Мариупольский морской порт готов принимать международные грузы. Правительство России официально утвердило его в качестве международного пункта пропуска. Теперь через него можно ввозить и вывозить товары напрямую, что открывает для Донецкой Народной Республики доступ к мультимодальным перевозкам – морским, железнодорожным, автодорожным – и позволяет порту стать полноценным логистическим хабом.Событие, безусловно, важное в истории не только города, но и страны. Мариуполь сегодня становится точкой входа на новые территории. Здесь строят больше жилья, чем в других городах Новороссии, прокладывают дороги, восстанавливают инфраструктуру. И порт здесь имеет особо важное значение. Сейчас у него 12 грузовых причалов. После окончания дноуглубительных работ он сможет принимать сухогрузы, универсальные суда и контейнеровозы вместимостью до 25 тысяч тонн. Основные грузоперевозки через порт Мариуполя приходятся на зерно, уголь, аглоруду (разновидность железной руды) и грузы в упаковке. Наиболее освоенные международные маршруты из Азовского бассейна пролегают в Турцию, страны Северной Африки и Ближнего Востока. Сейчас порт работает далеко не на полную мощность. По словам главы минтранса ДНР Александра Бондаренко, нехватка грузов связана в том числе с отсутствием статуса международного пункта пропуска. Теперь этот барьер снят. Инфраструктура и кадры гавани технически готовы к организации международного морского сообщения. Кстати, порт в Мариуполе, несмотря на все проблемы, работал уже в 2023 году – грузы уходили и на экспорт. Но это была очень сложная логистика. Теперь, с включением порта в реестр международных пунктов пропуска, все упростится: таможня и погранконтроль – прямо на причале. Это открывает новые перспективы. Порт Мариуполя – крупнейший и самый глубоководный в Азовском регионе. Его причальная линия – почти четыре километра, что делает его по этому показателю крупнейшим портом в Азово-Донском бассейне и даже крупнее, чем некоторые черноморские порты. Но, чтобы по максимуму использовать все эти преимущества, еще многое предстоит сделать. Например, штат порта составляет более 450 человек, но на сегодня он полностью не укомплектован. Как рассказали "РГ" в отделе кадров гавани, не хватает примерно 50 человек: нужны специалисты по охране труда, правовому обеспечению, железнодорожному комплексу. Зарплаты, кстати, пока не очень конкурентоспособны. На сайте вакансий указана потребность в докерах-механизаторах комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах с жалованьем от 45,4 тысячи рублей в месяц. Требуются также морские агенты (от 46,4 тысячи) и охранники (от 30 тысяч). Правда, при этом уточняется: зарплата зависит от конкретного объема работ, загрузки, предусмотрены премии. Несомненно, встанет и другой вопрос: что везти? "Металлургия в Мариуполе простаивает: меткомбинат имени Ильича пока не запущен, – говорит руководитель аналитического бюро "СОНАР-2050" Иван Лизан. – Угля тоже все меньше. Зерно? Да, его возят, но объемы несопоставимы с металлургией. И даже если добавить стройматериалы – это временный всплеск, связанный с восстановлением города". Есть и внешние барьеры: санкции. Все это руководители порта и республики прекрасно понимают. И ставят перед собой вполне реальные цели. Их планы – амбициозные, но пошаговые. И эти шаги уже делают. |