Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Главная страница » Наши публикации » Просмотр
Версия для печати
Воздушно-десантные войска: реформы длиною в двадцать лет
06.05.11 00:01 Армия, ВПК, спецслужбы
Данный материал в сокращенном виде был опубликован в издании "Московский комсомолец в Питере". Полный вариант был прислан на сайт "Война и Мир" автором.

Реформы и преобразования в Воздушно-десантных войсках России идут уже не первый год. То, затухая, то снова набирая обороты, они неизбежно становятся объектом для споров, дискуссий, а то и прямых обвинений руководства Министерства Обороны в преднамеренном развале "крылатой гвардии". Что стоит за громкими словами об "оптимизации штатов ВДВ", "повышении профессионализма", "росте боевой мощи" выяснял "МК в Питере".

Историческая справка: хроника сокращения ВДВ.

Накануне распада СССР в 1991 г. Воздушно-десантные войска имели в своем составе 7 полнокровных дивизий и 11 десантно-штурмовых бригад, общей численностью около 80 тысяч человек. Последний год жизни СССР стал первым годом крупных потрясений для ВДВ. Выведенная из Афганистана боевая 103-я "витебская" дивизия влилась в состав новообразованной белорусской армии, однако, после недолгих раздумий, белорусское руководство решило, что содержать целую дивизию – роскошь. В итоге дивизия быстро сократилась до размеров бригады.

В это же время независимому Узбекистану досталась полностью укомплектованная 105-я "ферганская" дивизия ВДВ, что также стало концом ее как полноценной боевой единицы.

В Российской Федерации, "реформы" 1990-х сметали без разбору даже самые боеспособные части. В 1991 г. навсегда исчез из списков частей целый 387-й отдельный парашютно-десантный полк. В 1992 г. руководство Министерства обороны взялось за отдельные десантно-штурмовые бригады. Взялось настолько основательно, что уже к концу года из 11 бригад осталось только 8. К тому же хронические невыплаты зарплаты, нерешенность жилищного вопроса и отсутствие элементарного довольствия вынудили тысячи офицеров и сержантов с боевым опытом оставить службу.

Начавшаяся в 1994 г. война в Чечне и активное участие в ней десантников, отнюдь не привели к пересмотру отношения руководства страны и Минобороны к ВДВ. Осенью 1994 г. было ликвидировано, пожалуй, самое знаменитое подразделение российских вооруженных сил – 345-отдельный парашютно-десантный полк, в котором в свое время служили и воевали такие небезызвестные личности как Валерий Востротин, Павел Грачев и Александр Лебедь. Общая численность ВДВ, вследствие всех сокращений, к 1996 г. упала до 63 тысяч человек.

При этом это было только начало. Прогрессирующие проблемы ВДВ отнюдь не исчезли с отставкой министра обороны Павла Грачева летом 1996. Последующие министры обороны Игорь Родионов и Игорь Сергеев объявили ВДВ настоящий "крестовый поход". Уже в сентябре 1996 г. Минобороны приняло решение сократить численность воздушно – десантных войск до 48 тысяч человек. За несколько последующих месяцев были "убиты" шесть десантно-штурмовых бригад, включая и 36-ю "гарболовскую" бригаду, единственную десантную часть, базировавшуюся в Ленинградской области. Весной 1998 года наступил черед 104-й воздушно-десантной дивизии, в рекордные сроки превратившуюся из дивизии в 31-ю "ульяновскую" воздушно - десантную бригаду. Тогда же "под шумок" ликвидировали и 2-ю бригаду ВДВ.

Это покажется странным, но и два последних российских министра обороны начинали свою деятельность с…сокращения частей ВДВ. Вторая чеченская война, также как и первая, вовсе не стала помехой этому процессу. В 2001 году, через несколько месяцев после вступления в должность, Сергей Иванов принял решение о расформировании 10-го отдельного парашютно-десантного полка, затем, его преемник Анатолий Сердюков, также добился нового сокращения численности ВДВ. Хотя, казалось бы, августовская война 2008 г. с Грузией ярко продемонстрировала, что, несмотря на все "реформы", ВДВ остаются самыми боеспособными войсками России, тем не менее, приказом министра обороны войска к концу 2009 г. были сокращены до рекордно низкой отметки в 35 тысяч человек (из них 4 тысячи офицеров). Вдобавок ко всему десантников фактически лишили их собственного военного учебного заведения – Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища.

Одна проблема, два мнения.

Не секрет, что в среде ветеранов ВДВ нынешнее военное руководство и проводимые им "мероприятия" в отношении воздушно-десантных войск, мягко говоря, не пользуются популярностью. Это вполне закономерное явление, поскольку они видели и другие времена, когда десантные войска были элитой из элит, на содержание которых государство средств не экономило. К тому же немалый боевой опыт многих бывших офицеров-десантников позволяет им усомниться в способности нынешних "оптимизированных" дивизий и одной бригады выполнять поставленные задачи. Игорь Костанян, ветеран войны в Афганистане и многочисленных горячих точек 1980-х – 1990-х годов, вспоминает: "В 1980-е гг., когда я поступал в Рязанское воздушно-десантное училище, конкурс составлял 18 человек на место (сейчас 5-6 человек на место – авт.), попасть туда, а потом еще и учиться было очень тяжело. Подготовка заключалась не только в учебе, но и воспитании нас, как особой военной общности. Нам прививали дух исключительности, особого "десантного шовинизма". Возможно, что это не нравилось кому-то в среде высшего командования, настроенного против ВДВ, ни тогда, ни сейчас, но тот факт, что офицеры, воспитанные на такой идеологии чрезвычайно эффективны в боевой ситуации, неоспорим".

Сейчас, с сокращением, а с 2010 г. и прекращением набора курсантов-десантников в Рязанское училище, об этом говорить уже не приходится. Не может не настораживать и факт увольнения из рядов ВДВ многих офицеров, достигших 45 лет, многие их которых полны желания служить и дальше. Нередко уходят офицеры с боевым опытом. Отсюда и новые проблемы, такие как нехватка опытных наставников для молодых офицеров и потеря преемственности поколений. Отменены полагавшиеся ранее офицерам льготы на проезд, коммунальные услуги и т.д. Все это вызывает негодование в среде ветеранов. Дело дошло до того, что осенью прошлого года Союз десантников России попросил президента России Дмитрия Медведева защитить ВДВ от действий министра обороны А. Сердюкова.

Впрочем, на все происходящее с ВДВ есть иное мнение, не столь драматичное, и, пожалуй, даже прагматичное. Исходит оно от опытных офицеров десантников, расцвет карьеры которых пришелся не столько на советское время, сколько на период 1990-х – 2000-х гг. К таким офицерам относится и подполковник Андрей Величенко, уволившийся в прошлом году в запас с поста начальника отделения боевой подготовки 76-й "псковской" десантно-штурмовой дивизии. За тридцать четыре года службы он пережил со всей дивизией и родным 104-м полком многое: ударные "реформы", многочисленные командировки в горячие точки, гибель 6-й роты, эксперименты с переводом ВДВ на контрактную службу.

Теперь, отойдя от служебных дел, Андрей Величенко согласился осветить положение дел в "крылатой гвардии" на примере 76-й дивизии.

Андрей Анатольевич, как современный процесс реформирования ВДВ отражается на состоянии 76-й дивизии?

Сразу отмечу, что в той ситуации, которая сейчас сложилась в 76-й дивизии, и в целом в ВДВ, не следует искать только один негатив. Именно в последнее время, наконец, начал решаться целый ряд проблем, ранее не решавшихся годами. Проще говоря, с определенными оговорками, мы все же двинулись вперед после долгого топтания на одном месте. Я бы даже сказал, что современная ситуация внушает свою долю оптимизма, особенно в сравнении с нашим недавним прошлым.

О решении каких именно проблем идет речь?

Прежде всего, надо отметить, что сдвинулись с мертвой точки вопросы оплаты труда офицеров, получения офицерами жилья, причем не только ведомственного, удалось, наконец, наладить качественное снабжение подразделений всем необходимым, от обмундирования до питания. У нас в дивизии практически решена проблема обеспечения офицеров и их семей жильем, сейчас строится еще один военный городок. Так что теперь, офицер, даже придя из училища, получает служебную квартиру, а по уходу со службы по выслуге лет, взамен служебной, ему предоставляется новая квартира, на этот раз уже в личную собственность. По обеспеченности офицеров жильем наша дивизия лучшая в ВДВ.

Кроме того, в дивизии создана хорошая материальная база, есть прекрасный полигон, стрельбище. Наконец-то появилась возможность проводить полноценные учения, с боевыми стрельбами, с десантированием людей и техники, привлечением военно-транспортной авиации. Так что сейчас есть возможность осуществлять боевую подготовку с полной нагрузкой.

Кстати, теперь снабжение дивизии продовольствием осуществляется частными лицами, они же занимаются приготовлением пищи. Могу сказать, что жалобы солдат на недоедание и полуголодную жизнь давно ушли в прошлое, по крайней мере, в 76-й дивизии.

Условия проживания солдат несравнимы с тем, что было еще лет десять назад. О таких казармах, в которых сейчас живут солдаты, я в свое время мог только мечтать. По сути, это скорее общежития, чем казармы. В кубриках живут по три человека, у них есть свой отдельный туалет, душевая с постоянной горячей водой, сушилка.

Но ведь одной из нерешенных военной реформой проблем принято считать невысокий уровень оплаты труда большинства офицеров, особенно младшего и среднего звена?

Тут все очень непросто. Да, чистая ставка офицера ВДВ невелика. Например, лейтенант получает 15 тысяч рублей в месяц, майор 22 тысячи, подполковник 25 тысяч рублей и т. д. (В 1980-е годы лейтенант ВДВ получал 240 советских рублей, капитан 317 рублей, подполковник около 350 рублей – прим авт.). Но! Сейчас у нас введена система, стимулирующая именно тех офицеров, кто действительно хочет служить. Так, существуют доплаты для офицеров за отличную физическую подготовку, выполнение нормативов по стрелковой подготовке, за совершение положенного количества прыжков с парашютом, за секретность, в конце концов. Если офицер выполняет все положенные нормативы, прыгает, бегает, стреляет, одним словом, стремится развивать себя, то ему полагается серьезная прибавка к зарплате. Тогда, лейтенант будет получать в месяц уже не 15, а 45 тысяч рублей, подполковник не 25, а уже 70 тысяч рублей. Так что, есть к чему стремиться. Эта система, введенная в дивизии в 2010 г. не всем, конечно, нравится. Бывает так, что офицеры, уже позабывшие, когда последний раз прыгали с парашютом, начинают громко возмущаться, писать письма в Министерство обороны, мол, нарушаются наши права, игнорируется выслуга и т. д. Но, тут как говорится, ходить на службу и работать – это не одно и то же. Так что претензии стоит предъявлять только к себе.

В 2002 г. вы возглавили первый в ВДВ батальон, полностью укомплектованный контрактниками. Тогдашний министр обороны Сергей Иванов заявил по этому поводу, что эксперимент по созданию полностью контрактного соединения впервые успешно завершен. Планировалось, что в скором будущем на контракт будут переведены целые полки. Однако спустя несколько лет Министерство обороны предпочло отказаться от проведения дальнейших экспериментов и все вернулось фактически к тому, с чего и начиналось…

Лично мое мнение, как бывшего командира 2-го парашютно-десантного батальона 104-го полка, первым переведенного на контракт, таково, что эксперимент с контрактной службой действительно был успешным. Этим батальоном я командовал и в Чечне, так что у меня была хорошая возможность сравнить уровень подготовки контрактников и солдат срочной службы. С контрактниками мне работалось намного легче. Им не надо было объяснять, как должен быть оборудован наблюдательный или командный пункт, как ставить палатки, чтобы в них не просачивалась вода. Или если брать выходы на боевые операции в горы. Контрактник уже знал, что ему нужно брать с собой, сколько нужно брать, и как это все потом применять. Например, контрактник заранее позаботится о такой, казалось бы, мелочи как дополнительная пара носок, чистое белье, средства гигиены, поскольку понимает, что в горах грязь и сырость - это обычное дело. Отлично зарекомендовали себя контрактники механики-водители боевых машин, досконально знавшие свою технику. Срочники, в силу своего возраста, максимализма и неопытности, часто этого не понимали, отсюда переохлаждения, болезни, потери. Да и в боевой обстановке командовать контрактниками значительно проще, чем срочниками. Это отнюдь не умаляет заслуг солдат-срочников. Вовсе нет. Они хорошо показали себя на войне. Иногда могли дать фору любым контрактникам. Просто уровень их подготовки, морального настроя, не всегда находился на должной высоте.

Почему же при всех достоинствах солдат контрактной службы, дальше создания одного батальона в 76-й дивизии дело так и не пошло?

Я бы отметил тут совокупность факторов. Один из важнейших – это вопросы финансирования. Государство так и не смогло создать такие условия, при которых был бы обеспечен приток в части подготовленных солдат, желающих продолжить службу. Сейчас зарплата контрактника составляет порядка 12-15 тысяч рублей в месяц. Этого мало, хотя сейчас у контрактника появилась возможность взять льготную ипотеку и после окончания контракта получить заслуженное жилье. Отсутствие материальной заинтересованности все же играет свою негативную роль. Впрочем, нельзя однозначно утверждать, что желающих служить по контракту в ВДВ, нет. 76-я дивизия укомплектована контрактниками на 40% своего состава, солдатами по призыву соответственно на 60%.

Кроме того, следует отметить и уровень подготовки кадров желающих служить в ВДВ. К нам приходят служить часто люди из самых разных родов войск: танкисты, пограничники, мотострелки – кто угодно. Столь пестрый состав в свою очередь нуждается в специфической системной подготовке, характерной только для ВДВ. Это требует дополнительных затрат времени и средств. Надо и прямо сказать, что далеко не все солдаты и сержанты контрактной службы, даже прошедшие у нас отбор, действительно соответствуют предъявляемым требованиям, в том числе и моральным. Бывает, что приходится со временем избавляться от дискредитировавших себя контрактников. Сейчас в ВДВ вообще прекращен прием военнослужащих по контракту.

Сложно обстоит дело и с сержантским составом, который в скором времени будет призван заменить офицеров на должностях командиров взводов. Есть большие подозрения, что, несмотря на то, что для их подготовки выделено целое Рязанское воздушно-десантное училище, уровень их подготовки будет недостаточным, что может сказаться и на боевой подготовке солдат.

А как изменилось качество подготовки солдат-срочников по сравнению, скажем, с началом 2000-х?

Сложный вопрос. Рядовой состав сейчас служит всего год, причем, собственно в дивизии солдаты проводят только семь месяцев, а три месяца они находятся в "учебке". В сложившихся условиях, мы стараемся корректировать программы подготовки таким образом, чтобы научить солдата четко исполнять свои обязанности: стрелять, водить, прыгать с парашютом, уметь укладывать этот самый парашют, действовать индивидуально и в составе подразделения. Но успех тут может быть только частичный. Офицеры уже пришли к твердому убеждению, что за семь месяцев подготовить из солдата-срочника настоящего специалиста, нереально. Слишком многому надо научить солдата. Так, механик-водитель БМД, по действующей программе должен выполнять массу нормативов: стрелять, водить, прыгать с парашютом и т. д. Идея хорошая, но в современных условиях, на обучение его собственной специальности, т. е. высококлассному вождению, выделяется недостаточно времени. Поэтому, по моему мнению, солдаты-срочники за год службы не стан!

овятся настоящими специалистами. Тем более что новое, достаточно сложное вооружение все-таки периодически поступает в нашу дивизию. Полноценно освоить те же БМД-4 срочникам, зачастую, просто не под силу. Как альтернатива, должности специалистов, таких как тот же механик-водитель, надо заполнять контрактниками.

Надо понимать и еще одну специфическую деталь. Часто, служить, как в ВДВ, так и в любые другие войска попадают люди, зачастую не высокого образовательного уровня, из социально неблагополучной среды. При этом заметна ежегодная тенденция к снижению общего уровня развития у рядового состава. Людей с высшим образованием, или обладающих каким-то уровнем подготовки, скажем технической, попадает в войска все меньше. Много людей вообще приходит без образования. Доходит до того, что некоторые не могут назвать дату рождения своих родителей. Не знают элементарных вещей, вроде даты начала Второй мировой войны или кем был В. Ленин. Отвечают, что Ленин – это "вождь". На вопрос "вождь чего или кого?", следует глухое молчание. Зато кто такой Гитлер и что он хотел, солдаты, почему то знают…

Зимой этого года, определенную огласку получила история с заявлением группы солдат-срочников 234-го воздушно-десантного полка 76-й дивизии о существовании в полку неуставных отношений. Как вообще командование дивизии проводит профилактику таких негативных явлений армейской жизни?

Думаю, это очевидно, что негативные процессы в армейской среде являются не чем иным, как отражением ситуации в нашем обществе. Переделать человека в 18 лет, уже, в общем-то, сформировавшегося парня, практически невозможно. То, как его воспитали в семье и школе, в армии быстро станет очевидно всем. Одни, будучи рабоче-крестьянского происхождения, усвоив нормы поведения характерные для своей среды обитания, будут стремиться навязывать те же правила и другим. Другие, наоборот, пришли в армию слишком избалованными, для них любое принуждение к действию уже равносильно насилию. Кто-то просто психологически не готов к армейской службе. Человек не готов рано вставать, бежать на зарядку, быстро мыться, поддерживать себя в чистоте, его все морально гнетет. Армейский коллектив замечает это быстро. Нужно иметь в виду, что в армии, как и в любом вообще коллективе, есть люди изначально предрасположенные к депрессиям, суицидам, нервным срывам. Сейчас, к сожалению, выявление таких людей на раннем этапе не производится. Ни военкоматами, ни психологами. Нам же приходится работать с теми, кто есть.

По-своему, командование дивизии, пытается, конечно, принимать меры к неуставщине. У нас есть штатные психологи, в том числе и гражданские, в задачу которых входит выявление настроений солдат. Но их, к сожалению, мало.

В дивизии стало практикой, когда по выходным дням командиры частей проводят индивидуальные беседы с солдатами, выслушивают их вопросы и проблемы. На мой взгляд, это положительное явление. Ну и определенную роль играет то обстоятельство, что мобильные телефоны есть практически у всех солдат дивизии, так что они всегда могут позвонить и сообщить, что в их подразделении что-то не так.

В последнее время в армейской среде все больше фиксируется случаев конфликтов на национальной почве. Существует ли такая проблема в 76-й дивизии?

Если говорить о "псковской" дивизии, то такой проблемы у нас нет. В 1990-е это действительно было нашей головной болью, особенно в случаях с военнослужащими призванными с Северного Кавказа. Сейчас состав дивизии фактически однороден, служат, в основном русские, по национальности. Хотя и представители кавказских народов у нас есть. Но тут у нас давно выработана своеобразная практика. Так, в одной роте не должно быть более трех представителей кавказских республик, в караул или наряды они должны заступать непременно вместе и т.д. Если следовать этим несложным принципам, то вопрос о межнациональных конфликтах даже не стоит.

Руководство Генштаба и Министерства обороны неоднократно заявляло о необходимости оснащения армии образцами новой техники. Тем не менее, новые образцы радуют войска не часто. Уровень оснащения ВДВ новой техникой, по данным главкома ВДВ В. Шаманова, в настоящее время составляет около 7%. Или 76-я дивизия представляет собой исключение?

Было бы неправильно говорить, что произошел прорыв в этом вопросе, но кое-какие подвижки все же есть. В настоящий момент у нас, по сути, наблюдается смешение старой и новой техники. Есть в дивизии один батальон, укомплектованный БМД-1, прошедшими еще чеченские компании, есть подразделения на новых БМД-4, а дивизионная разведрота укомплектована БМД-3. Но, в ближайшее время мы ждем обновления нашего парка бронетехники. Дивизионный автопарк в настоящее время обновлен полностью. Появились, наконец, новые средства связи, соответствующие современным требованиям.

Приходилось ли вам на личном опыте сравнивать уровень подготовки наших воздушно-десантных войск с их западными аналогами?

Приходилось, и не раз. Будучи заместителем командира 76-й дивизии и начальником ее отделения боевой подготовки, я с подразделениями дивизии принимал участие в совместных учениях с нашими зарубежными коллегами. Хочу отметить, что по уровню подготовки мы им не уступаем. Ничего сверхъестественного они нам показать не смогли. Что действительно произвело на меня впечатление, так это уровень их оснащения и экипировки. Тут они впереди.

Кстати, в ФРГ, в Саарбрюккене, где мы тренировались в 2007 г. совместно с 263-м парашютно-десантным батальоном Бундесвера, в воздушно-десантных частях служат, в основном, контрактники, при этом, что удивило, среди них немало выходцев из бывшего СССР получивших немецкое гражданство. Еще, что бросилось в глаза, это то, что не так уж и хорошо обеспечены наши зарубежные коллеги. Я, как и многие, был убежден, что это только у нас экономят на оплате труда офицеров, а у "них" там все хорошо. Как оказалось, это не совсем так. Мы много общались с нашими коллегами из Италии, Германии, Швеции. Да, получают они неплохо, в среднем зарплата капитана ВДВ войск НАТО достигает 2 тысяч евро в месяц. Но на деле, учитывая, что офицеру приходится платить за все, начиная от оплаты жилья и проезда, до обучения своих детей в школах и вузах, то ситуация получается довольно схожей с нашими реалиями

 

agl06.05.11 06:30
ВДВ - это, однозначно, войска нападения. Войска агрессивной войны, предназначенные для захвата и удержания плацдарма. Даже в СССР после второй мировой войны они, как таковые, были не нужны - хватило бы отдельных подразделений для специальных операций. РФ, в ее современной военной доктрине, аэромобильные войска нужны. А вот ВДВ, в классическом понимании, под вопросом.
Xaoc06.05.11 08:16
> agl
ВДВ - это, однозначно, войска нападения. Войска агрессивной войны, предназначенные для захвата и удержания плацдарма.
Это вы правду сказали но не всю. Это еще и войска освобождения уже захваченных земель. Соверменный аналог гусаров-партизанов. Поскольку РФ не планирует захвата земель, то ВДВ нужно быть всегда готовым десантироваться на нашу же территорию, которую мы уже почему-то потеряем к тому времени.
ti-robot06.05.11 08:16

ВДВ в нашей стране - главный резерв коммандования, самые надежные и обученные войска, так повелось еще с ВОВ.

С другой стороны, ВДВ - самые дорогие из сухопутных войск, без постоянного обучения ценность десантника стремится к нулю.

Поэтому и идет поиск баланса между "всех разогнать" и "красная армия всех сильней". Как обычно, все эксперименты сначала проводят на людях, потом на мышах.

Xaoc06.05.11 08:25
> ti-robot

ВДВ - самые дорогие из сухопутных войск...

И это при зарплатах в 15 тысяч? Страшно подумать как хреново живут войска менее "дорогие". Может государству достаточно уволить пару топменеджеров типа Чубайсы, чтобы содержать еще пару дивизий элитных войск? Тем более, что толку от наших топменеджеров - ноль. Вернее даже большой минус. А дивизии скоро пригодятся... Многие нацмены лелеют самостийные амбиции, щедро раздуваемые из-за бугра.

Аббе06.05.11 08:34
> agl
ВДВ - это, однозначно, войска нападения. Войска агрессивной войны, предназначенные для захвата и удержания плацдарма. Даже в СССР после второй мировой войны они, как таковые, были не нужны - хватило бы отдельных подразделений для специальных операций. РФ, в ее современной военной доктрине, аэромобильные войска нужны. А вот ВДВ, в классическом понимании, под вопросом.
Не слишком сильно сказано? Мобильные войска, даже и ценой снижения ресурса, огневой мощи. К примеру конная артиллерия армии РИ. Драгуны, гусары. Кавалергардами - личной гвардией импреатора Александра Первого заткнули дыру во фронте в 1805 (кажется) году. Полегли - все. Наступающая колонна Наполеона потеряла темп и наша армия ускользнула от полного разгрома. Примеров достаточно?
ti-robot06.05.11 10:30

2 Хаос

И это при зарплатах в 15 тысяч?

Аренда "Сесны" - 10 тысяч рублей в 1 час. Прыжок в аэроклубе - 5 тысяч рублей за раз.

Десантные ИЛы - слегка дороже, мягко говоря. Система десантирования техники - тем более, к тому же с одноразовыми пиропатронами торможения.

И это помимо общевойсковых солярки, кормежки и спирта для протирки контактов тонким слоем.

Так что таки да, самые дорогие войска.

Потому что танкиста можно учить водить на разобранном танке, а вот дЕсант должен летать. Иначе его самомнение загрызет.

agl06.05.11 10:30
А я и написал, что аэромобильные войска нужны. Не надо путать с воздушным десантом, который по определению в тыл противнику.
ti-robot06.05.11 10:37

Зачем нам аэромобильные войска, если за океаном мы не воюем, а по стране есть сеть железных дорог?

Взгляд06.05.11 11:04
В любой армии должны быть элитные части "сильные духом",за которыми тянуться остальные. Они должны постоянно доказывать,что один стоит троих-пятерых. Это практиковалось в Рязанском училище ВДВ,а затем выпускниками привносилось в части.
agl06.05.11 11:09
ti-robot, наша "сеть железных дорог" за Уралом представлена фактически одной ниткой. с ограниченной пропускной способностью. о возможности диверсий я вообще молчу. кроме того, жд состав идет не так уж и быстро, учитывая что "широка страна моя родная". так что, оперативно перебросить с одного направления на другое можно только аэромобильное подразделения. я вообще удивляюсь, что такие банальные вещи приходится разжевывать.
что касается элитарности, то тут да. с другой стороны, эту элитарность не обязательно привязывать к парашютам.
ti-robot06.05.11 11:19

2 agl

наша "сеть железных дорог" за Уралом представлена фактически одной ниткой. с ограниченной пропускной способностью. о возможности диверсий я вообще молчу.

Правильно молчите. Никто из наших соседей на диверсию не пойдет. СЯО, оно и в Африке СЯО.

кроме того, жд состав идет не так уж и быстро, учитывая что "широка страна моя родная". так что, оперативно перебросить с одного направления на другое можно только аэромобильное подразделения. я вообще удивляюсь, что такие банальные вещи приходится разжевывать.

Вообще то, если появилась необходимость экстренно перебросить массу войск, то тут много вопросов к ГРУ и Генштабу. А так везде есть свои силы, достаточные для локализации конфликтов.
что касается элитарности, то тут да. с другой стороны, эту элитарность не обязательно привязывать к парашютам.
Ну, были стрельцы, потом преображенцы, потом драгуны, потом казаки, потом красные каваллеристы, потом десантники. Исторически сложилось, что уж теперь.

tinka06.05.11 12:33
ti-robot

....Никто из наших соседей на диверсию не пойдет. СЯО, оно и в Африке СЯО.... - в Домодедово была диверсия(?), на путях Москва-Питер была диверсия(?), на какой-то энергостанции станции тоже было и мы уже СЯО наверное забомбили всех от того.

У СЯО очень узкий диапазон ситуаций для применимости (как стратегическитактически так и политически)

Риторический вопросы: Что отличает диверсию от террористического акта в современном их широком толковании? Кого отнести к диверсантам, а кого к террористам и когда?

ti-robot06.05.11 13:08

Диверсия - нарушение работы тыла в военное время. Решение конкретных тактических задач, как например разрушение научного превосходства противника путем совместных "мирных программ", против чего СЯС действительно мало применимо.

А вот если, чисто теоретически в момент перебазирования танковой дивизии на границу страны Ы диверсанты этой страны подорвут эшелон - Ы сделают Ё со всеми остановками.

Террор - устрашение мирных жителей. Применяют террористические организации для решения стратегических задач.

Борьбой с террористами у нас занимаются только что не ТЯО. А так - и пушки, и самолеты, и ВДВ. А диверсантов у нас еще в 40-х переловили.

Кстати, во время ВОВ диверсии на этой "фактически одной ниткой" были? Нет. Нафиг Японии не нужны были такие приключения, даже без ЯО.

tinka06.05.11 13:41
....Нафиг Японии не нужны были такие приключения.... - Советская контрразведка против японской разведки на Дальнем Востоке ( ссылка )

...Смертоносные средства "прошли проверку на деле". С 1940 года бактериологические атаки использовались против китайских войск. Применялись рассеивание чумных блох с самолетов и так называемый бактериальный дождь; заражались водоемы, пища, населенные пункты методом диверсий. Судебный процесс, происходивший в Хабаровске с 25 по 30 декабря 1949 года в открытых заседаниях военного трибунала Приморского военного округа над группой военнослужащих японской армии, установил, что бактериологическое оружие неоднократно применялось и в диверсионных вылазках против СССР... ( ссылка )

Взгляд06.05.11 13:53
Блин,смешались в кучу диверсии ,ЯО ,мобильность. ВДВ тут с какого перепугу? Заград отряд? Возможно,но только для противника и там,где ОН думает никого нет и быть не может.
ti-robot06.05.11 14:09

2 tinka

Вы свои ссылки читаете?

Для проведения диверсионных мероприятий по складам, мастерским и ангарам Главной базы флота было подготовлено 45 агентов, главным образом из числа вольнонаемных рабочих и служащих на этих объектах и из граждан, проживавших в непосредственной близости от них. В апреле 1942 года эта агентура прошла обучение в месячной спецшколе УНКВД Приморского края, в которой готовили кадры диверсионников.
Покажите пальцем, где там взрыв диверсантами железной дороги?

И снова, зачем нам "аэромобильные войска", если за океаном мы не воюем, а по стране есть сеть железных дорог?

С учетом, что уже есть ВДВ, численность которых определяет Генштаб и есть общевойсковые части, мобильность которых собираются повышать (но далеко не до уровня АВИАмобильности).

PSih209706.05.11 14:39
> ti-robot

Зачем нам аэромобильные войска, если за океаном мы не воюем, а по стране есть сеть железных дорог?

Ага, ну ка отправь ка из ЗапВО на дальний восток пару дивизий с техникой (в случае воины) на поезде. В лучшем случае в бой они будут вступать в районе уральских гор...

а по поводу СЯО, оно ведь и у китая есть, а за джапан америкосы вступятся.

И разведчиков - диверсантов на дальнем востоке полно, каждый второй китаец.

ti-robot06.05.11 15:19

В случае серьезной войны вопросы вагонов будут интересовать только пингвинов, у остальных будут более насущные проблемы.

Можно подумать, что две дивизии на самолетах доставить легче легкого. И керосин тем самолетам не нужен.

Sargas06.05.11 15:30
Я служил в морской пехоте 89-90гг. В ПОЛНЫЙ курс подготовки морпеха в те годы входили прыжки с парашютом. Парашют - это не самоцель, а один из элементов подготовки ударных частей, ставший СИМВОЛОМ рода войск.
Последние десятилетия (с Афгана) ВДВ использовались СА и РА как ЧАСТИ БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ.
Войска, которые можно поднять по тревоге и бросить в бой.
Вот такие боевые части, как показала новейшая история, в НЕКОТОРОМ количестве ЖИЗНЕННО необходимы стране, но их содержание обходится несомненно дороже, чем комендачей или линейной пехоты.
И не всё ли вам равно, что будет СИМВОЛОМ частей постоянной боевой готовности?
ti-robot06.05.11 15:44

2 Sargas

И не всё ли вам равно, что будет СИМВОЛОМ частей постоянной боевой готовности?

Если бы я был великим стратегом, то я постоянно бы вызывал соперничество элитных частей сухопутки, моряков и десанта в соревновании - кто будет СИМВОЛОМ боеспособности армии. Возможно, что это и без таких умных, как я, делают.

Важен не парашют. Важна установка на непобедимость.

PSih209706.05.11 16:19
> ti-robot

В случае серьезной войны вопросы вагонов будут интересовать только пингвинов, у остальных будут более насущные проблемы.

Можно подумать, что две дивизии на самолетах доставить легче легкого. И керосин тем самолетам не нужен.

Вопрос ставится не так, дело не в горючке, а во времени доставки на ТВД.
Timmer06.05.11 16:39
ВДВ -это основа современной армиии, высокомобильной, вышколенной, обладающаая высокой огневой мощью. Учитывая, что современная война, будет скорее всего носить характер жестких, но локальных столкновений, боевые возможности Российской армии урезаны, обсуждать тут нечего.
ti-robot06.05.11 16:48

2 PSih2097

Такс, а теперь цифры в студию.

две дивизии это 20 - 30 тысяч человек и порядка 1000 единиц техники. А теперь расскажите мне про время доставки этой банды (пусть 20 тысяч) на ТВД на время. Например через 2 аэродрома по 4 полосы (упростим Вам задачу, отгрузка с 8 аэродромов, чтоб без учета трафика на отгрузке).

Транспортировка - ИЛ-76, мы же на войне, Русланов не напасешься.

Сколько времени уйдет на транспортировку, если полет одного самолета в один конец - 5 часов?

Диверсантов со стингерами тоже для простоты исключаем.

Главный Злодей06.05.11 18:48

Вопрос ставится не так, дело не в горючке, а во времени доставки на ТВД.
Вопрос именно в горючке. Ибо горючку в надлежащем количестве (ключевое слово - "в надлежащем количестве"!) к аэродромам нужно сперва подвезти. На - вот ведь сюрприз! - колёсах и тех же паровозах. Что - вот ведь, опять же, сюрприз! - тоже займёт некоторое время. А ещё - ну просто сюрпризы на сюрпризах! - к аэродромам нужно подвести сами доставляемые войска. На всё тех же транспортных средствах (аэродромы подходящего тоннажа-то натыканы в значительно меньшем кол-ве мест, чем ж/д станции).

И вот уже далеко не всё так красиво начинает нарисовываться со временем доставки...

Hol06.05.11 19:24
2 ti-robot

Зачем считать и напрягаться? Учения "Восток-79". 355 самолетов, включая 64 Ил-76 за 54 часа перебросили на 6400 км 18 тыс. человек и 12 500 т грузов и техники. И т.д. Постоянно отрабатывающаяся задача при СССР.

Хочу заметить, что у нас еще номинально есть 210 Ил-76 и свыше 30 "Русланов" и "Антеев", плюс для перевозки людей можно зафрахтовать самолеты гражданских авиакомпаний, как давно уже во всем мире делают. Задача теоретически решаемая, ее просто нужно отрабатывать
ti-robot06.05.11 22:56

2 Hol

А теперь вопрос.

Зачем нам аэромобильная армия, если всего 2 дивизии перевести воздухом - 4 суток во время учений (в реальности гораздо больше будет), а поездами - 2-3 недели?

С учетом, что в реальности больше полка ВДВ перебрасывать не понадобилось, остальные силы были из местных, общевойсковых.

Hol07.05.11 00:56
Для того чтобы быстрее нарастить силы на угрожаемых направлениях. У нас теперь маленькая армия при гигантских границах. Возможность быстрой концентрации сил где-либо для нас критична. Естественно основные перевозки будут по железным дорогам, но уже после развертывания передовых аэромобильных сил.
У ВДВ как основы аэромобильных сил мне кажется только один недостаток - они слишком заточены на воздушное парашютное десантирование, поэтому вся техника легкая, слабая ПВО и артиллерия. Но во всех последних войнах парашютное десантирование происходило крайне редко, эпизодически. Поэтому номенклатуру вооружений стоило бы увеличить всем, что можно запихнуть в Ил-76, т.е. массой до 40т. Я уж не говорю о том, к чему американцы пришли еще во Вьетнаме - каждой дивизии бы не помешало мощное вертолетное соединение. У американцев бы это называлось воздушно-штурмовой дивизией.
ti-robot07.05.11 07:16

2 Hol

Возможность быстрой концентрации сил где-либо для нас критична. Естественно основные перевозки будут по железным дорогам, но уже после развертывания передовых аэромобильных сил.
Это ничего, что у нас мотострелки развернуты на всех "угрожаеммых направлениях"?

Почему вы опять сравниваете с США, у которых вообще нет проблем с сухопутными соседями, зато куча проблем за океаном?

linkor07.05.11 08:09

ВДВ надо превращать в гвардейские части, ну или сохранив название полностью меняять концепцию применения

за все время существования ВДВ и аналогичных воиск в других странах не было нормальной большой операции именно с воздушным десантированием (исключение - высадка немцев на Крит, но там потеря вроде 60-70% лс).

Высадка с парашютом-это спецоперации малым составом.

Если система ПВО рабочая - десант невозможен, если не рабочая - есть способы проще. Концепция войны изменилась, ВДВ надо менять под них.

Как верно пишут камрады выше - это войска постоянной готовности, но парашют только один из способов доставки.

veldinc`10.05.11 12:31
ВДВ - это в первую очередь войска постоянной готовности, и не все определяется средствами достаки (парашют), десантирование можно производить и посадочным способом, сами прыжки это прежде всего способ отработки взаимодействия личного состава, создание общности при выполнении боевой задачи. Личный состав ВДВ как правило более подготовлен физически, имеет лучшие навыки стрелковой и тактической подготовки, рукопашного боя и др. специфические навыки, что выгодно отличает его от мотострелковых и др. подразделений. Естественно что подготовка бойца ВДВ требует больших затрат как времени, так и финансовых, что конечно требует создания определенного баланса между необходимостью и достаточностью. И предназначены они не для войны "за океаном", а для возможности быстрой переброски готовых, слаженных, полностью укомплектованыых подразделений на угрожающий участки, где бы они не находились...
NetworkShaman10.05.11 16:49
> ti-robot

2 Хаос

И это при зарплатах в 15 тысяч?

Аренда "Сесны" - 10 тысяч рублей в 1 час. Прыжок в аэроклубе - 5 тысяч рублей за раз.

Прыжок в аэроклубе для любителя с Д-6с4 от 1000 до 1600р с высоты 700-900м. Прыжок для любителя с 4000м в тандеме с инструтором 5000-6000 примерно.

Прыжок для спортсмена-парашютиста(А-D) - 500-700р с 4000м

Удачи в дальнейших изысканиях....

PSih209714.05.11 01:57
Я говорил про то, что потеря территории большее зло, чем керосин и мобилизация самолетов + топливо потраченое на 400 самолетовылетов на 1 ИЛ-76ТД (а есть еще и русланы ) туда и обратно, именно столько требуется для перевоза 2х дивизий на ТВД с техникой.

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Байден сообщил о выделении $7 млрд на развитие солнечной энергетики
» Сунак пообещал предоставить Украине крупнейший пакет военной помощи
» Госдеп заявил о нарушении прав человека на Украине
» Дуда сдал назад: Никаких решений о размещении ядерного оружия США в Польше пока нет
» Развитие железнодорожной инфраструктуры в Хабаровском крае идет беспрецедентными темпами
» «Норникель» и КНР создадут СП, нужное для открытия нового завода
» Референдум на севере Косово о смене мэров провалился из-за бойкота местных сербов
» Евростат сообщил о рекордном росте госдолга Финляндии

 Репортаживсе статьи rss

» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут

 Комментариивсе статьи rss

» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"