Калининградское направление является для многих перевозчиков весьма перспективным, поскольку львиная доля товаров – свыше 60 процентов, по данным областного правительства, – завозится в регион паромами и сухогрузами.
Столь высокие показатели связаны с непростым геополитическим положением, в котором сегодня оказался российский эксклав. Литовские соседи всячески ограничивают железнодорожный и автомобильный грузовой транзит, объемы которого, по оценке экспертов, снижаются минимум на 25 процентов каждый год. Это увеличивает нагрузку на морской транспорт.
– В качестве примера можно привести 2022 год, когда морским каботажем доставляли больше двух миллионов тонн грузов. К концу 2025 года эта цифра может вырасти до пяти миллионов тонн. К сожалению, сегодня мы наблюдаем сценарий, когда объемы железнодорожного транзита снижаются минимум на четверть по году, – рассказал руководитель калининградского управления "Росморпорта" Андрей Мошков.
Поэтому любое новое судно, встающее на калининградские морские линии, делает логистику быстрее и удобнее.
С контейнеровозом "Кристал Владивосток" все несколько интереснее. Прямая доставка грузов в регион без необходимости дополнительной перевалки в Петербурге может положительно сказаться на их стоимости, убеждены эксперты.
– Китай оставался для Калининградской области очень дальним партнером. Северо-Западу в целом тяжело поворачивать на восток с экономической точки зрения, а российский эксклав еще и "отрезан" теперь уже недоброжелательными соседями в лице Польши и Литвы. Новая морская линия в перспективе позволит более эффективно доставлять комплектующие для калининградского автомобилестроительного завода, который активно локализует производство китайских машин, – прокомментировал финансовый аналитик Артур Поляков.
Упростится и доставка товаров народного потребления. Ведь уже в ближайшее время на территории Калининградской области построят сортировочный центр крупного российского маркетплейса. Теперь грузы из Поднебесной, которые раньше аккумулировали в Москве и Петербурге, быстрее попадут в регион. Уменьшение расходов на перевалку в портах в теории сделает китайские товары дешевле, убежден Поляков.
Важность китайского направления отмечают и в Балтийском металлообрабатывающем кластере. По оценке бизнеса, Поднебесная сохраняет лидерство в мировой металлургии. В 2023 году доля Китая на этом рынке составляла 54 процента мирового производства стали – свыше одного миллиарда тонн. В России за аналогичный период произвели лишь 75,8 миллиона тонн стали. По этой причине основными поставщиками металла для калининградских металлургов являются компании из Поднебесной, несмотря на их удаленность.
– Китай является ключевым партнером для отечественных компаний, включая металлотрейдеров нашего региона. Однако в последнее время азиатская логистика заметно усложнилась. Маршруты стали длиннее, выросли финансовые и временные издержки, начались заминки в китайских портах. Это связано, конечно, с санкционным давлением. А вот расчеты по внешнеэкономическим контрактам, напротив, упростились. Отпала необходимость в агентских схемах. Один из крупных банков осуществляет переводы нашим партнерам в Китае в течение одного дня. Мы надеемся, что эта позитивная практика сохранится, – подчеркнул вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Олег Чернов.
На новую морскую линию, ориентированную на Китай, калининградские металлурги смотрят с оптимизмом, хоть и признаются, что уже приспособились и разработали собственные комбинированные маршруты. Металлопрокат завозят в эксклав по следующей схеме: автоперевозки по России – порт в Санкт-Петербурге – сухогруз – автомобильный транспорт по региону.
В целом тестовый рейс из Поднебесной в Калининград через Санкт-Петербург покажет, насколько маршрут окажется выгодным. Пока морские перевозки остаются дорогими: за одну тонну груза платят примерно на шесть тысяч рублей больше, чем за доставку сухопутным транспортом.
Улучшить ситуацию даже на новых направлениях могут, убеждены эксперты, только субсидии от государства. В федеральном центре подтвердили, что на обеспечение льготного тарифа в бюджете на 2026 год уже заложили пять миллиардов рублей.
Справка "РГ"
Сегодня Калининградскую область связывают с основной территорией России по морю больше 30 судов. Из них пять паромов – "Генерал Черняховский", "Маршал Рокоссовский", "Амбал", "Балтийск" и "Антей", а также универсальные ролкеры "Спарта" и "Спарта II".
Тем временем
На морскую линию "Усть-Луга – Балтийск" после четырехмесячного простоя вернулся паром "Антей". Судно стояло на ремонте. Оно совершало четыре рейса в месяц и перевозило за раз более 90 грузовиков, не говоря уже о легковушках и мотоциклах. Выход парома из строя привел к перегрузке остальных судов. Теперь "Антей" снова в строю.