Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Путин поставил правительству шесть задач на 2026 год
Путин подвел итоги переговоров в Индии. Главное
Путин прилетел в Индию с визитом
"Итоги года с Владимиром Путиным" выйдут в эфир 19 декабря
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Что такое справедливость в России сегодня?
17.01.09 23:55 В России
Тема справедливости – вечная и неуловимая, как тема счастья. Надо заметить, что вообще о справедливости начинают говорить именно тогда, когда на наших глазах происходит огромная несправедливость, которая прямо или косвенно касается всех или почти всех.
Великие философы пытались сформулировать общие для всех объективные, как бы заданные «природой человека», критерии справедливости. На разные лады повторялись формулы такого типа: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Не причиняй другим того, чего ты не хотел бы, чтобы причиняли тебе». Чтобы обойти их, мерзавцы придумывали хитроумные оправдания. В общем, задача дать объективные правила оказалась невыполнимой – на представления людей о справедливости сильно влиял их социальный статус. Помещики, составляя 1% населения России, считали справедливым, что они владеют половиной пахотных земель, а крестьяне считали это несправедливым.

Поскольку общество – система динамичная, то представления о справедливости менялись и во времени. Значит, общечеловеческих критериев справедливости нет, они исторически и социально обусловлены. Религия учит нас о том, что справедливо в отношении бессмертной души, а в земных делах нам надо разбираться самим, применяя свой разум, совесть и знание о реальности. И тут первым делом надо зафиксировать факт: в 80-е годы в нашем обществе созрел и оформился глубокий раскол в представлении о справедливости.

При этом расколе население разделилось на большинство (примерно 90%), которое следовало традиционным взглядам, и радикальное меньшинство, которое эти взгляды отвергало. Большинство, например, считало резкое разделение народа на бедных и богатых несправедливостью, то есть злом. Казалось невероятным, что такие прекрасные люди, как А.Д. Сахаров и М.С. Горбачев поманят нас своими дудочками к злому делу. Хотя, можно было за их спинами разглядеть авангард идеологов, которые отвергали само понятие справедливости, прилагаемое к общностям людей – социальную справедливость. В этом отрицании уже было нечто шизофреническое, потому что, как говорят, «справедливость – социальное преломление любви». О справедливости к себе, любимому, говорить вне социальных норм совести и права можно только в молитвах, да и то неслышных.

Но тогда на таких идеологов мы внимания не обращали, за что и расплачиваемся. Теперь надо бы вспомнить. В 1992 г. Юлия Латынина свою статью-панегирик рынку назвала «Атавизм социальной справедливости». С возмущением помянув все известные истории попытки установить справедливый порядок жизни, она привела сентенцию неолибералов: «Среди всех препятствий, стоящих на пути человечества к рынку, главное - то, которое Фридрих Хайек красноречиво назвал атавизмом социальной справедливости».

Поскольку 90% нашего впечатлительного населения было очаровано дамами вроде Латыниной и джентльменами вроде Ельцина, россиян удалось обобрать, как никого и никогда не обирали в мире. Наша элитарная интеллигенция, представленная сплоченной интеллектуальной бригадой будущих реформаторов, сделала свой философский выбор. Она приняла неолиберальное представление о справедливости. Исходя из этого, в доктрине реформ было хладнокровно предусмотрено массовое обеднение населения России - бедность рассматривалась не как зло, а как полезный социальный механизм.

Господствующее меньшинство, имея деньги, телевидение и целую рать профессоров, поэтов и юмористов, навязывает массе граждан свою идеологию, хотя и неглубоко. Зато другая часть упирается и укрепляется. В данный момент, в преддверии кризиса, который сбросит в бедность еще сколько-то миллионов впечатлительных россиян, а сколько-то миллионов бедных столкнет на дно нищеты, мы представляем собой общество, расколотое представлениями о справедливости на три части.

Одна часть (думаю, примерно половина) считает тип жизнеустройства в России, созданный реформами, крайне несправедливым. Это зло, с которым невозможно примириться, и речь идет лишь о том, чтобы выбрать приемлемый способ его преодоления.

Другая часть (думаю, процентов десять) принципиально довольна этим жизнеустройством, она приняла мораль «падающего – подтолкни». У остальных 40% - расщепленное сознание. Они принимают принципы этого жизнеустройства, но хотели бы только, чтобы падающим подстилали немного соломки.

Тенденция, в общем, такова, что переток людей от этих 40% к большинству преобладает над обратным потоком. Это видно даже по правящему слою. Например, В.В.Путин в своей аргументации отказа от государственного патернализма в Послании 2000 г. буквально следовал представлениям фон Хайека, а уже к 2007 г. стал вспоминать Рузвельта. А дальше, глядишь, вспомнят о более современных Л.Эрхарде и У.Пальме. Но главное, ссылаться на справедливость стало даже правилом хорошего тона. Оправдывая в 2004 г. попытку «монетизации льгот», вице-премьер А.Жуков выдал шедевр демагогии: «Справедливость надо восстановить. Жители села не имеют телефонов и поэтому не могут получать льгот, которыми пользуются обтелефоненные городские граждане». Эта стыдливость обнадеживает.

Копаться в подсознании Латыниной и вице-премьеров не будем, важна сама тема, ее надо осваивать. Что можем почерпнуть в сокровище мировой мысли? О нашей отечественной гуманитарной и правовой мысли надо сказать пару неприятных слов. Во-первых, она «отвернулась» от проблемы справедливости. Трудно назвать какую-то серьезную и внятную книгу по этой проблеме, выпущенную за последние 20 лет – именно когда проблема стоит едва ли не на первом месте в национальной повестке дня. Во-вторых, даже на гламурных философских посиделках всяческих «круглых столов» как будто наложено табу на понимание справедливости, выработанное в русской культуре и философии. А ведь огромная русская революция и произошла в результате осознания и прочувствования проблемы справедливости. И вот, в своей собственной истории учиться ни у кого не хотят!

Хорошо, будем опираться на непререкаемые авторитеты Запада, раз нет пророков в своем отечестве, а восточных мудрецов мы знаем плохо.

Проблема справедливости в нынешнем понимании возникает с появлением государства, когда власть осуществляет распределение выгод и тягот в обществе посредством права. Это распределение создавало противоречия и вызывало конфликты, поэтому категория справедливости стала одной из важнейших в политической философии. Первые систематические выводы из опыта и размышлений оставил Аристотель в книгах «Этика» и «Политика». Если взглянем под углом зрения Аристотеля на установки государства Российская Федерация, то придется признать, что эти установки нарушают главные аксиомы справедливости, известные уже в Древней Греции.

Вот, уже почти 20 лет наша власть утверждает, что главная задача государства – обеспечить экономическую свободу собственников и конкурентоспособность их самой ловкой части (ясно, что все не могут победить в конкуренции). Напротив, у Аристотеля справедливость — высшая ценность в праве. Все остальные действуют во благо стране и народу лишь при условии, что не противоречат справедливости. Он отмечал в «Политике»: «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения».

Нас убеждают, что право собственников богатеть, погружая в бедность половину населения, укрепит страну и государство, и ради этого население должно терпеть. Аристотель говорит совершенно противоположное и подчеркивает, что «главной причиной крушения политий и аристократий являются встречающиеся в самом их государственном строе отклонения от справедливости».

В 90-е годы власть в России устроила тип жизни, противный интересам и совести большинства. Это раз за разом показывают исследования и «сигналы», идущие снизу. Население терпит, поскольку не имеет инструментов, чтобы изменить положение без катастрофического столкновения – «крушение нашей политии и аристократии» пока что кажется более страшным злом. Аристотель пишет, как будто прямо авторам доктрины наших реформ: «Собирающемуся представить надлежащее исследование о наилучшем государственном строе необходимо прежде всего установить, какая жизнь заслуживает наибольшего предпочтения».

Нас убеждают, что принятые в РФ законы (в первую очередь, Основной закон) справедливы по определению, уже потому, что они – законы. Это довод негодный, легальность законов и их справедливость – разные категории. От того, что депутаты от «Единой России» проголосовали за реформу ЖКХ, этот закон не становится справедливым. Аристотель предупреждает: «Законы в той же мере, что и виды государственного устройства, могут быть плохими или хорошими, основанными или не основанными на справедливости».

В 90-е годы в России были установлены законы и общий порядок, при которых возникла дикая, незнакомая нам раньше коррупция. Несмотря на фарисейские декларации, эти законы и порядок сохраняются. Аристотель предупреждал, что одна из первых обязанностей справедливого правителя — «посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

Перенесемся в наше время. Какие идеи определяют сегодня представления о справедливости в «социально мыслящей» части западного общества, исключая радикальные фланги правых и левых? Каков вектор мысли просвещенной части западного среднего класса, за которым якобы повели нас реформаторы? С первого взгляда видно, что этот вектор совершенно не совпадает с курсом российских реформ. Этот курс, заданный у нас в 90-е годы, поражает своей принципиальной несправедливостью. Наша низовая культура пока что смягчает эту несправедливость, но потенциал разлитых в обществе доброты и сострадания быстро иссякает.

В последние 30 лет рамки представлений о справедливости на Западе задаются трудами американского философа Джона Ролса (1921-2002). Его главный труд «Теория справедливости» вышел в 1971 г. Как говорят, он «оживил политическую философию и омолодил либерализм». Каковы же главные постулаты и теоремы его труда?

Во-первых, исторический опыт подтвердил вывод Аристотеля, справедливость – ценность высшего уровня. Она, по словам Ролса, так же важна в социальном порядке, как истина в науке или красота в эстетике: «Изящная и экономически выгодная теория должна быть отвергнута или пересмотрена, если она не соответствует истине; точно так же законы и учреждения, независимо от того, насколько они эффективны и хорошо организованы, должны быть изменены или отменены, если они несправедливы».

Во-вторых, критерий социальной справедливости является жестким и абсолютным: «экономическое и социальное неравенство, как например, богатство и власть, справедливы только тогда, когда несут общую пользу и компенсируют потери наиболее незащищенных членов общества». Иными словами, уровень справедливости измеряется положением наиболее обездоленного слоя общества, а не «среднего класса». Неравенство, которое не идет на пользу всем, является несправедливостью.

Вспомним, что именно этот критерий отвергали идеологи реформы, которые с 60-х годов вели методическую пропаганду против советской «уравниловки», которая в какой-то мере «компенсировала потери наиболее незащищенных членов общества». И этой пропаганде многие поверили! Решили, что отнятое у «слабых» разделят с ними «по справедливости». Разделили!

Ролс считает несправедливым даже «принцип равных возможностей» согласно которому в рыночной системе люди с одинаковыми талантами и волей в идеале имеют равные шансы на успех. Ролс утверждает, что эта «природная лотерея» несправедлива и для ее коррекции нужно введение неравенства, приносящего пользу наиболее обделенным.

Подчеркну, что это – выводы либерального философа, а не коммуниста и даже не социал-демократа. Он считается самым крупным философом ХХ века в США. Более того, его критикуют другие крупные либеральные философы за то, что он слишком либерален и недооценивает проблему справедливости в отношении коллективов, общностей людей, переводя проблему на уровень индивида.

Но мы-то каковы! Ведь принципы этого либерального философа проникнуты более глубоким чувством солидарности и сострадания к людям, чем рассуждения о соборности и народности наших политиков. А уж рассуждения наших рыночников выглядят просто людоедскими. О практике вообще помолчим. Из благополучного советского общества конца 80-х годов на «социальное дно» столкнули 15-17 миллионов человек, половина которых были квалифицированными работниками. На этом «дне» люди очень быстро умирают, но оно пополняется из «придонья», в котором за жизнь борются в отчаянии около 5% населения. А мы празднуем «день Конституции».

Да, ее законы – меньшее зло, чем беззаконие. Но нельзя же не видеть несправедливости законов, которые отняли у людей право на труд и на жилище, а теперь шаг за шагом сокращают право на здравоохранение и на образование. Тенденция неблагоприятна – что же мы празднуем?

Политики и СМИ сумели выбить из нашего мышления сам навык рассуждений о справедливости. Это – путь к катастрофе, мы потеряли компас и карту. В тумане маячат угрозы всему нашему народному бытию, а мы их не различаем и не можем осознать. Вот о чем надо задавать вопросы В.В.Путину, но нет голоса.
 

 Страница 1 из 3   1 2  3 >Последняя страница » 
Karabass18.01.09 02:08
Государство подобно организму. Что проку клетке сетовать на несправедливость? Подобные сетования следует расценивать лишь как простую констатацию собственной нефункциональности. Могут ли сигналы о дисфункции клеток улучшить здоровье организма, и тем более его конституцию? Подобные улучшения, если возможны, то происходят обыкновенно во время отдыха (покоя, сна), если же организм готовится к драке, следует временно забыть про усталость. Кара-Мурза имеет досуг изучать Ролса - великолепно. По-моему это потеря времени.
Человекъ18.01.09 10:04

Квинтэссенция ситуации, повторюсь, отразилась в аварии на Алтае - когда представители федерального и местного госуправления, крупный бизнесмен, главный охотовед региона и обслуга охотятся с вертолета на горных козлов, занесенных в Красную книгу, и являющихся для коренных жителей Алтая священными животными, задевают винтом склон и падают. Интернет обходит натюрморт - туши двух козлов, бутылка водки и разбитый вертолет на заднем плане.

О чем же говорит власть, кто же виноват? В лице тов. Шойгу она говорит о том, что виноват производитель аварийных спутниковых радиобуев (!!!), которые не сработали, и пришлось затратить на поиски 23 млн рублей.

xxx18.01.09 10:32

2 ЧеловекЪ

Ну и что? Генсеки тоже охотились. Вы, конечно, скажете, что не на животных из Красной Книги и т.д. Но охотились. На них выгоняли зверей, им оставалось только на курок нажать.

Я понимаю, любимое занятие недовольных - искать виноватых. Но жизнь идет, год за годом, десятилетие за десятилетием, а недовольные всё ищут виноватых.

Stas18.01.09 10:40

В человеческом обществе справедливость невозможна, просто потому, что людям свойственно ошибаться - даже если бы они хотели построить справедливое общество, это бы закончилось провалом.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что более сильные как правило не склонны думать о более слабых. То же самое свойственно и для прмматов, не зря столько сил тратят биологи на изучение социального поведения разных видов обезьян. Люди повторяют их поведение на 99%.

В России распределение благ конечно же несправедливо, потому что как верно заметил автор статьи, с самого начала "демократии" все ресурсы перешли в руки ограниченного количества лиц, которые никакого отношения к ним не имели, вопреки здравому смыслу. Пока эта ситуация сохранится, ни о какой справедливости в России говорить не приходится.

Я склонен думать, что рассуждения о справедливости у западного политика закончатся выводом, что несправедливо, когда ресурсами обладает какая-то страна, которая не признаёт законы справедливости запада. По крайней мере, вся история говорит об этом.

Фашисты использовали трактаты Ницше, видимо, американские фашисты будут использовать труды современника.

xxx18.01.09 10:57

2 Stas

А что есть справедливо? То, что одному кажется справедливым, другому покажется несправедливым. То есть, понятие справедливости субъективно. Просто есть некие правила игры (общественное устройство, законы и т.д.) . Люди, которые преуспевают при каких-то правилах игры, считают их справедливыми, у когорых не получилось преуспеть, считают несправедливыми. И обычно законы выражают некие усредненные понятия. С поправкой на то, что государству в целом выгодно, когда граждане пашут, а не прохлаждаются. Как выяснилось, рыночное устройство общества более стимулирует человека пахать, чем то, что у нас было раньше. И человек вынужден пахать, чтобы заработать на имеющиеся блага, чтобы жить в лучшей квартире, чтобы получить лучшее образование, лучшее медицинское обслуживание и т.д. Другой вариант - уравниловка - привела страну к экономическому проигрышу и к гибели.

Человекъ18.01.09 11:04

2 xxx

Речь идет не о том, что кто-то "охотился".

Речь идет о том, что люди, призванные утверждать закон, и утверждающие, что закон справедлив, потому что закон, сами этот закон нагло попирают. При этом даже назвать вещи своими именами они не могут.

Долго ли проживет общество, в котором законодатели и законоохранители творят беззаконие? Не говоря о справедливости - которая есть вещь гораздо более базовая и общая, чем юриспруденция.

Я понимаю, любимое занятие недовольных - искать виноватых. Но жизнь идет, год за годом, десятилетие за десятилетием, а недовольные всё ищут виноватых.

Это, простите, вы про кого?

Недовольные, что характерно, периодически виноватых таки находят. Это называется "революция".

xxx18.01.09 11:32

2 ЧеловекЪ

насчет поиска виноватых - про вас.

//Долго ли проживет общество, в котором законодатели и законоохранители творят беззаконие? Не говоря о справедливости - которая есть вещь гораздо более базовая и общая, чем юриспруденция.//

беззаконие они творят во всех странах. Просто общество, развиваясь десятилетиями, столетиями, постепенно сводит коррупцию к каким-то приемлимым величинам, если понятие "приемлимые" применимо к коррупции. если вы назовете пример страны, где нет коррупции - буду признателен. Например, в благополучной Германии как-то вынесли грязь из избы - оказалось, что Гельмут Коль злоупотребил, слетав на отдых (по моему, если правильно помню, с молодой женщиной) на какие-то острова на государственном самолете. Конечно, не сравнить какую-нибудь, допустим, Нигерию, где произвол и беспредел по сравнению с Германией, но что-то этакое есть и там и там, разница в уровне.

Насчет справедливости. Обратимся к нашему светлому прошлому, которое явно или неявно воспевает К.Мурза. Вы считаете справедливым, что инженер зарабатывал 115 рублей, мать-одиночка, работавшая уборщицей, на свои 70 руб воспитывала ребенка, а дочь Брежнева при этом имела коллекцию бриллиантов? Или что при этом Гдлян и Иванов выгребали мешки ювелирных изделий у узбекского лидера?

Посколько К. Мурза никогда не упоминает и не анализирует таких фактов, я считаю его ангажированным.

И ещё я считаю, что упомянутый вами вертолёт - тема для прокуратуры, а не для инфовойны со своей страной.

Yur_a18.01.09 11:58
Karabass писал //Могут ли сигналы о дисфункции клеток улучшить здоровье организма// -- в организме живых существ эта обратная связь в норме работает нормально. А если не работает, то это серьёзная болезнь.. Другое дело какие это клетки - кожа на пятке или где-то в более значимом месте.
На уровне гос-ва такая обратная связь желаема, но как правило редко реализуется, особенно во времена перемен.. С другой стороны можно думать индивидуально, в смысле о личном перемещении с пятки вверх..))
Епифан18.01.09 12:31
Тема довольно щепетильная. Да, в 90-е со страной поступили очень жестоко. Все перечислять не буду - не хочу возвращаться в те годы, когда казалось, что вот все рухнет буквально завтра. Справедливости как таковой в человеческом обществе не было , нет и не будет. Быть не должно. Я коснусь только одного - материального благополучия. Тот кто работает - тот есть. Кто не работает -тот не ест. В советские времена при тотальной уравниловке и жесткого отношения к "выскочкам" существовали подпольные миллионеры, цеховики, "спекулянты", фарца и пр.,т.е. люди при вцелом очень благоприятном обществе все же хотели жить лучше. По тем временам фантазия "богатых" ограничивалось "черни Вольга",кросы, джинса, Мальборо, вискарик, МГУ,МГИМО,стенка румынская и чешская плитка с югославским умывальником- тюльпаном. Ну и там по-мелочи. Никто не претендовал на ресурсы, ВПК, жил фонд и пр.-голову бы оторвали...Могу сделать вывод о том, что каждый, кто захочет даже в нашей стране при чиновничьем беспределе сможет обеспечить свою семью достатком. Много у меня примеров перед глазами и в Москве, и в регионах, причем самых депрессивных...Я лично, работая на государство и не имея никакого опыта коммерческой деятельности, вынужден был плюнуть в середине 90-х и уйти с госслужбы. Посидео дома 3 месяца, понял что так низя. Надо что-то делать. И сделал. Продал квартиру в центре Москвы, купил маленькую, страшную квартиру на окраине, остальное вложил в бизнес...Были сомнения, слезы жены и валидолы...С двумя малыми детьми и женой, верящей, что светлое будущее все же настанет... Через 3 года я эту квартиру выкупил втридорога обратно...Да, трудно, да тяжело, да нет капитала, да не всем дано...Но выход есть всегда. И виноватых искать , лежа на диване и ковыряясь в носу не стоит.
Епифан18.01.09 12:41
Хочу добавить, что справедливость сегодня - это ,-первых, предоставление всем людям со стороны государства , конечно, равных условий для старта в том же бизнесе. Равных условий для получения высшего образования, в частности, в Москве, равных условий для КАЧЕСТВЕННОГО медицинского образования, равных условия для "устраивания" ребенка в детсад, "хорошую" школу, равных условий для того, чтобы человек смог себя реализовать и проявить. Все государственные должности проводить на основе конкурса, причем, разработать такую систему отбора кадров, которая заранее бы отсекала непрофессионалов, идиотов, потенциальных воров и латентных педерастов по жизни. И не надо ЕБ вспоминать и его время. Работать надо.
Человекъ18.01.09 12:45

2 xxx

насчет поиска виноватых - про вас.

И где же я "ищу виноватых"? Вот - сами нашлись, доказательства налицо, а прокуратуру поразила куриная слепота.

беззаконие они творят во всех странах.

Меня не интересуют "все страны". Меня интересует та, в которой я живу.

Обратимся к нашему светлому прошлому, которое явно или неявно воспевает К.Мурза. Вы считаете справедливым, что инженер зарабатывал 115 рублей, мать-одиночка, работавшая уборщицей, на свои 70 руб воспитывала ребенка, а дочь Брежнева при этом имела коллекцию бриллиантов?

Не надо сравнивать кислое с длинным, а горючее с жидким.

Вы тут пытаетесь сравнить явление с частным случаем, не упоминая, что Галя Брежнева была редким, осуждаемым исключением, а мать-одиночка, не являясь специфически советским социальным явлением, тем не менее могла на 70 рублей ребенка и прокормить, и одеть, и воспитать.

Посколько К. Мурза никогда не упоминает и не анализирует таких фактов, я считаю его ангажированным.

Поскольку С. Г. Кара-Мурза не сравнивает несравнимое, он и не противопоставляет единичный факт неспецифическому социальному явлению. Что до ваших оценок - это ваше личное дело.

И ещё я считаю, что упомянутый вами вертолёт - тема для прокуратуры, а не для инфовойны со своей страной.

Если вы называете "информвойной" публикацию данного снимка ФГУП РАМИ "РИА Новости" на одноименном сайте, то тогда у нас одна часть государства ведет информвойну с другой.

xxx18.01.09 13:28

2 ЧеловекЪ

Я пытаюсь сравнивать с частным случаем? Да Бог с вами.

Я привел вам ссылку насчет охоты, но сообщение куда-то делось. Вы считаете, что Галя Брежнева была частным случаем. У меня нет данных насчет других детей партийных боссов, искать пока не хочется, попробуйте сами. Может, в случае появления у вас сведений об этом, вы смените своё мнение? Но насчет охоты ссылка у меня есть. Вот она. Там же говорится и о прямых нарушениях закона в процессе охоты. ссылка

//Если вы называете "информвойной" публикацию данного снимка ФГУП РАМИ "РИА Новости" на одноименном сайте, то тогда у нас одна часть государства ведет информвойну с другой.//

Нет, инфовойной я называю смакование подобных случаев. И попытки делать из них, по сути, уголовных преступлений, далеко идущин выводы глобального масштаба по поводу всего правительства, строя и т.д.

Вообще, с моей точки зрения информационная война - это выпячивание недостатков противника и замалчивание своих недостатков. То есть, о "противнике" говорить только плохое, а о себе ( или о позиции, с которой вы ведете инфовойну) - только хорошее, или ничего. В вашем случае - использование случая охоты, который совершенно оффтоп в этой теме, с моей точки зрения.

mOleg18.01.09 13:32

не совсем в тему, но

мне очень нравилось как в 90 да и позже с придыханием говорили о свободе, с закатыванием глаз. Казалось что там во рту у говорящих не слово произносится, а леденец катается, и никак я не мог понять, где же, к примеру я не свободен-то? Прозрение пришло позже, я понял, что говоря о свободе, эти гады каждый раз подразумевали БЕЗНАКАЗАННОСТЬ! Это и есть основа либерастической демократии.

xxx18.01.09 13:40

2 ЧеловекЪ

Да, это моё мнение, насчет К.Мурзы. Оно подтверждается (с моей точки зрения) следующим:

1) Он приводит много сравнений ТОГДА и СЕЙЧАС, хотя это и есть несравнимое. Ибо разные общественные строи с разными ориентировками, совсем другая страна и т.д. На другом сайте, хорошо известном и мне и вам, К. Мурзу неоднократно опровергали в коментах, находя где-то неточности, где-то замалчивания чего-то и т.д. Вы спец. по нему, вы с ним и разбирайтесь ;-)

2) Почему-то все, кто в интернете борется с существующим строем, капитализмом и т.д., поднимают на щит К.Мурзу (или поднимают знамя, на котором он нарисован, как вам будет угоднее). Не будете же вы утверждать, что это случайно? ;-)

матроскин_кот18.01.09 15:14

xxx

Дело в том, думаю, что Кара-Мурза, один из тех немногих интеллигентов, кто имея доступ к СМИ, говорит о проблемах не шустрых и ловких, а о проблемах "униженных и оскорбленных", как это и было принято у лучших представителей отечественной интеллигенции.

<....>

onceReed18.01.09 16:29

Кара-Мурза отличается фантастической особенностью - кропать эпохальные статьи, не говоря ничего нового. Правда, судя по его тону, он считает ровно наоборот.

----

Что сказал тов. Маркс и тов. Энгельс в "Немецкой идеологии" и лично тов. Маркс в "Экономическо-философских рукописях 1844 г."?

Они сказали, что как так капитал есть расцепленная конструкция общественного бытия, то и все общественнное бытие расщеплено на абстрактрые рциональные моменты, которые конституируют надстройку и рационализируют базис.

В переводе на русский это звучит так: в антагонистической формации и, в особенности, в ее высшей форме - капиталистической форме обществе все общественные отношения есть отношения классовые.

В классовом обществе мораль, нравственность, государство, право, исксусство, религия и даже наука (!!!!) это КЛАССОВЫЕ понятия!

Такой великий философ как Кара-Мурза не может не знать этих работ классиков. Но с упорством, достойным лучшего применения, он продолжает натягивать представление о морали как о всеобщем понятии на классовое общество.

Ведь никто не сомневается, что в России капитализм? Никто. Капиталистическое общество ВСЕГДА классовое. Значит, у каждого класса своя мораль, право и т.д.

Так чего в очередной раз переливать из пустого в порожнее?

----

Англия стала великой страной в том числе и потому, что у нее были блестящие философы. Гоббс, Бэкон, Ньютон, Локк.

Германия возродилась потому, что в ней были Кант, Шеллинг, Фихте, Гегель, Гете, Шиллер и т.д.

СССР погиб, потому, что в нем самым великим был Ленин.

Россия не возродиться, пока в ней будут посредственности типа Кара-Мурзы, Ойзермана и прочих аффтаров.

Stas18.01.09 16:33

2xxx>

Справедливость (единственная достижимая в человеческом обществе), по моему скромному мнению, это когда закон один для всех.

А у нас как получается ? Говорят - КРИЗИС !!!! Сразу дали кучу денег самым бедным - банкирам. Те их перевели в баксы, чем обрушили курс рубля. Ну, теперь им ещё и медали надо дать, я думаю.

Всем говорят - вы должны работать больше за меньшие деньги (кризис). Ага. А мы, значит, полетаем козлов постреляем, кризис, ..ли.

Вот когда будет у нас в стране закон один для всех, а не как сейчас, тогда и будет справедливость.

Конечно, для инвалидов должны быть специальные, наиболее благоприятственные условия - ну, например, не брать с них подоходный налог, помимо всего прочего. Сейчас у нас чиновники вместо инвалидов :-)

матроскин_кот18.01.09 17:00

KOT-1

Ведь никто не сомневается, что в России капитализм? Никто.

Уж ли НИКТО? Каитализм, говорите? Павлины?
Его, капитализм, говорят, и в других пределах нынче сискать трудно...

Капиталистическое общество ВСЕГДА классовое. Значит, у каждого класса своя мораль, право и т.д.

О как ново! А феодальное общество - бесклассово? Социалистическое (не к ночи сказано)?

Библию какому классу поручим?

Добрее нужно быть - народ-то и потянется 8-))

uran23818.01.09 17:04

Адекватаная статья у Сергея Георгиевича.

А для того понять, какое у нас общество, нужно знать, какими мотивами пользуется высшее руководство при принятии решений.

Scolar18.01.09 17:11

"Дело для прокуратуры"? Именно! И где та прокуратура?? Стыдливо мнётся в сторонке?

И где возмущённая этим общественность? Не решается начать "информвойну против государства"?

После такой истории, вплоть до начальников этих козлов на вертолёте должны слетать с должностей мигом! Выживших я бы лично добивал, за природу. Мразь.

А КараМурзу не люблю, как коньюнктурщика и лживого манипулятора. Единожды солгав, как говорится...

Фыва18.01.09 17:58
матроскин_кот, отдохните немножко от чата и флуда. Это предупреждение
Karabass18.01.09 18:48

Кара-Мурза пмсм совершенно не раскрыл тему. Человек, похоже, начисто лишён понимания того, что значит "системный подход", что и не удивительно, поскольку то, что в советское время преподавали под видом философии, скорее заслуживает именования "схоластика" в самом наимарксистском понимании этого слова. Системный же подход предполагает категориальный, количественный и качественный анализ проблемы при чётком понимании границ исследуемой области. Какое отношение к теме имеют например благоглупости Ролса относительно "меньшинств", которых следует, якобы, не просто уравнивать в правах, а и вовсе ставить в привелегированное положение? Инаугурировать Обаму будет "священник"-женщина! Ого-го! Вот пусть в САСШ и будут Ролсы - хрен с ними, но нам-то карамурзилкины перепевки этих ролсов нашто? Несерьёзно как-то... Эссеистика, сдобренная традиционным цитированием "авторитетов" (к непререкаемому Аристотелю правда добавлен сомнительный - однако же весьма либеральный - Ролс). Словом, схоластика во всей красе.

Amadeus18.01.09 19:50
Stas> В человеческом обществе справедливость невозможна, просто потому, что людям свойственно ошибаться - даже если бы они хотели построить справедливое общество, это бы закончилось провалом.

Речь идет не о достижении абсолютной справедливости, а о степени приближения к нему в том или ином обществе.
Например, уровень социальной защищенности (а именно это подрузамевается под справедливостью) в Германии намного выше, чем в современной России. Там пособие по безработице зачастую выше, чем заработная плата многих бюджетников в России. К этому можно добавить полностью оплаченную государством съемную квартиру и бесплатную медицинскую страховку.

Вообще ощущение справедливости или несправедливости напрямую связано с уровнем доходов населения (бытовыми удобствами), а также с уровнем имущественного расслоения общества (т.е. разницей доходов между богатыми и бедными). Если 70% (или более) населения считают нынешний режим в России несправедливым, то это явно нездоровая ситуация, чреватая социальными потрясениями.

Печально осознавать, что то, что 2 тыс. лет назад понимали древние мыслители, не могут понять современные руководители России.
DeafNet18.01.09 22:25

Amadeus

Понять - одно, другое реализовать, что намного сложнее. У нас "хотели лучше, а получилось как всегда" типичное явление и о многом говорит. Проблема построения уравновешенного социально-ориентированного общества как раз в отсутствии четких реалистических целей и системного подхода у руководства в всей вертикали и горизонтали (про Путина и его команду не говорю, они не делают погоды).

Karabass18.01.09 23:11
"про Путина и его команду не говорю, они не делают погоды" - они делают то, чему погода - по доброй традиции - способствует.
Человекъ18.01.09 23:30

2 xxx

Я пытаюсь сравнивать с частным случаем? Да Бог с вами.

Я атеист.

Я привел вам ссылку насчет охоты, но сообщение куда-то делось. Вы считаете, что Галя Брежнева была частным случаем.

Генсек в СССР был в любой момент времени ровно один.

Нет, инфовойной я называю смакование подобных случаев.

Дорогой друг. Не считая того, что это софистический довод "к городовому" - чьей проблемой является, когда представители федеральной и местной власти и т. н. "бизнес-элиты" творят беззаконие? Америки, Европы, или таки России?

1) Он приводит много сравнений ТОГДА и СЕЙЧАС, хотя это и есть несравнимое.


Это почему? Одна и та же страна на разных стадиях развития -прямой повод для сравнений и анализа.


2) Почему-то все, кто в интернете борется с существующим строем, капитализмом и т.д., поднимают на щит К.Мурзу (или поднимают знамя, на котором он нарисован, как вам будет угоднее). Не будете же вы утверждать, что это случайно? ;-)


Первая часть тезиса ложна (См. весь спектр от Ходорковского до марксистов типа Ниткина и троцкистов ) , дальнейшее обсуждать бессмысленно.

Karabass18.01.09 23:53
Следует поблагодарить редактора за публикацию. Однако в статье не только не указаны пути решения - проблема по сути даже не сформулирована... Или я невнимательно читал?
Человекъ18.01.09 23:55

2 КОТ-1, Scolar, Karabass

У меня ощущение, что вы просто не поняли, что сказал автор.

А сказал он следующее:

1. В стране сосуществуют две системы ценностей - "советская" и "новорусская"

2. Большинство населения живет в "советской системе" ценностей.

3. "Новорусская" система ценностей - безусловно, антисоветская. Совпадает ли она с "западной", "капиталистической"?

4. Берем два примера, одного из столпов "западной цивилизации" Аристотеля и представителя современной мысли, либерального философа Джона Ролса. Соответствует ли понятие "справедливости" у них понятию справедливости в "новорусской" системе? Нет, не соответствует.

5. Вопрос - жизнеспособно ли общество, расколотое на две части с антагонистическими системами ценностей?

Не с "классовой моралью капиталистического общества" в ипостасях угнетателей и угнетенных, ув. КОТ-1, а с "советской" и "антисоветской" моралью, каждая из которых ничего общего с ней не имеет.

Или вы считаете, что достаточно с трибуны объявить, что мы строим капитализм - и автоматически появятся и классы, и классовая мораль? То же самое, кстати, было верно и для социализма, достаточно долгое время.

Karabass19.01.09 01:54

Давайте разберёмся, какие в России имеются классы, а затем подумаем, применИм ли к ситуации классовый подход.

На мой взгляд в России что во времена Аввакума, что Гоголя, что Горького, что Сорокина имелись и имеются два основных класса и одна прослойка. Классы - это: 1) олигархо-чиновничья блатота и 2) безправный труждающийся люд . Оба класса несвободны (каждый, впрочем, по-своему). Прослойка же: авантюристы, традиционно балансирующие в России на грани деклассированности. Буржуазии, т.е. свободных граждан, не обязанных вкалывать с утра до ночи, чтобы жить, но и не являющихся в то же время "элитой" (т.е. классом №1), в нашей стране никогда не было, вернее, они имелись, но в мизерном количестве. Классовое устройство России - что бывшей, что нынешней - мне видится классически: "страна рабов, страна господ". Революции меняют декорации, но не меняют суть.

Вывод (предварительный): поскольку вопросы социальной организации и справедливости исторически в России не претерпевают серьёзных изменений, то для их решения нужно обращаться к удачным прецедентам именно Российской истории, а не куда-то. Уф.

ПС Те, кто разбились в геликоптере - классические русские помещики.

Человекъ19.01.09 02:29

2 Karabass

В целом согласен, хотя сказал бы не "помещики", а "бояре", "уважаемые люди", "хозяева". В общем, система кормлений Московского царства.

Проблема в том, что капитализм в России не запускается по агроклиматическим причинам, в чем в свое время на собственном опыте убедился П. А. Столыпин.

Нынешнее развитие по капиталистическому пути уперлось в неразрешимое противоречие:

С одной стороны, слишком много людей с непомерно высокой по сравнению с другими странами в схожей стадии развития стоимостью жизни - типа восьми тонн условного топлива в год на душу населения на отопление, плюс повышенные трудо- и энергозатраты на выращивание продовольствия, что не оставляет капитализму ресурсов для запуска автономного процесса накопления капитала. Поэтому национальный капитализм мечтает о сокращении населения и оно на деле происходит.

С другой - наличие мировой системы капитализма, которая стремится включить Россию в систему как страну периферийного капитализма, или чисто как колонию, предпочтительно расчлененную. Для успешного сопротивления национальному капитализму требуется, наоборот, наращивать население и военно-промышленный потенциал, что ведет к еще большему уменьшению ресурсов для его развития.

И буржуазии (с пролетариатом вместе) именно потому и нет - крупная, присвоившая советские общественные фонды, уходит за границу - здесь ей просто развернутся негде, т. н. средний класс, мелкая городская буржуазия, барахтается на уровне "мелкого хозяйчика" (с) Маркс, средней практически нет, а заводы и фабрики управляются госбюрократией напополам с "венчурными капиталистами" (авантюристами-временщиками).

Разрешить это противоречие может, по большому счету, только советский путь.

Karabass19.01.09 02:51
Чтож, остаётся надеяться на глобальное потепление - с одной стороны, и на скорейший политический крах вероятного союзника - с другой, ибо ещё одну социалистическую революцию Россия точно не переживёт.
salavat19.01.09 02:55

Кот-1

Очень понравились Ваши соображения про мораль и классовое общество - как то забылся Марксизм с годами безвременья :)

Соединение "ежа с ужом" - внутриклассовой морали и "справедливого" перераспределения прибыли между классами имхо, и здесь я согласен с Вами, практически утопично и невозможно.

Более того, скорее всего, ближайшее время при и после Великой Экономической Депрессии мы увидим, что перераспределение прибыли еще более перекосится (может-быть в сотни раз) относительно сегодняшнего времени в странах "золотого миллиарда", в связи с неизбежным переходом Цивилизации к парадигме Ограничения Потребления.

onceReed19.01.09 03:07

2матроскин. Не добрее, а умнее.

1. вы можете не считать, он может не считать. Но реальность упрямая вещь. Россия капиталистическая страна. У нас общественный способ производства и частное присвоение продукта труда. Это и называется капиталимом.

2. Феодальное общество классово-сословно. Классы есть всегда во всей антогонистической формации, которая состоит из трезх основных форм общества, отличающихся способом производства: рабовладельческим (рабство), феодальным (земельная рента), капиталистическом (капитал).

Это вам для общего образования.

-----------

2Человек. Да все я понял, не бином Ньютона. Благо, сам занимаюсь схожем тематикой. В чем сами можете убедиться. www.zavizenov.ru

Кара-Мурза уже достал своей теорией русской общины. Она разложилась еще в конце XIX века. Но возрадилась в виде СССР, в котором само государство было идельным совокупным капиталистом. Мораль в СССР была общинной, но способ производства - капиталистический. Отсюда у Кара-Мурзы и начинаются косяки.

Проблема Столыпина была вовсе не в общине. В общине отсутствует капитализм, потому, что единицей является сама община, а не е члены. Капитализм появляется только там, где есть право собственности на собственный труд, право его свободной продажи. А это бывает только в гражданском обществе.

В России не было гражданского общетсва, потому Столыпин и старался его привить.

Задача СССР была проста:

1. модернизация через отключение от мировой капиталистической системы,

2. создание гражданского общества.

И теперь мы его имеем. Только в СССР заработало гражданское право - после ВОВ.

Что касается классов, то они и есть капитализм. Как только появляется частная собственность, появляются и классы. Вы в курсе, что в России чстная собственность на средства производства?

onceReed19.01.09 03:14

2салават.

Про классовость культуры см. К. Манхейма "Социология культуры" и особенно, Д. Лукача "История и классовое сознание" и "Пролетарская культура".

Лукача, как классического европейского интеллигента, аж корчит от понимания того, что культура Европы эпохи капитализма разлагается и распадается.

Классовость знаний см. Энгельса "Диалектика природы" и "Немецая идеология" вместе с К. Марксом.

Еще см. В. Плеханова - у него много работ, А. Грамши тоже .

salavat19.01.09 03:18

2 КОТ-1

Спасибо

Учту

 Страница 1 из 3   1 2  3 >Последняя страница » 
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» О "ловушке РКН"
» Разведпризнаки образа будущего
» Почему Америка расхотела воевать с Россией?
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века

 Новостивсе статьи rss

» Хегсет отстранил Дрисколла от переговоров по Украине, пишет Telegraph
» "Донбасс российский". В Кремле ответили на идею Зеленского о референдуме
» Белорусские таможенники выявили крупнейшую в истории партию наркотиков
» Суд РФ заочно осудил прокурора и судей МУС, они получили до 15 лет колонии
» Цены на газ в Европе выросли до 327 долларов за тысячу кубов
» Украина предложила США создать на территории Донбасса свободную экономическую зону
» Банк России намерен оспаривать решение ЕК по использованию активов РФ
» Ученые открыли новое состояние материи в центре Земли

 Репортаживсе статьи rss

» Глава РАН Геннадий Красников: Россия должна стать суверенной и в микроэлектронике
» Как китайский экспорт победил пошлины
» Ольга Ускова: Сейчас не время создавать игрушечных роботов для различных шоу
» Уникальная крепость рубля стала вызовом для России
» Историк рассказал, как лидеры "Большой тройки" спорили из-за Нюрнберга
» Майкл Снайдер: криптоинвесторы потеряли $800,000,000,000 всего за месяц, поскольку принудительные ликвидации сбросили рынок
» Как радиосвязь способна усилить Северный морской путь
» Войска РХБЗ начали вооружать безэкипажными катерами

 Комментариивсе статьи rss

» Инициативы в области ИИ терпят неудачу в 95% случаев – мы находимся на грани кризиса, о котором никто не говорит
» В петле дезинформации
» Арабская зима: интересы ОАЭ и Саудовской Аравии пересеклись в Йемене
» Украина стала поставщиком американского оружия для мексиканских наркокартелей
» Внезапно прозревшие финны должны заплатить за три года русофобии
» Федор Лукьянов: Россия и Индия являются державами, без которых невозможно ничего
» Я тебя породила, я тебя и убью: Франция готовится похоронить Украину и ЕС
» Ближний Восток: поссорит ли Азербайджан и Турцию «израильский вопрос»?

 Аналитикавсе статьи rss

» Выборы на Украине. Контекст
» Как армия китайских роботов обнуляет торговую войну с США?
» Береза-Картузская – продолжение
» Substack: Лишь христианство поможет Западу спастись от развала
» "Ценность науки в предвидении" Валерий Герасимов (та самая "Доктрина Герасимова")
» Softbank тайно избавился от акций Nvidia, а SEC расследует деятельность OpenAI. Лопнет ли пузырь ИИ?
» Экономист Лерон: диверсификация доходов стала вопросом финансовой безопасности
» Какие китайские технологии имеют значение для России и что мы предложим взамен?
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"