточно, и оно худо-бедно существовало, но было сильно ограничено. Так подпольные радиоточки часто не имели хороших передатчиков в связи с их дороговизной. Поэтому охват оставлял желать лучшего, да и качество записей тоже. Все изменилось, когда любители хорошей музыки нашли способ вещать из нейтральных вод, чем не только расширили границы дозволенного, но и попутно совершили революцию в радиовещании.

Но началось все с маленького герцогства в западной Европе под названием Великое герцогство Люксембург. В этой маленькой державе еще с 1933 года на независимой основе существовало — радио «Luxembourg». Почувствовав перспективы нового рынка, оно ориентировалось на молодёжь и вещало в основном рок. В Британии его можно было поймать на частоте 208, которая со временем стала легендарной, во многом благодаря британской же цензуре. Понимаете, да? Ведь нет ничего более привлекательного для подростка, чем нарушать законодательство, и 208-я очень быстро набрала бешеную популярность.

Итак, спрос на поп-музыку в Британии есть, предложение тоже есть, но в небольшом объеме, все же Люксембург не близко. А значит, пришло время появиться конкуренции. Ей и стали радиоточки на кораблях в нейтральных водах. Подробно о пиратских станциях я буду писать в отдельных материалах, здесь же обозначу основные повороты в развитии этого направления.

Первый шаг был сделан в 1960 году голландской радиостанцией с романтичным названием «Veronica». Радио находилось в голландских территориальных водах, внутри существовало отдельное подразделение отвечающее за британское вещание. Впрочем, из-за проблем со связью, все же Голландия находится далековато от Англии, поэтому в последней радио было не слишком популярным, да и в Голландии у него дела шли очень успешно и британский отдел сократили, дабы освободить мощности и время для рекламы.

А теперь представьте, какой взрыв произошел в головах бунтующей музыкальной тусовки. Радио может вещать рок, да и вообще что хочет, с корабля, незаконно и при этом формально ничего не нарушая. Революция! Бунт! Море! Вот уж где было развернуться рок-н-ролльному духу. Удивительно, что прирожденные мореманы, британцы, сразу до этого не додумались.

А на дворе между тем уже 1962 год, еще год назад в Британии начал работать комитет Пилкингтона, суть его сводилась к изучению проблем и будущего радиовещания в стране. К концу года он сделал вывод, что туманному Альбиону коммерческое радио не нужно. Я не любитель теорий заговоров, но мне кажется, что из ВВС, так сказать, занесли. Потому что сделай комитет заключение о необходимости частных радиостанций, у BBC появилась бы конкуренция, а это трата ресурсов и времени. Проще дать на лапу и дальше сидеть, делать привычное дело и играть в крокет с министрами после дневного чая. Кстати, раз нет толковой конкуренции государственному предприятию, то и законодательство отдельное для регулирования сферы делать не надо, что позже сыграло свою роль.

В 1963 году происходят две взаимосвязанные вещи. Во-первых, сын ирландского богача и бизнесмена, Ронан ОРейлли, который к тому моменту был менеджером еще малоизвестных групп «The Animals» и «The Rolling Stones», а также управляющий клубом «Сцена» в Сохо, скооперировавшись с ди-джеем Кристофером Муром, начали искать инвестиции для собственного коммерческого, пиратского радио. И находят, — так начинает зарождаться легенда пиратского радиовещания — радио «Caroline». Во-вторых, продюсер Аллан Кроуфорд, начал собирать деньги на конкурирующую радиостанцию «Atlanta».

К сожалению, «Атланте» не суждено было расправить парус, денег не хватило и Аллану пришлось скооперироваться с радио «Caroline», удвоив её мощности.

«Caroline» была флагманом пиратского радиофлота, пока не появилось радио «London». Несмотря на название, станция была американская, базой для нее послужил списанный тральщик ВМФ США «Galaxy», а основателем техасский предприниматель. Стояла она в трех милях от границы территориальных вод Великобритании. И ориентировалась на музыкальный формат топ-40, в который входили самые популярные хиты, чем и начало завоевывать аудиторию. Были и проекты поменьше, вроде радио «Essex» или «Radio City».

Основная проблема правительства по части уничтожения пиратства была огромная аудитория этих радиостанций. К примеру, только радио «Caroline» и «London» собрали аудиторию в 15 и 20 миллионов человек соответственно. А терять голоса пролетариата перед выборами никто не хотел. И вот тут интересная политическая логика. Вместо того, чтобы дать зеленый свет коммерческим радиостанциям, которые просто ввиду конкурентных преимуществ убили бы пиратство, они упорно продолжали с ними бороться, тратить силы и, видимо, «пилить» деньги.

К 1967 году правительство всё же нашло рычаги давления на пиратов и разработало законодательство, запрещающее радиовещание с кораблей и, внезапно, самолетов. Предпосылкой к тому стали пиратские разборки. Владелец «Radio City» Редженальт Калверт и помощник Ронана ОРейли майор Оливер Смедли повздорили из-за невыясненной причины. Ходили слухи, что «Radio City» и «Caroline» не поделили зоны влияния. Закончилось всё, как и полагается, перестрелкой, в которой Смедли застрелил Калверта. Правительство быстро спохватилось и всеми возможными способами начало пропаганду против пиратов, выставляя их гангстерами и угрозой обществу. Одновременно с этим ВВС начало открывать радиостанции, ориентированные на молодежную музыку. И помогали им в этом сами бывшие пираты, которым надо было где-то работать. К середине 70-x почти все станции вынуждены были закрыться. Почти, потому что в бескрайнем море все еще мигал огонек свободы — это было радио «Caroline».

Пираты буквально создали сегодняшнее радио и незаменимый кусок хорошей музыки. Именно они придумали музыкальные топы и начали практиковать живое общение со слушателями. Кстати, благодаря им мы имеем удовольствие ездить на ежегодные фестивали устраиваемые радиостанциями. До пиратов радиовещатели не стремились общаться с публикой в живую. А радиопираты могли себе позволить устроить тусовку с приглашением слушателей, например, на радио «Caroline». Рок-пираты одержали победу над своим главным врагом — консерватизмом. Но история пиратского радио на этом не закончилось. Об этом в следующий раз.

Smailed  (Блог компании Timeweb Cloud)
 

Аяврик28.09.22 13:32
-- Например, уже в 1966 году на шоу Эда Салливана были вырезаны строки из песни группы «the Rolling Stones» — «(i cant get On) Satisfaction».

отсутствующий "редактор музыкального отдела" исправил бы "уже" на "ещё", "(I cant get On)" на (I cant get No"), и вообще убрал бы упоминание Американского телевизионного шоу Эда Салливана из статьи об английском пиратском радио

;-))

-- сын ирландского богача и бизнесмена, Ронан ОРейлли, который к тому моменту был менеджером еще малоизвестных групп «The Animals» и «The Rolling Stones»

впервые о таком "менеджере" в истории Роллингов и Энималз слышу!
:-/

-- только радио «Caroline» и «London» собрали аудиторию в 15 и 20 миллионов человек соответственно. А терять голоса пролетариата перед выборами никто не хотел.

ну, это благоглупость - целевой аудиторией пиратских музыкальных радиостанций являлись школьники и студенты, притягивать сюда "конспирологические версии" и "пролетариат", голосующий под тлетворным влиянием декадентского псевдоискусства ("сегодня он играет джаз - а завтра родину продаст") не сурьёзно!

-- Ходили слухи, что «Radio City» и «Caroline» не поделили зоны влияния. Закончилось всё, как и полагается, перестрелкой, в которой Смедли застрелил Калверта.

АХРЕНЕТЬ!!!!!
8-0

...

да уж...
про пиратское "Радио Люксембугр" я даже в позднебрежневские времена своей провинциальной юности что-то где-то смог вычитать в советской прессе - а очутившись в рядах ГСВГ вдруг обнаружил в эфире транзисторного радиоприёмника эту музыкальную радиостанцию в натуре!
постоянно её во все 2 года службы слушал - и она оставалась сосредоточенной всё также не на хитах действующих хитпарадов, а на более "независимых" исполнителях - более "суб-культурных"
как и упоминаемые в статье пиратские радио не столько крутили "хиты из парадов", сколько раскручивали малоизвестных, но ультраактуальных исполнителей - не эксплуатируя "мейнстрим", а формируя новые предпочтения - поэтому к ним "ездили" охотно, но те, кто не имел большой известности

а настоящие супер-звёзды (и лидеры хитпарадов) - типа Битлов или упомянутых выше Роллингов и Энималз - вполне себе регулярно выступали с живыми выступлениями, перемежающимися интервью, в студиях радио БиБиСи, и эти их радиовыступления (с 1963 года) позднее выпускались -

вообще, пиратские радиостанции больше специализировались на "субкультуре", а не на "массовой культуре" в своих репертуарных политиках ("массовый радиослушатель" был вполне "окучен" государственным телерадиовещанием)
a44455you29.09.22 00:44
да... лежа за ширмой в холле мед-корпуса на обследовни - именно "Радио Люксембугр" и слушал по "спидоле"... когда удавалось :)))... ничего крутого, но - забавно :)... а вот джаз... его там не было :(...
Аяврик29.09.22 14:43
2 a44455you

-- а вот джаз... его там не было :(

самое прикольное (и с "общепринятых" сегодня "понятий" неожиданное), это то, что в описываемый в статье период Английского "альтернативного" музыкального радиоэфира - там как раз заканчивалась молодёжная волна "пижонов", сидевшая именно на "традиционном джазе" (смеси диксиленда и того, что у нас "ансамбль Мелодия под управлением Гараняна" в СССР были - а, или вот, в фильме "Дежавю" в эпизоде "в гостинице с иностранцем" что лабухи пытались ему сыграть - это оно было)

в той же Ливерпульской "Пещере" - ставшей в итоге "резиденцией" Битлз до того, как они перебрались в Лондон - изначально было логово именно джазменов и битлов туда поначалу только днём пускали... потом они вытеснили джазменов с вечера на время ланча... а только потом вообще оттуда "выжили"

своеобразный эстрадный "британский джаз" (trad jazz) в Британии процветал в начале 50-х
Кейт Ричард в мемуарах писал, что его тогдашняя подружка "сидела на джазе" и ему приходилось с ней на концерты ходить и там разборки с теми, кто эту музыку отрицал, устраивать
а однажды он слушал по радио БиБиСи прямую трансляцию с джазового концерта, которая была прервана из-за массовой драки среди слушателей - между сторонниками британского "трад-джаза" и американского "бопа" - что они, говорит, устраивали, это уму было тогдашним зелёным рокерам непостижимо

8-D

отголоски моды на джаз (в его упрощённой форме) в Англии среди молодёжи наблюдались гораздо дольше (в культовой книжке "Абсолютные новички" - ссылка - это задокументировано), чем в давным давно к нему потерявшей интерес молодёжи в США, где он "оторвался от масс" и успел стать "музыкой для толстых"

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Прямая линия, объединенная с большой пресс-конференцией, пройдет в декабре
» Красников рассказал, как спецоперация стимулировала научные разработки
» Рассекречены документы СВР о планах Лондона бороться против СССР
» В Париже полиция разогнала протестующих слезоточивым газом и дубинками
» Роман Германии с углем затягивается: замены не видно
» Еврокомиссия приостановила финансовую поддержку Израиля
» Дания отказалась приглашать США на военные учения в Гренландии
» ФСБ сорвала убийство главы оборонного предприятия в Санкт-Петербурге

 Репортаживсе статьи rss

» "Новый законопроект изменит саму культуру правосудия". Профессор Гасан Мирзоев - об изменениях в работе адвокатов
» Ирак является одним из ключевых партнеров России в арабском мире и на международной арене
» Демонстрация с силой: какое оружие показали на выставке DSEI-2025
» "Нас воспринимали как преступников". Южнокорейские рабочие вернулись домой после задержания в США
» Регионы юга РФ приступают к массовому севу озимых в условиях засухи и возросших затрат. Обзор
» Антон Алиханов: Россия планирует расширять экспорт вертолетов
» Опубликованы документы о японских планах массовых казней в Маньчжурии
» Стратостат вместо "Старлинка": в России создают альтернативный вариант связи

 Комментариивсе статьи rss

» «Сила Сибири — 2» подыграет Европе: производителям СПГ в США придется отрезвиться
» Почему Европа платит за газ в пять раз дороже, чем США
» SZ: немецкий автопром столкнулся с огромной конкуренцией со стороны Китая
» В США убит американский Данила Багров
» Ближний Восток в ожидании: грядёт вторая фаза войны Израиля против Ирана
» Почему Россия и ОПЕК+ продолжают увеличивать предложение нефти на рынке
» Остров с сокровищами: США продолжают экспансию в Гренландии
» Трампу назло: ЕС решил укрепить сотрудничество с Индией

 Аналитикавсе статьи rss

» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
» Инфраструктура Германии это: разрушенная железная дорога, школы, мосты
» России предрекли сокращение добычи газа
» Меркантильная борьба с украинским православием как архетип украинства
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"