Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Длинная череда успехов китайского авиапрома
03.09.22 13:45 Наука, техника, образование

В 1951 г. молодая Китайская Народная Республика решила развивать свою авиационную промышленность. Была создана Комиссия по авиационной промышленности, которая к нашему времени превратилась в государственную мегакорпорацию AVIC. В результате более чем полувекового труда КНР выстроила почти независимое от иностранных поставок, практически самостоятельное авиастроительное производство и научилась создавать летательные аппараты различного назначения, порой не уступающие самым известным мировым аналогам. Причем некоторые изделия китайского авиапрома получились сравнительно недорогими, что позволило КНР выйти с ними на глобальный авиационный рынок. Сейчас корпорация AVIC по экономической мощи уже способна конкурировать с такими мировыми гигантами, как американская компания Boeing и европейская Airbus. Насытив собственный рынок и обеспечив авиацией свою армию, Китай начал производить летательные аппараты на экспорт.

Так, уже давно поставляет свою продукцию на мировой рынок входящая в состав AVIC компания HAIG, выпускающая военные и гражданские самолеты, вертолеты и беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Произведенные HAIG турбовинтовые самолеты общего назначения Y-12 уже немало лет используются вооруженными силами и гражданскими службами более 20-ти стран Азии, Африки и Латинской Америки. Однако более всего HAIG известна как главный китайский производитель вертолетов. Такое детище компании, как многоцелевой боевой вертолет Z-9, за последние два десятилетия был экспортирован в более чем 10 стран, принеся в бюджет КНР миллионы долларов и став самым популярным китайским вертолетом в мире.

Убедившись в своих способностях, HAIG начала разрабатывать первый китайский вертолет Z-19E, предназначенный специально для экспорта в другие страны, – двухместную боевую машину для атаки вражеских позиций. Экспортная ориентированность этого вертолета проявляется, в частности, в том, что его конструкция предоставляет широкие возможности для адаптации к конкретным условиям окружающей среды. Известно, что эксплуатация вертолетов в арктических снегах отличается от их применения в горах или пустыне, и каждый вид местности требует определенных конструкторских решений.

Еще одно предприятие в составе AVIC – это Chengdu Aircraft Industry Group. Компания специализируется на производстве самолетов – как гражданских бизнес-джетов, так и военных истребителей, а также БПЛА. Большие надежды на зарубежный экспорт связывают с такой разработкой Chengdu Aircraft Industry Group, как БПЛА Wing-Loong II. Эта крупная машина с размахом крыльев почти 20 метров предназначена для разведки, наблюдения, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов. Она может управляться оператором на расстоянии, а может совершать автономные полеты. При наличии спутниковой связи Wing-Loong II может наносить высокоточные удары на весьма большом расстоянии и поражать критичные по времени цели.

В феврале 2017 г. Wing-Loong II совершил свой первый, тестовый полет. Комментируя событие, его разработчики отметили, что оно знаменует начало нового этапа для китайских военных БПЛА и практически выводит КНР в этой сфере на один уровень с США.

В апреле того же года на военном аэродроме города Чэнду (КНР) совершил первый полет новый китайско-пакистанский самолет-истребитель JF-17B – модификация истребителя JF-17, разработанного на основе советского МиГ-21. Сообщалось, что JF-17B также ориентирован на экспорт и сконструирован с учетом требований международного рынка.

Наконец, в мае 2017 г. в Харбине (КНР) совершил свой первый полет упомянутый выше экспортный боевой вертолет Z-19E от компании HAIG.

Руководство корпорации AVIC заявило, что серия успешных тестовых полетов экспортных летательных аппаратов, состоявшаяся в 2017 г., ярко демонстрирует уровень, которого достигла продукция, выходящая с маркировкой «Made in China».

Помимо производства высококачественной продукции, для ее успешного продвижения на мировой рынок требуется определенная международная дипломатия. Представители AVIC и HAIG сообщили, что в качестве потенциальных покупателей новых изделий китайского авиапрома в первую очередь рассматриваются страны, связанные с КНР сотрудничеством в рамках запущенного Китаем глобального транспортно-экономического проекта «Пояс и путь».

Практически сразу новые китайские машины стали заказывать иностранные государства. Так, истребитель JF-17B уже имеется в распоряжении ВС Мьянмы и Пакистана.

А БПЛА Wing-Loong II уже успели показать себя в боевых действиях. Так, в 2020 г. их использовали войска Объединенных Арабских Эмиратов против Правительства Национального согласия Ливии. Тогда принадлежащие ОАЭ китайские беспилотники сбили значительное количество принадлежащих противнику турецких БПЛА «Байрактар».

По разным данным, к 2022 г. беспилотниками Wing-Loong II решили обзавестись уже 10 государств Азии и Африки, а также Сербия.

Китай не сбавляет темп и продолжает разрабатывать и испытывать новые летательные аппараты. В 2022 г. состоялась новая серия тестовых полетов.

В июне 2022 г. был протестирован крупный беспилотный грузовой самолет TP500 грузоподъемностью 500 кг.

Через месяц, в июле, в воздух поднялся легкий двухместный спортивный самолет ZA800. Особенностью этой машины является то, что он целиком изготовлен из высокопрочного углеродного волокна. При этом сообщается, что производство всех его комплектующих целиком локализовано на территории КНР и не зависит от импортных поставок. Это еще раз демонстрирует, что китайская авиационная промышленность находится на острие мирового технического прогресса.

В августе 2022 г. успешно прошел полет беспилотного корабельного вертолета AR-500CJ. Сообщается, что этими машинами будут оснащены крупные корабли ВМС КНР, в том числе авианосцы, и заниматься AR-500CJ будут разведкой и патрулированием китайских акваторий. Машина развивает скорость до 170 км/ч и способна действовать на расстоянии 200 км.

Еще одной необычной, но весьма эффектной демонстрацией достижений китайского авиапрома стали военные учения в районе острова Тайвань, развернутые китайскими ВС в августе 2022 г. в ответ на посещение острова спикером Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. Так, Тайвань облетела по кругу целая группа из 25-ти китайских многоцелевых беспилотников CH-4. БПЛА CH-4 предназначены как для разведки, так и для нанесения ракетно-бомбовых ударов. Сообщается, что они могут развивать скорость до 230 км/ч. CH-4 уже известны за рубежом: они состоят на вооружении армий Алжира и Саудовской Аравии. Последняя уже не раз применила эти БПЛА в боевых действиях в Йемене. Не исключено, что после тайваньских учений международный интерес к китайским беспилотникам вырастет еще сильнее.

Пока что авиация, произведенная на Западе, лидирует по популярности. Мировой рынок привык доверять качеству западных технологий. Однако Китай уже показал, что его летательные аппараты если и уступают западным аналогам, то весьма незначительно, при этом ощутимо опережая их по дешевизне. Можно ожидать, что уже в течение ближайших лет КНР станет мировым лидером по продажам если не всех видов летательных аппаратов, то хотя бы военных беспилотников, которые считаются будущим военной авиации.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

 

Alanv03.09.22 15:21
Угу. Только надо бы понимать, что как написано в статье, началось всё в 1951-м, а "череда успехов" повалила валом через 70 лет. И это при почти безкризисном развитии страны и гениальных умениях узкоглазых в реинжиниринге.
Думаю, и в РФ к 2050-му будет не меньшая "череда успехов". По крайней мере в военке всё уже идёт "тип-топ". Готовится для бедных "ШахМат". Сейчас деньги и КБ пошли в гражданку.
А вот на Западе в корзинке с успехами явно виднеется дно - и в военке и в гражданке неудачи пошли косяком даже в проектных решениях. Гражданский сверхзвук умер, как и огромнобочковые супержирняки. MAX-ы и F-35 уж и не вспоминаем.
AndreyGoose03.09.22 16:51
> Alanv
Угу. Только надо бы понимать, что как написано в статье, началось всё в 1951-м, а "череда успехов" повалила валом через 70 лет. И это при почти безкризисном развитии страны и гениальных умениях узкоглазых в реинжиниринге.
Думаю, и в РФ к 2050-му будет не меньшая "череда успехов". По крайней мере в военке всё уже идёт "тип-топ". Готовится для бедных "ШахМат". Сейчас деньги и КБ пошли в гражданку.
А вот на Западе в корзинке с успехами явно виднеется дно - и в военке и в гражданке неудачи пошли косяком даже в проектных решениях. Гражданский сверхзвук умер, как и огромнобочковые супержирняки. MAX-ы и F-35 уж и не вспоминаем.
Вы сегодня злой какой-то!
Не касательно китайцев, т.к. они хотя бы пытаются сделать вид самостоятельности, и если будут бабки выделять и хороших учеников, то будут на 2-4-х ролях в мире всегда по отдельным позициям.
Про Запад. Люди деньги зарабатывают, а Вы на них собак спускаете. Западу необходимо!!!! каждые 10 лет пинать по башке кого-либо для работы своей оборонки (пошагово 2МВ-Корея-Вьетнам-Ирак-Ирак-Афган). Качество при этом не ставиться во главу угла, ибо дураков воевать в полный рост с США не предвидится. Поэтому можно любое барахло впаривать "доверчивым партнерам" по Блоку, обеспечивая свои прибылЯ.
Россия, глядя на этот цирк с конями, видит, что России необходим боевой опыт и смена поколений умеющих воевать, для того, чтобы как минимум не быть съеденной "партнерами".
Поэтому у нас многое "от бедности", у них от "жадности". А Китай со всех сил пытается задницу не разорвать на этих 2-4х стульях, хоть в этом они молодцы.
argus9803.09.22 16:55
"..модификация истребителя JF-17, разработанного на основе советского МиГ-21"(с) - напомню, что МиГ-21 уже давно отметил своё 60-летие. Двигатель в этом китайце-пакистанце - российский РД-93.
"В 2015 году китайская сторона предложила заменить российские двигатели на пакистанских JF-17 аналогами собственного производства, но Пакистан отказался"(с)
AndreyGoose03.09.22 17:09
> argus98
" Двигатель в этом китайце-пакистанце - российский РД-93.
"В 2015 году китайская сторона предложила заменить российские двигатели на пакистанских JF-17 аналогами собственного производства, но Пакистан отказался"(с)
в порядке юмора:
"Потому что русские пообещали заменить двигатели РД-93 на РД-171 в данных самолетах".
liv44403.09.22 17:57
Китайцы двигатели:
- Д-30КП2 затарились аж на 463 штуки видимо пока хватает, ну а там посмотрим "взлетел" ли этот WS-20;
- АЛ-31ФН для J-10, как покупали так и покупают;
- РД-93 покупали для JF-17, заказали новую модификацию, которую им сделали для модификации JF-17 Blok 3, она называется РД-93МА.

Ну, а так-то Да - одна сплошная череда успехов.

Пусть для начала допилят свой WS-10. В роде как 300 часов для него добились. Уже хоть что-то.
liv44403.09.22 18:05
Кстати, Да, в самолетостроении успехов побольше.
Но ... Исключительно с Чужой помощью.
Аббе03.09.22 21:57
Сегодняшние успехи авиапрома Китая в основном - ветки от не своих проектов. Ту-16, Миг-21. В этом смысле для России есть интерес наблюдать за судьбой старых разработок СССР. Тот же Миг-21 - давно снят с производства у нас, но оказался интересен в Пакистане.
Наш авиапром сейчас должен быть перегружен заказами. И сейчас возобновлять эти проекты "просто ради денег" не имеет смысла.

Но, именно как "термометр измерения реалий мирового рынка" они просто бесценны.

С другой стороны -мы видим соотношение реалий. Откровенно первая держава в мировой экономике, но совершенно не либер ни в авиации, ни в финансах. Да и во многом другом.
Эти понятия ничуть не обязательно должны быть одновременны.
Точно то же самое относится и к России. Вопли типа "хочу как у них" - фальшивка.
USSR203.09.22 22:15
> Аббе
Сегодняшние успехи авиапрома Китая в основном - ветки от не своих проектов. Ту-16, Миг-21. В этом смысле для России есть интерес наблюдать за судьбой старых разработок СССР. Тот же Миг-21 - давно снят с производства у нас, но оказался интересен в Пакистане.
Наш авиапром сейчас должен быть перегружен заказами. И сейчас возобновлять эти проекты "просто ради денег" не имеет смысла.

Но, именно как "термометр измерения реалий мирового рынка" они просто бесценны.

С другой стороны -мы видим соотношение реалий. Откровенно первая держава в мировой экономике, но совершенно не либер ни в авиации, ни в финансах. Да и во многом другом.
Эти понятия ничуть не обязательно должны быть одновременны.
Точно то же самое относится и к России. Вопли типа "хочу как у них" - фальшивка.
Уважаемый Аббе, российский авиапром, как бы это помягче, ещё только начал раскачиваться. Военные машины всегда строили штучно, медленно и печально. Так и поныне строят. Денег нет. Про гражданский сектор - пока только сверяют планы.
Аббе03.09.22 23:28
> USSR2
> Аббе
Сегодняшние успехи авиапрома Китая в основном - ветки от не своих проектов. Ту-16, Миг-21. В этом смысле для России есть интерес наблюдать за судьбой старых разработок СССР. Тот же Миг-21 - давно снят с производства у нас, но оказался интересен в Пакистане.
Наш авиапром сейчас должен быть перегружен заказами. И сейчас возобновлять эти проекты "просто ради денег" не имеет смысла.

Но, именно как "термометр измерения реалий мирового рынка" они просто бесценны.

С другой стороны -мы видим соотношение реалий. Откровенно первая держава в мировой экономике, но совершенно не либер ни в авиации, ни в финансах. Да и во многом другом.
Эти понятия ничуть не обязательно должны быть одновременны.
Точно то же самое относится и к России. Вопли типа "хочу как у них" - фальшивка.
Уважаемый Аббе, российский авиапром, как бы это помягче, ещё только начал раскачиваться. Военные машины всегда строили штучно, медленно и печально. Так и поныне строят. Денег нет. Про гражданский сектор - пока только сверяют планы.
Два года назад я проезжал мимо корпусов Чкаловского завода в Новосибирске. По крайней мере один из них выглядел .... Плохо он выглядел. Весь утыкан стяжками. То есть - был брошен без отопления. И промороженный грунт под фундаментом этот корпус деформировал.
Про всё остальное могу только догадываться.
И то что сегодня у России вообще "есть хоть что то в авиации" могу отнести исключительно к категории БОЖЕСТВЕННЫХ чудес.
USSR204.09.22 00:35
Да, увы, авиапром - гордость СССР, но не России. Это очень дорогая штука и раскрутить её до советского уровня даже близко не получится. Того что осталось от СССР и так хватает для решения всех задач. Граждане уже никуда не летают. Незачем да и дорого. Нужно "что-то в консерватории подправить", чтобы авиация была востребована.
Аббе04.09.22 08:02
> USSR2
Да, увы, авиапром - гордость СССР, но не России. Это очень дорогая штука и раскрутить её до советского уровня даже близко не получится. Того что осталось от СССР и так хватает для решения всех задач. Граждане уже никуда не летают. Незачем да и дорого. Нужно "что-то в консерватории подправить", чтобы авиация была востребована.
Вообще то уровень СССР нам сейчас и не очень нужен. Тогда нефть была дешевле воды. Сегодня "нефть заканчивается".
ТОГДА авиация могла быть единственным вариантом куда то добраться. Сегодня хорошие, или не очень, но появились дороги.
И так далее.
То есть, авиация для России - отдельно, а вот авиапром с выходом на внешний рынок, до некоторой степени отдельно.
И нужно проскочить в узкую щель между пока что маол ограниченными возможностями Боинга и Айрбаса по высоким технологиям и Китаем по дешевизне с некоторой примитивностью.
Во времена СССР поставляли самолёты/вертолёты полвине планеты и по льготным ценникам. Сегодня это нам непосильно во многих отношениях. Да и не имеет смысла.
Так что - в первую очередь всё таки потребности самой России. А они вообще то ограничены. И разгонять количество заводов - решение, которое выглядит весьма опасно.
Остаётся только изменение качества. Переход на существенно новые конструкционные материалы.
Типа графенов, типа алюминий-скандиевых-литиевых сплавов.
МОЖЕТ быть попытка довести турбины до теоретического предела по КПД введением рения с вулкана на Курильских островах.
И, само собой, вынужденное производство решительно всех приборов и устройств для авиации внутри России.
На ограниченный рынок это выйдет не дёшево.
Да только по другому не получится вовсе.

Война, холодная война, которая может взлететь в горячую, а то и в ядерную. И это вообще то неприятно.
liv44404.09.22 09:41
> USSR2
Да, увы, авиапром - гордость СССР, но не России. Это очень дорогая штука и раскрутить её до советского уровня даже близко не получится. Того что осталось от СССР и так хватает для решения всех задач. Граждане уже никуда не летают. Незачем да и дорого. Нужно "что-то в консерватории подправить", чтобы авиация была востребована.

Поменять в консерватории получиьось только с началом СВО.
И дело даже не в Авиапроме, а в наших долбанных привокзальных авиабомбилах.

Фактически чудом выживающий Авиапром (в первую очередь в гражданском сигменте) еще 10+ лет назад вполне мог начинать замену в авиапарках наших авиабомбил выбывающий авиапарк самолетов советского производства.
Постепенно, но уверенно.
И к сегодняшнему дню такой острой ситуевины БЫ (в том числе и в плане финансов, с точки зрения его срочно-обморочного вваливания и освоения производством) не существовало.
Но увы.
Они погнались за максимальными Барышами.
На что в конечном итоге сами же и напоролись. С началом СВО.

Катастрофы все равно не случилось, парки у наших авиабомбил вполне приличные и при некоторой изворотливости юзать его они смогут еще вполне приличное время, но...
Надеюсь, что у некоторых из них, чему уже есть свидетельства, мозги таки встанут на положенное им место.

Планы на 550 магистральных самолетов к 2030 году не такие уж и нереальные.
Тск что все будет путем. Даже если планы на 550 магистралов будут со сдвижкой в право.

Это ранее было непонятно, как сподвигнуть наших авиабомбил на Взвешенные решения.
А вот сейчас... Совсем другая картина маслом.
delta04.09.22 16:13
Успехи китайского авиапрома - это замечательно! Ещё бы, такие же успехи продемонстрировала Индия - было бы, совсем, хорошо! Потому что, успехи Азии в авиастроении будут сужать рынок сбыта для Эрбас и Боинга, и, одновременно, расширять рынок для наших производителей титана, алюминия, а, может быть, двигателей и компонентов углепластика.
USSR205.09.22 16:40
liv444, RU Дай-то бог 550 самолетов это совсем не плохо. Но ведь денег нет. Многочисленные предприятия производители авиатехники выдавили в коммерческий кредит. Авиапром кормит коммерческие банки. В этом смысле усилия правительства можно считать успешными.
liv44405.09.22 17:03
> USSR2
liv444, RU Дай-то бог 550 самолетов это совсем не плохо. Но ведь денег нет. Многочисленные предприятия производители авиатехники выдавили в коммерческий кредит. Авиапром кормит коммерческие банки. В этом смысле усилия правительства можно считать успешными.

Кто Вам сказал, что нет денег?
Почитайте, какие суммы сейчас вваливаются:
- и на импортозамещение ПКИ, в том числе двигатели и БРЭО;
- и в авиазаводы,
- и в авиадвигательные заводы, в том числе на постановку в производство/расширение производства ПД-14, ПС-90А, ПД-8.
- на поддержание "штанов" наших долбаных авиабомбил.
- на субсидирование авиаперевозок,
- на поддержание временно закрытых в связи с СВО аэропортов юга России, - Там космические суммы.

Да, было дело, с кредитами в середине-второй половине 00-х. Там тоже сумма (бездарно потраченная) космическая - 600 миллиардов рублей.
Она досталась при объединении ОАК.
Сердюков А.Э. (индустриальный дмиректор авиакластера Ростеха) даже в одном интервью практически жаловался, что она гирями висит на ОАК.
Всего не перескажешь - это нужно внимательно читать.
Я бы вообще порекомендовал это все интересующимся Российской Авиацией прочитать. Оно того стоит: ссылка

И, Да, наш ВПР, Правительство, Ростех и Специ ОАК и ОДК работают в плане восстановления нашего Авиапрома - Успешно.

Не так быстро, как бы этого хотелось, но ... Нашим долбанным привокзальным авиабомбилам ... "большое человеческое" ... и лучше битой в табло.
Vedoon06.09.22 09:07
> Аббе
Два года назад я проезжал мимо корпусов Чкаловского завода в Новосибирске. По крайней мере один из них выглядел .... Плохо он выглядел. Весь утыкан стяжками. То есть - был брошен без отопления. И промороженный грунт под фундаментом этот корпус деформировал.
Про всё остальное могу только догадываться.
И то что сегодня у России вообще "есть хоть что то в авиации" могу отнести исключительно к категории БОЖЕСТВЕННЫХ чудес.

Цеха Чкаловского завода можно увидеть только с территории самого завода.
Если ехать за территорией, то есть пара цехов других заводах, которые выглядят не особо помпезно.
Аббе06.09.22 10:35
> Vedoon
> Аббе
Два года назад я проезжал мимо корпусов Чкаловского завода в Новосибирске. По крайней мере один из них выглядел .... Плохо он выглядел. Весь утыкан стяжками. То есть - был брошен без отопления. И промороженный грунт под фундаментом этот корпус деформировал.
Про всё остальное могу только догадываться.
И то что сегодня у России вообще "есть хоть что то в авиации" могу отнести исключительно к категории БОЖЕСТВЕННЫХ чудес.

Цеха Чкаловского завода можно увидеть только с территории самого завода.
Если ехать за территорией, то есть пара цехов других заводах, которые выглядят не особо помпезно.

Значит не прав. Приношу свои извинения.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Россия заблокировала в СБ ООН резолюцию США по ядерному оружию в космосе
» Пентагон подтвердил тайную передачу ATACMS Украине
» Армия Израиля заявила, что атаковала около 40 целей "Хезболлы"
» CNN: Украина запретила оказание консульских услуг мужчинам призывного возраста за границей
» Шольц сделал заявление о поставках ракет Taurus Украине
» Россия предлагает Африке услуги в области высоких технологий — МИД
» В РАН предложили не заканчивать исследования Луны после 2035 года
» Сенатор: Военная помощь США Киеву уже в Европе, мы ее отправили заранее

 Репортаживсе статьи rss

» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию

 Комментариивсе статьи rss

» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"