Из-за санкций «Лукойл» перенаправит экспорт каспийской нефти с нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД) на Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который отгружает сырье в Новороссийске и подконтролен России. От такого варианта могут выиграть все стороны, полагают эксперты. «Лукойл» прекратит экспорт нефти со своих каспийских месторождений по БТД из-за западных санкций. Как сообщает Reuters со ссылкой на источники, такое решение приняли западные акционеры БТД. Среди них — британская BP, норвежская Equinor, американская ExxonMobil, итальянская Eni и французская Total. По данным агентства, российская компания переведет свою нефть на трубопроводную систему КТК, которая идет из Казахстана в Новороссийск. Ежемесячно «Лукойл» отгружал в Каспийском море 60−120 тыс. тонн нефти азербайджанской Socar, которая уже через терминал Сангачалы подавала сырье в БТД. Reuters оценивает, что экспорт «Лукойла» по КТК в декабре вырастет с 364 тыс. до 660 тыс. тонн. Для БТД уход российской компании не станет потерей, так как ее объемы не превышали 15% и в нефтепровод с КТК перенаправят часть казахской нефти. Об альтернативном маршруте через Азербайджан власти Казахстана активно заговорили в этом году после сбоев в работе КТК. Но, главное, в этом заинтересованы западные компании, которым принадлежит большая часть добытой в стране нефти. Так, в тенгизском проекте 75% принадлежит американским Chevron и ExxonMobil. На «Карачаганаке» 76,5% распределены между итальянской Eni, нидерландско-британской Shell и американской ExxonMobil. А в «Кашагане», в свою очередь, американским, европейским и японским компаниям принадлежит уже более 90%. Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков полагает, что смена трубопроводов для «Лукойла» могла быть и обоюдным решением, включая Азербайджан, Турцию и саму компанию. «Иначе „Лукойлу“ пришлось бы тогда подчиниться санкциям в виде потолка цен и загружать ее в турецком Джейхане по лимиту или ниже, — замечает Игорь Юшков. — Конечно, танкеры могут не отправлять информацию о ценах санкционным властям, а „Лукойл“ — выписывать справки, не соответствующие действительности. Но это несет риски как для самой компании, так и для Турции. Она могла потребовать и больше денег за подобную подсанкционную нефть». Другой вопрос — цена транспортировки, отмечает аналитик, так как БТД более дорогой, чем КТК: «И с ростом санкционных рисков самому „Лукойлу“ становится выгоднее отгружать нефть в Новороссийске». Важным для «Лукойла» может быть и сложность отслеживать танкеры из российского порта, так как там будет при необходимости использоваться целый «серый» флот. «Если в Джейхане будет один танкер, то это будет сделать куда проще», — замечает Игорь Юшков. Для западных акционеров БТД заинтересованность в уходе российской нефти может быть еще и в том, добавляет аналитик ФНЭБ, что нефть в трубопроводе смешивается, и может сложиться такая ситуация, что другим поставщикам по БТД придется отчитываться перед санкционными властями о доле российской нефти в их партиях. «В любом случае, перевод нефти „Лукойла“ для самой России выгоден, так как заполняется КТК, в котором долю имеет госкомпания», — заключил эксперт. |