К концу года истекает контракт на транзит российского газа в Калининград через Литву. Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач полагает, что этот маршрут и далее останется базовым, так как в его существовании заинтересованы все стороны. 31 декабря завершится срок транзитного контракта между литовским оператором Amber Grid и российским «Газпромом» на транспортировку газа из Белоруссии в Калининград. «За период с 2015 года „Газпром“ разругался практически со всеми своими энергетическими партнерами в ЕС, и потому обеспечение „голубым золотом“ Калининградского эксклава может столкнуться с проблемами. Литовским властям заодно полезно присмотреться к тем, кто будет пытаться лоббировать продолжение транзитного контракта между литовским оператором ГТС Amber Grid и „Газпромом“», — утверждает латвийское Delfi. По данным ENTSOG, в первой половине 2025 года в Калининград через Литву подали около 980 млн кубометров газа. Это на 20% меньше, чем годом ранее. Такая ситуация связана с тем, что более активно начал работать терминал СПГ, который обеспечивает регазификационный танкер «Маршал Василевский». Через него прошли три поставки и на него как раз и могут приходиться выпавшие объемы около 250 млн кубометров. «Думаю, что базовая опция — это продление контракта на транзит», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. По его словам, транзит через Литву является взаимовыгодным форматом газоснабжения Калининградской области. «На случай политических демаршей с той стороны заблаговременно создан альтернативный вариант обеспечения энергетической безопасности, который включает в себя плавучий СПГ-терминал, расширение возможностей ПХГ и ряд других мер», — считает Алексей Гривач. Независимый промышленный эксперт Максим Худалов, в свою очередь, полагает, что контракт могут не продлить, так как политически ситуация крайне напряженная. «Мощность терминала 2,7 млрд кубометров в год, в 2023 году потребление газа в Калининграде составило 2 млрд. Таким образом, номинально мощности регазификационного терминала хватает, но из-за рисков диверсий, думаю, мы будем пытаться сохранять транзит газа через территорию Прибалтики», — считает эксперт. |