Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Глава Euroclear заявила о готовности оспорить в суде конфискацию активов России
Норвегия отказалась выступать гарантом кредита Киеву из замороженных средств РФ
На Украине запустили процедуру отставки правительства
Первый грузовой поезд из России прибыл в сухой порт под Тегераном
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Крах бразильского судостроения – уроки для России
03.11.25 19:04 Экономика и Финансы

Чтобы понять трагедию современного бразильского судостроения, нужно вернуться к его триумфальному прошлому. Свою историю этой отрасли Бразилия отсчитывает с 1846 года, когда барон де Мауа основал в Нитерое первый в Бразилии судостроительный комплекс – верфи Понта-д’Арейя. Хотя это предприятие не получало ни копейки государственной поддержки, именно оно построило треть флота, участвовавшего в войне с Парагваем. Но настоящий взлет гражданского судостроения произошел почти столетие спустя – в 1970-е годы, когда Бразилия переживала свое экономическое чудо.

Тогда страна заняла второе место в мире по объему международных заказов на новые суда, ее доля на глобальном рынке достигла 4%, а в отрасли работали около 40 000 человек. При этом, несмотря на использование японских, немецких и голландских технологий, уровень локализации приближался к 60% – бразильские верфи не просто собирали, а действительно строили суда. Это был золотой век, но он продлился недолго.

Мировой экономический кризис 1980 года обрушил спрос на морские перевозки. Вторая судостроительная программа 1981 года не спасла положение. А в 1990-е, в эпоху неолиберальных реформ, отрасль оказалась на грани исчезновения: флот сократился, международные заказы исчезли, а бразильские судовладельцы перестали быть конкурентоспособными. К концу десятилетия объем производства упал до минимума – в 1996 году в стране было построено всего 0,2 млн тонн валовой вместимости, а занятость в отрасли опустилась ниже 10 000 человек.

Спасение пришло в 1997 году, когда был принят закон, открывший нефтегазовый сектор для частных компаний. Petrobras, освобожденная от государственной монополии, начала масштабную модернизацию флота поддержки. Уже в 1999 году стартовала первая фаза программы Prorefam, в рамках которой было заказано 22 судна – из них 19 построили. Вторая фаза, стартовавшая в 2004 году, добавила 30 новых судов и 21 модернизацию. Третья фаза – сразу 146 единиц. Всего за три фазы Prorefam было заказано 223 судна, а общий объем инвестиций достиг 16,7 миллиардов реалов (по состоянию на 2012 год).

Прорыв, случившийся в третью фазу, непосредственно связан с одним важным событием, предопределившим судьбу бразильского судостроения на последующее десятилетие. В 2006 году у побережья Бразилии было обнаружено крупное нефтяное месторождение Тупи – залежи нефти под слоем соли на глубине свыше 2000 метров, доступ к которым требовал экстремальных технологий. По оценкам, запасы составляли около 8 миллиардов баррелей. Узнав об этом, президент Лула да Силва заявил, что это можно называть «второй независимостью» страны. Мало того, в 2008 году, Petrobras открыла огромное месторождение природного газа и конденсата, ему дали название Юпитер. По своим запасам оно сопоставимо с месторождением Тупи.

Чтобы освоить все эти богатства, понадобились сотни новых платформ, танкеров, буровых установок. При этом международные верфи были перегружены. Возникла идея: построить все внутри страны.

Иллюзия успеха

Так родилась одна из самых масштабных промышленных программ в истории Латинской Америки. Цель была четкой – воссоздать конкурентоспособную судостроительную отрасль с полной локализацией ключевых компонентов. Это была классическая политика миссионерства (Mission-Oriented Policy), если использовать международную терминологию. У нас это принято называть проектным подходом. Суть в том, что государство само создает рынок и задает направление его развития.

Правительство Бразилии запустило масштабную программу поддержки судостроительной отрасли, реализуя ряд конкретных и целенаправленных законодательных мер. Этот комплексный подход был нацелен на то, чтобы снять финансовое бремя с производителей, открыть доступ к долгосрочным инвестициям и стимулировать использование местных технологий.

Начать решили с прямого стимулирования производства. Чтобы отечественным верфям стало выгоднее работать с местными поставщиками, было введено полное освобождение от налога на промышленную продукцию (IPI) для всех деталей и материалов, производимых в Бразилии для строительства судов. Дополнительно обнулили налоги PIS/PASEP и COFINS на закупку оборудования для морской отрасли, что сделало модернизацию флота и предприятий значительно доступнее.

Одновременно с этим была кардинально пересмотрена и расширена программа финансирования «Плавание по Бразилии». Ее условия были существенно упрощены, чтобы судовладельцы и верфи могли легче получать кредиты. Участие Фонда торгового морского флота (FMM) в финансировании операций было увеличено с 85% до 90%, а максимальный срок кредита продлен с 15 до 20 лет. Это создало принципиально новые, более комфортные условия для долгосрочных инвестиций в отрасль.

Особое внимание уделили поощрению локализации производства. Для проектов, которые обеспечивают уровень местного содержания свыше 60-65%, государство предусмотрело дополнительные преференции. Таким компаниям предлагались специальные дифференцированные процентные ставки и приоритетное участие FMM в софинансировании.

Наконец, для придания уверенности всем участникам рынка был создан Гарантийный фонд для судостроения (FGCN). Его главная задача – брать на себя кредитные риски по операциям финансирования строительства судов, а также страховать риски неисполнения контрактов бразильскими верфями. Этот фонд стал ключевым элементом безопасности, который защищает как инвесторов, так и производителей, делая всю отрасль в целом более устойчивой и привлекательной для капиталовложений.

Кульминацией стало объявление в 2010 году инвестиционной программы Petrobras на сумму 120 млрд долларов. На тот момент это стало одним из крупнейших в мире капиталовложений в нефтегазовую инфраструктуру. В рамках этой программы планировалось построить 22 плавучие установки для добычи, хранения и отгрузки нефти, 29 буровых судов, 49 крупных танкеров и 223 судна сопровождения. Только на строительство буровых установок было выделено 54 миллиарда реалов (по курсу 2012 года – около 27,7 млрд долларов). Общий объем заказов к 2012 году достиг 131,4 миллиарда реалов (примерно 67,4 млрд долларов).

Было построено или модернизировано 11 верфей в разных штатах, от Рио-Гранди-ду-Сул до Бахии. Созданы новые производственные мощности, закуплено современное оборудование. Petrobras, как головной заказчик, взял на себя роль координатора всей цепочки – от проектирования до сдачи объектов. Компания даже создала специальную структуру – CENPES, научно-исследовательский центр, где разрабатывались технические задания для всех судов.

Отрасль переживала настоящий бум. Только в 2013 году Фонд морского флота (FMM) выделил 4,5 млрд реалов на финансирование проектов, а в 2014-м было завершено 89 проектов при объеме финансирования 4 млрд реалов. Общие вложения FMM в гражданское судостроение с 2007 по 2021 год составили 37,67 млрд реалов, при этом был профинансирован 931 проект, из которых лишь 15 касались непосредственно строительства верфей.

Однако если заглянуть в статистику в разрезе по годам, то видно, что после 2014 года начался спад. По данным Confederação Nacional da Indústria (CNI), к 2017 году более 80 % заказов по нефтяным проектам были аннулированы или заморожены, загрузка верфей упала ниже 20 % от проектной мощности. Результатом стал массовый кризис: с 2013 по 2018 год число занятых в судостроении сократилось с 74 000 до менее чем 20 000 человек (по данным SINAVAL — Национального союза промышленности судостроения, судоремонта и офшорной индустрии Бразилии). Многие верфи, включая такие гиганты, как Atlântico Sul (EAS) и Jurong Aracruz, оказались на грани банкротства или были проданы с аукциона.

К 2020 году объем финансирования FMM сократился до 350 миллионов реалов, а в 2021-м — до 210 миллионов. Падение в двадцать с лишним раз прекрасно иллюстрирует глубину того кризиса, в котором оказалось бразильское судостроение.

Что случилось?

Критические ошибки

За фасадом статистики скрывались системные слабости. Главная проблема заключалась в том, что бразильская политика была сориентирована на создание рынка, но не на развитие реальных производственных и технологических возможностей. Предполагалось, что стимулирование спроса и финансовая поддержка автоматически приведут к формированию компетенций. Но компетенции не появляются по воле указа. Они требуют времени, обучения, организационной памяти и устойчивых технологических интерфейсов.

Бразильская программа рассчитывала на то, что локализация будет происходить за счет технологических партнерств с японскими, южнокорейскими и сингапурскими компаниями. Но многие победители тендеров (Odebrecht, Queiroz Galvão, Camargo Corrêa) были крупными строителями дорог, плотин и НПЗ, а не судов. Их опыт в управлении крупными проектами не был эквивалентен опыту в серийном судостроении, где важны точность, стандартизация, сложная координация тысяч компонентов и глубокое понимание морской инженерии.

Отсутствие квалифицированных инженерных команд, несовместимость CAD-систем, нехватка локальных поставщиков ключевых компонентов – все это порождало постоянные задержки, переделки и рост издержек. Проекты часто запускались с неполной документацией, поскольку характеристики месторождений уточнялись в процессе. Petrobras, будучи одновременно оператором, заказчиком и регулятором, оказывала колоссальное давление на сроки, что приводило к принятию рискованных решений. В результате, даже при наличии современных верфей и оборудования, отрасль не смогла выйти на эффективные кривые освоения.

Критически важным фактором стал недоучет так называемых динамических издержек транзакций – затрат на обучение, координацию, переговоры и передачу технологий. Эти издержки особенно высоки в отраслях с высокой сложностью, где требуется синхронизация множества специализированных компетенций. В бразильском случае они были умножены на несовершенство институциональной среды: бюрократические барьеры, сложности с лицензированием, региональные конфликты за ресурсы и отсутствие развитой экосистемы поставщиков. Технологические партнерства с японскими, корейскими и сингапурскими компаниями часто не обеспечивали глубокой передачи знаний, оставаясь формальными.

Все это привело в итоге к колоссальному росту стоимости. Стоимость строительства судов в Бразилии оказалась выше, чем импорт аналогичных единиц из Южной Кореи или Японии. При этом качество и сроки были хуже. Многие проекты были отложены или отменены.

Пик кризиса наступил после 2014 года. Обвальное падение цен на нефть лишило отрасль финансовой основы. Разразился скандал «Lava Jato» («Мойка») — одно из крупнейших расследований коррупции в истории. Выяснилось, что тендеры на строительство судов и платформ использовались для отмывания денег, распределения откатов и финансирования политических кампаний. Руководство Petrobras было арестовано, финансирование заморожено, проекты свернуты. К 2018 году число занятых в судостроении сократилось более чем вдвое – до 29,5 тысяч человек (притом, что по планам их количество должно было резко вырасти и достичь 100 000 человек). Многие верфи оказались простаивающими, а долгосрочные контракты были расторгнуты.

Крах не был неизбежен, но он стал закономерным следствием фундаментального разрыва между политическими целями и производственной реальностью. Цель была сформулирована как возрождение национального судостроения, но не была подкреплена стратегией поэтапного наращивания компетенций. Государство создало спрос, но не обеспечило условия для устойчивого обучения и инноваций.

Уроки для России

Сегодня Россия находится в схожей ситуации. После 2014 года был запущен масштабный курс на импортозамещение. В судостроении действуют требования по локализации, создаются специализированные госпрограммы, формируется госзаказ. По планам Минпромторга, на отечественных верфях к 2035 году необходимо построить более тысячи судов.

Есть ли риск повторить бразильский сценарий?

Различия очевидны. Российское судостроение сохранило базовые компетенции, имеет опыт работы в сложных климатических условиях, располагает научными школами. У нас нет полной зависимости от одного заказчика, как в случае с Petrobras. И все же опасности остаются.

Во-первых, сохраняется технологическое отставание в ряде направлений – особенно в сфере электроники, микроэлементной базы, отчасти в материалах. Многие решения принимаются в условиях санкционного давления, что ведет зачастую к выбору не в пользу качества.

Во-вторых, есть зависимость от господдержки. Достаточно много направлений в отечественном судостроении не являются конкурентоспособными без бюджетных программ. Так что любое обсуждение льгот и субсидий сразу сопровождается бурными дискуссиями в апокалиптических тонах.

В-третьих, сам процесс локализации, как можно видеть, не является панацеей. Важно его реальное наполнение, ведущее к развитию собственных компетенций и собственной технологической базы.

В-четвертых, критически важно инвестировать в человеческий капитал. Бразилия недооценила необходимость подготовки тысяч квалифицированных инженеров, сварщиков, технологов и менеджеров проектов. В России ситуация с этим не так катастрофична, но кадровый голод, особенно в инженерном звене, у нас все-таки заметен. Необходимо системно развивать образовательные программы, технические колледжи и центры компетенций, тесно связанные с производством. Без этого даже самое современное оборудование останется «умным мусором».

 

Аббе, RU04.11.25 11:29
Спасибо. Статья очень интересная.
stil, DE04.11.25 11:35
Главная причина это падение цены на нефть. Все остальное следствие.
Zmey04.11.25 20:43
Главная причина - это дикая коррупция. Поэтому достаточно было легкого толчка вроде снижения цен на нефть, что бы все рухнуло
Аяврик, RU04.11.25 23:15
[исходя из приведённых в статье аргументов и фактов] главная причина - отсутствие в Бразилии соответствующих компетенций и общей научно-технической "школы"/"культуры"

вспоминая армейский юмор "строевая подготовка, это, товарищи студенты, вам не высшая математика - тут нахрапом не возьмёшь"

просто, взять и перепрыгнуть из одного уровня "технологического уклада" в другой - не получится (хоть какие там цены на нефть и льготы на налоги)

"это этот.. как его... волюнтаризьм!"

:-/
Zmey05.11.25 09:10
--> Аяврик
главная причина - отсутствие в Бразилии соответствующих компетенций и общей научно-технической "школы"/"культуры"
Вы, возможно, невнимательно читали.
Там написано:
Бразильская программа рассчитывала на то, что локализация будет происходить за счет технологических партнерств с японскими, южнокорейскими и сингапурскими компаниями. Но многие победители тендеров (Odebrecht, Queiroz Galvão, Camargo Corrêa) были крупными строителями дорог, плотин и НПЗ, а не судов.
То есть крупные компании из других секторов получали крупные заказы на строительство кораблей. Очевидно, коррпционным путем. И очевидным образом, большая часть денег шла в карман, а не на развитие локализации и компетенций.
Что касается общей научно-технической школы и культуры, то там же сказано, что в 1970-х Бразилия была монстром судостроения и занимала 4% мирового рынка. А потом в 90-е на фоне нефтяного бума построила еще 223 судна. То есть и компетенции и научная школа в Бразилии таки была. Опыт построения масштабного флота - имелся. Тысячи и десятки тысяч работников верфей имелись.
Однозначно, проблема тут не в том, что "нельзя перепрыгнуть из одного технологического уклада в другой". Можно, при желании. За те же 10-15 лет в СССР с нуля научились строить атомные подводные лодки.
novl2000, RU05.11.25 09:45
Все эти разговоры, разговариваются уже больше 10 лет. И ничего не делается.
Ни по одному направлению. Все эти рассуждения только предлог для выкачивания очередных денег.
Значит в этом и есть основная цель. То есть собирать деньги, и ничего не делать.
Рядом статья про автопром - точно такая же ситуация. По любой отрасли такая же.
Аяврик, RU05.11.25 09:53
2 Zmey

-- Вы, возможно, невнимательно читали.

Нет, я, как раз, достаточно внимательно прочитал.

ПРОЦИТИРУЮ:

Крах не был неизбежен, но он стал закономерным следствием фундаментального разрыва между политическими целями и производственной реальностью. [цэ волюнтаризьм]

Цель была сформулирована как возрождение национального судостроения, но не была подкреплена стратегией поэтапного наращивания компетенций.
[цэ - отсутствие "научно-технической школы"].

Повторюсь, что я своё "диванно-экспертное заключение" вынес на основании опубликованного текста.

-- проблема тут не в том, что "нельзя перепрыгнуть из одного технологического уклада в другой". Можно, при желании. За те же 10-15 лет в СССР с нуля научились строить атомные подводные лодки.

Вы, извиняюсь, опять чушь сморозили.

СССР - не на пустом месте на Новый 1923-й Год образовался (чтоб взять, и при желании через 10-15 лет с нуля "научиться" атомные подводные лодки клепать!

Российская Империя со времён Петра Великого успела заскочить в проходящий мимо поезд западно-европейской цивилизации и - на её буксире - оседлать волну продолжавшейся там научно-технической революции, никуда из этого фарватера не отклоняясь 200 лет ("до СССР").

И как неотъемлимая часть "передовой научной мысли" со времён РИ - по крайней мере второй половины 19-го века - СССР, воспитав и подготовив соответсвующее ПОКОЛЕНИЕ "трудовых резервов" и "производственную базу" - смог, своевременно, не забегая вперёд, "научиться" атомные подлодки и прочее производить.... пока в Бразилиях люди праздно карнавалили и в футбол гоняли.... поколениями...

-- перепрыгнуть из одного технологического уклада в другой". Можно, при желании

Одного "желания" мало!
Мао Цзедун - со своими чугунными домнами в каждом дворе и перебитыми воробьями - подтвердит.

Беременность длится 9 месяцев. Перепрыгнуть и родить через месяц после зачатия при хоть каком "сильном" и "всеобщем" желании не получится.
stil, DE05.11.25 10:01
> Zmey
Главная причина - это дикая коррупция. Поэтому достаточно было легкого толчка вроде снижения цен на нефть, что бы все рухнуло
Небольшое падение. В 3 раза. Причем в течении года. Странно представить какое для вас сильное снижение. Коррупция. Очень удобно на её все списывать. Любой провал в любой области коррупция виновата. И ведь не поспоришь она действительно есть. Но как-то странно до 2014 все шло хорошо и деньги вкладывались и суда строились. Но наступил 2015 цены на нефть упали в 3 раза и сразу пришла коррупция и все пожрала. Вас не че не смущает? Проблема в том, что при той цене нефти добыча на тех месторождениях банальна не выгодна. А раз не выгодно то и смысла вкладываться нет. А как только частные деньги убежали то государственные осталось только пилить их не на что большее не хватит. То есть коррупция — это не причина — это следствие невыгодности разработки. Когда денег мало все хотят хоть что-то урвать. Конечно все на благо народа все дела.
Zmey05.11.25 10:48
--> Аяврик
Крах не был неизбежен, но он стал закономерным следствием фундаментального разрыва между политическими целями и производственной реальностью.[цэ волюнтаризьм]
Можно называть как угодно, но чисто "волюнтаризмом" такие промахи не объяснить. Вам очень удобно, накинули ярлык, не очень понимая его смысла, и типа объяснили все. А нифига. Разрыв между политическими целями и достигнутой реальностью в нашем мире - частое и ходовое явление, причина которого может быть во множестве факторов. Трамп вон тоже пообещал достигнуть мира на Украине за 24 часа. Поставил политическую цель, так сказать. Объяснить его неудачу просто наклеив ярлык "волюнтаризма" не получится.

Цель была сформулирована как возрождение национального судостроения, но не была подкреплена стратегией поэтапного наращивания компетенций.
[цэ - отсутствие "научно-технической школы"].
Неверность тезиса про "отсутствие научно-технической школы" я уже показал выше. В Бразилии с научно-технической школой все достаточно хорошо, и наращивать компетенции они умеют. Хотя бы посмотреть на Embraer, один из лидеров рынка пассажирских самолетов, признанный во все мире. При отсутствии научно-технической школы такого не добиться. Технологии и компетенции судостроения там тоже были - об этом указано в статье. Тут вопрос именно в том, кому и как поручили поднимать судостроение, и как конкретно это воплощалось.

Вы, извиняюсь, опять чушь сморозили. СССР - не на пустом месте на Новый 1923-й Год образовался (чтоб взять, и при желании через 10-15 лет с нуля "научиться" атомные подводные лодки клепать! Российская Империя со времён Петра Великого успела заскочить в проходящий мимо поезд западно-европейской цивилизации и - на её буксире - оседлать волну продолжавшейся там научно-технической революции, никуда из этого фарватера не отклоняясь 200 лет ("до СССР").
Чушь - это вы сморозили. Ага, за 200 лет до СССР со времен Петра Великого Российская Империя атомные подводные лодки строила?
Научно-техническая революция до Октябрьской революции проникала в Российскую Империю очень слабо. Достаточно вспомнить Крымскую войну и хотя бы тот же Варяг, заказанный на американских верфях. Но это тема отдельного разговора.
Тут я просто показал, что при желании, технологическую школу за 10-15 лет можно наработать вообще с нуля. Если вас коробит от слова СССР, обратимся к американцам. Они там с 1957 года до 1969 года (всего 12 лет) с нуля наработали огромные компетенции полета человека в космос. Японцы в 50-х начали покупать западные патенты на радиотехнику, а к 1970-м годам они были уже лидерами в этом направлении.

Одного "желания" мало!
Мао Цзедун - со своими чугунными домнами в каждом дворе и перебитыми воробьями - подтвердит.
Беременность длится 9 месяцев. Перепрыгнуть и родить через месяц после зачатия при хоть каком "сильном" и "всеобщем" желании не получится.
Если вы так и будете мировые события оценивать через призму "тупых коммунистов" и биологических родов, вы так и останетесь нифига не понявшим.
Ну да, ярлыки раздавать - много ума не надо.
Zmey05.11.25 11:14
--> stil
Небольшое падение. В 3 раза. Причем в течении года. Странно представить какое для вас сильное снижение.
Я где-то сказал, что снижение было небольшим?
Я только указал, что при значительной коррупции даже небольших проблем будет достаточно, что бы все рухнуло. Кажется, достаточно понятно, и разница очевидна.

Коррупция. Очень удобно на её все списывать. Любой провал в любой области коррупция виновата. И ведь не поспоришь она действительно есть. Но как-то странно до 2014 все шло хорошо и деньги вкладывались и суда строились. Но наступил 2015 цены на нефть упали в 3 раза и сразу пришла коррупция и все пожрала. Вас не че не смущает?
Нет, не смущает. По указанной выше причине.
Как сказано в статье, "скандал «Lava Jato» («Мойка») — одно из крупнейших расследований коррупции в истории. Выяснилось, что тендеры на строительство судов и платформ использовались для отмывания денег, распределения откатов и финансирования политических кампаний."
Началось это расследование как раз в 2014 году.
Вас ничего не смущает?
Ну то есть, прочитав все это, вы говорите - ну да, коррупция есть, но не в ней же дело. Нефть упала.
Простите, не соглашусь.
Тут явным и четким образом указано, что проблемы начались слегка до того, как нефть начала падать, и тем более до того, как стало понятно, что это надолго.

Проблема в том, что при той цене нефти добыча на тех месторождениях банальна не выгодна. А раз не выгодно то и смысла вкладываться нет.
Тут вы снова неправы.
Petrobas не та давно добился разрешения на эксплуатацию месторождения Тупи до 2064 года. И объявили о намерении увеличить там добычу нефти до 1 млн. баррелей в сутки.
Идиоты, да? Неужели они не понимают, что это "банально не выгодно", да?

Можно еще, конечно, добавить, что мощной проблемой для бразильского судостроения стало падение государственного субсидирования в 10 раз и больше.
Грамотное бюджетсное субсидирование часто помогает достичь новых планок в любых отраслях, и в Бразилии так же было.
Но сдается мне, что причина снижение государственных дотаций все в том же коррупционном скандале.
ale19547797, RU05.11.25 12:47
Бразилия имела неплохие шансы стать региональным лидером. Еще лет 30 назад ее всерьез рассматривали как потенциальный локомотив и будущий лидер Южной Америки. Но все планы были бодро спущены в унитаз и недавняя бойня в фавелах Рио-де-Жанейро это лишь подтверждает - шанс бездарно упущен. А новый вряд ли будет выдан..
Аббе, RU05.11.25 13:14
> ale19547797
Бразилия имела неплохие шансы стать региональным лидером. Еще лет 30 назад ее всерьез рассматривали как потенциальный локомотив и будущий лидер Южной Америки. Но все планы были бодро спущены в унитаз и недавняя бойня в фавелах Рио-де-Жанейро это лишь подтверждает - шанс бездарно упущен. А новый вряд ли будет выдан..
Бразилия повелась на глупости в виде "спишем у лучших и догоним их".
А списывать нужно было у Иосифа Виссарионовича Джугашвили. Тезис не длинный, но страшный в своей реалистичности и неотвратимости. На память дословно не воспроизведу, но смысл был такой:
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Мы сможем исправить ошибки реализации наших проектов. Дорого и трудно, но сможем. но мы не сможем исправить ошибки теории. Без правильной теории нам смерть".
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
В чём ошибка теоретиков Бразилии? В том, что вершины судостроения суть только пик реализации длинных проектов. И начинать оные надобно с подавления коррупции мышления, а потом и коррупции воровства.
В чём коррупция мышления?
В том, что энергичнейшие из бразильцев приняли свою страну за отстой, где можно только быстро наворовать. И это числить успехом.
Основа судостроения - не железо, а люди. Те, кто взвалит на себя ношу вгрызаться в принципиально новую для страны отрасль. Те, кто будет затратить жизнь для создания условий для потомков.
Не здесь и сейчас убивать старушек за десять долларов каждую под лозунгом "сто старушек уже тысяча", а ехать в страны высшего мастерства отраслей и там вгрызаться в это мастерство.
Юристы государства, которые не будут воровать. И так далее.
Безумцы решили вытащить страну из дерьма судостроением? А начинать нужно было БЕЗ него. И только с перспективой выхода на интересную отрасль, когда осушено болото мерзости мышления.

Схватились за железо, а не за людей. И тем погубили всё дело.
Разруха - она не в сортирах, она в головах, она в основах мышления.
stil, DE05.11.25 13:15
-->Zmey
Я вам страшную вещь скажу, что даже если ли бы коррупции не было, то все ровно, но бы не взлетело. При тогдашних ценах добывать нефть на этих месторождениях не выгодно. Не выгодно было именно в 2015-2020. Сейчас 2025 и условия явно изменились. На каких условиях Petrobas добилась разрешения вам не скажут, но думаю, что на порядок лучше, чем тогда. И не факт, что они действительно смогут. Но разница в том, что сейчас нефть стоит 70-80 долларов и имеет тенденцию к увеличению. А тогда 40 и все прогнозировали уменьшение.
stil, DE05.11.25 13:28
> ale19547797
Бразилия имела неплохие шансы стать региональным лидером. Еще лет 30 назад ее всерьез рассматривали как потенциальный локомотив и будущий лидер Южной Америки. Но все планы были бодро спущены в унитаз и недавняя бойня в фавелах Рио-де-Жанейро это лишь подтверждает - шанс бездарно упущен. А новый вряд ли будет выдан..
А лидером чего она могла стать? Южная Америка уже 30 лет не вылезает из кризисов. А когда вокруг тебя бомжи все, кем ты можешь стать это главным бомжом. Легко быть богатым, когда вокруг все богатые. Невозможно стать богатым, когда вокруг нищие. Да нищие будут тебя считать богатым, но по сравнению с реально богатыми ты нищий. Для развития нужны внешние рынки, а с этим все печально. США отдала свой Китаю и там конкурировать с ним было невозможно. Так что не было вариантов. Коррупция и банды — это не причина — это следствие деградации экономики.
Аяврик, RU05.11.25 17:20
2 Zmey

-- Главная причина - это дикая коррупция. Поэтому достаточно было легкого толчка вроде снижения цен на нефть, что бы все рухнуло

Опять замполитовская бредятина и ослиное упрямство в его отстаивании.

:-)))

Вам бы азы "причинно-следственных связей" и "курсы риторики" освоить. Тогда бы "тёплое" с "солёным" в такие умозаключительные конструкции не увязывали бы.

"Коррупция" ни в одной прочей стране - традиционном мировом лидере судостроения или чего прочего - не помешала им своё лидерство сохранить (как и "ужасная бразильская коррупция" никак не мешает сохранению местного лидерства в области балета футбола и кофе с орехами).

"Коррупции" были, есть и будут везде - и казусы каких-то местечковых или временных исключений только подтверждают этот "правило".

Поэтому не натягивайте эту сову на глобус.

2 stil, DE

Браво! Отличный "спич"!
Единственный момент, что так-то статья была (пусть и формально) посвящена кразу бразильского судостроения "ВООБЩЕ" - как такового, а не узкоспециализированного "нефтяного флота" - завязанного на рентабельность нефтедобычи.

И поэтому - при наличие необходимой компетенции на всех этапах - бразильцы могли бы адаптироваться к новым условиям и конъюнктуре (и начать принимать заказы хоть на какие угодно суда). Но они этого, похоже, "не умеют".
....по крайней мере, "дешевле", чем другие судостроители в мире (коих обвал цен на нефть не разорил и не оставил без заказов).

Как резюме: в мире имеются естественные лидеры в различных областях "экономики" - и дифференцироваться (или, тем более, войти на новые рынки и "области компетенции" с нуля - очень-очень не просто, не быстро и не дешево).

С другой стороны - при деглобализации мировой экономики и формировании нескольких (?) полуизолированных друг от друга и соперничающих (???) друг с другом зон - генеральная линия на обзаведение собственными "производственно-технологическими кластерамм" - дублирующими друг друга, но не совместимые друг с другом - неизбежно... и поэтому если в Бразилии первый блин вышел комом, то в других уголках земли... у других потенциальных "региональных лидеров" новые попытки обречены у кого-то завершиться в конце концов успехом... невзирая ни на "обвалы цен", ни на "коррупцию" тем более.

Просто каждое ПОЛИТИЧЕСКОЕ решение должно кроме "воли" опираться ещё и на "базу" с "ресурсами" (необходимыми).

А банановым республикам судьба оставаться чьим-то задним двором или периферией (со своими при этом козырями).

:-/
GAF, RU05.11.25 18:50
"Крах бразильского судостроения - уроки для России".

"Дурацкий" заголовок. Каков заголовок, таковое и содержание. Нашли, что сравнивать: судостроение СССР (России) с таковым в Бразилии, и какие уроки, именно, должны мы усердно изучать ...?
Далее:
Во-переых, с кончиной СССР произошёл крах всего народного хозяйства - всех отраслей экономики...
Во-вторых, образование в целом , будучи инерционной системой, худо-бедно, продержалось до конца 90--х, но в начале 2000-х начало разрушаться переходом на Болванскую систему безобразования. Профтехобразование захирело уже в 90-е с остановкой предприятий по всей стране. Сейчас сварщик 7-го разряда найдётся только с окладом 150 000 - 350 000 рублей...
В-третьих, заложеный в СССР научно-технический, технологический потенциал судостроения сохранился, и к нему, упомянутое в тексте для красного словца, отставание в развитии микроэлектроники и пр. не имеет никакого отношения, буквально...
XP Best, GH05.11.25 19:21
> novl2000
Все эти разговоры, разговариваются уже больше 10 лет. И ничего не делается.
Ни по одному направлению. Все эти рассуждения только предлог для выкачивания очередных денег.
Значит в этом и есть основная цель. То есть собирать деньги, и ничего не делать.
Рядом статья про автопром - точно такая же ситуация. По любой отрасли такая же.

Верно подметили намеком, что проблема в отношениях в обществе, а не в техничеком прогрессе/регрессе.
Когда ставится цель "нарубить капусты", которая и является смыслом всех оперцаий, то и получили, что хотели - "капусту в частных бочках", а не суда. Технические причины носят притворный, маскировочный характер.
Та же история с SSJ-100, когда получение финансирование $2 млрд. из госбюджета и была главной целью. А то, что там все-таки что-то летало - это для прокуроров. Результат получен -все пришлось начинать по новой и опять за счет общества, а не "руки рынка".
XP Best, GH05.11.25 19:28
Угрозы для РФ судостроения те же самые - гнилые общественные отношения. Строят не суда, а осваивают средства "эффективным" менеджментов.
Вам мало Роскосмоса с прожектами любимца патриосни Рогозина. Отсутствие своего тоннажа для обеспечения экспортных перевозок сейчас. Проблемы первых 2.5 лет в материальном обеспечении СВО, покрываемых трупами. Самым низким уровнем роботизации. Бессистемной иммиграцией не понятно кого.
XP Best, GH05.11.25 19:58
Проблемы Бразилии встали еще и в том, что мировые судостроительные центры Норвегии, Японии, Юж.Кореи , завязанные на мощные кластеры морских грузоперевозок и под англо-амерами и грческими миллиардерами, не собирались за будь здоров слить рынок какой-то там Бразилии. О об этом в статье ни слова, но тема тайных пружин никуда не делась.
Никакой локализации нет и не может быть.
Напомню, локализацию иностр. авто до 70%. Как токо западные ушли, заводы стали - никаких локализаций, компетенций, технологий они не оставили. Опять старые "Жигули" в новых обертках или Китай с "глубокой локализацией".

Должна быть поставлена первая стратегическая задача о переревозках своего грузооборота судами под своим флагом и собственной постройки. С расстановкой сроков поэтапного роста (привет госплан и пятилетки с лозунгами план - это закон). Мировая эксплуатация флота - прямой источник инвалюты для страны. Это аксиома.

Урок для РФ в том, что минимально нужно зависеть от импорта в судостроении. А вопрос выгоды купить, чем сделать, должен быть закрыт навсегда и подперт статьями УК о политических преступлениях.
Если ВПК РФ может строить военные корабли, то сможет строить и гражданские суда. СССР же смог и то и другое. А очередная прохиндиада и сдвигание сроков должны пресекаться.

Судостроение начинается не столько с новых верфей, сколько с запуска изделий, требующих длительного изготовления. 40% - это корпус судна, остальные 60% - это начинка судна. В первую очередь двигатели, валопроводы, винто-рулевая группа, и пр.
А для сборки корпусов расширение действующих заводов, а не запуск новых с нуля на долгие годы.

Могли бы подсуетиться и скупить банкротные верфи в Бразилии, а не засовывать инвалюту в финансовые "подушки" в рост.
Zmey05.11.25 20:35
--> Аяврик
Опять замполитовская бредятина и ослиное упрямство в его отстаивании.
Вам бы азы "причинно-следственных связей" и "курсы риторики" освоить. Тогда бы "тёплое" с "солёным" в такие умозаключительные конструкции не увязывали бы.
Если вам замполиты и коммунисты за каждым углом мерещятся - вам надо к доктору по психической части. Уж очень у вас эта тема попу свербит, никак не отпустит.
Что же касается причинно-следственных связей и риторики, то я свою точку зрения обосновал и аргументами указал на узловые точки и конкретные факты.
Что мы увидели от вас кроме лозунгов и навешивания ярлыков?

"Коррупция" ни в одной прочей стране - традиционном мировом лидере судостроения или чего прочего - не помешала им своё лидерство сохранить (как и "ужасная бразильская коррупция" никак не мешает сохранению местного лидерства в области балета футбола и кофе с орехами).
"Коррупции" были, есть и будут везде - и казусы каких-то местечковых или временных исключений только подтверждают этот "правило".
Ну вот они, очередные лозунги.
Давайте, поучите нас риторике. На примере доказывания того, что в коррупции на самом деле ничего плохого нет, и она везде и всегда есть, и что такого то...
Да уж, докатились. Вы бы хоть почитали что-нибудь по теме, что бы в лужу очередной раз не сесть. Бразильский футбол настолько поражен коррупцией, что скандалы и суды там просто не заканчиваются никогда. Есть просто эпичнейшие моменты, вроде футболиста Бруно Энрике, которому сейчас 17 лет светит за махинации на матчах. Конечно же такая фигня "нисколько не вредит бразильскому фтуболу".
Вы просто очередной раз не в теме, что бы быть хоть немного аргументированнее.
Zmey05.11.25 20:42
--> stil
Я вам страшную вещь скажу, что даже если ли бы коррупции не было, то все ровно, но бы не взлетело. При тогдашних ценах добывать нефть на этих месторождениях не выгодно. Не выгодно было именно в 2015-2020. Сейчас 2025 и условия явно изменились.
Я мог бы принять вашу точку зрения, если бы Бразилия была единственной страной в мире с большой зависимостью от нефти.
Но фокус в том, что нефть добывает и торгует ей на мировом рынке достаточно много стран, и часть из них очень даже сильно зависят от цены на нефтяных биржах. Саудовская Аравия там, Норвегия, Ирак, Иран, Кувейт, Мексика. В лидерах по добыче, кроме прочего, еще и США, Китай и Россия.
Давайте зададимся вопросом - а в какой еще стране был крах экономики в 2015 году на фоне падения цен на нефть? Ну если не считать Ирак и Иран, у которых вечный кризис?
Что-то мы не припомним, что бы в Норвегии рухнуло производство чего-то в 2015 годах. В России может быть что-то рухнуло? В Саудовской Аравии?
Почему-то судостроение из-за падения цены на нефть рухнуло только в Бразилии.
Ничего не смущает?

А лидером чего она могла стать? Южная Америка уже 30 лет не вылезает из кризисов. А когда вокруг тебя бомжи все, кем ты можешь стать это главным бомжом. Легко быть богатым, когда вокруг все богатые. Невозможно стать богатым, когда вокруг нищие. Да нищие будут тебя считать богатым, но по сравнению с реально богатыми ты нищий. Для развития нужны внешние рынки, а с этим все печально. США отдала свой Китаю и там конкурировать с ним было невозможно. Так что не было вариантов. Коррупция и банды — это не причина — это следствие деградации экономики.
А вот это чисто шовнистический взгляд со спесью "белого человека" вперемешку.
Южная Америка - нифига не бомжи. Бразилия по номинальному ВВП на уровне России, Аргентина - в тридцатке. Если по ППС, то Бразилия - 7я, а Аргентина 29я. Нехилые такие бомжи.
Со внешними рынками у них тоже все неплохо. Как я уже говорил, Бразилия имеет хороший кусок мирового пассажирского самолетного рынка, а Аргентина серьезный игрок на международном рынке мяса.

Ваше незнание элементарных фактов об экономике Южной Америки внушает вам повод глядеть на них свысока и упрекать их в "нищете" и "технологической отсталости". Типа, куда им, со своими рожами лезть в серьезное производство, нефть упала и все, обанкротились.
Но по факту ваше непонимание реалий обнуляет всю логику ваших выводов.

Отрицание же воздействия коррупции на экономические процессы, особенно крупной коррупции на государственном уровне, как имело место быть в описываемом случае в Бразилии - мне вообще непонятно.
Можете тут, конечно, на пару с Аявриком петь в стиле "везде же воруют - ничего страшного, а что такого то". Но выходит у вас как-то топорно.
veldinc`, RU06.11.25 16:37
"Достаточно много направлений в отечественном судостроении не являются конкурентоспособными без бюджетных программ.." - если смотреть в парадигме западного "свободного" капитализма, то любое направление массового промышленного производства в России будет неконкурентноспособным по отношению к китайцам (да и многим другим). Что судостроение, что автопром и т.д. Поэтому, восстановить промышленное производство полного цикла, от проектирования до изготовления возможно только если перекрыть возможности для экспорта сырья и закупки готовых изделий заграницей. Только это может вынудить "бизнес" заниматься развитием отечественной промышленности, это и жесткая борьба с коррупцией (жестокая, на всех уровнях, с признанием коррупции тяжким государственным преступлением наряду с изменой Родине)...
P.S. И еще возвращение к классическому образованию с приоритетом точных и инженерных специальностей, обеспечивая при этом реально достойные, экономически просчитанные з/платы как учителям и преподавателям, так и инженерам, научным работникам и другим высококлассным специалистам...
P.S.S. При этом, хорошо бы закрыть лазейку для бездельников, "зарабатывающих" через Интернет показом ж...п, сисек и прочего, "блогерш", "инстасамок" и всяких подобных...
Agronom, RU06.11.25 19:06
Держать и не пущать? Понимаю. Большего, извилина от фуражки "сапога", ничего придумать не может в принципе :-))))))))))))))))))
И плавно возвращаемся к ГУЛАГам. Ибо тут либо все открыто и отечественный бизнес развивает уже не отечественное производство, либо как при Сталине - выехать можно только в обмен на шпиона какого ;-)
veldinc`, RU07.11.25 08:58
Не возбуждайтесь, я писал не для бездумных одобрямсов. Это для тех, кто умеет думать своей головой, не просто бездумно "патриотические" лозунги повторять...
P.S. Оскорбляя оппонента, Вы оскорбляете самого себя, показывая степень своего бескультурия...
Agronom, RU07.11.25 10:02
Благодарю Велдинк за науку. Запомню эту ссылку, чтобы Вам при случае напоминать Ваши же слова ;-)
Ну если Админы не потрут естественно.

А по теме то есть чего? ;-)
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Американские военные корабли вошли в Карибское море
» Мали продолжит закупать российское вооружение для борьбы с террористами
» В Колумбии изъяли 3,4 тонны кокаина, готового к отправке в Северную Америку
» Ушаков сообщил о продолжении контактов по встрече лидеров РФ и США в Будапеште
» Токаев выступил с предложением о совместной добыче РЗМ в Центральной Азии
» В РАН оценили возможность поворота сибирских рек в Среднюю Азию
» Узбекистан хочет ввести десятилетие по рациональному использованию воды
» Минобрнауки назвало сроки обучения по новой системе высшего образования

 Репортаживсе статьи rss

» Стартует экспедиция "Русская Антарктика - под созвездием Южного Креста"
» Снайперы выходного дня. Как европейские туристы ездили на Балканы на "человеческое сафари"
» Инъекционные чипы от MIT позволят лечить болезни мозга без хирургического вмешательства
» Антон Алиханов - о новых форматах торговли, винной карте ресторанов и "русской полке"
» Андрей Черновол: создание базы ВМС России в Судане поставлено на паузу
» Боевой подсчет: математическая модель предскажет сценарий развития военного конфликта
» "Посейдон" и "Буревестник" с ядерными двигателями: Что у них общего и как это работает
» В РФ готовится масштабное обновление портов

 Комментариивсе статьи rss

» Безопасность превыше эффективности. Как меняется глобальная внешняя торговля
» Война с картелями не смогла уменьшить наркотрафик в США
» L’Antidiplomatico: ЕС будет выдавать украинских беженцев Киеву через Интерпол
» Разгром «смотрящих»: Украину сотрясает крупнейший коррупционный скандал
» Ради чего Венгрия пошла на атомную сделку с США
» Опередить Израиль: Пентагон задумался над передачей Саудовской Аравии самолетов F-35
» В Брюсселе заявили о приостановке евроинтеграции республики
» США пытаются вытеснить РФ из Центральной Азии

 Аналитикавсе статьи rss

» Экономист Лерон: диверсификация доходов стала вопросом финансовой безопасности
» Какие китайские технологии имеют значение для России и что мы предложим взамен?
» Потеряв веру в США, саудовские шейхи и Пакистан изменили мировой баланс сил
» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"