"Во время испытаний тестировалась работа системы позиционирования катера, электрооборудования, программного обеспечения, – говорит генеральный директор предприятия "НПК Прогресс" Иван Суханов. – Конечно, не обошлось без сложностей. Когда управляешь на таком расстоянии судном, идущим по морю, то невозможно почувствовать волну. Поэтому очень важно научить системы катера "читать" волну. Программное обеспечение во время волнения немного сбавляло скорость, чтобы оставаться в безопасности. Кстати, благодаря мощному мотору наш катер получился быстрым и маневренным".
Еще одна техническая сложность, которую предстоит решить, – это связь. Пока идут испытания, достаточно спутникового сигнала системы ГЛОНАСС. Но уже в будущем неизбежно возникнет необходимость создания защищенного сигнала управления морскими дронами в конкретных локациях северных морей.
Теперь катеру предстоят дальнейшие испытания. Впереди еще один переход до острова Кильдина с заходом на определенные точки маршрута. Затем судно отправится в автономный поход от Ура-Губы до Островного – это почти 300 километров морем. Если все пройдет удачно, будут начаты работы над более мощным вариантом прототипа, который уже сможет оказывать коммерческие услуги тем, кто в них нуждается.
"Умный" катер, испытанный мурманскими разработчиками, способен нести на борту до тонны груза. Чтобы он сохранил необходимые скорость и маневренность, в дальний рейс он сможет взять не более полутонны, остальной груз будет составлять топливо. В будущем, когда будут построены рабочие варианты катера для коммерческого использования, его грузоподъемность вырастет до 20 тонн. Первое такое судно предполагается построить в 2026 году. "Это будет своего рода "морской грузовик", – отмечает Иван Суханов. – Судно – полностью российская разработка, которая стала первой для Заполярных регионов".