Непосредственным предшественником идеи сибиризации был мегапроект "Поворот на Восток". Но, к сожалению, он был воспринят и реализован в качестве технической задачи. Потому, достигнув большинства целевых показателей, он не достиг главного – не повернул к Востоку Россию.
Проект "Поворот на Восток 2.0, или Сибиризация России" – продолжение и развитие мегапроекта не на уровне развития одного региона, но на уровне духовного, ментального, политического и экономического сдвига всей страны к будущему. Попробуем в самой сжатой форме обозначить то, почему Сибирь столь значима для прошлого и будущего. В Сибири воплотились наиболее значимые архетипы русской культуры – стремление к бескрайнему простору, справедливому миру и защищенности. Не только за прибытком, но за мечтой о просторе, о стране Беловодье и о благом царе Иване шли в Сибирь переселенцы. Государство здесь было не источником внешнего, пусть и легитимного насилия, но важнейшим и желанным партнером, обеспечивающим сбыт даров сибирской природы, превращающим их в столь необходимые для державы и самих сибиряков ресурсы. Государевы люди вели сибирские караваны с мехом и чаем по бескрайним просторам Сибири до мест сбыта, закупали необходимое, одаривали им тех, кто был важен для страны. В том числе добытчиков в Сибири. Государство же помогало сибирякам защищать себя и страну.
Именно в Сибири воплотились главные особенности российской реальной политики: не изымать, но наделять и защищать, не обслуживать интересы того или иного "класса", но создавать целостность новой реальности. Богатства Сибири, не изъятые у кого-либо, но созданные для государства и государевыми людьми, позволили Московскому княжеству превратиться в Великую Россию. Именно доходы, идущие из Сибири, позволили России реализовать свою уникальность, не взорваться в огне внутреннего противостояния подобно Османской империи, Речи Посполитой, империи Великих Моголов и многим иным державам, взлетевшим на волне создания "огненных" ("пороховых") армий к вершинам могущества, но не выдержавшим их тяжесть.
Важно и то, что в Центральной России для пользования технологиями и успехами Европы, которые она приобрела во многом благодаря грабежу колоний, была создана прослойка "русских "европейцев". На тот момент это был необходимый и логичный шаг. Он позволил создать более эффективную армию, обеспечивающую ее промышленность, но главное – прививка древней традиционной русской культуры европейским Просвещением позволила создать величайшую в мире литературу и великую музыку. Но с конца XVIII в. она еще больше отрывалась от духа и "тела" народа.
В Сибири было во многом по-другому. Там даже в правящем слое сохранилась "самость" России. И это не было чудом. Точнее, это было одним из чудес, связанных со становлением русской Сибири. Не менее чудесным было само ее рождение. Сибирь отнюдь не была "подарком" для Руси. Рождение русской Сибири происходило в борьбе с сильными и жестокими врагами. Не пустое пространство, но сферу влияния наиболее могущественных держав эпохи (Джунгарское ханство, империя Цин) присоединила Россия. Успех движения к Великому океану обеспечивался могуществом русского речного флота, искусством деревянного оборонного зодчества, воинскими умениями казаков ("сибирских рыцарей"). Но не меньшее значение имело умение первопроходцев заводить друзей. Они шли в Сибирь, откликаясь на просьбы местных народов о защите, опирались на их помощь. Приключения русских первопроходцев были более яркими, чем похождения европейских конкистадоров. По числу заложенных городов они могли бы соперничать с Александром Македонским, а по числу выигранных сражений – с Юлием Цезарем. Но записок они не писали и своего Тацита у них не оказалось. Сегодня мы можем и должны вернуть имена и дела этих людей в лоно отечественной истории.
Не менее значима Сибирь и в имперский период. И не только в качестве основы экономического процветания. Именно Сибирь наиболее полным воплощением идеологемы "православие – самодержавие – народность", подлинным слиянием Востока и Запада. В Сибири не сложилось того "средостения" между царем и народом, которое в виде "русских европейцев" возникло в европейской части страны. Здесь, за Уралом, мы находим образцы чиновников и купцов, живших не столько своим карманом, сколько во благо общества и государства. Стараниями "русских европейцев" Сибирь была отодвинута на периферию общественной жизни и сознания. Уникальный проект переселения в Сибирь, реализованный во второй половине XIX в. ("своекоштное" и "казеннокоштное" переселение), позволивший на десятилетия снизить напряжение от демографического взрыва, остался в тени. Не был осмыслен и уникальный сибирский опыт создания "управляющего каркаса" империи путем создания особых, имперских городов, через которые шла трансляция властного импульса от столицы до самых отдаленных мест.
Советское государство, возникшее как антитеза предшествующим политическим формам, в кратчайший период оказалось их преемником и продолжателем. Сибирь советская стала пространством становления новых форм политики и жизни. Именно в период СССР был впервые реализован проект поэтизации Сибири, воплотившей лучшие стороны русской цивилизации. Здесь родились потрясающей силы стихи и проза, фильмы о Сибири уже заняли достойное место в истории русского кино, а песни о тайге, о сибирских реках до сих пор входят в репертуар многих исполнителей. К традиционным для Сибири качествам и характеристикам в эту эпоху добавились высокотехнологичные производства, научные и инженерные школы, центры создания техники для будущего.
В период СССР окончательно сложился антропологический тип русского сибиряка, истинного россиянина, объединившего в себе патриотизм и способность понять другого, умение реализовывать проекты и умение мечтать. В сложные годы после распада Советского Союза Сибирь смогла выстоять. На основе малой, локальной экономики были восстановлены межрегиональные связи, обеспечивалось выживание населения. Сегодня начинается восстановление связей в масштабах России. И не просто связей из прошлого. Именно Сибирь дает возможность нашей стране выйти из режима бесконечно догоняющего, определить уникальное место России в будущем миропорядке. Ведь именно сибиряки стремятся жить не как в Европе или как в США, а жить в России.
В наши дни идет жесточайшая конкуренция не только силовых структур, оружия и технологий, но образов будущего. Российский образ будущего, российская мечта в самых разных ипостасях не может быть не связана с Сибирью. Это не только российский путь к новым центрам инноваций и развития в Восточной Азии, не только транспортные коридоры на Юг Евразии, способные объединить ее в единое целое, не только новый (старый) путь из Евразии в Америку через Берингов пролив, но и уникальный Северный морской путь, способный со временем превратить Ледовитый океан в новое, русское Средиземноморье, Mare nostrum. Для того чтобы сибиризация из благого пожелания стала реальностью, стала основой будущего великой России, нужна политическая воля. Ее ждут сибиряки, ее ждет Россия.
Сибирь – это пространство формирования особого цивилизационного пространства России и особого антропологического типа – российского человека. Сегодня Сибирь – это не только уникальные природные ландшафты и суровость Севера, но и благоустроенные города с ведущими научными и инженерными школами, развитой социальной и культурной инфраструктурой, возможностью заработка для каждого активного человека. Не случайно два из трех, наиболее комфортных для рекреации российских регионов (побережье Черного моря, Алтай и дальневосточное Приморье) находятся именно в Сибири. Наша задача – дать понять каждому гражданину России и не только России, что жить в Сибири сегодня не просто можно, и нужно модно. Это не наказание, а привилегия россиян – возможность жить в одном из лучших мест земного шара, русской Сибири. Жить на земле будущего.
Эта статья основана на выводах второго доклада Тобольского клуба в рамках проекта "Сибиризация России, Восточный поворот 2.0"
Леонид Бляхер (профессор Тихоокеанского госуниверситета, Хабаровск)