Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Глава Euroclear заявила о готовности оспорить в суде конфискацию активов России
Норвегия отказалась выступать гарантом кредита Киеву из замороженных средств РФ
На Украине запустили процедуру отставки правительства
Первый грузовой поезд из России прибыл в сухой порт под Тегераном
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Какой эффект экономике даст субсидирование экспорта угля
28.10.25 08:33 Экономика и Финансы
Президент РФ Владимир Путин, выступая на пленарной сессии "Российской энергетической недели", попросил правительство совместно с бизнесом продолжить настраивать инструменты поддержки угольной отрасли и держать ситуацию на контроле. Ряд мер по поддержке правительство утвердило в мае этого года. В числе прочего они предусматривают адресные субсидии на компенсацию части логистических затрат при экспорте угля на дальние расстояния. Несомненно, стратегически важную отрасль надо поддерживать. "Но и угольная отрасль, в свою очередь, также должна повышать собственную эффективность, конкурентоспособность", – подчеркнул Владимир Путин. На этом фоне в экспертной среде оживились дискуссии о векторах развития угольной промышленности. И среди экспертов есть те, кто видит в субсидировании не панацею для отрасли, а лишь один из элементов глобального механизма ее вывода на качественно новый уровень. Предлагаем читателю одно из таких мнений, его автор: к.э.н. Мария Кузьмичева.

Кто поможет угольной отрасли?

Следует ли государству субсидировать экспорт угля и кто на самом деле заплатит за поддержку угольной отрасли? Зачастую именно так ставятся вопросы на различных дискуссионных площадках. Аргументация угольных компаний обычно такова: логистические издержки снижают конкурентоспособность продукции. И многие эксперты это мнение разделяют, считая необходимостью предоставление экспортерам различных преференций: от прямых государственных субсидий до их прокси – скидок к железнодорожным тарифам, регулирование которых относится к компетенции органов власти.

Такой подход нередко позиционируется экспертами как единственно верное решение, хотя всегда имеется возможность рассмотрения и других вариантов. Может даже сложиться впечатление, что весь "жирок", накопленный в предыдущие, более успешные для угольной отрасли годы, теперь тратится не на покрытие текущих потребностей бизнеса и поддержку шахтеров в трудные времена, а на какие-то информационно-лоббистские кампании. А при ближайшем рассмотрении идея дополнительной поддержки понуждает заглянуть в будущее и подумать о том, способна ли она принести полезный эффект для экономики в целом.

Убыток убытку рознь

Первое, что вызывает вопросы, – сама необходимость субсидирования в условиях наблюдаемого роста. Объемы экспортных поставок угля после нескольких месяцев спада возобновили рост даже при отсутствии преференций. Так, по данным РЖД, в сентябре 2025 года отправка экспортного угля в адрес портов Юга выросла на 18,2% к аналогичному периоду прошлого года, портов Северо-Запада – на 0,9%. А в направлении восточного полигона и вовсе был отправлен рекордный за всю историю объем – на 8,5% больше, чем в 2024 году; на 14,8% больше, чем в 2023 году; в 1,7 раза больше, чем 10 лет назад, в 2015 году.

Эти цифры красноречиво свидетельствуют о том, что отрасль способна работать в тех рыночных условиях, в которых она успешно существовала и до этого. Субсидирование в такой ситуации выглядит уже не как помощь в кризис, а как попытка искусственно увеличить маржинальность бизнеса, в том числе за счет государства.

Не стоит забывать, что все крупные угольные компании в России являются частными. А частные компании вряд ли стали бы работать себе в убыток, в то время как такой сценарий допустим для компаний государственных. Субсидирование логистических расходов угольных компаний в таком свете предстает как перераспределение средств российских налогоплательщиков в пользу частного капитала. Бюджетные возможности не безграничны. И трудно отделаться от мысли, что каждый рубль, направленный на поддержку угольного экспорта, мог бы быть направлен на другие, социально значимые статьи расходов, например, в сферах здравоохранения, образования, инфраструктуры или обороны. Хотя существует и точка зрения, согласно которой государство не может оставить без поддержки важную стратегическую отрасль, сыгравшую гигантскую роль в становлении российской экономики в непростые для нее времена.

Эффект нулевой суммы: кто заберет скидку?

Идея предоставления скидки на железнодорожные перевозки угля открывает возможность спрогнозировать рыночную реакцию. Один из вероятных сценариев: преференция мгновенно станет поводом для других участников цепочки – портов, операторов вагонов, судовых компаний – поднять свои тарифы и повысить собственную маржинальность. В этом случае общие затраты экспортеров угля останутся на прежнем уровне, а выделенные им бюджетные средства рискуют осесть фактически у посредников. Эффект для угольных компаний на выходе окажется нулевым, а для государства он может и вовсе перейти в отрицательную зону.

Куда больший эффект на рентабельность угольного бизнеса оказывают совсем другие факторы, возможность влияния на которые ограничена. Во-первых, мировые цены на уголь. Во-вторых, спрос со стороны ключевых импортеров, прежде всего Китая, который целенаправленно диверсифицирует поставщиков и во многом самостоятельно закрывает свои потребности при более низкой себестоимости добычи. А в-третьих, раз уж мы говорим об экспорте, то ключевым становится курс рубля, так как выручка угольных компаний идет в иностранной валюте, а значительная часть издержек – в рублях. В этой ситуации не стоит "перекладывать с больной головы на здоровую". Бороться нужно не с симптомами, а с фундаментальными вызовами.

Угольные гигабайты

Думается, что государству и бизнесу стоит сосредоточиться на стратегической перестройке отрасли. Это направление выглядит перспективнее, чем трата сил и бюджетных средств на сиюминутные меры, которые еще неизвестно, сработают ли, как задумывалось. Реальные проблемы угольной промышленности лежат в области глубокой переработки и диверсификации, которые вряд ли удастся решить одной лишь "бесконечной подкачкой" бюджетными деньгами ее текущей, сырьевой модели.

Как быть? Прежде всего, необходим переход от поставок сырья к продукту с высокой добавленной стоимостью. Нужно активно развивать глубокое обогащение угля, производство и экспорт готовой продукции – например, угольных брикетов, термоугля и продуктов углехимии. Это кардинально повысит доходность без необходимости наращивать объемы добычи и экспорта.

Кроме того, избыток и относительная дешевизна угля в России открывают уникальную возможность для развития других, многообещающих отраслей. На его базе можно создавать энергоемкие производства, например, крупные дата-центры. Для таких монорегионов, как Кузбасс, Хакасия или Тува, это могло бы стать серьезным конкурентным преимуществом и возможностью для диверсификации экономики: экспортировать уже не сырье, а вычислительные мощности и цифровые услуги.

Пока угольная отрасль не начнет двигаться в сторону глобальной технологической модернизации, любые субсидии будут оставаться для нее лишь временными мерами поддержки, своего рода "имитацией развития". Так не пора ли самой отрасли начать принимать комплексные решения по апгрейду с прицелом на отдаленное будущее?

 

vktik, DE29.10.25 12:30
"Как быть? Прежде всего, необходим переход от поставок сырья к продукту с высокой добавленной стоимостью. Нужно активно развивать глубокое обогащение угля, производство и экспорт готовой продукции – например, угольных брикетов, термоугля и продуктов углехимии. Это кардинально повысит доходность без необходимости наращивать объемы добычи и экспорта."

Для тепловых электростанций, которые и являются основным потребителем угля, угольные брикеты будут только повышать стоимость
электроэнергии. Да и не сможет промышленность в таких объёмах обеспечить угольные электростанции брикетами или термоуглём.
Переработка угля в угольные брикеты с применением химии с целью повышения КПД сгорания подходит для частного потребления вместо
отопления дровами. Тут безусловно есть приличный потенциал. Но было бы надёжнее и полезнее развивать промышленные технологии сгорания угля,
со 100% улавливанием золы и дальнейшей её переработки, так как в отходах есть много химических элементов, необходимых промышленности.
А также повышения КПД электростанций за счёт повышения процента использования тепла, например в теплицах, отоплением зимой дорог в городах,
я уже не говорю о жилых домах и т.д.
Это задача вполне по сложности сравнима с высадкой на Луну, т.е. очень сложная и дорогостоящая, но в отличии от Луны, очень полезная.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Вучич не исключил, что Сербия может выкупить у российской стороны долю в NIS
» Американские военные корабли вошли в Карибское море
» Мали продолжит закупать российское вооружение для борьбы с террористами
» В Колумбии изъяли 3,4 тонны кокаина, готового к отправке в Северную Америку
» Ушаков сообщил о продолжении контактов по встрече лидеров РФ и США в Будапеште
» Токаев выступил с предложением о совместной добыче РЗМ в Центральной Азии
» В РАН оценили возможность поворота сибирских рек в Среднюю Азию
» Узбекистан хочет ввести десятилетие по рациональному использованию воды

 Репортаживсе статьи rss

» Стартует экспедиция "Русская Антарктика - под созвездием Южного Креста"
» Снайперы выходного дня. Как европейские туристы ездили на Балканы на "человеческое сафари"
» Инъекционные чипы от MIT позволят лечить болезни мозга без хирургического вмешательства
» Антон Алиханов - о новых форматах торговли, винной карте ресторанов и "русской полке"
» Андрей Черновол: создание базы ВМС России в Судане поставлено на паузу
» Боевой подсчет: математическая модель предскажет сценарий развития военного конфликта
» "Посейдон" и "Буревестник" с ядерными двигателями: Что у них общего и как это работает
» В РФ готовится масштабное обновление портов

 Комментариивсе статьи rss

» Безопасность превыше эффективности. Как меняется глобальная внешняя торговля
» Война с картелями не смогла уменьшить наркотрафик в США
» L’Antidiplomatico: ЕС будет выдавать украинских беженцев Киеву через Интерпол
» Разгром «смотрящих»: Украину сотрясает крупнейший коррупционный скандал
» Ради чего Венгрия пошла на атомную сделку с США
» Опередить Израиль: Пентагон задумался над передачей Саудовской Аравии самолетов F-35
» В Брюсселе заявили о приостановке евроинтеграции республики
» США пытаются вытеснить РФ из Центральной Азии

 Аналитикавсе статьи rss

» Экономист Лерон: диверсификация доходов стала вопросом финансовой безопасности
» Какие китайские технологии имеют значение для России и что мы предложим взамен?
» Потеряв веру в США, саудовские шейхи и Пакистан изменили мировой баланс сил
» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"