Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

СВР: Евросоюз готовит сербский майдан
Запад может потерять 285 миллиардов долларов при конфискации активов России
НАТО проведет операцию по усилению обороны восточного фланга
Центробанк снизил ключевую ставку до 17 процентов годовых
Главная страница » Наши публикации » Просмотр
Версия для печати
Кто придет на смену аятолле Али Хаменеи в Иране?
01.11.14 11:18 Иран
Автор: Saeed Kamali Dehghan, "Гардиан" 31 октября 2014 года

Оригинал статьи: When the time comes, who will succeed Iran’s Ayatollah Ali Khamenei?

В тщательно-охраняемом комплексе в самом центре Тегерана, который часто называют просто "Бейт" ("дом"), живет семидесятипятилетний человек лет, чьё пребывание в качестве высшего вождя Ирана закончится только с его смертью. Аятолла Али Хаменеи, некогда революционер, уже почти 25 лет бессменно остается политиком с неограниченными полномочиями. Однако недавние новости об ухудшении здоровья аятоллы вызвали оживлённое обсуждение того, кто же в конечном счёте заменит его и что это будет значить для будущего Ирана.

Хотя тема преемственности и остаётся запретной в стране, все равно придет время, когда политическая траектория Ирана изменится после четверти столетия, на внутреннем и международном уровнях. В сентябре появились фотографии болезненно выглядящего Хаменеи в общественном госпитале Тегерана после операции на простате, что дало ход домыслам о преемнике.

Многие удивляются, почему близкий круг Хаменеи допустил открытые обсуждения его самочувствия, в особенности тогда, когда Иран и Запад ломают копья на важных переговорах по ядерной тематике. Али Ансари из Сент-Эндрюсского университета [старейший университет в Шотландии, третий по древности в Британии - прим.перев.] считает, что фотографии Хаменеи в госпитале были предназначены сигнализировать, что он в форме и здоров.

"Я думаю, это в большей степени объясняется тем фактом, что они обеспокоены", – заявил он "Гардиан". – "Это событие много говорит нам о том общем беспокойстве, которое охватило их по поводу будущего своей политической системы, по поводу того факта, что она настолько зависима от него [Хаменеи] сейчас, что некоторые опасаются, что после расползания слухов о том, что он болен, народ начнет политические манёвры. Это способ задавить в зародыше [волнения], и я думаю, они делали это осознанно".

Сын мусульманского богослова, рождённый во времена династии Пехлеви, Хаменеи возвысился от выпускника духовного училища до верховного вождя Ирана в 1989 году, после смерти Рухоллы Хомейни, отца Исламской революции 1979 года. Сегодня, по словам видного иранского писателя Акбара Ганджи, Хаменеи – "глава иранского государства, главнокомандующий и главный идеолог. Его взгляды – это то, что в конечном счёте преобразуется в политику Ирана".

Хаменеи был назначен на свою новую должность иранским Собранием экспертов, мощным органом духовенства, уполномоченным назначать и смещать верховного вождя. Через два десятилетия после назначения Хаменеи стал настолько могущественным, что роль собрания была сведена до символической, где его члены действуют как энтузиасты, лишённые полномочий по надзору, хотя они и всё ещё избираются общественным голосованием.

Некий аналитик, близко знакомый с политической структурой Ирана, считает, что собрание вернет себе власть в день, когда наступит смерть Хаменеи. "Не стоит ссориться с этим Собранием", – заявил аналитик на условиях анонимности. – "Вечером того дня именно они изберут следующего вождя, иначе будет военный переворот".

В Тегеране Собрание находится в переходном состоянии. Мухаммад-Реза Махдави Кани, который ещё несколько недель назад был председателем этого органа, недавно умер от сердечного приступа и следующие выборы нового состава членов собрания пройдут менее чем через два года. "Что будет происходить после Хаменеи, очень сильно зависит от того, кто будет состоять в Собрании в момент его смерти, и какие силы будут у власти в Тегеране", - говорит аналитик.

Ахмад Джаннати, влиятельный представитель иранского духовенства и близкое доверенное лицо Хаменеи, предупредил в прошлом месяце, что определённые политические группы в Иране уже замыслили достичь большего влияния в следующем составе Собрания экспертов, имея в виду, что критически настроенные к нынешнему правящему классу группы духовенства, надеются войти в новый состав Собрания. "Некие особы питают политические амбиции и вознамерились добиться преимущества в следующем собрании", – заявил он в ходе телевизионного интервью в прошлом месяце. – "У меня нет уверенности, что они добросовестные люди".

Если бы Хаменеи умер завтра, то, по словам Ансари, наследование власти могло бы пойти тремя путями. "Собрание экспертов тут же собирается и устанавливает понятие руководящего совета", – говорит он. – "Другой возможный путь в том, чтобы он оставил нечто вроде завещания и назвал кого-то, кто был бы, как я думаю, представителем его ближайшего круга и продолжил бы его дело. Или это была бы некая персона извне, избранная в традиционном смысле. Последнее – самое проблематичное".

В отсутствие серьёзных политических обсуждений того, кому быть политическим наследником Хаменеи, имена возможных кандидатов обсуждаются втихомолку. Многие видят в этом качестве аятоллу Али Акбара Хашеми Рафсанджани, одного из политических долгожителей Ирана, серьёзного претендента, не смотря на то, что он старше, чем Хаменеи. Восьмидесятилетний Рафсанджани, глава влиятельного в стране Совета по определению политической целесообразности, дважды был президентом Ирана и несколько лет возглавлял Собрание экспертов. Верховный вождь более влиятелен, чем избранный президент Ирана, и имеет последнее слово в вопросах национальной безопасности и важных международных вопросах, равно как и во внутренней политике.

Рафсанджани ушёл с руководящей должности в Собрании экспертов в 2011 году после того, как выяснилось, что между ним и Хаменеи наметилась размолвка по поводу политики тогдашнего президента Махмуда Ахмадинежада. Из-за разногласий с Хаменеи влияние Рафсанджани в последние годы уменьшилось, и двое из его детей были по различным обвинениям брошены в тюрьму, но позже отпущены. Более того, он зарегистрировался для участия в президентских выборах в Иране в 2013 году, однако его кандидатура была отклонена влиятельным советом, близким к Хаменеи, который уполномочен проверять благонадёжность всех кандидатов. Рафсанджани теперь выглядит как деятель, близкий к реформаторам и умеренным.

На слуху и другие имена возможных кандидатов, такие как аятолла Махмуд Хашеми Шахруди — бывший глава судебной власти, аятолла Мухаммад-Таги Мезбах-Йезди — сторонник жёсткой линии, аятолла Джавади-Амоли, видный законник, проживающий в городе Куме [Кум – один из священных городов шиитов – прим.перев.] и аятолла Эбрахим Амини, влиятельное духовное лицо и член Собрания экспертов.

Три наиболее вероятных кандидата, навязываемые в качестве следующего верховного вождя Ирана таковы:

Аятолла Али Акбар Хашеми Рафсанджани: восьмидесятилетний умеренный политик был среди отцов-основателей Исламской республики, и позднее, с 1989 по 1997 годы – её президентом. Он хорошо известен своим прагматизмом и является одним из самых больших долгожителей Ирана. После Исламской революции 1979 года Рафсанджани стал первым председателем парламента страны, эту должность он занимал девять лет. В ходе ирано-иракской войны он был главным представителем в высшем совете обороны тогдашнего верховного вождя аятоллы Рухоллы Хомейни, фактически действуя как верховный главнокомандующий вооружёнными силами Ирана. Когда Хомейни умер в 1989 году, Рафсанджани был орудием назначения аятоллы Али Хаменеи в качестве текущего верховного вождя. В настоящий момент он возглавляет в стране Совет по политической целесообразности, который посредничает между парламентом и влиятельным Корпусом Стражей Исламской Революции.

Аятолла Махмуд Хашеми Шахруди: шестидесятипятилетний великий аятолла с большой поддержкой среди шиитского населения Ирана. Он родился в Неджефе, одном из шиитских городов в соседней с Ираном стране, Ираке, но иммигрировал в Иран после Исламской революции 1979 года, когда Хомейни сместил последнего шаха Ирана, Мухаммада Резу Пехлеви. В Иране Шахруди стал близким союзником Хомейни и вырос до положения главы судебной власти Ирана(1999-2009 годы), одной из трёх ветвей политической власти в стране. В 2011 году Шахруди, по сообщениям СМИ, был назначен Хаменеи посредничать между Махмудом Ахмадинежадом и иранским парламентом (Маджлисом), который был настроен критически к правительству за его обращение с членами парламента. Он также состоит в Корпусе Стражей Исламской Революции и считается при этом сравнительно умеренной фигурой. При Шахруди в судебной власти нарушения прав человека, такие как беззаконные аресты активистов, журналистов и диссидентов, продолжались.

Аятолла Мухаммад-Таги Месбах-Йезди: восьмидесятилетний представитель духовенства, которого часто называют просто – аятолла Мезбах, политик, представляющий собой "сильную руку", который прославился поддержкой бывшего президента Махмуда Ахмадинежада в первые годы его президентства. Его считают одним из самых консервативных духовных лиц страны. Он известен своими критическими взглядами на реформаторское движение Ирана и, в частности, своим противостоянием властям вв времена президентства Мухаммада Хатами. Он состоит в Собрании экспертов Ирана и часто называется возможным кандидатом в верховные лидеры страны со стороны консервативного и фундаменталистского фронта. Мезбах особенно хорошо известен в иранском городе Куме, где располагается множество теологических школ и училищ. Хотя Мезбах и близок к фундаменталистам, его не считают близким союзником Хаменеи. Напротив, оба часто рассматриваются как соперники.

 

Jack01.11.14 19:26
Смотрю - комментариев нет, хотя это не дело - статья в тему и очень полезная. Поэтому:
1) Спасибо Наталье за статью.
2) Именно здесь, в Иране, сегодня решается один из важнейших вопросов будущего: будет ли у нас здесь прикрытый фронт, или наоборот. И все зависит от того, что будет с Ираном после обновления власти. Роухани сменил Ахмадинежада. И это - явный крен на Запад.
Если Хаменеи будет сменен прозападным (или не в меру антизападным, это одно и тоже) политиком, Сирия падет.
Надеюсь, все осознают, что это значит.
mag-net03.11.14 12:11
в Иране нет ПРОзападных политиков... поэтому кто придет к власти нам без разницы ничего на южном фланге не изменится... ну если не считать открытую агрессию со стороны штатов, в результате чего они могут усадить кого угодно для блюдения своей политки... но мы говорим же о выборах...

Miru Mir03.11.14 14:38

Думаю, ни один эксперт не знает - кто, когда и как умрёт. Не рано ли зачисляют человека в число тех, кто скоро умрёт???? Желаю верховному лидеру Ирана Хаменеи долгих лет плодотворной и здоровой жизни.

Roksana03.11.14 15:23
тоже считаю,что ПРОзападных нет.А есть "добрый" президент и "злой" (для Запада).Так вот Рохани типа "добрый",но полностью подконтролен аятолле ХаменаиКстати ...а Хаменаи ещё переживёт всех своих недоброжелателей
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Полувоенный ледокол США зашел на Северный морской путь
» Россия наращивает бартер с Китаем, обменивая свое зерно на технику
» Путин провел совещание по экономическим вопросам
» Израиль начал наступление на Газу, пишут СМИ
» Некоторые страны ЕС хотят полностью запретить въезд россиянам, пишут СМИ
» Швеция увеличит расходы на оборону в 2026 году
» Ростех передал Минобороны новую партию истребителей-бомбардировщиков Су-34
» ЕС отказался поддержать требование Трампа о пошлинах против Китая

 Репортаживсе статьи rss

» Ирак является одним из ключевых партнеров России в арабском мире и на международной арене
» Демонстрация с силой: какое оружие показали на выставке DSEI-2025
» "Нас воспринимали как преступников". Южнокорейские рабочие вернулись домой после задержания в США
» Регионы юга РФ приступают к массовому севу озимых в условиях засухи и возросших затрат. Обзор
» Антон Алиханов: Россия планирует расширять экспорт вертолетов
» Опубликованы документы о японских планах массовых казней в Маньчжурии
» Стратостат вместо "Старлинка": в России создают альтернативный вариант связи
» ФСБ опубликовала протоколы допроса командующего Квантунской армией

 Комментариивсе статьи rss

» SZ: немецкий автопром столкнулся с огромной конкуренцией со стороны Китая
» В США убит американский Данила Багров
» Ближний Восток в ожидании: грядёт вторая фаза войны Израиля против Ирана
» Почему Россия и ОПЕК+ продолжают увеличивать предложение нефти на рынке
» Остров с сокровищами: США продолжают экспансию в Гренландии
» Трампу назло: ЕС решил укрепить сотрудничество с Индией
» Федор Лукьянов: Идея "не против Запада, но без него" обретает смысл и перспективу
» Наши «пропавшие» АПЛ, самолеты «судного дня» E-6B ВС США, и при чем тут Венесуэла?

 Аналитикавсе статьи rss

» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
» Инфраструктура Германии это: разрушенная железная дорога, школы, мосты
» России предрекли сокращение добычи газа
» Меркантильная борьба с украинским православием как архетип украинства
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"