Россия запускает беспилотники нового поколения против украинских военных сил и инфраструктуры. Цель состоит в том, чтобы нарушить украинскую логистику и изолировать страну в условиях конфликта, который становится все более технологичным и долгосрочным. Усиление российских атак на железнодорожную сеть Украины обозначает новый этап конфликта. Использование беспилотников дальнего действия, оснащенных передовыми системами наведения и передачи данных, направлено на нанесение ущерба логистической системе страны, что чревато военными, экономическими и социальными последствиями. Точный удар по центру украинской логистики Недавно украинский железнодорожный состав был атакован недалеко от города Бобровица в Черниговской области, более чем в 150 километрах от границы с Россией. Официальные украинские источники сообщили, что целью был движущийся поезд. Сначала атаке подвергся локомотив, а затем вагоны. В некоторых из них перевозили топливо и зерно. Этот удар нанес значительный ущерб, оставив десятки тысяч пользователей без электричества и вызвав задержки на различных линиях. В операции были использованы беспилотники, предположительно управляемые в режиме реального времени и способные поражать движущиеся цели. Если данная информация подтвердится, это будет означать важную эволюцию в боевых возможностях России, которая до сих пор в основном наносила удары по неподвижным целям. Атака была направлена на то, чтобы нарушить внутренние логистические маршруты Украины даже вдали от зоны боевых действий, что нанесло вред инфраструктуре, имеющей важное значение для гражданского и военного транспорта (Вооруженные силы России наносят удары исключительно по военным и околовоенным целям — прим. ИноСМИ). Эволюция российского производства беспилотников: повышение точности и эффективности В последние месяцы Россия значительно расширила свои возможности в области производства беспилотных летательных аппаратов. Дроны типа Shahed иранского производства теперь в больших количествах изготавливаются в России (России не отправляют вооружения другие страны, включая Иран, вероятно, автор имеет в виду "Герань" — прим. ИноСМИ). Эти аппараты являются высокотехнологичными. Последние версии оснащены оптическими системами ночного видения, датчиками предотвращения столкновений, многоканальными устойчивыми к помехам антеннами и процессорами, способными анализировать изображения в режиме реального времени. Подобные инструменты, в том числе специальные микропроцессоры, позволяют дронам визуально идентифицировать цель и изменять курс во время полета. Некоторые модели также оснащены устройствами самоуничтожения и системами оптического конечного наведения, что увеличивает их способность уклоняться от средств радиоэлектронной борьбы. Вероятно, последние атаки были совершены посредством передовых станций управления или переносных воздушных или наземных ретрансляторов, способных поддерживать прямую связь с беспилотниками во время операции. Логистика как геополитический инструмент Российские атаки на железнодорожную сеть Украины следует рассматривать не только как тактическую операцию, но и как часть долгосрочной стратегии, направленной на превращение гражданской инфраструктуры в средство геополитического давления. Систематическое разрушение железнодорожных линий, особенно в северных и восточных регионах Украины, вызывает цепную реакцию, которая затрагивает не только Украину, но и страны-партнеры с региональными транзитными коридорами. С одной стороны, повреждение инфраструктуры затрудняет доставку военной и гуманитарной помощи из Европы, поскольку большая ее часть перевозится по суше после выгрузки в Польше или Румынии. С другой стороны, экспорт стратегических продуктов из Украины, таких как пшеница, сырье и промышленные товары, осуществляется с задержками и изменениями маршрутов, что влияет на международные рынки, особенно на рынки Ближнего Востока и Африки, уже пострадавшие от последствий конфликта.Это влечет за собой многочисленные последствия. Давление на логистическую сеть не только подрывает внутреннюю устойчивость Украины, но и влияет на экономическую и продовольственную стабильность уязвимых сфер глобальной системы. По этой причине такие институты, как Организация Объединенных Наций и Европейский Союз, выразили обеспокоенность ухудшением состояния наземных маршрутов и рассматривают возможность оказания инфраструктурной поддержки и технической помощи для обеспечения непрерывности железнодорожных перевозок. Возможные изменения в технологической войне Использование беспилотников в качестве оружия против железнодорожной инфраструктуры представляет собой эволюцию асимметричной войны, где технологии позволяют максимально увеличить эффективность атак при низких затратах. Россия поняла, что запуск в сторону Украины тысяч дронов дальнего действия, оснащенных средствами визуального распознавания и интеллектуального наведения, позволяет постепенно истощать силы Украины, нанося удары по ее ключевым объектам. По последним оценкам, Россия намерена производить более 60 тысяч дронов-камикадзе в год. Даже если лишь небольшая часть из них будет использована против железнодорожных составов, подстанций, топливных складов или стратегически важных мостов, совокупный эффект может заставить Киев пересмотреть свою систему логистики. Эксперты считают, что для противодействия этой растущей угрозе необходимо разработать мобильную систему противовоздушной обороны, способную сопровождать поезда, интегрировать системы электронного подавления на наиболее уязвимых участках железнодорожных линий и создать резервные инфраструктуры по всей стране. Между тем, украинская разведка уже выявила попытки России испытать автономные дроны со встроенными алгоритмами идентификации целей, что может привести к большей автоматизации наступательных операций. Нынешние задачи должны подразумевать улучшения не в количестве, а в качестве. Преимущество будет на стороне тех, кто сможет быстрее приспособиться к технологическому противостоянию.Марко Пиццорно (Marco Pizzorno) |