В Московском авиационном институте разработали инновационный двигатель HT-1000 на эффекте Холла, отличающийся от аналогов высокой эффективностью и экономичностью, и обеспечивающий практически неограниченный ресурс эксплуатации. HT-1000 подходит для космических аппаратов массой от 450 кг и более, работающих на низкой околоземной орбите со сроком активного существования до семи лет.Такой тип двигателя обладает большой тягой и топливной эффективностью, может работать на различных топливах, имеет сравнительно небольшой размер и вес, высокий КПД, может выполнять микрокоррекции орбиты и маневры с большой точностью. Над созданием инновационного двигателя работал коллектив Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики (НИИ ПМЭ) МАИ при поддержке индустриального партнера – компании "Орбитек". Область примененияКак отмечает эксперт в области электрических ракетных двигателей, заместитель директора по развитию НИИ ПМЭ МАИ Александр Богатый, двигатели на эффекте Холла открывают широкие перспективы для длительных космических миссий, включая межпланетные перелеты и орбитальные маневры. Помимо этого, они представляют собой одну из ключевых технологий, обеспечивающих реализацию амбициозных проектов по созданию многоспутниковых группировок связи, которые способны радикально изменить глобальную инфраструктуру телекоммуникаций. HT-1000 обеспечивает синхронизацию орбитальных параметров, что критически важно для таких систем, как спутниковые созвездия для глобального интернета или мониторинга. "Эти двигатели позволят не только обеспечивать функционирование спутников в течение жизненного цикла, но и осуществлять маневры подъема орбиты, разведение аппаратов при групповом запуске и сведения аппаратов с орбиты в конце эксплуатации", – добавил Александр Богатый. Коммерческая выгодаСтабильность параметров HT-1000 обеспечивает предсказуемость работы космического аппарата, позволяя минимизировать риски, связанные с отклонениями траекторий, и снизить требования к бортовым вычислительным системам. Помимо этого, разработанный в МАИ двигатель позволяет сократить объем топливных резервов на борту. Это приводит к уменьшению стартовой массы аппарата, что снижает затраты на запуск и увеличивает полезную нагрузку. Конструкция двигателя оптимизирована для серийного производства, что снижает стоимость единицы изделия и делает его привлекательным решением для коммерческих операторов, стремящихся сократить затраты на создание и эксплуатацию спутниковых платформ. Принцип работыПринцип работы разработанного в МАИ двигателя основан на подаче электрической энергии, которая под воздействием сильного магнитного поля ионизирует инертный газ (например, ксенон или криптон). Это означает, что из атомов газа выбиваются электроны, он превращается в плазму, состоящую из свободных ионов и электронов, которая генерирует необходимую движущую силу. "Ключевым элементом является применение магнитного поля, которое создается с помощью инновационной магнитной системы двигателя. Оно направляет и удерживает плазму, обеспечивая ее стабильность и управляемость. Электрическое поле, создаваемое в ионизационной камере, ускоряет ионы, выбрасывая их из разрядной камеры двигателя с высокой скоростью. Именно этот высокоскоростной поток ионов формирует реактивную тягу, которая обеспечивает движение космического аппарата", – уточнил Александр Богатый. Серийное производствоРазработка инновационного двигателя HT-1000 на основе эффекта Холла завершена, успешно проведены испытания прототипов, идет подготовка к квалификационным испытаниям, учитывающим конкретные требования заказчиков. Помимо этого ведется активная подготовка к серийному производству. Для этого компанией "Орбитек" в Зеленограде создана высокотехнологичная производственная площадка, оснащенная передовым оборудованием, соответствующим строгим требованиям космической отрасли. |