Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Нетаньяху заявил о демонтаже ядерного проекта Ирана
Трамп заявил, что Иран и Израиль договорились о перемирии
Иран начал операцию против американской военной базы в Катаре
Парламент Ирана решил закрыть Ормузский пролив
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Возьмут не всех: как меняется модель высшего образования
26.05.25 07:35 Наука, техника, образование
Российская система высшего образования переживает существенные изменения. И дело не только в выходе из Болонской системы. Государство взяло курс на регулирование платного приема, вводит новые принципы распределения бюджетных мест и даже будет создавать собственные рейтинги учебных заведений.

Параллельно с этим семьи демонстрируют высокую готовность вкладываться в образование. Согласно исследованию «ВТБ Пенсионный фонд», 77,5% российских родителей намерены направить сбережения на образование детей.

При этом каждая вторая семья уже копит или планирует начать откладывать деньги на будущее ребенка. Только 29,1% респондентов не рассматривают возможность платного обучения для своих детей.

Способы накопления разнообразны: лидируют банковские вклады (45,6%) и накопительные счета (38,1%), популярны страховые программы (25,6%) и инвестиции в ценные бумаги (21,9%). Любопытно, что в наличных деньги хранят лишь 7,4% семей.

Такая готовность инвестировать в образование отражает понимание его ценности. Родители осознают, что качественная подготовка открывает двери к успешной карьере. В свою очередь власти обеспокоены тем, чтобы эти инвестиции работали эффективно и готовили специалистов, которые действительно нужны экономике.

Новый подход к платному образованию

Именно поэтому с 1 сентября 2025 года вступает в силу закон о государственном регулировании платного приема в вузы. Правительство получило право устанавливать предельное количество платных мест по каждой специальности. Иными словами, вузы больше не смогут принимать на платную основу обучения всех желающих.

При определении лимитов будут учитываться три ключевых фактора: качество приема (средний балл ЕГЭ и число олимпиадников), трудоустройство выпускников и уровень их заработной платы.

Ситуация на сегодняшний день такова, что 56% студентов обучаются платно, причем более 42% из них изучают экономику и юриспруденцию. Между тем экономика испытывает острый дефицит инженеров, медиков и педагогов. Новое регулирование призвано исправить этот дисбаланс и не плодить лишние кадры в перегретых специальностях.

В рамках этой же логики изменится и система выдачи образовательных кредитов. Льготные кредиты с 3% годовых и сроком выплаты до 15 лет теперь будут выдаваться только на приоритетные направления: инженерно-технические, медицинские и педагогические специальности. Возраст получения кредита начинается с 14 лет, обеспечение не требуется.

Такой подход должен стимулировать абитуриентов выбирать профессии, в которых действительно нуждается страна.

Регулирование платного приема дополняется не менее важными переменами в распределении бюджетных мест. Здесь государство также стремится обеспечить соответствие между подготовкой кадров и потребностями различных отраслей и регионов.

Бюджетные места: новая система распределения

В 2025 году российские вузы предложат абитуриентам более 619 тысяч бюджетных мест. Структура приема красноречиво говорит о приоритетах: почти 43% мест отдано инженерным и технологическим направлениям.

Лидерами по количеству мест стали информатика, машиностроение и строительство. Высокий план приема наблюдается также на педагогические, медицинские и сельскохозяйственные специальности.

Как сообщил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, с 2026 года механизм распределения бюджетных мест между вузами изменится принципиально. Если раньше все места распределялись на конкурсной основе, то теперь часть из них будет выделяться по государственному заданию.

Такое решение даст возможность поддержать региональные университеты, которые готовят дефицитных специалистов, жизненно необходимых для территорий. Эти вузы объективно не могут конкурировать с федеральными университетами по многим показателям, но для обеспечения регионов кадрами они незаменимы.

Государство также помнит о своих обязательствах перед защитниками страны. Для участников специальной военной операции и членов их семей выделена отдельная квота — не менее 10% от общего объема бюджетных мест, что в целом составляет более 50 тысяч мест. Дополнительно 2 тысячи мест зарезервированы на подготовительных отделениях.

Все эти меры формируют новую архитектуру высшего образования, отвечающую реальным запросам рынка труда. Но остается вопрос: как абитуриентам и их семьям сориентироваться и сделать правильный выбор? Для этого создается новый механизм.

Государственные рейтинги

В июне 2025 года на портале «Работа России» будет опубликован первый национальный рейтинг колледжей и вузов, основанный на объективных данных о трудоустройстве выпускников. Это не традиционный рейтинг престижа или научных достижений, а практический инструмент для тех, кто выбирает, где учиться.

В рейтинговании примут участие около 5 тысяч учебных заведений. Методология максимально прозрачна: учитывается среднемесячная медианная зарплата и доля трудоустроившихся выпускников очной формы обучения на второй год после окончания учебы.

Рейтинги будут формироваться по восьми областям подготовки: математические и естественные науки; инженерное дело, технологии и технические науки; здравоохранение и медицинские науки; сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки; науки об обществе; образование и педагогические науки; гуманитарные науки; искусство и культура.

Чтобы данные были корректными, из расчетов исключаются выпускники, продолжающие обучение, граждане с инвалидностью I группы, молодые родители, ухаживающие за детьми, и работающие за границей. Мера, по задумке, позволит увидеть актуальную картину востребованности специалистов на отечественном рынке труда.

Рейтинги станут важным дополнением к другим инструментам ориентации абитуриентов. Теперь можно будет сопоставить престиж вуза с реальными карьерными перспективами его выпускников. Помимо информирования и распределения государство также работает над качественным изменением самого образовательного процесса.

Унификация и практика

Дополнительно Министерство науки и высшего образования анонсировало изменения содержания образовательных программ. Ключевое нововведение — создание унифицированного образовательного ядра для каждой группы специальностей.

Это не означает стандартизацию всего и вся, речь идет о формировании базового набора компетенций, которые должен получить каждый выпускник определенного направления.

Унификация позволит решить сразу несколько задач. Во-первых, создается единое академическое пространство, что облегчает переходы студентов между вузами. Во-вторых, работодатели получают более четкое представление о том, что умеет выпускник с дипломом по конкретной специальности. В-третьих, упрощаются административные процедуры для самих университетов.

Изменения коснутся и практической подготовки. Планируется существенно увеличить ее продолжительность и обеспечить прохождение практики на площадках ведущих компаний отрасли.

Студенты должны получить реальный опыт работы в современных условиях, а не просто отсидеть положенные часы. Именно это позволит сократить традиционный разрыв между вузовской подготовкой и требованиями работодателей.

Значение перемен

Анализируя все нововведения, можно увидеть контуры новой модели высшего образования. Она характеризуется несколькими ключевыми принципами: ориентация на насущные потребности экономики, прозрачность результатов обучения, поддержка региональных систем подготовки кадров и усиление практической составляющей.

Для абитуриентов и их семей новый порядок означает необходимость более вдумчивого подхода к выбору профессии. Уже недостаточно просто получить диплом о высшем образовании — важно выбрать специальность с хорошими перспективами.

Рейтинги вузов по трудоустройству, ограничения на платный прием по невостребованным специальностям, льготные кредиты только на приоритетные направления — все эти конструкции подталкивают к рациональному выбору.

При этом готовность 77,5% российских семей инвестировать в образование детей показывает, что общество понимает ценность качественной подготовки. В эпоху быстрых технологических изменений и трансформации рынка труда правильный выбор образовательной траектории становится одним из важнейших решений в жизни молодого человека.

Даниил Московский

 

Леонид Ильич Брежнев дорогой., RU26.05.25 09:10
Два великих экономиста по диплому это АнатолийЧубайс и Алексей Мордашов со своим детищем ГТД-110М и ТЭС 170, остальные эк. маргиналы, включая за всякие депутатства и помощничества в придумывании штрафов жкх и земельного против простого гражданина. Это как ветеринар главный по деревне игнорирует прививки и уколы животным, нажимая на штрафы за наличие навоза и сорняк у дома. Маргинал экономики, что с него спрашивать.
Leo Leon, RU28.05.25 13:01
Мамашки-самодурки ради того, чтобы их дочки-сыночки не поцарапали пальчик у станка готовы на любые траты. А потом эти детишки сидят с дипломаи в торговых центрах и продают китайский ширпотреб.
Предлагаю такой закон - не работаешь три-пять лет по специальности - подтверждай диплом, десять - его лишаешься. Кстати раньше где-то так и было, помню мама в пятидесятые годы, имея два северных стажа для пенсии, но не имея пенсионного возраста и после двух лет отдыха, срочно искала инженерную работу по силам дабы не лишиться диплома.
Спящий лев, RU01.06.25 11:47
> Leo Leon
Мамашки-самодурки ради того, чтобы их дочки-сыночки не поцарапали пальчик у станка готовы на любые траты. А потом эти детишки сидят с дипломаи в торговых центрах и продают китайский ширпотреб.
Предлагаю такой закон - не работаешь три-пять лет по специальности - подтверждай диплом, десять - его лишаешься. Кстати раньше где-то так и было, помню мама в пятидесятые годы, имея два северных стажа для пенсии, но не имея пенсионного возраста и после двух лет отдыха, срочно искала инженерную работу по силам дабы не лишиться диплома.
Не отменяли диплом, снимали допуски, которые идут отдельно и обновлять которые надо было каждые 2-4 года. Не обновил не вправе работать на многих объектах и процессах. ЕМНИП до 1998 года при большом перерыве в работе северные надбавки (за стаж) начинали сниматься, а при увольнении за пьянку или прогул вообще обнулялись.
А само наличие диплома было основанием для сдачи допусков, сейчас это именуется аттестация, официально до сих пор требуется на работах с вредностью и опасных работах, работах которые могут повлечь тяжкие последствия. По факту много где тупо "забили" на это или превратили в профанацию.
Leo Leon, RU05.06.25 16:53
> Спящий лев
> Leo Leon
Мамашки-самодурки ради того, чтобы их дочки-сыночки не поцарапали пальчик у станка готовы на любые траты. А потом эти детишки сидят с дипломаи в торговых центрах и продают китайский ширпотреб.
Предлагаю такой закон - не работаешь три-пять лет по специальности - подтверждай диплом, десять - его лишаешься. Кстати раньше где-то так и было, помню мама в пятидесятые годы, имея два северных стажа для пенсии, но не имея пенсионного возраста и после двух лет отдыха, срочно искала инженерную работу по силам дабы не лишиться диплома.
Не отменяли диплом, снимали допуски, которые идут отдельно и обновлять которые надо было каждые 2-4 года. Не обновил не вправе работать на многих объектах и процессах. ЕМНИП до 1998 года при большом перерыве в работе северные надбавки (за стаж) начинали сниматься, а при увольнении за пьянку или прогул вообще обнулялись.
А само наличие диплома было основанием для сдачи допусков, сейчас это именуется аттестация, официально до сих пор требуется на работах с вредностью и опасных работах, работах которые могут повлечь тяжкие последствия. По факту много где тупо "забили" на это или превратили в профанацию.
Не буду спорить, но хорошо помню, что это, возможная потеря диплома, была причина для нашего переезда с Кавказа на Дальний Восток в 59 году.
Но заметка про проблемы современного состояния высшего образования в России в условиях нехватки инженеров на производстве. И мое предложение в силе - ограничивать время действия диплома у неработающих по специальности выпускников.
GAF, RU06.06.25 18:25

«Дополнительно Министерство науки и высшего образования анонсировало изменения содержания образовательных программ. Ключевое нововведение — создание унифицированного образовательного ядра для каждой группы специальностей. Это не означает стандартизацию всего и вся, речь идет о формировании базового набора компетенций, которые должен получить каждый выпускник определенного направления

Очевидно, предстоит очередная волна бумаготворчества при очередной модернизации системы образования. Приходится удивляться тому, каким образом удавалось в СССР иметь высочайший научно-технический потенциал в условиях «анархии», не ведающей об унификациях, стандартизациях и пр. хренотени. До 2-тысячных преподаватель вуза имел на руках единственный руководящий инструмент – «Индивидуальный план» работы на год. Его содержание определяла кафедра, и никто более в вузе, не говоря уже про министерство образования, о существовании которого знали только то, что оно есть. На методических семинарах кафедры решались вопросы содержания учебных планов подготовки студентов. В вузе был методический Совет, и при нём методический «отдел» в составе секретаря метод. Совета и машинистки при ней.

За разрухой народного хозяйства (к концу 90-х ВВП РФ упал вдвое), последовало разрушение системы образования. Министерство образования возглавило сей процесс. Посыпались сверху, как из рога изобилия, указивки, стандарты и пр. руководящие бумаги – им сверху лучше знать, что нужно делать на местах. Метод Совет вуза оказался не при делах и исчез как таковой. Колоссальные размеры в вузе приобрёл учебно-методический отдел (УМО). Минобр как вулкан извергал новшества, которые обрабатывал УМО и транслировал на низы, где «отдувались» преподаватели, погрязшие в бумаготворчестве – ведь доходило до того, что нужно было указывать какую компетенцию приобретёт студент на такой-то лаб. работе. Для аттестации дисциплины в УМО готовилась увесистая папка. А перед очередной аттестацией вуза готовилась гора из сотен таких папок, подсильная для «разгребания» разве только что Гераклу…

delta14.06.25 16:12
Интересная тема! Косвенно, все эти новации - в векторе идеологии ЕГЭ. Если, первоначально, Единый Экзамен был призван отсечь блатников от юридических, медицинских и экономических факультетов, то теперь, напрямую, снижается численность абитуриентов по этим специальностям.
Отсюда вывод: многолетнюю психологическую осаду противников ЕГЭ наши власти выдержали.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» С Днем Победы!
» О типологическом сходстве-ловушке либералов, марксистов, масонов. Реплика к войне окололевых против всех
» О советских предателях и немецкой бюрократии
» Марксисты и искусственный "интеллект"
» 8 марта!
» Почему США мирятся с Россией, а Европа хочет воевать?
» С днем защитника Отечества!
» С Новым Годом!

 Новостивсе статьи rss

» Судья США заблокировал план Трампа закрыть Гарвард для иностранных студентов
» В конгрессе США заблокировали резолюцию об импичменте Трампу
» Первую АЭС на Дальнем Востоке решено построить в рекордно короткие сроки
» Пезешкиан заявил о готовности решать проблемы в отношениях с Вашингтоном
» Начальник Генштаба ЦАХАЛ анонсировал новую фазу кампании против Ирана
» Казахстан и Китай будут совместно добывать нефть в Каспийском море
» Орбан объяснил, почему Зеленский не участвует в саммите НАТО
» Вучич заявил об угрозах протестов из-за приостановки экспорта боеприпасов

 Репортаживсе статьи rss

» Спецпредставитель президента Никарагуа рассказал об укреплении стратегического сотрудничества с РФ
» О чем говорил Владимир Путин на пленарном заседании ПМЭФ-2025. Видео и стенограмма
» «В мире не было примера столь быстрого развития аграрного сектора, как в России»
» Разоренные финны завидуют и ревнуют к русскому лесу
» Денис Мантуров: мы исходим из того, что нужно нашей промышленности
» Боевая экспозиция: каковы перспективы военного сотрудничества РФ и Индонезии
» Как Россия продвинулась в области роботизации промышленности
» Историк рассказал, как ЦРУ потеряло всю сеть агентов в СССР

 Комментариивсе статьи rss

» Сергей Лавров - о том, как ООН "выполняет" свои функции и как агентство по атомной энергии "контролирует" ядерную программу Ирана
» Провал Гитлера и Наполеона. 22 июня начались две Отечественные войны
» Глава ВТБ Андрей Костин — о давлении на бизнес на Западе, трех годах без резервов и альтернативной финансовой системе Глобального Юга
» Почему мусульманский мир не встал на сторону Ирана против Израиля
» В контексте дискуссий на ПМЭФ
» Польский консерватизм и современный мир
» WP: Израильская система противоракетной обороны может рухнуть в ближайшие дни
» Политолог Дробницкий: Нерешительность Трампа размывает его электоральную базу

 Аналитикавсе статьи rss

» О расстройствах Мастера Сделок
» ПМЭФ-2025: Лето великого перелома
» Ничего уже не исправить: началась гонка за атомной бомбой
» Трансформация Америки: упущенные возможности и сохраняющиеся альтернативы
»  Америка грозит миру самым страшным
» Режим экономии в США закончился?
» Тарифная война Трампа: всё, что вы хотели узнать о ней, но боялись спросить у рынка облигаций
» Справиться с мировым кризисом смогут только инженеры
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"