В сфере социального  обеспечения происходит нечто существенное: люди уходят на пенсию и  получают свои преимущества позже, чем ранее. Эти тенденции, по крайней  мере, частично являются следствием изменений в политике, произошедших в  начале 1980-х годов, которые были целенаправленно отложены в их  осуществлении.  Посмотрите на следующие данные: в  1997 году возраст 57% мужчин, претендующих на получение пенсионного  пособия в рамках социального обеспечения, составлял 62 года. То есть,  самый ранний возраст, когда это можно было сделать. К 2017 году этот  показатель снизился до 34%, поскольку большее число людей решили  отказаться от реализации этих прав. В результате средний возраст  мужчины-бенефициара вырос на полный год (эти данные не включают  людей с ограниченными возможностями; существуют и другие способы  выполнения вычислений, но все они демонстрируют одно и то же явление —  прим. автора).   Неудивительно, что более  позднее начало использования пособий по социальному обеспечению связано с  задержкой выхода на пенсию. Согласно данным опроса занятого населения,  проведенного Кортни Койллом из колледжа Уэлсли, в 1990 году работали 38%  людей в возрасте от 62 до 64 лет. К 2017 году эта доля выросла до 53%.   Почему  люди откладывают выход на пенсию и получают льготы по социальному  обеспечению позже? Одним из объяснений является увеличение  продолжительности жизни и улучшение состояния здоровья. Однако, это,  вероятно, не единственное объяснение, хотя бы потому, что цифры  ожидаемой продолжительности жизни менялись очень неравномерно, как и  показатели состояния здоровья. Второй фактор заключается в том, что  система персональных пенсий отошла от планов с установленными выплатами к  системе определенных взносов, и это создает меньше стимулов для раннего  выхода на пенсию.   Еще одна важная причина —  изменения, внесенные еще в 1983 году, когда после рекомендаций комиссии  Гринспена в ходе реформы социального обеспечения постепенно было  повышено то, что называется полным пенсионным возрастом с 65 до 67 лет.  Полное осуществление этого увеличения было отложено почти на 20 лет, и  эти изменения не будут слишком сильно нарушать планы выхода на пенсию.  Нынешнее изменение пенсионного возраста привлекло очень мало внимания  общественности, хотя первый этап роста до 66 лет уже пройден, и мы почти  на полпути перехода к 67 годам, который будет завершен к 2022 году.   
 
 
 Рост полного пенсионного возраста имеет два типа  последствий в ситуации, когда люди намерены использовать свои льготы.  Во-первых, это уменьшает размер ежемесячных выплат, получаемых в  конкретном возрасте. Например, когда полный возраст выхода на пенсию  составляет 67 лет, те, кто решил воспользоваться своим правом в 62 года,  могут сделать это, только согласившись на 30-процентную ежемесячную  скидку от "полной" выплаты. Когда полный пенсионный возраст составлял 65  лет, скидка была 20% (цель этих корректировок заключается в том,  чтобы в среднем компенсировать более длительное время, когда пенсию  получают те, кто реализует свое право раньше; однако большинство данных  свидетельствует о том, что многие люди слишком рано заявляют о своем  желании получать пенсию и, как ожидается, будет лучше, если они подождут  с этим решением — прим. автора).   Второй и  более важный эффект заключается в том, что полный возраст выхода на  пенсию создает социальную норму, влияющую на то, когда люди уходят на  пенсию, а также получают свои льготы. Людей можно привлечь делать это в  возрасте, когда выгоды называются "полными", хотя в этом возрасте нет  ничего особенного. Поэтому, когда происходит рост полного пенсионного  возраста, люди, пытаясь реализовать свои льготы, оказываются отброшены  на какое-то время назад.   Статистические данные  свидетельствуют о том, что увеличение полного пенсионного возраста  действительно отсрочило начало получения пособий, скорее всего, из-за  данного сдерживающего эффекта.   Таким образом,  реформы, принятые в 1983 году, влияют на то, как сегодня ведут себя  люди, готовящиеся к выходу на пенсию. Из этого следует три вывода:   Во-первых,  отсроченная реализация в несколько постепенно преодолеваемых этапов  делает политические реформы более жизнеспособными. Продолжающийся рост  полного пенсионного возраста в настоящее время практически не вызывает  политической реакции, поскольку он не требует нового голосования в  Конгрессе, и потому что это происходит постепенно. Это может стать  поводом для других политических изменений, которые повышают доходы или  уменьшают какие-либо расходы.   Во-вторых, проблема с  задержкой внедрения заключается в том, что между моментами принятия и  окончательной реализации мир может меняться. Например, разработчики  политики в 1983 году, вероятно, не предвидели, что ожидаемая  продолжительность жизни работников с низким и средним уровнем  квалификации будет демонстрировать застойные тенденции. Растущий разрыв в  ожидаемой продолжительности жизни вызывает серьезные вопросы о  дальнейшем увеличении полного пенсионного возраста, поскольку средние  значения становятся все более вводящими в заблуждение, когда речь идет о  чем-либо, связанном со смертностью.   Наконец,  ключевую роль, которую полный пенсионный возраст играет в принятии  решений — намного превосходящую то, что предлагает Модель экономики 101 —  подчеркивает необходимость принятия более глубоких политических  решений, учитывающих поведенческую экономику. За последнее десятилетие  правительства во всем мире начали изучать способы использования  различных норм и приемов подталкивания людей к принятию определенных  решений (Ричард Талер получил Нобелевскую премию по экономике за работу в этой области — прим. автора).  Впрочем, хотя имели место некоторые ограниченные успехи, широкий  потенциал для более глубокого использования психологии в государственной  политике еще предстоит использовать. bloomberg.com  |