Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Ответы на вопросы журналиста Павла Зарубина (по интервью Т. Карлсону)
Интервью Такеру Карлсону
Главная страница » Наши публикации » Просмотр
Версия для печати
Оператор платежной системы. Что это?
26.04.14 08:48 Экономика и Финансы

Сразу отмечу, что будет много букв и слов, а также придется нагружать многими нюансами из банковской сферы, и речь будет идти в основном про пластиковые карты. Поэтому для тех, кому это сложно – не читайте. Или перелистните вниз, где будут выводы. 

В свое время я не внимательно отнесся к закону 161-ФЗ. Прочитав те уточнения, которые были приняты вечера Государственной Думой, вы знаете, просто ужаснулся. Нет, я предполагал ответные шаги со стороны наших законодателей в отношении международных платежных систем Visa, MasterCard. Однако подобного не ожидал увидеть. Предлагаю посмотреть почему. 

Для начала взглянем на терминологию. Начнем с малого и самого очевидного, во всяком случае, для меня – "оператор платежной системы". Вы несколько раз перечитайте это определение... Оператор тот, кто работает с чем-то или с кем-то. Как Visa и MasterCard могут работать сами с собой? В банковской сфере эти организации всегда именуются как "Платежные Системы". Они являются оконечным процессинговым центром. Но никак не "оператором". Под это определение можно также и, например, подвести компанию "Рукард" или любой крупный банк, как "СберБанк". Последние перечисленные организации как раз и являются операторами, так как работают с платежной системой либо Visa, либо MasterCard, т.е. используют готовый продукт. Сразу же приходит на ум, а Микрософт – это оператор операционной системы Windows? 

Далее, "переводы денежных средств". Что за странный термин? Есть "Анелик", есть "WesternUnion", вот там это денежные переводы. О чем вообще идет речь, если закон изначально разрабатывался под "Национальную Платежную Систему", которая в первую очередь имеет под собой основу в виде пластиковых карт, служащих в свою очередь, для оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств? В банковской сфере переводы денежных средств, оплата товаров и услуг и получение наличных средств – это совершенно разные операции, которые проходят через бухгалтерию под разными "символами" (кодами). Ок, тогда давайте уже обзовем "операцию", когда вы расплачиваетесь с продавцом за товар наличными "переводом денежных средств". Как такой вариант? ** На самом деле я несколько поглумился над этим термином, формально до сих пор все платежи по пластиковым картам у нас приравнены к наличным денежным операциям и это серьезная головная боль для бухгалтеров. Вот этот вопрос нужно было решать в первом порядке. 

Не буду уже придираться к терминологии, это нерационально. Перейдем к непосредственно отношениям. 

Платежная система и ее участники

Термины и определения. 

Платежная система – организация, предоставляющая технологии для облегчения обслуживания клиентов как физических, так и юридических лиц в кредитной организации с помощью средств идентификации (инструментов), в частности таких, как  пластиковые карты.

Эмитент – кредитная организация, которая лицензирована Платежной системой для выпуска инструментов по осуществлению клиентами работы со своими денежными средствами, в данном случае пластиковых карт.

Эквайер – кредитная организация, которая занимается обслуживанием клиентов, владельцев пластиковых карт банков-эмитентов.

Агрегатор – организация, осуществляющая перевод денежных средств, оплату за товары и услуги владельцев пластиковых карт банка-эмитента. (Например, Assist, CyberPlat, Хронопей, Элекснет).

Процессинговый центр – структура позволяющая осуществлять операции в соответствии с правилами Платежной системы. 

Итак, есть Банк. Этот банк хочет стать эмитентом определенной Платежной системы. Соответственно, что приходя в эту Платежную Систему, ему предлагается стандартный договор. Далее в ходе переговоров учитываются различные нюансы, такие как рейтинг банка, его финансовое состояние, количество клиентов. В соответствии с договоренностями определяется план количества эмитированных карт, скажем за год. Банк проходит сертификацию. И размещает начальные операционные средства на корреспондентском счете Платежной системы. Эти средства необходимы для того, чтобы можно было проводить клиринговые расчеты, как с Платежной системой, так и с банками-эквайерами. Это оффлайн. И подобные расчеты проводятся раз в день, обычно. По правилам платежных систем задержка в подобных расчетах не должна превышать более трех дней. Наличие "несгораемой" суммы на счете Платежной системы сделано для того, чтобы оперативно рассчитаться с другими участниками программы или по-другому, банками-эквайерами. 

В правилах международных Платежных систем также есть другое правило: банк-эквайер не может брать комиссию при операциях выдачи наличных (исключение, о, да, бывшая локальная система STB), а также при совершении операций с помощью пластиковых карт в торгово-сервисных предприятиях (последнее не может делать также и банк-эмитент). Исключение составляют такой тип операций, как именно перевод денежных средств, по типу оплаты коммунальных платежей или штрафов, или перевода с карты на карту. 

Каждый участник международной Платежной системы имеет свой, как это говорится, "skill", т.е. рейтинг. Дело в том, что в договорах это прописано. Что это означает? То, что при достижения череcчур низкого рейтинга за некоторый период времени или слишком частых нарушений правил Платежной системы данного участника из нее исключают. Есть такое понятие как "чарджбек". И за каждое необоснованное выставление претензий банки несут собственные потери, т.к. за арбитраж Платежная система снимает свою комиссию на судебные издержки. Именно поэтому клиенту банков зачастую трудно доказать свою правоту. 

Большую часть из того, что я описал, относится к "бэк-офису", т.е. бухгалтерским операциям и клирингу, когда клиент уже совершил операцию или выставил претензию за необоснованность списания средств со своего счета. 

Для тех, кто все же нашел смелость для себя и дочитал до этого момента, продолжу. "Бэк-офис" и "Фронт-офис" – две составляющие процессингого центра. "Фронт-офис" – это та система, которая позволяет вам быстро получить денежные наличные средства, товар или услугу так, как если бы вы расплачивались наличными. Ни одна, ни другая часть отдельно друг от друга не могут существовать и всегда находятся в единстве. 

Ах, да. А кто же у нас Агрегатор и как он вписывается в общую схему? Банк предлагает клиентам стандартный набор услуг – получи пластиковую карту и живи. Ранее вы могли с ее помощью оплачивать в крупных магазинах свои покупки, в банкомате после зачисления зарплаты снимать все свои денежные средства со счета, ну, или оставить часть до лучших времен. Теперь же, с помощью пластиковых карт можно оплачивать интернет, мобильную связь, совершать покупки в интернет-магазинах, бронировать билеты и многое другое. Все это возможно именно с помощью Агрегаторов, которые консолидировали в себе весь тот набор, который помогает картодержателю совершать необходимые ему действия, не вставая с кресла. При этом необязательно, чтобы Агрегатор был завязан на одну кредитную организацию. Главное, чтобы он выполнял все требования этих самых кредитных организаций, а, следовательно, и Платежных систем. 

Оргвыводы 

Те законодательные инициативы, которые вчера, были закреплены в Государственной Думе, лично меня несколько расстроили. Все же для принятия поправок или уточнений, на мой взгляд, следовало бы привлечь специалистов из сектора пластиковых карт, т.к. именно они являются основными носителями знаний технологии и правил международных платежных систем. В данной среде существуют множество устоявшихся терминов, которыми пользуются, в том числе и в договорах. В данной среде существует серьезное понимание всех технологических процессов.

И наконец, регулирование прав всех участников Платежных систем. Объединенная Расчетная Система (ОРС) была создана без поддержки государства на основе Платежных систем Visa и MasterCard и замкнула на себя все локальные транзакции российских банков участников этого объединения при совершении операций через банкоматы. 

Понятно, что без помощи государства нельзя обойтись в построении Национальной Платежной Системы, это все же стратегическая вещь. Но привлечь специалистов с нашей стороны, привлечь международные Платежные системы за стол переговоров, было просто необходимо. Ведь именно сейчас тот момент, когда мы можем продавить международные Платежные системы сделать продукт комбинированным: карты будут работать и с их системой и с нашей! И потом создать официальную рабочую группу, которая бы приступила к созданию нашей системы совершенно логично. Ничего этого не было сделано. Виден только "Сбербанк" на поверхности. 

Какими правилами будет руководствоваться Национальная Платежная Система (НПС)? Неясно. Здесь есть нюанс – если государство заявляет об НПС и берет на себя основные функции, то хотя бы проект договора участникам будущей системы опубликуйте. На текущий момент все определения в законе размыты. Его можно трактовать как в ту, так и в другую стороны. 

Зачем ЦБ РФ понадобилось принуждать вносить средства международных Платежных систем на свои корсчета также неясно. Как будут проходить взаиморасчеты в случае форс-мажорных ситуаций, например, между участниками Платежной системы Visa? И как ЦБ разберется, кому деньги возвращать, кому нет? Договора с Платежными системами заключаются в двустороннем порядке, отсюда вопрос, а где прописан механизм участия ЦБ? Если Банк потерял кредит доверия или, как я ранее говорил, свой рейтинг, Платежная система вправе отказать в участии, но при этом обязуется уведомить Банк об этом. Это заложено в правилах. В общем, кто знает ответы на эти вопросы, будьте так добры, поделитесь своими соображениями или ссылками. 

В целом, данный закон, ни о чем (вот оригинал). С весьма "вольными формулировками", принимавшийся в спешке. И да, если завтра вы заметите, что с вас при обслуживании по пластиковой карте сняли чуть больше денег, не удивляйтесь – банки будут компенсировать возникшие затраты за ваш счет. Потому как перевести на корсчет Платежной системы для операционных расходов 500 тысяч долларов это одно, другое отзеркалировать эту же сумму на счет в ЦБ (Платежная система вряд ли будет этим заниматься). 

Одна хорошая новость – с 2016 года все же обяжут работать международные Платежные системы с внутренними региональными процессинговыми центрами. И очень надеюсь, что Национальная Платежная Система все же обретет свои черты в виде чиповых карт. 

Надеюсь, в ближайшее время, когда спадет ажиотаж, все прояснится. 

Специально для сайта "Война и Мир", Well

 

L38Crow26.04.14 15:48
2016 год это очень далеко. Надо до осени все изменения вводить, дальше может оказаться поздно. Уже на следующей неделе ожидается новый пакет санкций.

Почему бы государству не выкупить ОРС и не сделать на его основе платёжную систему? Затрат минимум, и можно в кратчайшие сроки всё сделать. Насколько я в курсе, в ОРС нет лицензируемых Визой и Мастеркард компонент, свой собтсвенный софт рахработанный в РФ. При этом, где то читал что ПРО 100 имеет лицензируемые компоненты... Могу ошибаться.

Факт остаётся фактом, систему нужно запускать немедленно! Тем более, по разным оценкам, Виза и Мастеркард имеют 4 млрд. долларов маржи по рынку внутренних переводов РФ. Платёжная система должна оставить эти деньги внутри РФ, они для нас будут совсем не лишними.

Genseen26.04.14 20:25
> USSR2

Похоже надо срочно избавляться от Визы и Мастеркарда?

А если на них кто-то хранит средства? Деньги пропадут?

Виза и Мастер не банки, в них ничего хранить не получится. Они занимаются только платежами.
Шайтан27.04.14 10:32
Well, вы читали самый первоначальный вариант законопроекта. Из 4 страниц.
А в варианте для третьего чтения уже 28 страниц ссылка
Полное описание прохождения законопроекта со всеми вариантами ссылка
Well27.04.14 19:27

Шайтан, спасибо за ссылку. Вопрос в том, что, к сожалению, я не увидел что-либо нового, правда есть, конечно, уточнения. Правда и особо вчитываться не стал – не до этого сейчас. Нужно будет потом глянуть на уточняющее Положение от ЦБ, его должны всем банкам разослать. Тогда уже можно более предметно будет говорить, что к чему.

Удручает то, с какой настойчивостью они проталкивают свою особую терминологию. При чтении приходится заниматься буквально переводом, т.е. адаптацией, которая как вы понимаете чревата.

Еще добавлю то, что ясности этот вариант закона особой не вносит. Цитата: "Специальный счет для учета обеспечительного взноса не является банковским счетом". Если честно, то у меня мозг чуть не сломался. Специальный счет… не является банковским счетом, но при этом он находится в ЦБ РФ. Это как? На него и с него предположительно будут осуществляться проводки, т.е. будет происходить движение финансовых средств.

Или вот, "На денежные средства, учитываемые на нем, не может быть обращено взыскание по долгам оператора платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой". И чуть далее: "Денежные средства, учитываемые на специальном счете по учету обеспечительного взноса, используются Банком России для уплаты штрафа, взыскиваемого на основании статьи 82.4 настоящего Федерального закона". При этом выше в законе написано, что при прекращении платежной системой предоставления услуг (банкротства, например), с нее взыскивается штраф. А при ликвидации платежной системы на какой счет будут переведены эти средства? У меня есть предположения. Однако, прописывайте более точно, что имелось в виду, хотел бы заметить я нашим законодателям.

Или, скажем, как будет пополняться этот счет международными системами, все время по 25% каждый квартал? Если количество транзакций упадет, на основании чего платежные системы смогут затребовать свои средства обратно? Кстати, если сбой в транзакционном потоке произошел по вине платежной системы, они согласно договору по умолчанию выплачивают неустойку тому участнику, которому не предоставлялась услуга, и наоборот.

В общем, нужно почитать то, что ЦБ РФ предоставит.

L38Crow, не все так просто. ОРС это не платежная система как таковая, а процессинг, который замкнул на себя весь банкоматный транзакционный поток участников в этой системе. Это было сделано с согласия Визы и Мастера, по одной простой причине – последним не выгодно, чтобы операции снятия наличных уходили на их сервера. А вот для POS-транзакций они не дали разрешения, т.к. комиссия в этом случае перекрывает затраты на их трансляцию на американские серверы. А технически ничто не мешает перенастроить маршрутизацию даже сейчас.

Повторюсь, УЭК, который ПРО-100 конечно проходил и лицензирования и сертификации. Они договаривались с Мастером, чтобы на его основе (MChip) сделать дополнительное приложение. Также необходимо проходить и лицензирование в EMVco, без этого никак. И японская JCB, и китайская CUP также проходила в EMVco лицензирование. Потому как это им помогло наиболее гибко распространяться по миру, ведь все существующие терминальные устройства EMV-совместимые.

Нашу платежную систему немедленно не получится запустить, но при текущих наработках, например уэковских, в течение года-двух вполне оптимально ограниченное ее разворачивание.

novl200027.04.14 19:31
Пластиковые карты между прочим тоже ведь устарели. Актуальны сейчас - электронные деньги. Не нужно нам догонять поезд, который уже скоро и сам остановится. Личным кабинетом пользуетесь? Нет? Странно. - удобнейшая вещь. Намного быстрее и удобнее пластика. Пластик пока дает только одно преимущество. А именно получать налик находясь зв бугром. Но, Россия всегда так долго запрягает, что скорее всего скоро острота этого вопроса отпадет сама собой. Вместе с пластиком.

А так если что, уже у нас есть национальная платежная система КОНТАКТ. Набирает мощь. Осталось ей подоснастится и вау- вот она мировая система, кстати работает уже не только в рф. А пластик это всего лишь способ идентификации личности, не более, в наш век можно и посовременнее способ найти
salavat27.04.14 19:55
Интересная статья. Well открылся с неожиданной для меня стороны :)

Автор пишет...В банковской сфере переводы денежных средств, оплата товаров и услуг и получение наличных средств – это совершенно разные операции, которые проходят через бухгалтерию под разными "символами" (кодами)...формально до сих пор все платежи по пластиковым картам у нас приравнены к наличным денежным операциям и это серьезная головная боль для бухгалтеров. Вот этот вопрос нужно было решать в первом порядке....

В советское время независимых типов товарно-денежных потоков было больше, как минимум, десяти (и это было существенным фактором устойчивости советской денежной системы). Например, денежные средства предназначенные для кап.строительства ты не мог потратить для других целей. Это жестко, вплоть до уголовки, пресекалось соответствующими органами власти в стране.

Впрочем, пока это все слишком сложно для теперешних денежных управленцев.

А что касается сырости законов выпускаемых ГД - то это, пмсм, обычная практика. Потом поправят необходимыми изменениями.
iDesperado27.04.14 21:26
В советское время независимых типов товарно-денежных потоков было больше, как минимум, десяти (и это было существенным фактором устойчивости советской денежной системы). Например, денежные средства предназначенные для кап.строительства ты не мог потратить для других целей. Это жестко, вплоть до уголовки, пресекалось соответствующими органами власти в стране.

да ладно, та система вообще не работала. знакомая прораб рассказывала как вынуждена была вести переговоры с 4-5 организациями, что бы свой объект закончить. типа у заказчика объекта выбивала рафики, их перегоняла в профком, который давал путевки, за которые ей отгружали бетон. фин система просто не работала, без хитрых схем какие-нибудь трубы можно было запросто и 5 лет ждать, хотя вроде как и план и смета ...

Шайтан28.04.14 00:13

Стоит начать с того, что 161-ФЗ с самого его рождения понимает под национальной платежной системой не какую-то одну, отдельно взятую, платежную систему a la "Сберкард", а, сокращенно цитируя, всю "совокупность операторов по переводу денежных средств …, банковских платежных агентов …, платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи …, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры". То есть вообще все системы и всех ее участников. А пиарили его так, будто он создаст новую систему. Вот потому его часто читают неверно.

> Еще добавлю то, что ясности этот вариант закона особой не вносит.

Ну, кому как. Мне последний вариант более понятен, чем поток сознания господина Резника. Может быть это потому, что 161-ФЗ и 162-ФЗ я разбирал в свое время очень подробно.

> Цитата: "Специальный счет для учета обеспечительного взноса не является банковским счетом". Если честно, то у меня мозг чуть не сломался. Специальный счет… не является банковским счетом, но при этом он находится в ЦБ РФ. Это как?

Это просто. Здесь говорится всего лишь о том, что специальный счет не подчиняется правилам договора банковского счета, в трактовке 45 главы Гражданского кодекса. То есть он не похож на вклад, текущий, расчетный, корреспондентский счет. Таких счетов в банках полно – например, ссудный счет по кредиту не является банковским счетом по ГК РФ. Хотя открыт в банке.

> Нужно будет потом глянуть на уточняющее Положение от ЦБ, его должны всем банкам разослать.

Я бы не стал на это особо надеяться. Когда вышел 161-ФЗ, ЦБ много раз отвечал спрашивающим, что он не наделен правом трактовки законодательства.

По наиболее заметным правкам

В статье 16 изменилась часть 11:

- было "11. При осуществлении перевода денежных средств в рамках платежной системы операторами по переводу денежных средств, находящимися на территории Российской Федерации, должны привлекаться операторы услуг платежной инфраструктуры, которые соответствуют требованиям настоящего Федерального закона и находятся на территории Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 17 настоящего Федерального закона."

- стало "11. При осуществлении перевода денежных средств в рамках платежной системы операторами по переводу денежных средств, находящимися на территории Российской Федерации, должны привлекаться операторы услуг платежной инфраструктуры, которые соответствуют требованиям настоящего Федерального закона, находятся и осуществляют все функции на территории Российской Федерации. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления трансграничного перевода денежных средств"

Замечаете разницу? Помня о том, что "оператор по переводу денежных средств" - это просто банк, то новая формулировка прямо запрещает использовать для внутрироссийских переводов оператора, который осуществляет какие-либо функции вне России.

Для наших банков это означает довольно много. Для обычных платежей по счетам в рублях через ЦБ все понятно, ничего не поменялось. А вот с валютой – нельзя будет использовать иностранные банки и SWIFT (и вновь здравствуй TELEX? ждать УФЭБС в валюте?). Платежи с пластика не должны выходить за границу – как?! А на этот вопрос отвечает новая…

"Глава 41. Национальная система платежных карт"

Из которой следует, что Банк России создает некую организацию, в которой обязаны участвовать Виза и Мастеркард, причем на фактически ультимативных условиях – либо вы принимаете правила игры, либо вы не работаете в России. И эта организация, по крайней мере, формально, будет тем самым оператором услуг, которая находится и осуществлеют все функции на территории Российской Федерации, и которая обеспечивает осуществление всех внутрироссийских переводов. А расчеты обеспечивает Банк России.

Есть еще интересные изменения, например, новая часть 12 статьи 16:

"12. Операторы услуг платежной инфраструктуры не вправе передавать информацию по любому переводу денежных средств, осуществляемому в рамках платежной системы на территории Российской Федерации, на территорию иностранного государства или предоставлять доступ к такой информации с территории иностранного государства ..."

Или, что часть валютной выручки должна быть в рублях, а какая часть и по каким внешнеторговым операциям – определяет Правительство РФ. Но детально разбирать пока рано, нужно дождаться окончательного выхода и тогда переобдумать.

Шайтан28.04.14 00:54
В тему
WikiLeaks: США лоббировали в пользу Visa и MasterCard в России
(" ссылка ", ссылка )


ссылка
Well28.04.14 01:38
Шайтан, если вы сможете прояснить суть 250 отчета для ЦБ РФ, буду вам очень благодарен.
Шайтан28.04.14 02:03
> Well
Шайтан, если вы сможете прояснить суть 250 отчета для ЦБ РФ, буду вам очень благодарен.
Вы про квартальную форму 0409250? Знаете, я вообще-то далек и от пластика и от отчетности. Лучше бы на банкире спросить, например, здесь - ссылка
Но в любом случае могу спросить ваши вопросы у "соседей по парте". Присылайте через личку, чтобы тему не засорять.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Путин на съезде РСПП: Пересмотра приватизации в России не будет
» Китай ответит на размещение американских ракет на Филиппинах — Минобороны КНР
» СМИ: Британия передаст Украине высокоточные управляемые бомбы Paveway IV
» Вьетнам не признает запреты Китая на вылов рыбы — МИД
» NYT раскрыла число ракет ATACMS, которые передали Украине
» ХАМАС готов на 5 лет перемирия с Израилем при условии создания палестинского государства
» Ситуация с продовольственной безопасностью в мире продолжает обостряться
» ВС России создадут над Запорожской областью защитный купол

 Репортаживсе статьи rss

» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту

 Комментариивсе статьи rss

» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?
» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"