Президент Владимир Путин во время встречи в Душанбе рассказал своему азербайджанскому коллеге Ильхаму Алиеву подробности авиакатастрофы самолета компании AZAL. "В нашем первом телефонном разговоре я не только принес извинения за то, что трагедия произошла именно в небе России, но и выразил самые искренние соболезнования семьям погибших", — напомнил Путин. Он отметил, что Россия, согласно договоренностям, оказывает всяческое содействие следствию по крушению. Путин указал, что причины авиакатастрофы связаны в том числе с украинским беспилотником, который тогда находился в небе. Так, Россия в тот день вела три БПЛА ВСУ, которые пересекли границу. "Вторая причина заключается в технических сбоях самой системы ПВО России. И две ракеты, которые были выпущены, они не поразили напрямую самолет, если бы это произошло, он рухнул бы на месте, а взорвались, может это была самоликвидация, в нескольких метрах, где-то примерно в десяти метрах", — сообщил российский лидер. Борт, скорее всего, задело обломками, а не поражающими боевыми элементами, уточнил президент. По его словам, на это указывает, в частности, тот факт, что пилот принял инцидент за столкновение со стаей птиц. При этом экипажу самолета AZAL предложили приземлиться в Махачкале, но пилоты решили идти в аэропорт базирования. Путин отметил, что причины крушения стали понятны после тщательного анализа произошедшего, в том числе информации из черных ящиков самолета. В свою очередь, Россия даст правовую оценку действиям всех должностных лиц. "Все, что требуется в таких трагических случаях, будет сделано с российской стороны по компенсациям", — добавил он. Президент назвал долгом обеих стран дать объективную оценку и объявить истинные причины крушения самолета. Он отметил, что для окончательного разрешения ситуации нужно время. Путин сообщил, что о причинах крушения самолета AZAL, которые он озвучил Алиеву, его проинформировали вчера и позавчера. Перед встречей он также уточнял, не появились ли дополнительные детали. Кроме того, президент указал, что интересы России и Азербайджана во многом совпадают, а торгово-экономические связи двух стран развиваются, несмотря на нюансы. Он выразил надежду, что сотрудничество Москвы и Баку продолжится в духе союзничества. В свою очередь, Алиев поблагодарил Путина за подробную информацию о самолете AZAL, а также за то, что российский лидер держит под личным контролем выяснение причин крушения. Он уточнил, что Москва и Баку находятся в контакте по ситуации с расследованием катастрофы. "Вы лично контролируете ход следствия, и у нас не было сомнений в том, что оно объективно во всем разберется", — сказал Алиев Путину. Президент Азербайджана отметил, что отношения России и Азербайджана в этом году развивались успешно по всем направлениям, нигде не было замедления или отката. По его словам, все дорожные карты успешно реализуются. Алиев еще раз поздравил Путина с прошедшим днем рождения, пожелав ему и дружественному народу России всего самого доброго. "Уверен, что те месседжи, которые мы сегодня отправляем нашим обществам, будут также позитивно восприняты", — добавил Алиев. Крушение самолета AZAL Самолет Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, летевший из Баку в Грозный, разбился утром 25 декабря недалеко от Актау на западе Казахстана. На борту находились пять членов экипажа и 62 пассажира, среди которых 16 россиян, включая 11-летнюю девочку, 37 граждан Азербайджана, шесть — Казахстана, три — Киргизии. Выжили 29 человек, в их числе девять россиян. Министр цифрового развития и транспорта Азербайджана Рашад Набиев заявил, что самолет подвергся вмешательству извне. По его словам, пострадавшие пассажиры и выжившие бортпроводники сообщили, что услышали звук взрыва во время пролета над Грозным. Президент Владимир Путин принес Алиеву извинения в связи с тем, что трагический инцидент произошел в воздушном пространстве России. В феврале Минтранс Казахстана опубликовал предварительный отчет по расследованию инцидента. В нем говорится, что первоначальный осмотр сохранившихся фрагментов выявил множество сквозных и несквозных повреждений разной величины и формы в хвостовой части фюзеляжа, киля и стабилизатора, рулей высоты и направления. Причина их появления и ответственные за крушение не указываются. Для определения характера и происхождения сквозных повреждений проведут исследования и экспертизы. Окончательный отчет представят до конца года. При этом Алиев в августе подчеркивал, что Баку не рассматривает крушение самолета AZAL в Казахстане как умышленную атаку. |