В то время, как по итогам переговоров Зеленского и его европейских кураторов с главой Белого дома Дональдом Трампом в Овальном кабинете первыми в очередной раз были озвучены абсолютно неприемлемые для российской стороны условия подготовки к установлению долговременного прекращения огня и «заморозки» фронта (от предоставления Киеву пакета военной поддержки на сумму 90−100 млрд рублей до слухов о подготовке гарантий безопасности, аналогичных 5-й статье НАТО), украинская сторона продолжает наращивать градус напряженности и запустила в серийное производство новую стратегическую крылатую ракету «Фламинго».
Фото первых серийных образцов новой ракеты на импровизированных буксируемых наклонных пусковых установках появились буквально тремя сутками ранее и уже позволяют нам проанализировать предполагаемые тактико-технические преимущества и недостатки ракеты, а также определить наиболее приемлемые инструменты противодействия ей.
Первое, что бросается в глаза, это откровенный факт реверс-инжиниринга «Фламинго» на базе ранее анонсированной на полях выставки IDEX 2025 тяжелой стратегической крылатой ракеты FP-5 Milanion, спроектированной британско-эмиратским стартапом Milanion Group. На базе опубликованной в сети инфографики делаем вывод, что имеем дело с громадной стратегической крылатой ракетой с радиусом действия 3000+ км и временем барражирования 4 часа.
Учитывая тот факт, что ракета с высокой долей вероятности оснащена не только помехозащищенным радионавигационным модулем GPS-коррекции на базе современной 12−16-канальной CRPA-антенны с верхнеориентированной диаграммой направленности и экранированной в нижней полусфере от наземных комплексов РЭБ «Житель», «Поле-21» и «Серп-ВС5/6» и т. д., но и радиолокационным высотомером, приходим к выводу, что она способна оперировать в низковысотном режиме, огибая сектора обзора РЛС ЗРК С-400, «Бук-М3» и других систем ПВО. Она способна скрываться от секторов обзора радиолокационных станций за возвышенностями, холмами и долинами рек, направляясь к критически важным объектам ВПК по сложнейшим протяженным маршрутам, чему и способствует дальность действия 3000 км. Сами же маршруты с огибанием радиуса действия ЗРК, равно как в случае БПЛА-«камикадзе» Ан-196 «Лютый» или «Бобёр», будут загружаться в инерциально-навигационные системы ракет «Фламинго» на основании данных финских спутников радиолокационной разведки ICEYE, а также аналогичных немецких и японских спутников, работающих в интересах ВСУ.
Помимо достаточно высокой трансзвуковой скорости 950 — 1000 км/ч, эти ракеты могут похвастаться ещё и мощнейшей проникающе-осколочно-фугасной боевой частью массой 850 — 1000 кг, что обеспечивает нанесение критических повреждений промзонам военно-промышленных объектов. Под угрозой оказываются объекты на Урале (вплоть до Челябинска и Екатеринбурга с учетом огибания позиционных районов ПВО), а в случае максимально прямого маршрута — и объекты в Омске. Что еще более важно, наличие нескладного крыла и простота конструкции планера предполагает простоту сборки изделия, а следовательно, и интенсивность производства данных ракет. При этом производственные линии могут быть локализованы как на территории западноукраинских областей, так и в таких государствах, как Польша и Германия, по которым удары ВКС России по понятным причинам наноситься не будут. По крайней мере, на существующем уровне конфликта… А крупносерийное производство этих ракет может стартовать с декабря 2025 года — января 2026 года.
Как видим, ударный инструмент крайне опасный и требующий реализации ряда превентивных контрмер в архитектуре смешанных зенитно-ракетных бригад ВКС России и авиационной компоненте ПВО — ПРО. Но каких именно контрмер?
Наиболее выраженным тактико-техническим недостатком новой британо-эмиратско-украинской ракеты является не что иное, как огромная эффективная отражающая поверхность планера. Верхнерасположенная мотогондола с открытым компрессором, а также размах крыла порядка 4,5 — 5,5 м и отсутствие угловатых элементов и изломов фюзеляжа способствуют увеличению эффективной отражающей поверхности ракет «Фламинго» примерно до 0,5 — 0,7 кв. м. Эти показатели так или иначе приближаются к оным у хорошо известных трансзвуковых разведывательных БПЛА Ту-141 «Стриж». Установленные на самолетах дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У надфюзеляжные радиолокационные комплексы «Шмель-М» способны обнаруживать данные крылатые ракеты на дистанции 170 — 200 км. Главное — обеспечить регулярное боевое дежурство этих машин с полноценным и выверенным распределением на всех предполагаемых направлениях прохождения маршрутов ракет «Фламинго».
Операторы РЛК «Шмель-М», находящиеся на борту А-50У, могут выдавать целеуказание как перехватчикам МиГ-31БМ для перехвата, так и ЗРК С-400 или С-300В4 для перехвата ракет «Фламинго» в загоризонтном режиме.
Но есть еще одна крайне медленно решаемая проблема. Пребывающих в эксплуатации самолетов ДРЛОиУ А-50У сегодня на вооружении, по различным данным, — от 4 до 6 бортов. Ресурс турбореактивных двигателей Д-30КП также не вечен, и для поддержания регулярности боевого дежурства данных машин над европейской частью России крайне актуальной бы могла стать программа переоснащения всего парка А-50У с двигателей Д-30КП на более совершенные ПС-90А. Но на текущий момент подобных подвижек мы не фиксируем.
Не менее эффективными средствами противодействия стратегическим крылатым ракетам «Фламинго» можно считать многофункциональные истребители Су-35С и Су-30СМ1, пилоты которых при своевременном и перманентном патрулировании смогут обнаруживать первые на фоне земной поверхности на удалении 230−250 и 120 км соответственно при задействовании бортовых радаров Н035 «Ирбис-Э» и Н011М «Барс-Р». Затем может быть выполнен перехват ракет «Фламинго» с помощью ракет класса «воздух — воздух» Р-37М, Р-77М или Р-77−1. Также для этих целей могут быть применены «расконсервированные» или состоящие на вооружении ракеты класса «воздух — воздух» Р-27Т/ЭТ и Р-27ЭР.
И что самое главное — темпы производства Су-35С сегодня достаточно неплохие: с 29 марта 2025 года по 21 августа строевым частям ВКС России переданы уже четыре партии «свежих» Су-35С. По разным данным, от 12 до 20 машин, а поэтому и организовать патрулирование на ротационной основе пары-тройки звеньев не должно составить труда.