ОАК, «Сухой» и «МиГ» объединили в одну компанию
Украинская армия ведет наступление в некоторых районах Донбасса
Военные новости: угроза биотерроризма и два миллиарда долларов на борьбу с ней
23.11.16 20:35 Армия, ВПК, спецслужбы
Военные новости, не попавшие на первые полосы. Выпуск № 45 (121).
Илья Плеханов

В конце октября этого года китайские ученые впервые в истории применили геномный редактор CRISPR/Cas9 для лечения рака легких у человека. Модифицированные редактором клетки успешно ввели в организм добровольца, пока он чувствует себя нормально. Если все будет хорошо и дальше, то искусственным изменением клеток займутся и для других вызвавшихся на эксперимент больных раком добровольцев.

Китай и до этого события называли лидером в генетических исследованиях, еще в 2015 году китайцы ставили эксперименты и редактировали гены зародышевых эмбрионов человека, что пока не приветствуется в тех же США. По сути сегодня идут попытки создать более совершенного человека и с помощью геномного редактора победить различные заболевания, в первую очередь — рак. В декабре 2015 года редактор CRISPR/Cas получил премию "Прорыв года" по версии журнала Science, издаваемого Американской ассоциацией содействия развитию науки.

Но есть и другие опасения относительно использования прорывных редакторов подобного рода.

В США уже в ноябре 2016 года Президентский совет по науке и технологиям (President’s Council of Advisors on Science and Technology, PCAST) направил письмо Бараку Обаме. Письмо было посвящено угрозам биотерроризма, срочной необходимости разработки государственной стратегии по биозащите и описанию опасностей, которые таят в себе генная терапия, синтетические ДНК и редактор CRISPR/Cas9. Совет также хотел бы уже проводить и для Дональда Трампа регулярные консультации по вопросам биотерроризма.

Ученые предлагают создать в США специальный государственный орган и в течение 6 месяцев разработать стратегию по биозащите. Такая стратегия была частично разработана в США еще в 2009 году, но ее внедрение проходит нецентрализованно, меры принимаются лишь рядом государственных структур и без всякой координации.

Не забыли и о деньгах. По мнению Президентского совета по науке и технологиям, необходимо создать фонд в 2 миллиардов долларов, который мог бы быть использован для борьбы с угрозами от новейших биотехнологий, необходимо каждый год тратить до 250 миллионов долларов на создание запасов вакцин и, напоследок, также надо активнее инвестировать в разработку новых антибиотиков и лекарств против искусственно созданных болезней.

Ученые считают, что государство несколько зациклилось на борьбе с такими угрозами, как сибирская язва, оспа, вирус Эбола, и не понимает серьезность происходящего в области генной инженерии.

Государственные исследования в первом случае находятся под жестким контролем и существует ряд ограничений на эксперименты и модификации, например, гриппа. Во втором случае такого контроля пока нет.

Поэтому советники выступают за создание национальной системы контроля за генетическими исследованиями и национальной базы данных ДНК патогенов, чтобы в случае вспышки эпидемии можно было установить, был ли модифицирован или искусственно создан возбудитель болезни.

Чего же боится Президентский совет по науке и технологиям? Есть опасения, что террористы смогут модифицировать вирусы и бактерии таким образом, что с ними больше не смогут бороться существующие лекарства. Причем, под угрозой может находиться не только непосредственно население США, но и важные сельскохозяйственные культуры и поголовье скота, то есть удар может быть нанесен и по продовольственной безопасности страны.

В США борьбой с биотерроризмом занимаются с 2001 года, в ФБР как минимум с 2005 года пытаются "взять на карандаш" тех, кто "играет" с генной инженерией.

Технологии биоинженерии становятся все доступнее, дешевле, а сами лаборатории уже перемещаются буквально в домашние гаражи, которые практически невозможно контролировать властям.

Простейшая версия редактора CRISPR стоит уже всего 140 долларов, материалы для экспериментов к нему меньше 100 долларов, а более сложный набор для "домашней генетической инженерии" — 745 долларов. Понятно, что сегодня студент-террорист не создаст в своем гараже болезнь, которая выкосит миллионы людей, но в обозримом будущем полностью отрицать такой сценарий не стоит.

В феврале 2016 года Директор Службы национальной разведки США Джеймс Клаппер (James Clapper), к удивлению экспертов по безопасности и ученых, приравнял генную инженерию к оружию массового поражения. Угроза от генной инженерии стояла тогда, по мнению Клаппера, в одном ряду с ядерным оружием Северной Кореи, химическим оружием Сирии и крылатыми ракетами России.

В докладе разведывательного сообщества США отмечалось, что угрозу представляют пока не отдельные игроки, а определенные государства: "Исследования в области редактирования генома, проведенные в странах с регулирующими или этическими стандартами, отличающимися от стандартов западных стран, вероятно, увеличивает риск создания потенциально опасных биологических агентов или веществ".

Нельзя не вспомнить о Китае в этом случае и о последних новостях об успехах китайских ученых.

iz0924.11.16 21:52
Китайцы всюду успевают, поэтому их успехи так мало показывают наши СМИ. Что значит народное государство и расстрелы ворья разного калибра.

» На смерть открытого общества
» Последние дни свободы человечества
» С Днем Победы!
» «Темные пятна» биографии Председателя ЦБ РФ
» Последний искренний сталинист
» C 8 Марта, драгоценные женщины!
» С днем защитника Отечества!
» Фонды правят миром