“The Jamestown Foundation”,  				США - 09 января 2016 г. 						  "Moldova Ungoverned, Close to State Failure"Буквально в последние дни 2015 года на молдавском политическом  небосклоне возникло новое право-центристское политическое созвездие,  которое еще может открыть путь к спасению почти провалившегося  государства. Но такое спасение, пока возможное, требует определенного  времени для организационной работы. В данный момент Молдова стоит на  перекрестке из трех дорог, каждая из которых ведет к какой-либо форме  государственного крушения:   1) это или прямой развал государственного управления;  2) или поглощение ("захват государства") финансово-политическим магнатом Владимиром Плахотнюком;  3) или преждевременные выборы, которые пророссийские партии выиграют у правящего Альянса за Европейскую Интеграцию.  В Молдове было пять правительств (пять кабинетов с таким же количеством  премьер-министров) в течение 2015 календарного года. Большую часть  этого периода правительства имели временный статус, что означало  урезанные права в части законодательных инициатив или переговоров с  западными партнерами. Соглашение об ассоциации с ЕС Молдова подписала в  июне 2014 года, однако до настоящего времени не было проделано никакой  серьезной работы по его имплементации. В связи с провалом внедрения  европейских стандартов, молдавский сельскохозяйственный экспорт в ЕС  оказался гораздо меньше объема рыночных квот, определенных торговым  соглашением между ЕС и Молдовой.  Плахотнюк и его союзники, не заинтересованные в европейском курсе,  сфокусировались на подчинении, либо разрушении  Либерально-демократической партии, единственной верной прозападной  партии в составе правящей коалиции. Премьер-министры либерал-демократы –  Кирилл Габурич и Валерий Стрелет – были отстранены один за другим, так  же как несколько министров от той же партии. Назначенцы Плахотнюка в  правоохранительной системе дирижировали незаконным задержанием лидера  ЛДП Влада Филата. Институциональный хаос и экономический коллапс подняли  рейтинги и самоуверенность двух новоиспеченных пророссийских партий:  социалистов Игоря Додона и "Нашей Партии" Ренато Усатого. Они догнали  дряхлеющую Коммунистическую партию, они призывают к досрочным выборам,  и, кажется, убеждены, что выиграют эти выборы, если они состоятся.  По меньшей мере 1 миллиард долларов (это равно 15 процентам годового  ВВП Молдовы) исчез из банковской системы - очевидно украден неизвестными  акционерами, при попустительстве правительства. Хищение спровоцировало  необходимость рекапитализации через новые государственные заимствования –  за счет налогоплательщиков. Что запустило цепную реакцию обесценивания  национальной валюты, роста розничных цен и энергетических тарифов, а ВВП  упал на 2 процента в 2015 году. Начиная с середины года, правительство  фактически управляет без денег, без утвержденного государственного  бюджета. Бюджет на 2016 год даже не обсуждается. Нет новых иностранных  инвестиций в 2015 году. Экспорт Молдовы по отношению к 2014 году  сократился на 16 процентов, импорт на 25 процентов.  Европейский Союз, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и прочие  международные кредиторы и доноры приостановили все совместные программы с  Молдовой, ожидая прояснения вопроса с финансовыми злоупотреблениями и с  политической ситуацией в стране. Независимо от этого дела, в России и  на Западе (но не в Молдове) полным ходом идут расследования касательно  отмывания и транзита миллиардов долларов из России на Запад через  молдавские банки.  Развал государства и политическая неразбериха под маркой "европейской  интеграции" дискредитировали правящую коалицию, входящие в нее партии,  проправительственные партии в парламенте, и образ Евросоюза в Молдове.  Поддержка европейской ориентации страны упала до критически низкого  уровня, опросы общественного мнения показывают, что побеждают  беспочвенные симпатии к возглавляемому Россией Евразийскому  Экономическому Союзу. По опросам, рейтинги трех "проевропейских"  правящих партий сползли до 6-процентного порога прохождения в парламент  или даже ниже. Партия Плахотнюка, тем временем, кажется готова даже  усилиться, благодаря ее финансовым ресурсам и искусным тактическим  альянсам.  Эти тенденции, заметные на протяжении нескольких лет, ускорились в 2015  в направлении краха государства. Либерально-демократическая партия, до  2015 года – единственная прозападная партия в правительстве, крупнейшая  прозападная партия в парламенте, и сильнейшая политическая сила в  стране, потеряла финансирование в результате ареста Филата. Теперь ей  приходится выбирать между присоединением к новым право-центристским  партиям, либо альтернативой распада и вхождения её остатков в  правительство под контролем Плахотнюка.  Новые право-центристские партии могут подхватить европейскую идею в  Молдове. Независимо от того, возьмет ли власть коалиция Плахотнюка, или,  по другому сценарию, пророссийские партии выиграют досрочные выборы,  возникающие прозападные партии окажутся в оппозиции в любом случае, и  должны будут побеждать на выборах в следующий раз.  Прозападные силы в Молдове оглядываются на Евросоюз и США в поисках  выхода из ситуации, однако Запад посылает общие пространные сигналы,  возможно не желая вмешиваться, и колеблясь поощрить прозападные силы в  манере, понятной для них и для общества в целом. Ожидаемая от Запада  поддержка должна помочь молдавским прозападным партиям, нацеливающимся  на досрочные парламентские выборы во второй половине 2016 года. Однако  она могла бы стать эффективной только в случае отсрочки выборов, что  позволило бы новым право-центристским партиям подготовиться к  предвыборной кампании. Должным образом организованные и вовремя  состоявшиеся, досрочные парламентские выборы - единственный способ  предотвратить три вышеупомянутых сценария развала государства.  |