Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Глава Euroclear заявила о готовности оспорить в суде конфискацию активов России
Норвегия отказалась выступать гарантом кредита Киеву из замороженных средств РФ
На Украине запустили процедуру отставки правительства
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Надежда на уголь — как будут возвращать жизнь промышленности Донбасса
26.02.24 05:33 В России

Проблема донбасской угольной промышленности возникла не сегодня, и даже не в 2014 году, она имеет давние корни, и связана с неэффективным администрированием угольной отрасли в период Украины. Об этом EADaily заявил эксперт Северо-Кавказского института — филиала РАНХиГС Сергей Решетняк, комментируя проект региональной программы развития угольной промышленности, подготовленный в ДНР.

На закате советской эпохи было много сделано для развития добычи угля. Открывались новые шахты, в старых делались новые проходки. Шахтерская профессия была уважаемой и достаточно высокооплачиваемой, напомнил Решетняк. Однако после отделения Украины для развития шахт не делалось практически ничего. Открыты были лишь единичные шахты, которые закладывались в советское время. Технологий и специалистов по поиску и разработки новых месторождений, а также созданию новых проходок имевшихся шахт, не сохранилось.

«Первое десятилетие, советское наследие еще приносило существенную пользу, позволяя обеспечивать внутренний рынок и даже продавать уголь за границу. Но со временем уголь в существующих проходках заканчивался, что приводило к сокращению объемов добычи и качества добываемого угля. Сами шахты не модернизировались, поскольку цель была выжать из них максимум дохода, не тратя ни копейки на содержание. Что во многом являлось основой украинской модели экономики. Это негативно сказывалось на техническом состоянии шахт и доходах рядовых шахтеров. В целом можно было говорить, что к началу десятых годов угольная промышленность медленно, но, верно, шла к своему прекращению существования», — отметил эксперт.

Аналогичная промышленность в российском Кузбассе и частично в Ростовской области пошла по иному пути. По оценке Решетняка, своевременно проведенная реформа, позволила обновить оборудование, инвестировать в прокладку новых проходок, привлечь в отрасль специалистов. Пусть для этого и пришлось закрыть ряд нерентабельных производств, и в какой-то момент существенно сократить объемы добычи. Цель была в качественной трансформации отрасли. И сегодня мы получаем результат этой продуманной работы — мы являемся одними из лидеров по добычи угля, который все еще востребован в мире, несмотря на санкции, подчеркнул он.

«Донбасский же уголь шел в основном для обеспечения внутриукраинской энергетики, которая до сих пор использует в основном угольные котельные для добычи тепла и энергии. При этом, отрасль все еще оставалась рентабельной за счет внутреннего рынка, пусть и с оговорками. Потому быстро вошла в сферу интересов украинских олигархов. Оговорки заключаются в том, что не имевшая альтернативы углю в качестве энергоресурса, особенно после „газовых войн“ с Газпромом, Украина была вынуждена поддерживать угольную промышленность за счет субсидий из государственного бюджета. Вне зависимости от того, шла ли речь об оставшихся в государственной собственности предприятиях, или же частных шахтах. При этом, с большой долей вероятности, здесь не обошлось без традиционных украинских коррупционных схем. Что приводило лишь к ухудшению состояния шахт», — отметил эксперт.

В итоге, к 2014 году угольная промышленность Донбасса находилась в плачевном состоянии. После фактического отсоединения Донбасса от Украины, новым донбасским властям откровенно не хватало ресурсов для масштабного реформирования отрасли. Все те процессы, что прошли на Кузбассе, требовали существенных финансовых вливаний и гарантированных инвестиций. Условия военного времени не позволяли уже тогда начать модернизацию. Кроме этого, народные республики не могли себе позволить остановку работающих шахт, поскольку именно за их счет шло пополнение республиканских бюджетов Донецка и Луганска.

Отрасль столкнулась и с рядом других проблем. Прежде всего разрушением логистических связей. Многие обогатительные и перерабатывающие производства, наподобие Авдеевского коксохимического завода, а также приспособленные для отгрузки угля порты (в первую очередь мариупольский порт), оказались на территории враждебной Украины, которая установила экономическую блокаду. Это разрывало производственные цепочки и логистику сбыта.

«Возникла острая проблема со специалистами. Многие шахтеры доблестно встали на защиту Донбасса. Армии на тот момент непризнанных республик получили отважных бойцов, а шахты потеряли квалифицированных шахтеров. И вплоть до момента возвращения Донбасса в Россию, вопрос об изменениях в отрасли был заморожен», — констатировал Решетняк.

Сегодня же вопрос восстановления угольной промышленности уже стоит на повестке российского государства, которое, подчеркнул эксперт, в очередной раз доказывает, что на всех территориях, которые входят в состав страны, тут же начинается активная работа по восстановлению экономики и развитию производственного сектора. Поэтому, по его словам, вопрос реформирования угольной отрасли был лишь вопросом времени, без нее невозможно полное восстановление Донбасса.

«Конечно, предстоит огромная работа. Объективно нужно оценить реальные возможности существующих объектов отрасли. Возможность их восстановления. И речь не только о физических повреждениях от атак украинских националистов по самим шахтам, но и о состоянии инфраструктуры забоев, перспективности разработки самих проходок, и вероятности создания новых. Требуется время и для восстановления портовой инфраструктуры мариупольского порта. А также необходимо оценить возможность возрождения на Донбассе коксохимической промышленности, которая была основным потребителем угля в регионе… Сам Донбасс и Новороссия в целом, а в перспективе и оставшаяся часть Украины, все еще нуждаются в донбасском угле, поскольку процесс перехода энергетики на другие источники также потребует достаточно длительного периода. И все это время именно донбасский уголь станет ее основой», — заявил Решетняк.

Кроме того, есть спрос и на внешних рынках. Почему и стоит вопрос о восстановлении портовой и логистической инфраструктуры, добавил он.

Все эти вопросы, по мнению Решетняка, решаемы.

«И потому что налаживаются тесные партнерские связи с угольной промышленностью Кузбасса, как в советские годы. И потому, что сегодня эти вопросы стали вопросами государственной важности, и их решением занимается российское правительство, которое уже смогло решить аналогичные проблемы на Кузбассе. Как это и должно быть в сильной стране, каковой Россия бесспорно является», — заключил он.

Проект региональной программы развития угольной промышленности подготовлен в ДНР, сообщил ранее глава республики Денис Пушилин. Цель программы — достижение добычи угля различных марок и сортов с общим объемом до 2,5 млн тонн в год в товарном исчислении для нужд энергетики и металлургии, сказал Пушилин. Программа рассчитана на пять лет. За этот период планируется добыть для коксохимии до 5 млн тонн угля, для целей металлургов в качестве пылеугольного сырья, как заменителя кокса, — до 2 млн тонн, для целей энергетики и в качестве бытового топлива — 5,5 млн тонн.

 

Леонид Ильич Брежнев дорогой.27.02.24 06:35
Добычу угля для конкуренции падающих обьемов Кузбасса, это хитрожопость нового руководства ДНР, всех наличных людей только на Ростсельмаш и Агропром (до 10 тыс.). Пленными ВСУшниками пущай организуют до посинения.
ale1954779727.02.24 11:33
> Леонид Ильич Брежнев дорогой.
Добычу угля для конкуренции падающих обьемов Кузбасса, это хитрожопость нового руководства ДНР, всех наличных людей только на Ростсельмаш и Агропром (до 10 тыс.). Пленными ВСУшниками пущай организуют до посинения.
Ты идиот или погулять вышел? У меня других слов нет. Кузбасс мало того что наращивает добычу, так еще и строит новые мощности по переработке угля.
На Донбассе запасов высококачественных углей еще хватает, несмотря на все вопли про дотационность. Там достаточно было в свое время вовремя вкладываться в оснвоение новых лав и никаких проблем бы не было. Но укро-олигархи пытались высасывать шахты досуха и потом рассказывать про "ненужный уголь".
NRoss27.02.24 15:34
Помнится, ещё Марцинкевич в году эдак 2020м говорил, что средняя глубина донбасских шахт подобралась к 1000м. При далеко не китайском уровне субсидирования угольщиков, такой уголь уже перестал быть рентабельным.
Да - это средняя теппература по больнице. Вопрос может и бравурный - а нам(в России) - точно нужен Донбасский энерго-металлургичейский комплекс уровня позднего СССР? Может если не бить горячку, то и 50% хватит? Или 25.
НЛМК, ММК, Северсталь, Мечал, ТМК - эти хорьки последние 25 лет активно продавали продукцию буржуям. Не спроста это было, ибо будь большой потребитель внутри России, то и ему бы впарили оную, тем более за долляры. Конечно, не всё продавали. Некоторые (ТМК) только на госзаказе и жили. Но и миллионы тон стали уезжало на Запад.
Т.е. стали переизбыток уже. Да, Донбасс нужно будет восстановить, но оч. сомневають, что это станет хоть как-то похоже на Всесоюзную стройку, как это было после войны в 40-50-х...
ale1954779727.02.24 16:24
> NRoss
Помнится, ещё Марцинкевич в году эдак 2020м говорил, что средняя глубина донбасских шахт подобралась к 1000м. При далеко не китайском уровне субсидирования угольщиков, такой уголь уже перестал быть рентабельным.
.....
Т.е. стали переизбыток уже. Да, Донбасс нужно будет восстановить, но оч. сомневають, что это станет хоть как-то похоже на Всесоюзную стройку, как это было после войны в 40-50-х...
Стоимость донецкого угля давно уже выше, чем Кузбасского. Но тут накладывается другая цена - на перевозку. Кузбасс очень сильно тормозится недостаточной пропускной способностью БАМа и прочих путей. Донбасс способен очень существенно облегчить нашей металлургии и не только логистику и, соответственно, цену.
Alanv28.02.24 12:39
БАМ не может тормозить Кузбасс более, нежели Центр. Для восточных перевозок Кузбасс ближе Европейской части.
Более того, может тормозиться только массовый экспортный поток топливных углей (это именно в Азию). А в Европейской части и в Европе уголь на топливо используется мало, объёмов же металлургических углей требуется значительно меньше.
Донбасс для угольного будущего РФ интересен только в части именно коксующихся, в коей они там остались. Возрождения в объёмах 75 лет назад наверняка не будет.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Производство атомных подлодок США подорожало на два миллиарда долларов
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках

 Новостивсе статьи rss

» Аргентина может заключить с США договор о свободной торговле - какова цена такого соглашения?
» В ЕС хотят сократить время перемещения войск до границы с Россией, пишет FT
» Баканов рассказал о российских двигателях для ракет на выставке в Дубае
» Трамп заявил о согласии Саудовской Аравии инвестировать $600 млрд в США
» МВФ начал переговоры с Киевом по расширенному финансированию, пишут СМИ
» Путин заявил, что перед Россией в Арктике стоят исторические задачи
» Минфин подготовил ответ на случай конфискации российских активов
» ОСК планирует сдать атомоход "Чукотка" в декабре 2026 года, "Ленинград" – в 2028 году

 Репортаживсе статьи rss

» Ольга Ускова: «Китай и Россия лидируют в беспилотных технологиях»
» Стартует экспедиция "Русская Антарктика - под созвездием Южного Креста"
» Снайперы выходного дня. Как европейские туристы ездили на Балканы на "человеческое сафари"
» Инъекционные чипы от MIT позволят лечить болезни мозга без хирургического вмешательства
» Антон Алиханов - о новых форматах торговли, винной карте ресторанов и "русской полке"
» Андрей Черновол: создание базы ВМС России в Судане поставлено на паузу
» Боевой подсчет: математическая модель предскажет сценарий развития военного конфликта
» "Посейдон" и "Буревестник" с ядерными двигателями: Что у них общего и как это работает

 Комментариивсе статьи rss

» Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
» Магистраль опережающего развития. Зачем в России строится ВСМ
» Сирийский генерал-«мясник» работал на три страны, но ему никто не помог
» Безопасность превыше эффективности. Как меняется глобальная внешняя торговля
» Война с картелями не смогла уменьшить наркотрафик в США
» L’Antidiplomatico: ЕС будет выдавать украинских беженцев Киеву через Интерпол
» Разгром «смотрящих»: Украину сотрясает крупнейший коррупционный скандал
» Ради чего Венгрия пошла на атомную сделку с США

 Аналитикавсе статьи rss

» Экономист Лерон: диверсификация доходов стала вопросом финансовой безопасности
» Какие китайские технологии имеют значение для России и что мы предложим взамен?
» Потеряв веру в США, саудовские шейхи и Пакистан изменили мировой баланс сил
» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"