Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Истребители. Пятое поколение. Что это?
05.12.12 16:03 Армия, ВПК, спецслужбы
photos/articles/art_75187.jpg

Фото passionar.livejournal.com

Множество бурных споров на форумах и в ЖЖ о том, чья техника "круче", побудили к написанию цикла небольших заметок, где простым, понятным для всех языком объяснялось бы основное, что интересно и нужно знать каждому любителю авиации. Что такое поколения истребителей, какие требования предъявляются к пятому и шестому поколениям, что эти требования означают. А потом, зная эти основы, рассмотрим все существующие самолёты пятого поколения, и попытаемся их сравнить, прорываясь сквозь завесы секретности.

Профессиональным авиаторам тут особо делать нечего, материал сознательно упрощён, в дебри лезть не будем. Впрочем, критику явных ляпов или более доходчивые, чем у меня получилось, объяснения, приму с благодарностью.

Для начала разберёмся, что же это за деление истребителей на поколения?

Вначале об этом даже не задумывались, понятие поколений появилось с четверть века назад, и в изрядной степени в рекламных целях. Впрочем, оказалось, что это довольно удобно, хотя деление во многом условное и каждый понимает его по-своему.

Первым поколением принято считать все дозвуковые машины со стандартным и для поршневых истребителей вооружением — пушки и неуправляемые ракеты. Правда, пушки могли быть солидного калибра в 37 мм, против 30 и 23 мм в современных истребителях. "В момент выстрела аж кажется, будто самолёт останавливается", - как сказал один знакомый лётчик о МиГ-15. Бортовой радиолокационной станции перехвата и прицеливания на борту нет, как нет и управляемых ракет. Впрочем, и то, и другое уже испытывалось и даже иногда применялось в простейшем пока виде.

Бомбы могли подвешиваться на многих типах, независимо от поколений.

Примеры будем брать в КБ им. Микояна, там есть полный ряд и они хорошо известны. Первое - это МиГ-15 и МиГ-17.

МиГ-17

Второе поколение — сверхзвуковые машины, оборудованные РЛС и управляемыми ракетами. РЛС "видит" только воздушные цели, и то не на фоне земли или гор, а дальность её - несколько десятков километров, да и те ракеты "воздух — воздух" сейчас назвали бы ракетами малой дальности. Но появление ракет и РЛС породило надежду, что от ближнего манёвренного воздушного боя (БВБ, догфайт, собачья свалка) можно будет вообще отказаться. Война во Вьетнаме разбила эти надежды в прах.

Пример — МиГ-21. Дальность обзора РЛС — 20 км. В режиме обзора она видит все цели, которые есть впереди, но захватывать и пускать ракеты может только по одной цели из них. Уже затем — по второй, и т. д. Пушка устанавливалась не на все модификации, "спасибо" Никите Сергеевичу.

Фото www.reaa.ru

Третье поколение. Тут уже начинаются сложности. Явный, видимый критерий только один: если крыло с изменяемой стреловидностью (геометрией, КИГ), то это — третье поколение. Но и он не слишком обязателен. Зато появились гораздо более совершенные радиолокационные прицелы и ракеты большой дальности.

Пример — МиГ-23.

Фото voron70.narod.ru

Четвёртое поколение. Здесь наоборот, задались целью повысить манёвренность и обеспечить удельную тягу больше единицы. Это означает, что тяга двигателей превышает вес самолёта, и он, в принципе, может лететь как ракета, вертикально. А заодно поделили истребители на лёгкие, фронтовые, и тяжёлые, многофункциональные. Впрочем, стремление наделить сравнительно небольшой и недорогой фронтовой истребитель возможностями многофункционального было и будет всегда, как только технологические возможности это позволят.

У нас это пара МиГ-29 и Су-27, у американцев — F-16 и F-15.

Фото mig29.ucoz.ru

Пятое поколение. Здесь начинается самое сложное. Требования к пятому поколению сформулировали американцы, разрабатывая свой F-22, и очень активно их пиарили в прессе. Но когда впоследствии они взялись за F-35, который даже в проекте не всем этим требованиям соответствовал, то, нисколько не смущаясь, выбросили "лишние" требования и заменили их нужными: укороченным взлётом. Пиар есть пиар.

Попробуем сформулировать требования, которые предъявлялись к F-22.

1. Малозаметность ("стелсовость") для локаторов.

2. Бесфорсажный сверхзвуковой полёт.

3. Сверхманёвренность.

Была и ещё парочка требований, сейчас уже и не вспомню точно, даже боюсь упоминать, настолько смешно это сейчас звучит. Кажется, это было снижение стоимости эксплуатации и сокращение времени подготовки к следующему вылету. Напомните, кто знает, плиз.

Но об ещё одном требовании заговорили только недавно. Это - "электронный помощник пилота". Всё электронное оборудование самолёта с помощью бортовых компьютеров завязано как бы в единый комплекс, информация от всех датчиков и любого оборудования обрабатывается компом совместно, и лётчику выдаются ценные рекомендации.

Проект самолёта пятого поколения МиГ-1.42. Фото www.enemyforces.net

Это — шаг к шестому поколению, в котором, по мнению многих аналитиков, пилота заменит если не искусственный интеллект (это слишком громко звучит), то достаточно навороченный комп.

В следующих заметках подробнее рассмотрим, что означает каждое из этих требований.

 

Sargas05.12.12 18:54
МиГ - то КБ им. Микояна и Гуревича. Микоян один, сам по себе, в отличии от Миля никогда, нигде не отсвечивал.
rollm05.12.12 19:10
Это — шаг к шестому поколению, в котором, по мнению многих аналитиков, пилота заменит если не искусственный интеллект (это слишком громко звучит), то достаточно навороченный комп.ИИ громко звучит. А какая разница нашему пилоту ,кто его сбил И И или навороченый комп? Потом к требованиям к самолетам 5 поколения ,1 безворсажная кпейсерская скорость кому она нужна и для чего Ф 22 понятно он агресор и будет атоковать на нашей территории прикрытой хить какой то ПВО, А вот китайскому джи 20 зачем? Над океаном можно лететь и на дохвуковой скорости атакуя базу Гуам например. а на заключительном этапе врубить форсаж, получится дешево и сердито. Или свер маневреность. А на какой высоте и скорости она возможна ? Если пилот даже китайского фс 1 незахочет честно драться с ф 22 он просто выпустит на удачу ракеты и на форсаже и на бреющем уйдет от ф 22. Стелс технологии на какой высоте работают на высоте 20 км даже сушка 30 не намного сильнее заметна для наземной РЛС чем ф 22 В общем все зависит от тактики и условий применения.
iDesperado05.12.12 19:20
ну а как этот джи-20 будет сопровождать хотя бы наши ту-160 ? на форсаже :) ?
Sargas05.12.12 19:29
А зачем джи-20 сопровождать ТУ-160?!
У Китая нет иллюзий на предмет того, что земной шар уничтожен будет не 5-6, а один раз, зато по всей площади, и перехват 1-2х ТУ-160 - ничего не изменит.
Это с фе-22/35 спрашивайте!
ti-robot05.12.12 19:30
Тема пятого поколения подробно раскрыта Булатом - ссылка
С циферками и картинками. И даже с наглядными примерами применения сверхманевренности F-22 в бою.
Рекомендую интересующихся прочитать все статьи последовательно.
Зыков05.12.12 20:53
> ti-robot
Тема пятого поколения подробно раскрыта Булатом - ссылка

Павел Булат пишет для специалистов, с формулами, графиками и терминологией. Не каждому интересно вникать, что такое число Рейнольдса, поляра крыла и т.п. Эти статьи написаны с минимумом терминологии, для интересующихся. Но с учётом мнения Булата :)
Зыков05.12.12 21:00
> rollm
Если пилот даже китайского фс 1 незахочет честно драться с ф 22 он просто выпустит на удачу ракеты и на форсаже и на бреющем уйдет от ф 22. Стелс технологии на какой высоте работают на высоте 20 км даже сушка 30 не намного сильнее заметна для наземной РЛС чем ф 22
Угу, только есть немалая вероятность того, что китаец будет сбит раньше, чем узнает, что тут был Ф-22 :) А причём тут стелсовость и высота? Впрочем, все ответы в следующих статьях. Если не терпится - пройдите по ссылке в конце публикации.
Akela06.12.12 10:30
> ti-robot
Тема пятого поколения подробно раскрыта Булатом - ссылка
С циферками и картинками. И даже с наглядными примерами применения сверхманевренности F-22 в бою.
Рекомендую интересующихся прочитать все статьи последовательно.
F-22 принимал участие в воздушном бою? Не учебном, а настоящем? Где? Когда? Против кого?
rollm06.12.12 13:23
iDesperado05.12.12 19:20 ну а как этот джи-20 будет сопровождать хотя бы наши ту-160 ? на форсаже :) ? Зачем джи 20 сопровождать наши ту 160? Из ьулут сбивать Китайский су 27, су 30 мкк, джи 10 б и джи 11б . вполне достаточно что бы сбить один в один, а уж пара джи 11 гарантированно собьет.Sargas05.12.12 19:29 А зачем джи-20 сопровождать ТУ-160?!
У Китая нет иллюзий на предмет того, что земной шар уничтожен будет не 5-6, а один раз, зато по всей
Есть другое мнение и оно ближе к истине. 3 мировая термоядерная обязательно начнется до 2025 гола и термоядерное оружие будет применено в количестве больше 3 000 едениц, погибнут миллиарды, но никаких серьезных последствий не будет для экологии земли. Через 20 лет об 3 мировой будут напоминать только заросшие лесом развалины типа сталенграда, дрездена.А человечество будет строить капитализм заново. Зыков Угу, только есть немалая вероятность того, что китаец будет сбит раньше, чем узнает, что тут был Ф-22 :) А причём тут стелсовость и высота? Впрочем, все ответы в следующих статьях. Если не терпится - пройдите по ссылке в конце публикации.Вот простой пример ф22 летит над морем на высоте 20 км, РЛС эсминца его отслеживает. Какие элементы стелс технологии работают. Конфигурация хвоста ? врятли. С образные воздухозаборники тоже, стелс покрытие?
rollm06.12.12 13:28
Так и сушке можно на днище стелс краску нанести /если наши разгадают ее секрет. Единственно что работает это внутренние вооружение Ф 22 но это от силы 20 процентов на такой высоте. А вот на бреющем стелс технологии проявляются во всей полноте. Но на бреющем много других недостатков. Насчет ф22 который собькт фс 1 согласен и такое может быть если пилота Фс 1 не предупредят с китайского авакса, а вот тогда он точно смотается.
Зыков06.12.12 20:29
> rollm
Так и сушке можно на днище стелс краску нанести /если наши разгадают ее секрет.
А давайте не будем американцев за полных идиотов держать, а? :) Хотя они во многом и заслуживают. Если бы дело было только в краске...
Кста, а если китайца предупредят, и он смотается, то зачем он вообще нужен? :) Потерпите до следующих статей, там достанется и амерам, и нашим...
CapsLock198106.12.12 21:58
> rollm

"Так и сушке можно на днище стелс краску нанести /если наши разгадают ее секрет."

Наши уже давно создали "стелс"-краску, получше, чем у амеров. Ещё при СССР.

rollm07.12.12 12:22
По итогам шестилетней эксплуатации самолетов Су-34 комиссия главкомата ВВС и департамента вооружения подготовила заключение на имя министра обороны Сергея Шойгу, указав, что все поставленные в войска Су-34 имеют значительные дефекты, препятствующие их полноценному боевому применению.

Как рассказали "Известиям" в военном ведомстве, сейчас в ВВС 16 таких машин и у каждой — свои индивидуальные проблемы.

— До конца года доклад будет направлен министру обороны, а он должен принять решение. В июне этого года Минобороны уже взыскало через арбитражный суд с Новосибирского авиационного завода имени Чкалова более 80 млн рублей неустойки за недопоставленные машины. Если новосибирцы продолжат так работать, то судебные тяжбы придется повторить, — пояснил "Известиям" представитель Минобороны, участвовавший в работе комиссии.

Су-34 вызывает нарекания у экипажей, которые вынуждены каждый полет бороться с недоработками.

— Главные проблемы самолета — радиолокатор и прицельно-навигационная система. Постоянно какие-то сбои, причем часто они случаются во время тренировочного полета. Заходишь на бомбометание или пуски неуправляемых ракет, а у тебя прицельное оборудование скисло. Разворачиваешься и идешь домой, — пожаловался "Известиям" летчик Су-34.

По его словам, радар и прицельное оборудование отказывают не только из-за сбоев в программном обеспечении, но и в результате технических неисправностей. В этом случае приходится выводить машину из эксплуатации, ставить ее на обслуживание, чтобы исправить неполадки. При этом срывается программа боевой подготовки.

Много проблем новый Су-34 приносит и наземному персоналу.

— Вообще Су-34 сложно назвать серийной машиной. Каждый из 16 бортов имеет свои индивидуальные отличия. Например, электрические двигатели вспомогательных систем размещены то по одну сторону борта, то по другую, а судя по технической документации, они вообще должны быть в третьем месте, — пояснил "Известиям" офицер наземно-эксплуатационной службы ВВС.

rollm07.12.12 12:26
Вот так у нас дела обстоят с новейцим самолетом, а Вы краска у нас лучше, Если текурилой днище намазали это не значит ,что наша краска лучше чем у амеров.Зыков привет а у истребителей много других задач, чем устраивать рыцарские турниры с ф 22
rollm07.12.12 12:31
Наши проблемы в том ,что сейчас мало хороших програмистов, даже для новейшей сушки програму нормальную написать не могут, вот в 60 -70 были програмисты, каждый байт экономили, такие алгоритмы, писали, что стоит програмное обеспечение Бурана,ка 50, если поглядеть какие у них были ТТХ комьютеров удевляещся, сейчас мобила большие имеет. А наши програмеры с завышенным самомнением могут только куски програмы копировать.
iDesperado07.12.12 13:07
2rollm
я больше доверяю надписи на заборе, чем высерам "известий". вы цитируете очередной поклеп клоуна из израиля, ничего близкого к действительности высеры известий не имеют. программное обеспечение бурана загружалось с пленки, что для конца 80х скорее показатель отсталости чем повод для гордости. сегодня гораздо большее значение имеет читаемость кода, чем экономия нескольких байтов. кстати, в отличие от советских программистов, современные программисты очень котируются на западном рынке и неизменно занимали первые места в различных соревнованиях.
Hayama07.12.12 13:35
Редкостно примитивная статья превратилась в тему где Роллм разговаривает сам с собой. Какая статья такие и потребители я как-то начал писать чтобы Ролму хоть основные принципы стелса обьяснить... Но потом смотрю в каждом сообщении бред что про краску, что про программы что про СУ 34... Просто просралополимерщик. Смысла общаться нет.
rollm07.12.12 14:24
iDesperado Даверять можно чему угодно, Профессор преображенский давал по этому поводу совет, но факт упрямая вещь к Шойгу просто так не обращаются, типа спаси барин, табуреткин такого нагородил, вроде самолеты есть, а летают плохо. Что касается програмистов, согласен может какие то и котируются, но кто писал такой отвратительный софт для су 34, французкие?, Израильские, китайские програмисты? Наши родные недоучки, на которых наши летчики жалуются, только долетели ,прицелились ,а тут глюк система скисла.

Главный Злодей07.12.12 14:56

Профессор преображенский давал по этому поводу совет, но факт упрямая вещь к Шойгу просто так не обращаются, типа спаси барин, табуреткин такого нагородил, вроде самолеты есть, а летают плохо.

Что-то этот иностранный агент в этой теме столько накукарекал, что рука не поднимается даже на неконструктивную критику. Мне кажется, пора черенковать.

iDesperado07.12.12 15:05
> rollm
Что касается програмистов, согласен может какие то и котируются, но кто писал такой отвратительный софт для су 34
был бы там отвратительный код, они бились бы пачками как в советские времена. все управление там уже на электронике. так ведь не бьются гады...
rollm07.12.12 15:25
— Самыми проблемными считаются две машины первой серии, которые с 2006 года находятся в 4-м Центре боевого применения в Липецке. На них вообще ничего не работает, так и стоят на аэродроме для красоты, — рассказал "Известиям" офицер главкомата ВВС, знакомый с ситуацией. Ну и как им бится пачками. Их всего 16
iDesperado07.12.12 15:33
2rollm
да, да. те самые две машины, что прошли военную приемку. точно, там вообще ничего не работает. твои попытки высосать сенсацию из желтой прессы смешны.

на тему известий
ссылка
ссылка

какой только хрени не рассказывали известия ...
rollm07.12.12 15:35
Главный Злодей07.12.12 14:56
Профессор преображенский давал по этому поводу совет, но факт упрямая вещь к Шойгу просто так не обращаются, типа спаси барин, табуреткин такого нагородил, вроде самолеты есть, а летают плохо.
Что-то этот иностранный агент в этой теме столько накукарекал, что рука не поднимается даже на неконструктивную критику. Мне кажется, пора черенковать. А с чего Вы взяли, что Я вражеский агент, Я патриот России, служил в армии, правда СССР, веду законопослушный образ жизни. Просто у нас разный взгляд на патриотизм. Вы всем довольны, а Я вижу много системных недостатков и считаю ,что их надо устронять, а что бы недостатки устранять их надо хотя бы знать, а не скрывать
ti-robot08.12.12 08:33
> rollm
А с чего Вы взяли, что Я вражеский агент, Я патриот России, служил в армии, правда СССР, веду законопослушный образ жизни. Просто у нас разный взгляд на патриотизм. Вы всем довольны, а Я вижу много системных недостатков и считаю ,что их надо устронять, а что бы недостатки устранять их надо хотя бы знать, а не скрывать
+5.
Если Вы патриот России, то Вы сейчас должны не заниматься срыванием покровов - а Ваши ссылки на "знакомых офицеров" можно понимать только так, а устранять системные недостатки.
Вы сказали - "кто писал такой отвратительный софт для су 34, французкие?"
Ну, патриот Вы наш, сколько программистов Вы лично перевоспитали, одного, двух?

Не Вы один под коньячок с российскими офицерами обсуждаете (или Вы лично не, но Вам кто то рассказал?), сколько в армии проблем разной степени сложности. Но!
Во первых - статью за разглашение сведений, составляющих гостайну, никто не отменял и пересказ приватной информации даже в США ведет к бесплатному питанию и прогулкам по расписанию.
Во вторых - военный имеет право, он в армейской системе живет и делает, что может. К чему ведет Ваша критика? Что, после Вашего комментария кто то метнулся софт менять?
Организуйте фирму, сделайте макет системы прицеливания для самолета и передайте военным. И тогда Вашу фотографию опубликуют на "Сделано у нас", а Вы дадите интервью - "Я патриот России и сделал ее меч точнее, а щит прочнее".
А там глядишь, пересечемся где то на просторах от Мурманска до Владика, коньяку тяпнем "за тех, кто в море", обсудим нерешенные проблемы.
cator08.12.12 11:53

Опять двадцать пять. Еще раз: площадь суши - 149 млн кв. км. Использование суши, с учетом пастбищ и полей, примем за 70%. Площадь поражения ядерным взрывом в 1 мегатон (зона слабых разрушений) - слегка больше 600 кв. км. Итого - на всю площадь использованной земли нужно около 170 тыс ядерных зарядов по мегатонне. А на вооружении сейчас заряды в полмегатонны и менее. И их в сумме у всех не более 15 тыс, думаю сейчас даже тыс 10. На дежурстве так вообще тыс 4 у всех держав. Осюда вывод - никакого МНОГОкратного уничтожения Земли быть не может. Даже однократного. Даже при использовании всего арсенала. И их 100% эффективности. Не говоря уж о перехвате.

Хватит сказок этих. Ядерная война очень даже возможна и без всеобщей смерти. Поэтому нужно готовиться. И самолеты тут как раз нужны. В том числе и Ту-160, и ПАК ФА. Чтобы как раз предотвратить возможные порывы всемызнаемкого.

Взгляд08.12.12 12:47
> Зыков
Павел Булат пишет для специалистов, с формулами, графиками и терминологией. Не каждому интересно вникать, что такое число Рейнольдса, поляра крыла и т.п

Замечательный цикл статей для чайников ,типа меня. Спасибо ,уважаемый товарищ Зыков.
Parallaxx08.12.12 22:03
Статьи данного автора носят зачастую околонаучный характер+много ляпов наряду с правильными фактами. Путь к созданию истрибителей 5-го поколения хороо описан в статьях Павла Булата, на него и опирайтесь (как это сдалал во многом и автор статьи).
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» В США прикручивают добычу газа: топливо стоит слишком дешево в стране
» Власти Латвии одобрили запрет на русский как второй иностранный в школах
» Совбез РФ показал коллегам более чем из 100 стран преступления киевского режима
» Глава ООН по правам человека "в ужасе" от массовых захоронений в Газе
» Минпромторг РФ рассматривает создание порта в Египте, Алжире и Сенегале
» Шойгу: Повысим интенсивность ударов по базам с западным оружием
» СМИ: замглавы Минобороны Иванова могут отправить под арест в среду
» СМИ: в Германии школьники принимают ислам под давлением одноклассников

 Репортаживсе статьи rss

» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут

 Комментариивсе статьи rss

» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"