За приостановку крайне непопулярного шага, повышающего возраст выхода на пенсию с 62 до 64 лет, проголосовали 255 депутатов, против 146 и 104 воздержались.
Собственно, такой итог во многом был предсказуем, если учесть, что еще раньше премьеру Себастьену Лекорню было сделано предложение, от которого тот не смог отказаться. Оно звучало так: или глава правительства ставит этот вопрос на голосование в Нацсобрании, или колеблющиеся социалисты, от которых зависел результат, выступят вместе с прочими левыми депутатами, выдвинувшими резолюцию о недоверии премьеру в парламенте. Это привело бы к падению второго по счету кабмина с явной перспективой политического хаоса в стране.
Депутаты партии власти "Возрождение", считавшейся оплотом Эмманюэля Макрона в парламенте, почти полностью воздержались от голосования, а трое даже поддержали приостановку реформы. Такая открытая фронда, несомненно, стала крайне болезненным ударом для нынешнего главы государства. Дело в том, что негативное отношение к Макрону в стране все больше затрагивает даже тех, кто его некогда поддерживал.
В этой связи показателен ноябрьский опрос общественного мнения. 89 процентов французов назвали политику Макрона "провальной" практически во всех областях, и, что характерно, в их числе оказались три четверти тех, кто голосовал за него на выборах 2017 и 2022 годов. Более того, почти 90 процентов респондентов высказались против того, чтобы Макрон играл "видную" роль в политике Франции после завершения президентского мандата.
Итак, реформа, а она была самой значимой за оба срока Макрона в Елисейском дворце, отложена, и, скорее всего, к ней после президентских выборов 2027 года возврата не будет. По той очевидной причине, что любой будущий кандидат, рискни он включить в том или ином виде ненавистную реформу в избирательную программу, автоматически обречет себя на поражение.
В какую сумму обойдется французскому бюджету заморозка реформы? Как подсчитали в правительстве, речь идет о 300 миллионах евро в будущем году и 1,9 миллиарда евро в 2027-м. Суммы значительные, но, как уверяют эксперты, некритичные, если на кону стоит пусть весьма временная, но все же стабильность в обществе, испытывающем минимум последние полтора года нешуточную турбулентность. Судя по всему, дыру в госфинансах придется латать за счет повышения налогов, в частности так называемого общего социального вклада, что, по мнению депутата от Соцпартии Сандрин Рюнель, принесет в казну 2,7 миллиарда евро. Это уже не говоря о заимствованиях на внешних финансовых рынках, которые, правда, с недавних пор стали для Франции дороже. Это произошло после осеннего снижения кредитного рейтинга республики у двух из трех главных международных рейтинговых агентств – Fitch и Standard & Poors.
Между тем
Пока французские депутаты "хоронят" пенсионную реформу президент Франции ищет виновных в своем низком рейтинге. И это, разумеется, Россия. Теперь Москва виновата в том, распространяет недостоверную информацию о клопах во Франции. Сообщает, что те вторглись на территорию республики и активно продвигаются вперед, захватывая все новые локации. "Это все не так", – переживает Макрон.
Но если президент Франции не видит в Елисейском дворце злобных насекомых, это вовсе не означает, что с ними не сталкиваются в быту простые французы. А вместе с ними местные СМИ, публикующие на тему клоповьего нашествия доказательные статьи с жалобами людей. На этом фоне выглядит комичным заявление главы Генштаба Франции Фабьена Мандона о том, что распространяя новости о постельных клопах во Франции Россия тем самым "дестабилизирует ситуацию в Пятой республике". Вот только самим клопам безразлично, что думает об их существовании Макрон – они продолжают упрямо кусать французов без малейшего идеологического подтекста.